РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Социология управления"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.cоц.н., доц. Большакова Галина Ивановна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Социология управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Социология у_Б_38.03.04_во_4_ГМУ_п38792_46440.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Социология управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Социология управления" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности", "Оценка качества управленческих решений и осуществления административных процессов", "Принятие и исполнение государственных решений";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: понятия социологии управления: социальная среда управления, агрессивность социальной среды, социальная организация и социальный институт, организационная культура, управленческий и социальный контроль, девиантное поведение и проблемы дисциплины.

Умеет: выявлять и анализировать сущность руководства и лидерства, диапазон руководства, стили руководства как форму отношений между руководителем и подчиненным.

Имеет навыки: исполнения роли модератора в социальных отношениях, навыками моделирования современного руководителя, навыками работы в коллективе.

ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знает: основные законы общественного развития, генезис концепций и теорий управления.

Умеет: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социологии управления в профессиональной деятельности.

Имеет навыки: применять: методы социального предвидения, социального прогнозирования, социального планирования, социального проектирования и социально-го программирования; социальные технологии повыше-ния эффективности функционирования организации, об-щества и управления ими.

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов

Умеет: определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Имеет навыки: определения качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявления отклонений и принятия корректирующих мер

ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Социология управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Социология", "Теория организации и управления".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУБ, КУБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 90 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 48 48 48
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 10
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   90
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 90   90
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 90 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 19 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 6 4
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 188   60 128
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 182   60 122
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 19 72 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Роль социологии управления в системе наук об обществе. История социологии управления. (Компетенция/и ОК-6, ОК-7). (Компетенция/и ОК-6, ОК-7)

1.1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания: 1) Роль социологии управления в системе наук об обществе. 2) Социология управления: объект и предмет, место в системе социологического знания. Понятие «управление»; субъект и объект управления. 3) Генезис концепций и теорий управления. 4) Методы и задачи управленческой деятельности. Управленческие отношения. Принципы социологии управления. 4) Основные подходы в социологии управления. 5) Законы и закономерности социологии управления.

1.2. Понятие «социальное управление», субъект и объект управления: 1) Понятие «социальное управление». Отличительные особенности социального управления; его субъекты и объекты. 2) Особенности государства как субъекта социального управления. 3) Модели, методы и задачи управленческой деятельности. Управленческие отношения.

1.3. История социологии управления: 1) Генезис концепций и теорий управления. 2) Теории социального управления: история и современность.

2. Среда и факторы управления. (Компетенция/и ОК-6, ОК-7). (Компетенция/и ОК-6, ОК-7)

2.1. Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики: 1) Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. 2) Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3) Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. Агрессивность социальной среды. 4) Управление в экстремальных ситуациях. Характеристики экстремальных ситуаций. Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения.

2.2. Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде: 1) Понятие социальной проблемы. 2) Социальный процесс как носитель проблем в социальной системе. 3) Виды социальных процессов (социально-экономический, социально-политический, социотехнический). 4) Факторы, влияющие на успешность социальных процессов. 5) Формализация социальных процессов.

2.3. Институционализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов: 1) Социальная организация и социальный институт. Функции социальных институтов в управлении обществом (реляционная, регулятивная, культурная интегративная). 2) Институционализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов. 3) Иерархия в социальных организациях: полномочия и ответственность. 4) Социально-психологический климат в организациях.

3. Управленческий труд. Руководство и лидерство. (Компетенция/и ОК-6, ОК-7). (Компетенция/и ОК-6, ОК-7)

3.1. Личность в системе управления. Мотивация в процессе управления. Управленческие отношения. Кадры в системе управленческих отношений: 1) Управленческие отношения. Мотивация в процессе управления. Отношения руководства-подчинения. Диапазон руководства. Власть и партнерство. Деловые партнеры, сотрудники, коллеги. Соперники и противники. 2) Место и роль кадров в социальных системах управления. Основные принципы работы с кадрами управления. Управленческие кадры и их структура. Принципы кадровой политики. 3) Стиль: понятие и сущность. Стиль как форма отношений между руководителем и подчиненным. Директивный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. 4) Теория стилей Р. Лайкерта. Модель Блейка и Моутона. Концепция страха и любви А.Этциони. Выбор стиля. 5) Лидерство, его сущность, функции, стиль. Шкала лидерского поведения. Диапазон стилей лидерства. 6) Национальные особенности лидерства. Особенности лидерства в России. 7) Правила Д.Карнеги. Авторитет - основа лидерства. 8) Управленец как тип личности. Типы менеджеров: патерналист, маклер, организатор, управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человеческое существо. Решетка менеджмента.

3.2. Организационная культура: составные элементы, типология: 1) Понятие организационная культура. Основные элементы организационной культуры. 2) Усвоение работниками элементов организационной культуры. 3) Сохранение и воспроизводство организационной культуры. 4) Типология организационной культуры. Западная и российская организационная культура. 5) Основные положения методики диагностики формирования и развития организационной культуры. 6) Влияние культуры на организационную эффективность. Управление организационной культурой.

3.3. Управленческий и социальный контроль. Девиантное поведение и проблема дисциплины. Социальный конфликт: предотвращение, выбор стратегии разрешений: 1) Социальные нормы. Элементы социальных норм. 2) Девиантное поведение. 3) Социальный контроль (внешний и внутренний). Элементы социального контроля. Функции социального контроля. Социальные санкции. Агенты формального и неформального контроля. 4) Характеристика конфликтов и их типов. Причины конфликтов в организациях. Способы управления конфликтной ситуацией. 5) Применение социальных технологий к разрешению конфликтных ситуаций. Роль руководителя в урегулировании конфликта.

4. Управленческий цикл. (Компетенция/и ПК-21). (Компетенция/и ПК-21)

4.1. Социальное предвидение, социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное проектирование: сущность, методы, требования: 1) Социальное предвидение: сущность, методы, требования. 2) Роль интуиции в социальном предвидении. 3) Социальное прогнозирование: сущность, методы, эффективность. 4) Неопределенность прогноза, понятие глубины прогнозирования. Анализ объектов прогнозирования, его методы и принципы. Сферы социального прогнозирования. 5) Типология прогнозов. Модели прогнозов. 6) Методы прогнозирования: качественные и количественные. Экстраполяционные методы прогнозирования. Экспертные методы прогнозирования. Мозговой штурм как метод прогнозирования. Метод фокус групп. 7) Социальное планирование: сущность, формы, методы, показатели, нормативы. 8) Социальное проектирование: сущность, методы, этапы. 9) Социальное программирование. Понятие социальной технологии: формы, виды и этапы.

4.2. Информационно-коммуникативные основы управленческой деятельности: 1) Управление как коммуникативная система. 2) Социальная информация как основание принятия управленческого решения. 3) Формализация социальных процессов. 4) Свойства информации. Требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. 5) Источники социальной информации. Методы сбора социологической информации. Алгоритм информационного обеспечения. Методы обеспечения надежности и достоверности информации.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 14 8   22
2 12 8   22
3 14 10   24
4 8 6   22
Итого 48 32   90
В т.ч. по интерактивным формам 6 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Семинар 1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания. Цель занятия – рассмотреть социологию управления как науку и учебную дисциплину. Вопросы для обсуждения: 1. Сопоставляя социологию управления с другими науками об управлении, обоснуйте самостоятельность ее предметного поля. 2. Какова структура социологии управления как научной дисциплины? 3. В чем состоят задачи и функции социологии управления? 4. Законы и закономерности социологии управления. 5. Методы социологии управления: общенаучные и специальные. 6. Основные категории социологии управления и их соотношение. 7. Проинтерпретируйте и сопоставьте понятия: «управлять», «руководить», «властвовать», «командовать». Темы докладов /рефератов 1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания. 2. Задачи социологии управления. 3. Функции социологии управления. 4. Законы и закономерности социологии управления. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов. 2
Семинар 2. Управление как предмет социологического анализа. Цель занятия – рассмотреть социальную природу и сущность управления, субъект и объект социального управления, а также особенности государства как субъекта социального управления. Вопросы для обсуждения: 1.Социальная природа и сущность управления и менеджмента. 2.Субъект и объект социального управления. 3. Методы и задачи управленческой деятельности. 4. Особенности государства как субъекта социального управления. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов. 2
Семинар 3-4. Развитие социологии управления в отечественной и зарубежной науке. Генезис теории управленческих отношений в обществе. Цель занятия – рассмотреть процесс развития социологии управления в отечественной и зарубежной науке, типы и формы управления как исторически сложившиеся проявления власти: демократия, плутократия, охлократия, технократия, партократия, юрократия. Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы управления в системе взглядов Конфуция, Аристотеля, Н.Макиавелли, Г.Гегеля, К.Маркса, В.И.Ленина. 2. Типы и формы управления как исторически сложившиеся проявления власти: демократия, плутократия, охлократия, технократия, партократия, юрократия. 3. Платон и Аристотель о типах управления и их деградации: монархия и тоталитаризм; аристократия и авторитаризм, олигархия; демократия и охлократия, анархия - исторические примеры их проявления. 4. Либерально-демократические идеи управления в России. Социалистическая модель управления: революционная и реформистская концепции. Концепции "организованного капитализма". 5. Вклад Ф.Тейлора, Г.Форда, А.Файоля, Г.Черча, П.А.Керженцева, А.К.Гастева и других в теорию научной организации труда. 6. М.Вебер, Т.Веблен и Д.Бёрнхем - три этапа развития взглядов на управленческие отношения. 4
2 Семинар 5. Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. Цель занятия – рассмотреть внутреннюю и внешнюю социальную среду управления, ее составляющие и характеристики, а также взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия и адаптацию к социальной среде. Вопросы для обсуждения: 1.Среда управления: определение и характеристики. 2.Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3.Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 4. Агрессивность социальной среды. 5. Управление в экстремальных ситуациях. 6.Адаптация к социальной среде. Темы докладов/рефератов: 1.Среда управления: определение и характеристики. 2.Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3.Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 4. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. 5. Способы управления в агрессивной социальной среде. 6.Управление в экстремальных ситуациях. Характеристики экстремальных ситуаций. 7.Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов. 2
Семинар 6. Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде. Цель занятия – рассмотреть социальный процесс как носитель проблем в социальной среде, виды социальных процессов, а также формализацию социальных процессов. Вопросы для обсуждения: 1.Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде. 2. Виды социальных процессов(социально-экономический, социально-политический, социотехнический). 3. Формализация социальных процессов. Темы докладов/рефератов: 1.Общественные процессы как объекты государственного управления. 2.Основные направления деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти. 3.Особенности управления социальной сферой. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов 2
Семинар 7-8. Институализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов. Цель занятия – рассмотреть понятия: «социальная организация» и «социальный институт», функции социальных институтов в управлении обществом, иерархию в социальных организациях: полномочия и ответственность. Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение понятий «управление» и «социальная организация». 2.Понятия: «социальная организация» и «социальный институт». 3.Идеальный тип управления организацией, предложенный М.Вебером. 4.Влияние внутренней и внешней среды на эффективность функционирования социальной организации. Социально-психологический климат в организации. 5. Иерархия в социальных организациях: полномочия и ответственность. 6.Роль командной деятельности в организации. 7. Функции социальных институтов в управлении обществом (реляционная, регулятивная, культурная интегративная). 8. Институализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов. 4
3 Семинар 9.Управленческие отношения. Мотивация в процессе управления. Цель занятия – рассмотреть сущность и типологию социальных отношений; своеобразие социальных отношений, которые возникают и развиваются в системе управления, отношения зависимости и власти, мотивацию в процессе управления. Вопросы для обсуждения: 1. Понятия: «социальные отношения», «власть». 2. Социальные отношения, которые возникают и развиваются в системе управления. 3.Особенности социальной зависимости как вида социальных отношений. 4. Типы господства по М. Веберу. 5. Отношения руководства-подчинения. Диапазон руководства. Власть и партнерство. Деловые партнеры, сотрудники, коллеги. Соперники и противники. 6. Стиль: понятие и сущность. Стиль как форма отношений между руководителем и подчиненным. Директивный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Теория стилей Р.Лайкерта. Модель Блейка и Моутона. Концепция страха и любви А.Этциони. Выбор стиля. 7.Мотивация как процесс деятельности для достижения целей организации. 8. Уровни мотивации поведения человека в организации. 9.Роль руководителя, его стиль и профессиональные качества в формировании мотивации персонала. 10. Методы мотивирования персонала. 2
Семинар 10. Руководство и лидерство. Кадры в системе управленческих отношений. Цель занятия – рассмотреть сущность руководства и лидерства, диапазон руководства, шкалу лидерского поведения и самооценки лидерских качеств, стили руководства как форму отношений между руководителем и подчиненным. Вопросы для обсуждения: 1. Лидерство, его сущность, функции, стиль. Шкала лидерского поведения. Диапазон стилей лидерства. 2.Национальные особенности лидерства. 3.Особенности лидерства в России. 4. Правила Д.Карнеги. Авторитет - основа лидерства. 5.Управленец как тип личности. Типы менеджеров: патерналист, маклер, организатор, управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человеческое существо. Решетка менеджмента. 6. Место и роль кадров в социальных системах управления. Основные принципы работы с кадрами управления. Управленческие кадры и их структура. Принципы кадровой политики. Ситуационная игра 1:«Моделирование современного руководителя». Ситуационная игра2: « Прием и устройство на работу». 2
Семинар 11-12. Организационная культура: структура, типология. – 4 часа Цель занятия – рассмотреть понятие организационной культуры, ее структуру, типологию, особенности усвоения работниками элементов организационной культуры, а также западную и российскую организационную культуру. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие организационная культура. 2. Основные элементы организационной культуры. 3. Усвоение работниками элементов организационной культуры. 4. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. 5. Типология организационной культуры. 6. Западная и российская организационная культура. 7. Основные положения методики диагностики формирования и развития организационной культуры. 8. Влияние культуры на организационную эффективность. 9. Управление организационной культурой. 4
Семинар 13. Управленческий и социальный контроль. Социальный конфликт, управление конфликтами – 2 часа Цель занятия – рассмотреть понятие социальные нормы, девиантное поведение и проблемы дисциплины, элементы социального контроля, социальные санкции, агенты формального и неформального контроля, а также понятие конфликта, типология конфликтов, способы управления конфликтной ситуацией. Вопросы для обсуждения: 1.Социальные нормы. Элементы социальных норм. 2. Девиантное поведение. 3. Социальный контроль (внешний и внутренний). Элементы социального контроля. Функции социального контроля. 4.Социальные санкции. 5.Агенты формального и неформального контроля. 6. Характеристика конфликтов и их типов. 7. Причины конфликтов в организациях. 8. Способы управления конфликтной ситуацией. 9. Применение социальных технологий к разрешению конфликтных ситуаций. 10. Роль руководителя в урегулировании конфликта. 2
4 Семинар 14. Управленческий цикл. Социальное предвидение: сущность, методы, требования. - 2 часа Цель занятия – рассмотреть сущность и природу понятия «управленческий цикл»; функции управленческого цикла; факторы, влияющие на успешность управленческого цикла, мотивацию в процессе управления. Рассмотреть сущность социального предвидения, методы социального предвидения, а также роль интуиции в социальном предвидении. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность и природа понятия «управленческий цикл» 2.Функции управленческого цикла: планирование, организация, мотивация, контроль. 3. Факторы, влияющие на успешность управленческого цикла. 4. Сущность социального предвидения как основы социального прогнозирования. 5. Методы социального предвидения. 6. Роль интуиции в социальном предвидении. 2
Семинар 15. Социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное проектирование и социальное программирование, социальные технологии: сущность, виды, этапы и эффективность. - 2 часа Цель занятия – рассмотреть место и роль прогнозирования в управлении как процесса выработки вариантов научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, а также типологию прогнозов, алгоритм управленческого прогнозирования, принципы и методы прогнозирования, ограничения прогнозирования, типичные ошибки в прогнозах. Вопросы для обсуждения: 1. Место и роль прогнозирования в управлении. 2. Неопределенность прогноза, понятие глубины прогнозирования. 3. Анализ объектов прогнозирования, его методы и принципы. 4. Сферы социального прогнозирования. 5. Алгоритм (технология) управленческого прогнозирования. 6. Методы и принципы прогнозирования. 7. Ограничения прогнозирования. Типичные ошибки в прогнозах. 8. Понятие и сущность социального планирования. 9. Методы социального планирования. 10. Социальные показатели и их роль в совершенствовании планирования. 2
Семинар 16. Информационно-коммуникативные основы управленческой деятельности.- 2 часа Цель занятия – рассмотреть сущность управления как коммуникативной системы, сущность понятия «информация»; свойства информации; особенности социальной информации; источники социологической информации; алгоритм информационного обеспечения; методы обеспечения надежности и достоверности информации. Вопросы для обсуждения: 1. Управление как коммуникативная система. 2. Социальная информация как основание принятия управленческого решения. 3. Свойства информации (релевантность, надежность, оптимальность, достоверность, доступность, системность, новизна). 4. Требования, предъявляемые информации, используемой в управлении. 5. Структура социальной информации. 6. Первичная и вторичная формы социальной информации. 7. Источники социальной информации. 8. Методы сбора социологической информации. 9.Анализ и оценка социальной информации. 10. Алгоритм информационного обеспечения. 11. Проблема достоверности социологической информации. 12. Методы обеспечения надежности и достоверности информации. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии управления. Социальная сущность управления Предмет, задачи и функции социологии управления. Содержательная структура социологии управления. Принципы социального управления. Основные этапы зарождения и развития социологии управления. Развитие управленческих концепций и развитие социального фактора в управлении. «Идеальный тип» административной организации М.Вебера Вклад школы «человеческих отношений» в развитие управления Государственное регулирование в управлении Объекты социального управления, их типологизация. Методы управления, их классификация и функции. Основные понятия и свойства систем. Социальные системы. Системный подход в управлении. Закономерности управления в социальных системах. Структура социального управления. 22
2 Особенности современного российского управления Социология управления и социальная инженерия Социальная организация и управление. Социология управления и социальный порядок. Социальная среда и факторы управления. Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде. Институциализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивание государственных интересов. 22
3 Современные проблемы технологической культуры. Линейная организационная структура управления, вертикальная структура управления, матричная структура управления.Механизм социального управления Закономерности функционирования и развития управленческих отношений. Виды отношений в социальном управлении. Организация управленческих отношений. Прогнозирование развития социальных процессов. Управление социальными процессами в организациях. Власть и управление. 24
4 Информационное обеспечение социального управления.Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управленческого решения. Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения. Организация социологического исследования в управлении Особенности современного российского управления Социология управления и социальная инженерия. 22

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 182 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова, Г.И. Социология управления: учеб.-метод. пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности "Государственное и муниципальное управление" / Г. И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 46 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Большакова, Г. И. Социология управления: учеб.-метод. пособие к выполнению контр. работ/ Г. И. Большакова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 22 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-6 +
ОК-7 +
ПК-21 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-7 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-21 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии упрвления. 2. Разработка и реализация органами государственной власти федеральных, региональных и муниципальных социальных программ. 3. Социальные технологии в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 4. Социальная эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в регионе. 5. Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РФ. 6. Местное самоуправление в России (основные модели). 7. Концепция разделения властей и практика их применения в России. 8. Роль политических партий в системе государственного управления в РФ. 9. Манипулирование как вид политического управления и совокупность политических технологий. 10. Политика и власть. Роль политических элит в эффективном функционировании власти. 11. Социальная политика как разновидность политики. Особенности управления социальной сферой. 12. Стратегия развития государственного управления. 13. Регион как объект государственного управления. 14. Инновационные управленческие технологии в системе государственного и муниципального управления. 15. Управленческое и правовое обеспечение экономической реформы. 16. Организация муниципального управления в Ростовской области. 17. Государственный чиновник в России: история становления и современность. 18. Система контрольных органов в России и современность: сравнительный анализ. 19. Региональные политические партии и движения. 20. Государственный служащий в России: исторический опыт развития и современность.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Место социологии управления в системе наук об обществе.
2) Теории социального управления: история и современность.
3) Социологии управления: объект и предмет, место в системе социологического знания.
4) Понятие «управление»; субъект и объект управления.
5) Методы и задачи управленческой деятельности.
6) Принципы социологии управления.
7) Понятие «социальное управление». Отличительные особенности социального управления; его субъекты и объекты.
8) Особенности государства как субъекта социального управления.
9) Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. Агрессивность социальной среды.
10) Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения.
11) Понятия «Социальная организация» и «Социальный институт».
12) Функции социальных институтов в управлении обществом (реляционная, регулятивная, культурная интегративная).
13) Иерархия в социальных организациях: полномочия и ответственность.
14) Управленческий труд, управленческий и социальный контроль.
15) Руководство и лидерство.
16) Параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов.
17) Социально-психологический климат в организации.
18) Организационная культура: составные элементы, типологии.
19) Управленческий и социальный контроль.
20) Девиантное поведение и проблема дисциплины.
21) Социальный конфликт: предотвращение, выбор стратегии разрешения.
22) Социальное предвидение: сущность, методы, требования.
23) Социальное прогнозирование: сущность, методы, эффективность. Методы прогнозирования: качественные и количественные.
24) Социальное планирование: сущность, формы, методы, показатели, нормативы.
25) Социальное проектирование: сущность, методы, этапы.
26) Социальное программирование: сущность, методы.
27) Понятие социальной технологии: формы, виды и этапы, инновационные технологии.
28) Факторы, влияющие на успешность социальных процессов и внедрение инноваций.
29) Мотивация в процессе управления.
30) Информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на эффективность функционирования организации.
2) Продиагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию и внедрению инноваций.
3) Проанализировать функции социальных институтов в управлении обществом.
4) Осуществить анализ типичных ошибок руководителя.
5) Определить место и роль кадров в социальных системах управления.
6) Определить стиль руководства, выявить проблемы и разработать план корректирующих мероприятий.
7) Выявить причины конфликтов в организации, роль лидера и руководителя в разрешении конфликтов.
8) Определить параметры качества управленческого решения.
9) Провести анализ осуществления административных процессов, выявить отклонения и разработать корректирующие меры.
10) Использовать социологические методы на всех этапах социального программирования.
11) Проанализировать особенности инновационных социальных технологий в различных сферах общественной жизни.
12) Проанализировать факторы, влияющие на успешность управленческого цикла.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

2) Исполнения роли модератора в социальных отношениях в коллективе.

3) Управления конфликтной ситуацией в организации.

4) Управления организационной культурой.

5) Применения методов социального предвидения.

6) Применения технологий управленческого прогнозирования.

7) Разработки социальной карты региона как инструмента социального планирования.

8) Применения методов социального проектирования.

9) Минимизации футурофобии при внедрении социальных инноваций.

10) Мотивирования персонала.

11) Составления анкеты и вопросов для интервью.

12) Определения качества управленческих решений, выявления отклонений и принятия корректирующих мер.

13) Определения качества осуществления административных процессов, выявления отклонений и принятия корректирующих мер.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 4 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 4 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-21 4 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Социология управления : учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс) ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Граждан В.Д.. Социология управления : учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. — 4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2019. — 607с. — (Серия : Бакалавр. Углублённый курс) ЭБС Юрайт
2 Тощенко, Ж. Т. Социология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова Г.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Социология управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г.И. Социология управления: учеб.-метод. пособие для выполнения практических работ студентами специальности "Государственное и муниципальное управление" / Г. И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 49 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46440.