РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Основы государственного и муниципального управления"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.cоц.н. Усатая Наталья Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Основы государственного и муниципального управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, зав. кафедрой теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Основы г и м у_Б_38.03.04_во_34_ГМУ_п39210_46438.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы государственного и муниципального управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы государственного и муниципального управления" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Государственная и муниципальная служба", "Муниципальное право", "Принятие и исполнение государственных решений";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные принципы функционирования местной власти

Умеет: принимать участие в проектировании организационных действий; эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности

Имеет навыки: оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ

ПК-18 - способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности

Знает: основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; процессы групповой динамики и принципы формирования команды

Умеет: анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; эффективно участвовать в групповой работе

Имеет навыки: навыками деловых коммуникаций

ПК-19 - способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

Знает: виды государственных решений и методы их принятия; основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе

Умеет: определять параметры качества управленческих решений осуществлять административные процессы, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Имеет навыки: практическими навыками решения конкретных проектно-управленческих вопросов; современными методами управления человеческими ресурсами

ПК-21 - умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры

Знает: профили деятельности своей будущей профессии

Умеет: стремиться к наиболее полному освоению трудовых навыков и профессионального мастерства

Имеет навыки: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности

ДПК-1 - осознавать профили деятельности своей будущей профессии, стремиться к наиболее полному освоению трудовых навыков и профессионального мастерства

Место дисциплины 1Б.Б "Основы государственного и муниципального управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Конституционное право", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУБ, КУБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 10 зачетных единиц (360 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 162 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 144 144 64 80
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
18 18 5 13
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 153   39 114
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 118   39 79
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 360 162 144 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 10   4 6

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 10 зачетных единиц (360 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 36 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4     4
Практические, семинары (Пр) 8 8   4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
16 16 4 6 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 74   64   10
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР) 10       10
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 64   64    
Контроль, всего и в т.ч. 250     58 192
Экзамен (Экз) 192       192
Зачет (За) 58     58  
Общая трудоемкость, часы 360 36 72 72 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 10        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Государственное управление как объект научного изучения. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21, ДПК-1)

1.1. Основные подходы к пониманию сущности государственного управления.

1.2. Методологические основы необходимости государственного управления.

1.3. Государственное управление как особая область труда и сфера деятельности.

1.4. Отличительные черты менеджмента в публичном и частном секторах.

2. Основы государственного управления. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21)

2.1. Понятие и сущность государственного управления: Понятие, основы и принципы государственного управления. Понятие и основы государственного управления. Понятие управления. Управление как социальное явление и его необходимость. Публичная власть в государственном управлении. Управление и непосредственная демократия. Принципы государственного управления. Функции и характерные черты государственного управления. Пределы государственного управления. Виды управления.Субъекты, объекты государственного управления. Содержание и элементы государственного управления.Государственное управление как отрасль знания. Методы изучения государственного управления. Взаимосвязь государственного управления с другими отраслями. Правовая основа и источники государственного управления. Государственное и муниципальное управление как учебная дисциплина.

2.2. Основные научные школы, изучающие систему государственного управления: Развитие представлений о формах государственного устройства. Платон – Аристотель – Гоббс – Макиавелли – Кант –Гегель –Маркс – Ленин – Вебер. Российский либерализм XIX в. и поиск оптимальной модели местного самоуправления.Основные этапы развития современной теории государственного управления. Классическая школа и школа человеческих отношений. Функции управления и общие принципы управления А. Файоля. Поведенческий, системный и ситуационный подходы в государственном управлении.Концепция мягкого мышления. Организационная кибернетика. Монетаристская концепция государственного регулирования. Концепция социального государства. Информационное государство. Информационная парадигма в государственном управлении. Синергетический закон эволюционных корреляций. Иерархическая и информационная модели управления.

2.3. Субъекты, объекты и содержание государственного управления: Социальная природа государства и его признаки. Понятие государства. Теории возникновения государства. Признаки государства. Формы государства. Общественные функции государства. Тенденции развития государства.Государственное управление как способ реализации государственной власти. Понятие и виды государственной власти. Легитимный характер государственной власти. Единство государственной власти и разделение ее ветвей. Государственная политика в гражданском обществе.Влияние социальных норм в государственном управлении. Виды социальных норм. Понятие и особенности права как разновидности социальных норм. Влияние и проявление воздействия правовых норм в государственном управлении. Источники правовых норм.

2.4. Структура управленческой деятельности: Общие черты управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности. Методы управленческой деятельности. Формы управленческой деятельности.Организационная структура государственного управления. Построение организационной структуры государственного управления. Условия и факторы, влияющие на формирование организационной структуры управления. Элементы организации. Организационные основания формирования структур.Орган, звено, подсистема государственного управления. Классификация государственных органов. Звено, подсистема. Организация органа государственного управления.Понятие управленческой технологии. Понятие и стадии управленческой деятельности. Управленческое решение.

2.5. Территориальная структура государственного управления в России: Общегосударственное управление. Федерализм в государственном управлении. История российского федерализма. Суверенитет и федерализм. Государственное управление и система государственных органов в России.Государственное управление субъекта Федерации. Субъекты Российской Федерации и их виды. Государственное управление и управление субъекта Федерации. Органы управления субъекта Федерации.Вопросы управления автономиями.Административно-территориальное деление и государственное управление.

2.6. Государство как управляющая система: Основные направления в государственном управлении. Государственное регулирование в сфере экономики. Управление в социальной сфере. Государственное управление в административно-политической сфере.Государственное управление в различных ветвях власти. Конституционные принципы построения государственных органов.

2.7. Структура органов государственной власти в Российской Федерации: Президент РФ в системе управления государством. Особенности института Президента в системе государственного управления. Правовой статус Президента России. Порядок замещения должности Президента.Роль законодательной власти в управлении государством. Правовой статус Федерального Собрания РФ. Структура и порядок формирования законодательного органа власти России. Функции Федерального Собрания РоссииПравительство России как субъект государственного управления. Правосубъектность Правительства России. Функции Правительства РФ. Формы осуществления исполнительной власти.Судебная власть в государственном управлении» Особенности Судебной власти» Структура судебной системы России.

2.8. Государственный аппарат в системе управления государством: Социальная природа государственного аппарата. Элементы и структура государственного аппарата. Понятие и элементы аппарата государственного управления. Понятие государственного органа. Структура государственного органа. Организационная структура государственного управления.Орган исполнительной власти и его правовой статус. Понятие органа исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти.

3. Основы публично-административного менеджмента. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21, ДПК-1)

3.1. Территориальная организация российского общества: Эволюция административно-территориального деления в Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации. Виды и полномочия субъектов Федерации.Современное административно-территориаль-ное устройство Российской Федерации. Территориальные основы организации публичной власти.

3.2. Региональное управление в системе государственного управления: Конституционные основы организации государственной региональной политики. Предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.Государственная региональная политика и экономическая политика региона. Основные цели государственной региональной политики. Институциональные основы региональной политики в Российской Федерации.Регион как субъект хозяйственной инициативы. Инструменты и формы реализации экономической политики региона. Особенности государственного управления в городах федерального значения.

3.3. Организация межбюджетных отношений в исполнении государственных функций: Основные функции бюджетной систем страны. Структура бюджетной системы Российской Федерации. Сущность и основные проблемы бюджетного федерализма. Типы бюджетных систем.Инструменты регулирования межбюджетных отношений. Структура доходов и расходов бюджетов.Основные направления бюджетного регулирования. Особенности принятия и исполнения государственных бюджетов. Основные тенденции развития бюджетной системы России.

3.4. Кадровая основа государственного управления: Цели административной реформы в повышении качества государственной службы в Российской Федерации. Основные направления административной реформы в Российской Федерации.Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг. Саморегулируемые организации.Государственная служба: основные принципы. Категории государственной службы в Российской Федерации. Квалификационные разряды государственной службы в Российской Федерации.

3.5. Система стратегического и территориального планирования: Публично-административный менеджмент и его функции. Функция планирования в системе публично-административного менеджмента: основные принципы.Стратегическое планирование в Российской Федерации. Программы социально-экономического развития территорий.Территориальное планирование. Градостроительные регламенты. Взаимосвязь стратегического и территориального планирования.

3.6. Организационные аспекты государственного управления: Иерархический и функциональный способы организации органов власти. Типы организационных структур в публично-административной сфере. Программно-целевые методы в деятельности органов государственной и муниципальной власти.Организация государственных и муниципальных закупок. Бюджетирование, ориентированное на результат. Типовая структура организации деятельности администрации.Контроль в публично-административной сфере. Мотивация деятельности органов публичной власти.

3.7. Принятие решений в сфере государственного управления: Особенности принятия публично-административных решений. Порядок принятия публично-административных решений. Административные регламенты.Информационная поддержка принятия публично-административных решений. Роль научных исследований в подготовке и принятии административных решений.Регламенты работы представительных органов власти. Критерии выбора административных решений.

3.8. Прогнозирование как функция государственного управления: Прогнозирование и планирование. Функции прогнозирования. Особенности прогнозирования в деятельности публичных органов власти. Основные виды прогнозов.Экстраполяционный и сценарный прогнозы. Морфологический прогноз. Технология форсайта.

4. Программы как современные технологии государственного планирования и управления. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21)

4.1. Планирование как обязательное условие прогрессивного развития современного общества.

4.2. Программы как основной метод планирования развития в государстве.

4.3. Структура государственных программ в Российской Федерации.

4.4. Оценка государственных программ: типы оценок, методика проведения программной оценки.

Семестр № 4

5. Региональное управление: современные проблемы и пути их решения. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21, ДПК-1)

5.1. Понятие и особенности регионального управления.

5.2. Система регионального управления за рубежом.

5.3. Региональное управление в Российской Федерации: основные проблемы и направления.

5.4. Новые технологии управления регионами в Российской Федерации: программы развития, агломерация, кластеры.

6. Основы муниципального управления. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21)

6.1. Теоретические основы муниципального управления: Природа местного самоуправления. Сущность местного самоуправления и его взаимосвязь с развитием общества. Основные теории местного самоуправления. Процесс муниципального управления. Основные факторы, определяющие особенности муниципального управления.Принципы местного самоуправления. Атрибуты местного самоуправления. Преимущества и критерии местного самоуправления.Правовая основа местного самоуправления. Конституционная основа местного самоуправления. Федеральное законодательство, определяющее функционирование местного самоуправления. Система муниципальных правовых актов.Характеристика муниципального управления как научной дисциплины. Цели и задачи, методы муниципального управления как научной дисциплины. Место муниципального управления в системе научных дисциплин.

6.2. Опыт муниципального управления в России и за рубежом: Опыт становления местного самоуправления в России. Местное управление в России XVI-XVIII вв. Развитие местного самоуправления в России XIX – начала ХХ в. Оценка земского опыта местного самоуправления в России. Местное самоуправление в СССР.Современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации. Развитие российского местного самоуправления в конце ХХ в. Современное состояние реформы и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.Сравнительный анализ зарубежного опыта. Зарубежные модели местного самоуправления. Местное самоуправление в США. Местное управление в Великобритании. Местное управление во Франции. Коммунальное управление в Германии. Тенденции развития муниципального управления за рубежом.

6.3. Муниципальное образование и муниципальное хозяйство: Характеристика муниципального хозяйства. Понятие муниципального хозяйства. Специфика муниципального хозяйства. Структура муниципального хозяйства. Управление муниципальным хозяйством. Модели муниципальных хозяйств. Ресурсы муниципального хозяйства.Характеристика муниципального образования. Понятие муниципального образования. Муниципальное образование как социально-экономическая система. Муниципальное образование и местное сообщество. Особенности муниципальных образований. Критерии систематизации муниципальных образований. Основные типы муниципальных образований в Российской Федерации.Муниципальная территория. Проблемы установления оптимальной территории муниципального образования. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ – о территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации.

6.4. Полномочия, права и ответственность органов местного самоуправления: Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий. Государственная и муниципальная власть как уровни управления государством. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления. Контроль со стороны государства над деятельностью органов местного самоуправления.Предметы ведения и права муниципальных образований. Определение объема компетенции муниципальных образований. Роль и функции местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Вопросы местного значения. Основные права органов местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.Ответственность органов местного самоуправления. Ответственность перед населением. Ответственность перед государством. Ответственность перед физическими и юридическими лицами.

6.5. Состав, структура и функции органов местного самоуправления: Состав, задачи и формы органов местного самоуправления. Предназначение и классификация органов местного самоуправления. Состав органов местного самоуправления. Организационные модели местного самоуправления: зарубежный опыт. Модели организации местной власти в Российской Федерации.Организационная структура местной администрации: принципы, методы построения и направления совершенствования. Формирование структуры местного самоуправления. Функции и структурные подразделения муниципального образования. Представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования. Местная администрация: принципы построения и типы структуры. Иные органы местного самоуправления. Направления совершенствования организационных структур местного самоуправления.Принятие решения в процессе муниципального управления.

6.6. Эффективность деятельности органов муниципального управления: Критерии эффективности деятельности местного самоуправления. Использование современных информационных технологий в работе местных администраций. Межмуниципальное и международное сотрудничество.Союзы и ассоциации муниципальных образований за рубежом.Союзы и ассоциации муниципальных образований в Российской Федерации.

6.7. Экономическая основа местного самоуправления: Понятие экономической основы местного самоуправления. Муниципальная собственность. Понятие муниципальной собственности. Объекты и субъекты муниципальной собственности. Муниципальная и другие типы собственности: сравнительная характеристика. Формирование муниципальной собственности.Права и полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью. Полномочия органов местного самоуправления в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

6.8. Особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления: Создание муниципальных предприятий, учреждений, организаций. Муниципальный заказ. Особенности внешнеэкономической деятельности местного самоуправления.Основы управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Понятие социально-экономического развития муниципального образования. Процесс управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Структура и функции управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

7. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21)

7.1. Инструменты и механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального образования: Основные направления социально-экономического развития города. Управление процессами развития промышленного производства. Управление развитием транспорта и связи. Управление развитием строительного комплекса муниципального образования. Управление формированием финансового потенциала муниципального образования.Управление процессами занятости населения муниципального образования. Управление процессами формирования и использования доходов населения, социальной защиты и мобильности. Управление образовательными процессами. Управление процессами культурного развития. Управление процессами охраны здоровья населения на уровне муниципального образования.

7.2. Планирование социально-экономического развития муниципального хозяйства: Научные основы муниципального планирования. Необходимость и сущность планирования в деятельности местной власти. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.Муниципальное хозяйство как объект планирования. Значение и структура муниципального хозяйства как объекта планирования. Проблемы развития муниципального хозяйства и необходимость их учета в планировании.

7.3. Планирование развития жилищно-коммунального хозяйства: Формирование программы развития жилищно-коммунального хозяйства. Планирование жилищного строительства. Планирование развития объектов. Плановое регулирование капитального ремонта и реконструкции объектов городского хозяйства.Планирование мероприятий по благоустройству территории. Планирование развития пассажирского транспорта.

7.4. Финансы местного самоуправления: Понятие финансов муниципального образования. Определение понятия муниципальных финансов. Принципы муниципальных финансов.Правовые основы муниципальных финансов. Европейская хартия о местном самоуправлении - о финансовых основах местной власти. Федеральное законодательство России - о финансах местного самоуправления. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области муниципальных финансов.Управление муниципальными финансами. Содержание процесса управления муниципальными финансами. Муниципальный финансовый механизм. Планирование в системе муниципального финансового управления.

7.5. Понятие и виды местных бюджетов: Понятие местного бюджета. Виды местных бюджетов. Доходы местных бюджетов. Источники доходов местных бюджетов. Структура доходной части местного бюджета. Налоги как основной источник доходов муниципального бюджета. Распределение налоговых полномочий по уровням власти. Механизм выравнивания доходов муниципальных бюджетов. Муниципальный кредит.Расходы местных бюджетов. Виды бюджетных расходов. Планирование расходов местного бюджета. Влияние реформы местного самоуправления на структуру бюджетных расходов муниципальных образований.

7.6. Бюджетирование в управлении муниципальными финансами. Бюджетный процесс: Актуальность и сущность системы бюджетирования. Алгоритм бюджетирования. Бюджетный процесс.Оценка сбалансированности бюджетной системы региона. Обеспеченность местной власти собственными средствами и сбалансированность бюджетной системы региона. Муниципальные внебюджетные фонды. Финансовый контроль.

7.7. Муниципальная служба: Характеристика муниципальной службы. Понятие муниципальной службы. Принципы муниципальной службы. Задачи и функции муниципальной службы. Особенности муниципальной службы.Ограничения, связанные с муниципальной службой. Ограничения по выполнению другой оплачиваемой деятельности. Запрет на предпринимательскую деятельность. Другие запреты для муниципальных служащих. Правовая регламентация муниципальной службы.Статус муниципального служащего. Гарантии муниципальных служащих. Права и обязанности муниципальных служащих. Институт аттестации муниципальных служащих.

7.8. Деятельность местных администраций: Организация работы местной администрации. Значение и регламентация работы местной администрации. Организация работы главы администрации муниципального образования и его заместителей. Организация работы аппарата местной администрации. Организация работы коллегии администрации. Работа администрации с гражданами (клиентами).Планирование работы местной администрации. Планы работы администрации. Планирование индивидуальной работы муниципального служащегоКонтрольная работа в местной администрации. Сущность и значение контрольной работы администрации. Контроль над исполнением документов.

8. Институты непосредственной демократии в местном самоуправлении. (Компетенция/и ПК-18, ПК-19, ПК-21, ДПК-1)

8.1. Муниципальные выборы.

8.2. Досрочный отзыв детупата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления.

8.3. Местный референдум.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   10
2 8 8   10
3 8 8   10
4 8 8   9
5 8 8   20
6 8 8 8 20
7 8 8   20
8 8 8 8 19
Итого 64 64 16 118
В т.ч. по интерактивным формам 34 34 12  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
6 Поиск, подбор, анализ, изучение нормативных праввых актов в СПС "Консультант Плюс" и (или) "Гарант" 8
8 8.1 Муниципальные выборы 8.2 Досрочный отзыв детупата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления 8.3 Местный референдум 8

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.1 Основные подходы к пониманию сущности государственного управления 1.2 Методологические основы необходимости государственного управления 1.3 Государственное управление как особая область труда и сфера деятельности 1.4 Отличительные черты менеджмента в публичном и частном секторах 8
2 Понятие и сущность государственного управления 1
Государство как субъект управления общественными процессами 1
Система государственного управления 2
Внутренняя и внешняя политика современного государства 2
Исследование проблем в организации эффективной работы органов власти Российской Федерации 2
3 Региональное управление 2
Государственное регулирование экономики 2
Государственное управление социальной сферой 2
Управление обеспечением национальной безопасности 2
4 4.1 Планирование как обязательное условие прогрессивного развития современного общества 4.2 Программы как основной метод планирования развития в государстве 4.3 Структура государственных программ в Российской Федерации 4.4 Оценка государственных программ: типы оценок, методика проведения программной оценки 8
Семестр № 4
5 5.1 Понятие и особенности регионального управления 5.2 Система регионального управления за рубежом 5.3 Региональное управление в Российской Федерации: основные проблемы и направления 5.4 Новые технологии управления регионами в Российской Федерации: программы развития, агломерация, кластеры 8
6 Теоретические основы муниципального управления 2
Современное состояние местного самоуправления в Российской Федерации 2
Зарубежный опыт организации муниципальной власти 2
Муниципальное образование и муниципальное хозяйство 2
7 Правовой статус органов местного самоуправления 2
Финансово-экономические основы местного самоуправления 2
Деятельность местных администраций 2
Информационное обеспечение государственного и муниципального управления – «Электронное правительство» 2
8 8.1 Муниципальные выборы 8.2 Досрочный отзыв детупата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления 8.3 Местный референдум 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1.1 Основные подходы к пониманию сущности государственного управления 1.2 Методологические основы необходимости государственного управления 1.3 Государственное управление как особая область труда и сфера деятельности 1.4 Отличительные черты менеджмента в публичном и частном секторах 10
2 1) Функции государственного управления. 2) Формы и методы государственного контроля. 3) Принципы и сущность федерализма. Особенности российского федерализма. 4) Конституционное разделение властей и государственное управ-ление. 5) Предметы ведения Российской Федерации. 6) Статус субъектов Российской Федерации и предметы их веде-ния. 7) Федеральные органы законодательной и исполнительной власти и их функции. 8) Функции и структура органов исполнительной власти субъекта Федерации. 9) Основное содержание договоров о разграничении предметов ве-дения между РФ и республикой в составе Российской Федера-ции. 10) Президент Российской Федерации как глава государства. 11) Совет Федерации и Государственная Дума: порядок формирования и полномочия. 10
3 12) Административная реформа в Российской Федерации: концеп-ция и практика реализации. 13) Правительство: порядок формирования и полномочия. 14) Федеральные органы исполнительной власти в субъектах Феде-рации. 15) Судебная система Российской Федерации. 16) Центральные органы с особым статусом. 17) Цели и основные положения региональной политики. 18) Реализация национальных проектов в Российской Федерации. 19) Методы регулирования социально-экономического развития ре-гиона. 20) Принципы разработки и основные направления стратегии соци-ально-экономического развития Российской Федерации. 21) Государственная Дума и законотворческий процесс. 22) Принципы формирования и порядок принятия государственного бюджета. 23) Информационное обеспечение принятия и реализации решений органов управления. 24) Основные приоритеты государственного регулирования эконо-мики на современном этапе. 25) Основные рычаги государственного воздействия на экономику. 10
4 4.1 Планирование как обязательное условие прогрессивного развития современного общества 4.2 Программы как основной метод планирования развития в государстве 4.3 Структура государственных программ в Российской Федерации 4.4 Оценка государственных программ: типы оценок, методика проведения программной оценки 9
Семестр № 4
5 5.1 Понятие и особенности регионального управления 5.2 Система регионального управления за рубежом 5.3 Региональное управление в Российской Федерации: основные проблемы и направления 5.4 Новые технологии управления регионами в Российской Федерации: программы развития, агломерация, кластеры 20
6 26) Основные модели местного самоуправления: сравнительный анализ зарубежного опыта. 27) Этапы становления и развития местного самоуправления в Рос-сии. 28) Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки. 29) Приоритеты современной промышленной политики. 30) Государственное управление научными учреждениями. 31) Формы управления государственным имуществом. 32) Основные направления муниципального управления. 33) Особенности административно территориального деления в Рос-сийской Федерации. 34) Структура органов местного самоуправления. 35) Функции представительных органов власти. 36) Функции исполнительных органов местного управления. 37) Социальная эффективность местного самоуправления: общее и особенное. 38) Основные принципы организации и деятельности органов мест-ного самоуправления. 39) Сочетание и взаимодействие на местном уровне институтов прямой и представительной демократии. Формы участия населе-ния в осуществлении местного самоуправления 40) Место местных бюджетов в структуре бюджетной системы Рос-сийской Федерации. Принципы формирования местных бюдже-тов в системе межбюджетных отношениях. 41) Экономическая база развития местного самоуправления. 42) Правовые основы местного самоуправления. 20
7 43) Система государственного регулирования земельных отноше-ний: региональный аспект. 44) Местное самоуправление и гражданское общество: диалектика становления и развития. 45) Государственная политика в сфере реформирования ЖКХ в ус-ловиях рыночной экономики: проблемы и пути их решения. 46) Экономические и правовые основы становления и развития ме-стного самоуправления (региональный аспект). 47) Основные принципы реформирования системы местного само-управления и муниципального управления на современном эта-пе. 48) Проведение земельной реформы на региональном или муници-пальном уровнях. 49) Избирательная система Российской Федерации: правовые и фи-нансово-экономические аспекты (региональный аспект). 50) Управление земельными ресурсами в муниципальном образова-нии. 51) Система управления государственной собственностью. 52) Контроль и проверка исполнения решений в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления. 53) Межбюджетные отношения в укреплении финансовой самостоя-тельности муниципальных образований. 54) Становление и развитие системы социальной защиты (регио-нальный и муниципальный уровень). 55) Местные представительные органы в регулировании социально-экономического развития территорий. 56) Социально-экономическое развитие муниципального образова-ния: правовой, организационный и экономический аспекты. 57) Социально-экономические аспекты молодежной политики в ре-гионе. 58) Взаимодействие государственного управления с местным само-управлением. 59) Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России. 60) Внутренняя и внешняя политика современного государства. 61) Сравнительный анализ административных реформ в зарубежных странах. 20
8 8.1 Муниципальные выборы 8.2 Досрочный отзыв детупата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления 8.3 Местный референдум 19

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 64 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мишина, Н.В. Основы государственного и муниципального управления: учебно- методическое пособие / Н.В. Мишина; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. – 92 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ПК-18 + +
ПК-19 + +
ПК-21 + +
ДПК-1 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-18 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-19 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-21 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ДПК-1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти…. 2. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления…. 3. Полномочия органов местного самоуправления…. 4. Устав муниципального образования… 5. PR-политика в деятельности органов власти…. 6. Избирательный процесс: правовые основы и реализационные технологии…. 7. Кадровая политика органов муниципального управления…. 8. Проблемы модернизации муниципального управления…. 9. Муниципальная служба в системе муниципального управления…. 10. Реформа местного самоуправления…. 11. Межбюджетные отношения в системе муниципального управления…. 12. Муниципальная экономическая политика: основные тенденции и проблемы на современном этапе... 13. Избирательные технологии как инструмент активизации социальной активности электората... 14. Взаимодействие органов местного самоуправления с коммерческими организациями (на примере территории или администрации). 15. Проблемы внедрения технологии «электронное правительство» (на примере…). 16. Критерии оценки коммуникативной компетентности государственного (или муниципального) служащего…. 17. Критерии оценки коммуникаций в органах местного самоуправления (государственной власти) (на примере...). 18. Конфликты в аппарате органов местного самоуправления и пути их разрешения (на примере…). 19. Современные технологии формирования положительного имиджа муниципального служащего (на примере…). 20. Применение современных информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении (на примере…).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Анализ действующей стратегии МО и выявление точек роста. 2. Диагностика проблем муниципального образования и стратегические методы их решения 3. Формулировка миссии муниципального образования на основании модели системы сбалансированных показателей 4. Анализ проблемного поля муниципальных образований. 5. Анализ положений и законов, регламентирующих «регулирование деятельности муниципальных образований» 6. Деловой кейс на сопоставление стратегий развития 7. Диагностика и сопоставление системных свойств развития муниципальных образований, как сложных социальных систем. 8. Пошаговая разработка стратегии муниципального образования на основании кейсов, составленных по существующей ситуации в регионах. 9. Управление изменениями в муниципальном образовании, через инструмент разработки стратегии по методу «Венсила-Лагранжа». 10. Исторический экскурс стратегии развития муниципальных образований. 11. Регион как объект стратегического управления. 12. Зарубежный опыт организации местной власти. 13. Обзор законодательного регулирования деятельности муниципальных образований. 14. Классификация функций муниципального управления. 15. Видение и миссия муниципального образования 16. Принципы построения структуры управления. 17. Консалтинг как ресурс диагностики и развития муниципального образования. 18. Методика годового планирования социально-экономического развития муниципального образования. 19. Уровни разработки стратегии муниципального образования. 20. Силы движущие и сдерживающие изменения в муниципальных образованиях. 21. Анализ взаимоотношения власти, бизнеса и сообщества муниципального образования (на примере города, поселка, области и т.д.). 22. Мониторинг реализации стратегического плана (на примере). 23. Стратегические варианты развития города. 24. Обзор типовых стратегий развития муниципальных образований.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие, основы и принципы государственного управления
2) Функции и характерные черты государственного и муниципального управления
3) Субъекты, объекты и содержание государственного управления
4) Государственное управление как отрасль знания и учебная дисциплина
5) Методы изучения государственного управления
6) Взаимосвязь государственного управления с другими отраслями
7) Правовая основа и источники государственного управления
8) Социальная природа государства и его признаки
9) Понятие государства. Теории возникновения государства
10) Формы государства. Общественные функции государства
11) Государственное управление как способ реализации государственной власти
12) Понятие и виды государственной власти
13) Единство государственной власти и разделение ее ветвей
14) Государственная политика в гражданском обществе
15) Структура управленческой деятельности: общие черты, функции, формы и методы управленческой деятельности
16) Организационная структура государственного управления
17) Стадии управленческой деятельности и понятие управленческой технологии
18) Территориальная структура государственного управления в России
19) Федерализм в государственном управлении. История российского федерализма
20) Государственное управление и система государственных органов в России
21) Государственное управление субъекта федерации. Субъекты Российской Федерации и их виды
22) Административно-территориальное деление и государственное управление
23) Государство как управляющая система. Основные направления в государственном управлении
24) Государственное регулирование в сфере экономики
25) Государственное управление в социальной сфере
26) Государственное управление в административно-политической сфере
27) Конституционные принципы построения государственных органов
28) Президент РФ в системе управления государством. Особенности института Президента в системе государственного управления
29) Правовой статус Президента России. Порядок замещения должности Президента
30) Роль законодательной власти в управлении государством
31) Правовой статус Федерального Собрания РФ
32) Структура и порядок формирования законодательного органа власти России
33) Функции Федерального Собрания России
34) Правительство России как субъект государственного управления. Правосубъектность Правительства России
35) Функции Правительства РФ. Формы осуществления исполнительной власти
36) Судебная власть в государственном управлении. Особенности судебной власти
37) Структура судебной системы России
38) Государственный аппарат в системе управления государством: понятие, элементы и структура государственного аппарата
39) Орган исполнительной власти и его правовой статус. Виды органов исполнительной власти
40) Муниципальное образование как объект управления
41) Управление градообслуживающей сферой
42) Муниципальное управление социальной сферой
43) Муниципальное управление экономикой
44) Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования
45) Организация деятельности муниципальной власти
46) Особенности муниципального управления в городах федерального значения
47) Особенности муниципального управления в сельской местности
48) Законность в деятельности органов исполнительной власти: понятие законности и способы ее обеспечения
49) Контроль как способ обеспечения законности. Общественный контроль
50) Обжалование решений органов исполнительной власти
51) Контрольные полномочия Президента РФ
52) Контрольные полномочия органов законодательной власти
53) Контрольные полномочия органов исполнительной власти
54) Контрольные полномочия органов судебной власти
55) Надзор как способ обеспечения законности и его виды
56) Прокурорский надзор. Административный надзор
57) Роль коммуникаций в системе управления. Понятие коммуникации и ее особенности
58) Виды коммуникативных связей. Понятие и виды коммуникативных сетей
59) Информация как фактор оптимизации системы управления. Понятие информации. Управленческие операции с информацией
60) Виды информации в сфере управления. Требования к информации в процессе управления и операции с информацией.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать,толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом на примере действующей редакции Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ-ления в Российской Федерации».
2) Анализировать внешнюю внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию на примере Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону
3) Анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону
4) Анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом на примере основных положений действующей редакции Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
5) Применять современные социальные технологии для реализации управленческих процессов в обществе и его различных подсистемах на примере органов местного самоуправления.
6) Анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности.
7) Эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды
8) Определять параметры качества управленческих решений
9) Принимать корректирующие меры при отклонении от заданных результатов

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать навыки анализа различных правовых явлений, юридических фактов,правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности на примере Инструкции по делопроизводству в Правительстве Ростовской области.
2) Продемонстрировать навыки оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ навыками работы с правовыми актами Регламента Правительства Ростовской области
3) Продемонстрировать навыки структуру органов государственного и муниципального управления
4) Продемонстрировать навыки оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;
5) Продемонстрировать навыки эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности
5) Продемонстрировать навыки оценки эффективности и результативности деятельности органов государственной и муниципальной власти
6) Продемонстрировать навыки осуществления административных процессов
7) Продемонстрировать навыки определения и оценки отклонений от заданного результата


Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Конституционные основы местного самоуправления.
2) Понятие и принципы местного самоуправления.
3) Основные функции местного самоуправления.
4) Основные организационные формы местного самоуправления.
5) Основные органы местного самоуправления и их должностные лица.
6) Представительный орган муниципального образования.
7) Глава муниципального образования.
8) Местная администрация (исполнительный орган муниципального образования.
9) Устав муниципального образования.
10)Конституционные гарантии местного самоуправления.
11) Анализ действующей стратегии муниципального образования и выявление точек роста.
12) Диагностика проблем муниципального образования и стратегические методы их решения.
13) Формулировка миссии муниципального образования на основании модели системы сбалансированных показателей.
14) Анализ проблемного поля муниципальных образований.
15) Анализ положений и законов, регламентирующих «регулирование деятельности муниципальных образований».
16) Диагностика и сопоставление системных свойств развития муниципальных образований, как сложных социальных систем.
17) Управление изменениями в муниципальном образовании, через инструмент разработки стратегии по методу «Венсила-Лагранжа».
18) Исторический экскурс стратегии развития муниципальных образований.
19) Зарубежный опыт организации местной власти.
20) Обзор законодательного регулирования деятельности муниципальных образований.
21) Классификация функций муниципального управления.
22) Видение и миссия муниципального образования.
23) Консалтинг как ресурс диагностики и развития муниципального образования.
24) Методика годового планирования социально-экономического развития муниципального образования.
25) Уровни разработки стратегии муниципального образования.
26) Силы движущие и сдерживающие изменения в муниципальных образованиях.
27) Взаимоотношения власти, бизнеса и сообщества муниципального образования (на примере города, поселка, области и т.д.).
28) Стратегические варианты развития города.
29) Обзор типовых стратегий развития муниципальных образований.
30) Основные признаки местного самоуправления и их отражение в Европейской Хартии местного самоуправления.
31) Основные этапы развития местного самоуправления в истории России.
32) Реформирование системы местного самоуправления на современном этапе.
33) Основные направления реформирования местного самоуправления на территории Ростовской области.
34) Принципы взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
35) Сравнительный анализ организационных моделей местного самоуправления.
36) Органы местного самоуправления в Ростовской области.
37) Муниципальная служба как особый вид профессиональной деятельности.
38) Муниципальный служащий, его правовой статус.
39) Местный бюджет: его составляющие, особенности формирования и источники пополнения.
40) Формы и способы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
2) ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
3)анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления
оперировать юридическими понятиями и категориями;
4)анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
5)анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
6)использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)юридической терминологией.

2)навыками работы с правовыми актами.

3)навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-18 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-19 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-21 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 3 1, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 1. Государственное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 276 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Государственное и муниципальное управление в 2 ч. Часть 2. Муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. ЭБС Юрайт
2 Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Л. Купряшин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 500 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Усатая Н.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы государственного и муниципального управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Мишина, Н.В. Основы государственного и муниципального управления: учебно- методическое пособие / Н.В. Мишина; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. – 92 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 www.consultant.ru - Справочная правовая система «КонсультантПлюс» О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46438.