РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Трение и износ в машинах"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа академического бакалавриата

Автомобильный сервис

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н. Харламов Павел Викторович, д.т.н., проф. Шаповалов Владимир Владимирович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Трение и износ в машинах" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Калмыков Борис Юрьевич, Заведующий кафедрой "Техника и технологии автомобильного транспорта", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Трение и и в м_Б_23.03.03_во_8_ТМТ_п37030_46525.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Трение и износ в машинах".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Трение и износ в машинах" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Основы теории надежности", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Автомобильный сервис".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Обзорные лекции", "Эксплуатация транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов

Умеет: выполнять диагностику и анализ причин неисправностей, отказов и поломок деталей и узлов ТиТТМО

Имеет навыки: методами организации вычислительных экспериментов в области профессиональной деятельности

ОПК-3 - готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Знает: основ технологии производства ТиТТМО отрасли и их составных частей; понятия о ремонте, его месте в системе обеспечения работоспособности ТиТТМО отрасли и эффективности его выполнения; о содержании и отличительных особенностях производственного и технологических процессов производства и ремонта ТиТТМО отрасли; о составе операций технологических процессов, оборудовании и оснастке, применяемых при производстве и ремонте ТиТТМО отрасли и их составных частей; методов организации производств реализации ресурсосберегающих технологий в различных условиях хозяйствования; современных методов восстановления деталей и агрегатов ТиТТМО отрасли; системформирования заказов на запасные части и расчета их параметров; организации управления запасами, компьютерных технологий поиска и заказа запасных частей

Умеет: выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами

Имеет навыки: способностью к работе в малых инженерных группах

ПК-21 - готовностью проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Трение и износ в машинах" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования", "Основы теории надежности", "Сопротивление материалов".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 42 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 40 40 40
Лекции (Лек) 10 10 10
Лабораторные работы (Лаб) 10 10 10
Практические, семинары (Пр) 20 20 20
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 42 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 89   33 56
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   33 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 15 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Предмет трибологии. (Компетенция/и ОПК-3)

2. Контактное взаимодействие твердых тел. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-21)

3. Основные процессы, сопровождающие трение. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-21)

4. Основы моделирования фрикционных механических систем. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-21)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   10
2 4 8 5 18
3 2 6 5 19
4 2 4   10
Итого 10 20 10 57
В т.ч. по интерактивным формам 6 8 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Определение основных параметров шероховатости поверхности 2
Определение силы трения скольжения и коэффициента трения скольжения. 3
3 Абразивное изнашивание поверхностей трения. 3
Исследование тепловых явлений при трении. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Профиль рабочих поверхностей деталей. Основные параметры шероховатости. 2
2 Расчет силы трения скольжения и коэффициента трения скольжения. 2
Расчет силы трения качения и коэффициента трения качения 2
Классификация видов трения. 4
3 Факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания элементов машин 2
Зависимость изнашивания, коэффициента трения и величины износа от времени для приработки, установившегося трения, разрушения. 4
4 Основы моделирования элементов механических транспортных систем 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Три основные закона трения скольжения – законы Кулона. 10
2 Номинальная и фактическая площадь контакта при трении твердых тел. 18
3 Виды изнашивания рабочих поверхностей. 19
4 Моделирование элементов механических транспортных систем на примере автомобильного транспорта 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 83 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Повышение износостойкости фрикционных узлов путем подбора оптимальных нагрузочно-скоростных режимов эксплуатации узлов трения : метод. указ. к выполнению курсовых работ и дипломных проектов [для специальности 071200 "Триботехника"] / В.А. Могилевский, Ш.В. Кикичев, Н.В. Дымов, П.В. Харламов ; РГУПС. - Ростов н/Д : 2007. НТБ РГУПС
2 Харламов, П. В. Трение и износ в машинах [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / П. В. Харламов, С. Л. Горин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 51 с. : ил. - Библиогр.: 21 назв. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-3 +
ПК-21 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-21 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Определение трения. Классификация трения по наличию и характеру движения.
2)Силы трения при движении тела по плоскости. Сила трения покоя. Сила трения движения.
3)Основные законы трения скольжения – законы Кулона.
4)Коэффициент трения скольжения. От каких факторов он зависит?
5)Трение качения. Расчет силы трения качения и коэффициента трения качения.
6)Контактное взаимодействие твердых тел. Номинальная и фактическая площадь контакта.
7)Основные параметры шероховатости профиля рабочих поверхностей деталей.
9)Виды трения в зависимости от характера смазки.
10)Зависимость характера трения от режимов работы поверхностей Диаграмма Герси-Штрибека
11)Трение без смазки. Влияние окисной пленки на коэффициент трения
12)Охарактеризовать основные процессы, сопровождающие трение: тепловые, звуковые, электрические, процессы массопереноса.
13)Факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания элементов машин.
14)Основные понятия о механизме изнашивания пар трения (по И.В.Крагельскому)
15)Дать определения изнашивания, интенсивности изнашивания, износа, предельного износа детали (узла).
16)Дать характеристику элементарным видам разрушения поверхностей трения – микрорезанию, царапанию, отслаиванию, выкрашиванию, переносу материала.
17)Стадии изнашивания пар трения. Зависимость изнашивания коэффициента трения и износа от времени для приработки, установившегося трения, разрушения.
18)Механическое изнашивание, его характеристика, примеры.
19)Отличие окислительного изнашивания от фреттинг-коррозии
20)Молекулярно- механическое изнашивание: в каких парах трения встречается наиболее часто?
21)Водородное изнашивание узлов трения. Из каких процессов состоит, как проявляется при трении?
22)Водородное изнашивание диспергированием (ВИДИС) и водородное изнашивание разрушением (ВИРАЗ). При каких условиях работы узлов трения проявляются?
23)Источники поступления триботехнического водорода.
24)Методы борьбы с водородным изнашиванием
25)Избирательный перенос при трении как процесс самоорганизации материи
26)Способы реализации избирательного переноса

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Виды изнашивания поверхностей по ГОСТ 23.002-83
2)Указать, в каких узлах и парах трения наиболее часто встречается усталостное изнашивание, заедание, истирание, абразивное изнашивание.
3)Характеристика и примеры коррозионно-механического изнашивания узлов трения.
4)Принципы подбора материалов для узлов трения
5)Принципы подбора материалов для узлов трения

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Указать, в каких узлах и парах трения наиболее часто встречается усталостное изнашивание, заедание, истирание, абразивное изнашивание.

2)Методы борьбы с водородным изнашиванием.

3)Принципы подбора материалов для узлов трения.

4)Расчет подшипников скольжения.

5)Расчет подшипников качения.

6)Принципы подбора материалов для узлов трения.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-21 8 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Моделирование фрикционных систем : учеб. пособие, Ч. I/ В.И. Колесников, В.В. Шаповалов, А.В. Челохьян и др; РГУПС. -Ростов н/Д, 2010. -213 с.:a-ил. НТБ РГУПС
2 Транспортная триботехника : учеб. пособие, Т. III : Динамический мониторинг мобильных фрикционных систем/ В.В. Шаповалов, А.М. Лубягов, А.А. Зарифьян, И.В. Колесников; ред. В.В. Шаповалов; РГУПС. -Ростов н/Д, 2010. -402 с.:a-схемы 1000 экз. НТБ РГУПС
3 Моделирование фрикционных систем : учеб. пособие. Ч. I / В.И. Колесников, В.В. Шаповалов, А.В. Челохьян и др. - 2010. - 213 с. РГУПС НТБ РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колесников, В. И. Транспортная триботехника (Трибомеханика) : учеб. пособие, Т. 2 / В.И. Колесников, В.Л. Заковоротный, В.В. Шаповалов ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2006. НТБ РГУПС
2 Установки для изучения процессов трения и износа в узлах машин и механизмов : учеб. пособие / Ал.Ан. Демьянов, В.Т. Костыгов, Н.В. Дымов и др ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. НТБ РГУПС
3 Основы трибологии (трение, износ, смазка) : учеб. для втузов / Ред. А.В. Чичинадзе. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Машиностроение, 2001. НТБ РГУПС
4 Колесников, В. И. Транспортная триботехника (трение и износ материалов) : учеб. пособие, Т. I / В.И. Колесников, В.В. Шаповалов, В.А. Кохановский ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2006. НТБ РГУПС
5 Журнал "Трение и износ" ЭБ public.ru
6 Журнал "Транспорт: Наука, техника, управление" ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Харламов П.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Трение и износ в машинах". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кикичев, Ш. В. Оценка возможности возникновения видов изнашивания на стадии проектирования транспортных машин : метод. указ. к практ. занятиям[студентам специальности 071200 "Триботехника"] / Ш.В. Кикичев, В.А. Могилевский, Е.С. Окулова ; РГУПС. - Ростов н/Д , 2007 НТБ РГУПС
3 Харламов, П. В. Трение и износ в машинах [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / П. В. Харламов, С. Л. Горин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 31 с. : ил., табл. - Библиогр.: 7 назв ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 СПС "Консультант +" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46525.