РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретическая механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Теоретическая механика (практикум)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа академического бакалавриата

Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Олешко Сергей Борисович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Теоретическая механика (практикум)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретическая механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Чебаков Михаил Иванович, Зав. отделом, НИИМиПМ ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Теоретическая м (_Б_23.03.03_во_4_Термех_п46010_46392.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретическая механика (практикум)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теоретическая механика (практикум)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Сопротивление материалов (практикум)";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: реакции связей, условий равновесия плоской и пространственной систем сил, теории пар сил, кинематических характеристик точки, частных и общих случаев движения точки и твердого тела, дифференциальных уравнений движения точки, общих теорем динамики, теории удара

Умеет: использовать законы и методы теоретической механики как основы описания и расчетов механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Имеет навыки: элементами расчета теоретических схем механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

ОПК-3 - готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Знает: реакции связей, условий равновесия плоской и пространственной систем сил, теории пар сил, кинематических характеристик точки, частных и общих случаев движения точки и твердого тела, дифференциальных уравнений движения точки, общих теорем динамики, теории удара

Умеет: выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности; использовать законы и методы теоретической механики как основы описания и расчетов механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования; осуществлять постановку и решение задач с использованием знаний по теоретической механике в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: способностью к работе в малых инженерных группах

ПК-20 - способностью к выполнению в составе коллектива исполнителей лабораторных, стендовых, полигонных, приемо-сдаточных и иных видов испытаний систем и средств, находящихся в эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Теоретическая механика (практикум)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретическая механика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭБ, ТЭБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 7 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 97   31 66
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 85   31 54
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 7 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Динамика системы материальных точек и твердого тела. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Принцип Даламбера:: 1) Силы инерции. 2) Принцип Даламбера 3) Определение динамических реакций подшипников при вращении твердого тела вокруг неподвижной оси.

1.2. Силовое поле.Обобщенные силы:: 1) Силовое поле. 2) Потенциальное силовое поле и силовая функция. 3) Потенциальная энергия. 4) Примеры потенциальных силовых полей. 5) Закон сохранения механической энергии. 6) Понятие обобщенных сил.

1.3. Принцип возможных перемещений:: 1) Связи. 2) Обобщенные координаты. 3) Возможные перемещения. 4) Принцип возможных перемещений.

1.4. Общее уравнение динамики:: 1) Общее уравнение динамики 2) Примеры применения общего уравнения динамики.

1.5. Уравнения Лагранжа 2-го рода:: 1) Вывод уравнения Лагранжа 2-го рода. 2) Случай консервативной системы.

2. Аналитическая динамика. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-20)

2.1. Малые колебания:: 1) Малые колебания с одной степенью свободы. 2) Общий случай малых колебаний системы около положения устойчивого равновесия.

2.2. Устойчивость состояния покоя системы:: 1) Условия равновесия консервативной системы сил. 2) Понятие об устойчивости состояния покоя системы.

3. Элементарная теория удара. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-20)

3.1. Теория удара:: 1) Основное уравнение теории удара. 2) Удар шара о неподвижную поверхность. 3) Коэффициент восстановления при ударе. 4) Потеря кинетической энергии при ударе.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   21
2 6 8   24
3 4 2   20
Итого 16 16   65
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Принцип возможных перемещений 2
Общее уравнение динамики 2
Уравнения Лагранжа 2-го рода 2
2 Определение условий равновесия системы. Устойчивость равновесия. 2
Малые колебания с одной степенью свободы. 4
Устойчивость движения. 2
3 Удар 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Лагранжевы координаты 21
2 Принцип Гамильтона -Остроградского 24
3 Задача о баллистическом маятнике 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 85 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теоретическая механика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов технических специальностей / С.Б. Олешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/ Д, 2017 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-3 +
ПК-20 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-20 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- применение принципа возможных перемещений к решению задач о равновесии сил, приложенных к механической системе с одной степенью свободы;;

- применение общего уравнения динамики при исследовании движения механической системы;;

- применение уравнения Лагранжа второго рода при исследовании движения механической системы.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Определение силы инерции.
2)Определение силового поля.
3)Определение силовой функции.
4)Определение различных видов связей.
5)Формулировка уравнений Лагранжа 2-го рода.
6)Условия устойчивого и неустойчивого равновесия.
7)Теорема Лагранжа-Дирихле.
8)Определение квазиупругого коэффициента.
9)Свойства малых колебаний.
10)Определение удара.
11)Характеристики ударной силы.
12)Теорема об изменении количества движения механической системы при ударе в векторной форме.
13)Теорема об изменении количества движения механической системы при ударе в проекциях на оси координат.
14)Определение коэффициента восстановления.
15) Теорема Карно.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определить силу инерции.
2)Применить принцип Даламбера к решению задач(например, к определению реакций связей)
3)Применить общее уравнение динамики для определения ускорения грузов и натяжения в ветвях нитей, к которым прикреплены грузы.
4)Применить уравнения Лагранжа 2-го рода для определения ускорения грузов и натяжения в ветвях нитей, к которым прикреплены грузы.
5)Определить положения равновесия механической системы.
6)Провести исследование устойчивости найденных положений равновесия.
7)Определить коэффициент восстановления при ударе.
8)Определить скорости двух шаров при ударе.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Задача на использование принципа Даламбера.

2)Задача на использование принципа возможных перемещений.

3)Задача на использование обобщенного уравнения динамики.

4)Задача на использование уравнений Лагранжа 2-го рода.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 4 1, 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-20 4 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Козинцева С.В. Теоретическая механика: учебное пособие / С.В.Козинцева, М.Н. Сусин. - 2-е изд.- Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 153с. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сидашов, А.В. Теоретическая механика: учеб. пособие / А.В. Сидашов, В.П. Шехов, Е.А. Василькова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 118 с.: 95 ил.– Библиогр.: с. 114. ЭБС РГУПС
2 Горбач, Н. И. Теоретическая механика. Динамика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. И. Горбач. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 320 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олешко С.Б. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретическая механика (практикум)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Теоретическая механика (практикум). Учебно-методическое пособие по проведению практических занятий для студентов технических специальностей / С.Б. Олешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 33с ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 46392.