РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Строительная механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Сопротивление материалов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Программа прикладного бакалавриата

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Набоков Александр Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Сопротивление материалов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Строительная механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Литвинов Степан Викторович, Заведующий кафедрой "Cопротивление материалов", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Сопротивление м_Б_08.03.01_во_34_Строймех_п35334_45411.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Сопротивление материалов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Сопротивление материалов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основания и фундаменты", "Строительная механика";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные положения и расчетные методы, на которых базируется изучение специальных курсов всех строительных конструкций

Умеет: применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач

Имеет навыки: навыками расчета элементов строительных конструкций и сооружений на прочность,жесткость, устойчивость

ОПК-2 - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат

Место дисциплины 1Б.Б "Сопротивление материалов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Начертательная геометрия. Инженерная графика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗГБ, СГБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 133 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 120 120 64 56
Лекции (Лек) 30 30 16 14
Лабораторные работы (Лаб) 30 30 16 14
Практические, семинары (Пр) 60 60 32 28
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
13 13 8 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 110   63 47
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 20   10 10
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 90   53 37
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 133 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 28 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 18 18 6 12
Лекции (Лек) 6 6 2 4
Лабораторные работы (Лаб) 6 6 2 4
Практические, семинары (Пр) 6 6 2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 247   126 121
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 232   126 106
Контроль, всего и в т.ч. 13   4 9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За) 4   4  
Общая трудоемкость, часы 288 28 141 147
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Введение в курс. Центральное растяжение и сжатие. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Основы дисциплины «Сопротивление материалов»: 1) Основные понятия, определения, допущения и принципы. 2) Метод сечений. Внутренние силовые факторы. 3) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих.

1.2. Центральное растяжение и сжатие: 1) Напряжения и деформации при растяжении и сжатии. 2) Закон Р.Гука. 3) Испытание конструкционных материалов на растяжение и сжатие. Механические свойства материалов. 4) Понятие о расчетах на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса.

1.3. Расчеты стержней на прочность и жесткость: 1) Условие прочности, подбор сечений. 2) Статически неопределимые задачи при растяжении и сжатии.

2. Геометрические характеристики поперечных сечений. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Основные геометрические характеристики плоских фигур: 1) Статические моменты плоских фигур. 2) Моменты инерции плоских фигур. 3) Моменты инерции простейших фигур. Моменты инерции составных фигур.

2.2. Главные оси и главные моменты инерции плоских сечений: 1) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей. 2) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей. 3) Главные оси и главные моменты инерции. 4) Радиус инерции.Эллипс инерции.

3. Напряженное и деформируемое состояние в точке. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Напряженное состояние в точке: 1) Напряженное состояние при растяжении-сжатии. 2) Тензор напряжений. Главные площадки и главные напряжения. Виды напряженных состояний.

3.2. Оценка прочности материалов при сложном напряженном состоянии: . Оценка прочности материалов при сложном напряженном состоянии: 1) Деформированное состояние в точке. Связь между напряжениями и деформациями. Понятие о тензоре деформаций. 2) Эквивалентное напряжение. Основные теории прочности.

4. Сдвиг. Кручение. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Расчеты на сдвиг и кручение: 1) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге. Закон Гука при сдвиге. Основы расчета на сдвиг. 2) Кручение. Общие понятия и допущения. 3) Напряжения и деформации при кручении стержня с круглым поперечным сечением. Условия прочности и жесткости при кручении.

Семестр № 4

5. Плоский прямой изгиб. (Компетенция/и ОПК-2)

5.1. Внутренние силовые факторы при плоском прямом изгибе: 1) Основные понятия. 2) Дифференциальные зависимости между q, Q и M. Правила построения эпюр.

5.2. Расчеты балок на прочность: 1) Нормальные напряжения в поперечном сечении балок при чистом изгибе. 2) Расчеты на прочность по нормальным напряжениям при изгибе. Критерии рациональности сечений. 3) Касательные напряжения в поперечном сечении балок при поперечном изгибе. Формула Д.И. Журавского.

5.3. Расчеты балок на жесткость: : 1) Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки. Интегрирование дифференциального уравнения изогнутой оси балки. 2) Метод начальных параметров. Универсальное уравнение упругой линии.

6. Косой изгиб. (Компетенция/и ОПК-2)

6.1. Косой изгиб: 1) Основные понятия. 2) Напряжения и перемещения при косом изгиб. Уравнение и свойства нейтральной линии.

7. Внецентренное растяжение-сжатие. (Компетенция/и ОПК-2)

7.1. Внецентренное растяжение-сжатие: 1) Основные понятия. Уравнение и свойства нейтральной линии. 2) Ядро сечения. Построение ядра сечения для простейших фигур.

8. Устойчивость сжатых стержней. (Компетенция/и ОПК-2)

8.1. Основы теории расчета на устойчивость: 1) Понятие о критической силе и критическом напряжении. 2) Вывод формулы Эйлера для критической силы. Гибкость стержня. 3) Влияние способа закрепления концов стержня на значение критической силы.

8.2. Расчет на устойчивость сжатых стержней: 1) График критических напряжений пластичных материалов. Пределы применимости формулы Эйлера. Формула Тетмайера – Ясинского. 2) Порядок расчета сжатых стержней. Рациональные формы сечений сжатых стоек.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 10 8 16
2 4 6   10
3 4 6   23
4 2 10 8 4
5 6 16 8 18
6   4 2 7
7 4 4 2 4
8 4 4 2 8
Итого 30 60 30 90
В т.ч. по интерактивным формам     30  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Л.Р.№1Испытание на растяжение углеродистой стали 2
Л.Р.№2.Определение модуля упругости стали при растяжении 2
Л.Р.№3Определение коэффициента поперечной деформации. 2
Л.Р,№4Испытание на сжатие стали, чугуна и древесины. 2
4 Л.р.№5 Испытание на срез стали и скалывание древесины 2
Л.р.№6 Испытание на кручение стали, чугуна, древесины 2
Л.р.№7 Определение модуля сдвига стали при кручении 2
Л.р.№8 Исследование напряжений при кручении трубы 2
Семестр № 4
5 Л.р. № 9 Исследование напряжений при изгибе двутавровой балки. 2
Л.р.№10 Определение перемещений при плоском изгибе. 2
№11 Определение опорной реакции статически неопределимой балки 2
Л.р. №17 Испытание на ударный изгиб стали и чугуна. 2
6 Л.р. №11 Определение перемещений при косом изгибе. 2
7 Л.р. №13 Исследование напряжений при внецентренном растяжении стержня. 2
8 Л.Р. №15 Определение критической силы при продольном изгибе стержня. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1)Расчеты на растяжение и сжатие. 2)Учет собственного веса при расчетах на растяжение (сжатие). 3)Расчет статически неопределимой стержневой системы. 4)Расчет с учетом монтажных напряжений. 5)Расчеты на растяжение(сжатие) с учетом нагрева. 10
2 1)Определение положения центра тяжести сложной фигуры. 2)Моменты инерции площадей фигуры. 3)Расчет и построение эллипса инерции. 6
3 1)Линейное и плоское напряженное состояние. Аналитический и графический способ определение напряжений.2)Решение задач с использованием теорий прочности. 6
4 1)Расчеты на сдвиг. 2)Расчеты на кручение вала круглого поперечного сечения. 3)Расчеты заклепочных конструкций. 4)Расчеты сварных швов 10
Семестр № 4
5 1)Построение эпюр ВСФ. 2)Расчеты на прочность. 4
1)Расчеты на прочность при изгибе двухопорной балки. 2)Расчет консольной балки. 3)Расчет консольной рамы. 4)Расчет статически определимой двухопорной рамы. 8
Определение перемещений при изгибе. 4
6 Расчеты на косой изгиб. 4
7 1)Расчеты на прочность при внецентренном растяжении-сжатии. 2)Построения ядра сечения при внецентренном растяжении-сжатии. 4
8 1)Расчет критической силы для сжатой стойки. 2)Подбор величины поперечного сечения для сжатой стойки. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 История сопротивления материалов как науки. 4
Расчеты с учетом температурных и монтажных напряжений. 6
Понятие о ползучести, релаксации, последействии, длительной прочности. 6
2 Вычисление главных центральных моментов сложных сечений. Радиус инерции и эллипс инерции. Практическое применение эллипса инерции. 10
3 Прямая задача в плоском напряженном состоянии. Круг напряжений (круг Мора). . 5
Обратная задача в плоском напряженном состоянии. 4
Объёмное напряженное состояние 5
Обобщенный закон Гука для изотропного материала. Тензор деформации. Аналогия между напряженным и деформированным состояниями. 5
Удельная потенциальная энергия деформации и ее деление на энергии изменения объема и формы. 4
4 Статически неопределимые задачи на кручение валов. 4
Семестр № 4
5 Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки. Интегрирование дифференциального уравнения изогнутой оси балки. 4
Определение наибольшего прогиба балки при произвольном приложении нагрузки. 2
Расчет статически неопределимых балок 2
Метод начальных параметров. 4
Универсальное уравнение упругой линии. 2
Статически неопределимые двух опорные балки. Методы их расчета. 4
6 Проверка прочности при косом изгибе. Определение положения нейтральной линии. 7
7 Приближенный способ определения прогибов при продольно-поперечном изгибе. Определение напряжений при продольно-поперечном изгибе 4
8 Приближенный способ определения прогибов при продольно-поперечном изгибе. Определение напряжений при продольно-поперечном изгибе 6
Рациональные формы расчета сжатых стоек. 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 232 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Муратов А. С. Введение в сопротивление материалов : учеб. пособие / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура, В.А. Мишин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 140 с. ЭБС РГУПС
2 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине "Сопротивление материалов" : учеб.-метод. комплекс/ РГУПС; ред. И.А. Нахимович. -Ростов н/Д, 2010. -117 с. ЭБС РГУПС
3 Личковаха, А. С. Расчет статически неопределимых плоских рам методом сил [Текст] : учеб. пособие / А. С. Личковаха, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2019. - 81 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР№1- расчеты на растяжение-сжатие и кручение;;

РГР№2- расчеты на прочность,жесткость и устойчивость.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цель курса. Основные задачи, решаемые в курсе сопротивления материалов. Понятие прочности, жесткости, устойчивости, упругости и пластичности.
2) Понятие о внешней силе, классификация внешних сил. Понятие о расчетной схеме.
3) Основные гипотезы о свойствах материала.
4) Понятие о внутренней силе. Метод сечений. Внутренние силовые факторы.
5) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих.
6) Напряжения и деформации в брусе от собственного веса. Ступенчатый брус и брус равного сопротивления.
7) Понятие о продольной силе. Методика ее определения. Правило знаков. Понятие об эпюре. Роль эпюр в прочностных расчетах.
8) Закон Р. Гука при одноосном напряженном состоянии. Понятие о жесткости сечения бруса при растяжении (сжатии).
9) Напряжения и деформации в брусе от собственного веса.
10) Диаграмму растяжения малоуглеродистой стали. Прочностные параметры и параметры пластичности.
11) Анализ напряженного состояния при одноосном растяжении (сжатии). Понятие о главных напряжениях.
12) Диаграммы сжатия различных материалов.
13) Отличия условной и истинной диаграммы растяжения. Понятие о наклепе.
14) Понятие о потенциальной энергии деформации растяжения и сжатия. Понятие о площади диаграммы растяжения как мере работы, затраченной на разрыв.
15) Статически неопределимые задачи при растяжении и сжатии.
16) Статические моменты плоских фигур. Понятие о центре тяжести плоской фигуры.
17) Моменты инерции плоских фигур. Центробежный и полярный моменты инерции.
18) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей.
19) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей.
20) Главные оси и главные моменты инерции. Понятие о радиусе инерции и эллипсе инерции.
21)Понятие о сложном напряженном состоянии. Напряжения в точке. Тензор напряжений.
22) Виды напряженных состояний. Главные площадки и главные напряжения.
23) Обобщенный закон Гука для изотропного материала. Тензор деформации.
24) Понятие эквивалентного напряжения при сложном напряженном состоянии.
Основные теории прочности.
25) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге.
26) Основные понятия о практических расчетах на сдвиг, смятие и срез.
27) Общие понятия о кручении и допущения, применяемые при расчетах.
28) Основы построения эпюр крутящих моментов.
29) Напряжения и деформации при кручении стержня с круглым поперечным сечением.
30) Условия прочности и жесткости при кручении.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Объяснить порядок выбора расчетных схем.
2) Объяснить порядок построения эпюры продольных сил.
3) Записать и объяснить формулу для определения нормальных напряжений в поперечных сечениях бруса при деформации растяжения-сжатия.
4) Объяснить сущность принципа независимости действия сил.
5) Объяснить понятие абсолютной продольной деформации и абсолютной поперечной деформации стержня при растяжении-сжатии.
6) Записать и пояснить формулу для определения относительной продольной деформации стержня.
7) Пояснить понятие коэффициента Пуассона.
8) Сформулировать закон Гука и записать его математическое выражение.
9) Объяснить соответствие внутренних силовых факторов и основных видов деформаций.
10) Дать понятие центрального растяжения (сжатия).
11) Перечислить внутренние силовые факторы, возникающие в поперечных сечениях бруса в общем случае нагружения.
12) Сформулировать гипотезу плоских сечений Бернулли.
13) Сформулировать сущность метода сечений.
14) Перечислить геометрические характеристики плоских сечений и дать их определение.
15) Дать понятие главных, центральных и главных центральных осей сечения.
16) Объяснить понятие центра тяжести сечения.
17) Записать зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей.
18) Записать и пояснить формулу для определения положение центра тяжести составной фигуры.
19) Сформулировать понятия линейного, плоского и объемного напряженного состояния.
20) Сформулировать назначение теорий прочности. Понятие эквивалентного напряжения.
21) Записать и пояснить формулу для определения эквивалентного напряжения по третьей теории прочности. Сформулировать ее применимость..
22) Записать и пояснить формулу для определения эквивалентного напряжения по четвертой теории прочности. Для каких материалов применяется.
23) Сформулировать гипотезы, принимаемые при изучении кручения.
24) Сформулировать правило определения крутящего момента в рассматриваемом сечении.
25) Записать и объяснить формулу для касательных напряжений в поперечном сечении вала.
26) Записать и объяснить формулу для абсолютного и относительного угла закручивания сечения вала.
27) Записать и пояснить условие прочности и условие жесткости при кручении вала.
28) Сформулировать закон Гука при сдвиге и записать его математическое выражение.
29) Записать и пояснить зависимость между упругими постоянными материала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения эпюры продольных сил.
2) Проверки бруса на прочность при растяжении (сжатии).
3) Проверки бруса на жесткость при растяжении (сжатии).
4) Определения относительной линейной деформации при растяжении (сжатии).
5) Определения относительной поперечной деформации при растяжении (сжатии).
6) Определения напряжений в наклонных сечениях при растяжении (сжатии).
7) Определения механических характеристик материала по диаграмме растяжения (сжатия).
8) Определения допускаемой силы для бруса при растяжении (сжатии).
9) Проверки размера сечения бруса при растяжении (сжатии).
10)Расчета на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса.
11)Расчета на сдвиг (срез).
12)Проверки вала на прочность при кручении.
13)Проверки вала на жесткость при кручении.
14)Подбора сечения вала по условию прочности при кручении.
15)Подбора сечения вала по условию жесткости при кручении.
16)Определения наибольшего крутящего момента, который может быть приложен к стальному стержню.
17)Построения эпюры крутящего момента.
18)Определения координат центра тяжести составного сечения.
19)Проверки прочности по теориям прочности.
20)Определения осевых моментов инерции при параллельном переносе осей.
21)Определения главных моментов инерции поперечных сечений.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Внутренние силовые факторы при плоском прямом изгибе.
2) Дифференциальные зависимости между q, Q и M при изгибе.
3) Расчет балок на прочность. Нормальные напряжения в поперечном сечении балок при чистом изгибе.
4) Расчеты на прочность при изгибе балок из пластичных и хрупких материалов. Критерии рациональности сечений.
5) Касательные напряжения в поперечном сечении балок при поперечном изгибе. Формулу Д.И. Журавского.
6) Понятие о расчете балок на жесткость. Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки.
7) Определение наибольшего прогиба балки при произвольном приложении нагрузки.
8) Метод начальных параметров.
9) Пространственный и косой изгиб. Основные понятия.
10) Напряжения и перемещения при косом изгибе. Уравнение и свойства нейтральной линии.
11) Внецентренное растяжение и сжатие. Основные понятия. Уравнение и свойства нейтральной линии.
12)Ядро сечения. Построение ядра сечения для простейших фигур (прямоугольник, круг).
13) Понятие о устойчивой, неустойчивой и безразличной форме упругого равновесия. Понятие о критической силе и критическом напряжении.
14) Вывод формулы Эйлера для критической силы.
15) Понятие гибкости стержня. Пределы применимости формулы Эйлера. Формула Тетмайера-Ясинского.
16) График критических напряжений для пластичных материалов. Порядок расчета сжатых стержней.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сформулировать сущность явления изгиба и основные гипотезы, применяемые при его изучении.
2) Пояснить, какие стержни называются балками.
3) Перечислить, какие опоры могут иметь балки и основные типы балок.
4) Перечислить внутренние силовые факторы при изгибе и пояснить правило знаков для них.
7) Сформулировать правило определения изгибающего момента в поперечном сечении балки.
8) Сформулировать правило определения поперечной силы в поперечном сечении балки.
9) Записать формулу для определения касательных напряжений при поперечном изгибе и пояснить.
10) Записать и пояснить формулу для нормальных напряжений в произвольной точке сечения при изгибе.
11) Записать и пояснить условие прочности при изгибе.
12) Сформулировать понятие сложного сопротивления. Привести примеры.
13) Записать и пояснить формулу для максимальных напряжений в сечении при косом изгибе.
14) Перечислить и пояснить свойства нейтральной линии при внецентренном сжатии (растяжении).
15) Пояснить понятие ядра сечения при внецентренном растяжении (сжатии). Объяснить практическое его применение.
16) Записать и пояснить формулу Эйлера, пределы её применимости.
17) Записать и пояснить формулу Тетмайера–Ясинского, пределы её примнеимости.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения эпюры изгибающих моментов и поперечных сил.

2) Проверки балки на прочность при изгибе.

3) Проверки на жесткость при изгибе.

4) Подбора сечения балки по условию прочности при изгибе.

5) Определения перемещений поперечного сечения балки методом начальных параметров.

6) Проверки на прочность при косом изгибе.

7) Подбора сечения балки по условию прочности при косом изгибе.

8) Определения положения нейтральной линии при косом изгибе.

9) Расчета по определению критической силы для сжатого стержня.

10) Расчета сжатых стержней по коэффициенту снижения допускаемого напряжения.

11) Построения эпюры напряжений при косом изгибе.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агаханов, М. К. Сопротивление материалов [Электронный ресурс] : курс лекций / М. К. Агаханов, В. Г. Богопольский. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 178 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сопротивление материалов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.М. Лукьянов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2008. - 559 с. : ил., табл., прил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 13 назв. - ISBN 978-5-89035-555-3 УМЦ ЖДТ
2 Сопротивление материалов [Текст] : тексты лекций / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 220 с. : рис., табл. - Библиогр. : 6 назв. - Заказ № 5684, 128 экз ЭБС РГУПС
3 Расчеты элементов конструкций по допускаемым напряжениям и предельному состоянию [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Муратов, Б. А. Шемшура, А. С. Личковаха ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 41 с. ЭБС РГУПС
4 Основы теории напряженного состояния в точке. Теории прочности [Текст] : учеб. пособие / С. Ф. Маклаков, В. А. Мишин, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 59 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Набоков А.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Сопротивление материалов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Сопротивление материалов: лабораторный практикум: учебно-методическое по-собие / И.А. Нахимович, С.Ф. Маклаков, А.С. Личковаха, В.А. Мишин, Б.А. Шемшура; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС).–64 с. : ил. – Библиогр.: с. 63. ЭБС РГУПС
3 Расчет многоопорных неразрезных балок [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и расчет.-граф. работ / И. А. Нахимович, С. Ф. Маклаков, А. С. Личковаха ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с ЭБС РГУПС
4 Определение геометрических характеристик поперечных сечений стерж-ней : учебно-методическое пособие / С.Ф. Маклаков, И.А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС).– 32 c. ЭБС РГУПС
5 Кротов,С.В. Расчеты брусьев на изгиб и кручение: учеб.-метод. пособие / С.В. Кротов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (ЭБС РГУПС).– 57 с.: ил. Библиогр. – 5 назв. ЭБС РГУПС
6 Нахимович, И.А.Расчет сжатых стержней на устойчивость [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям и расчет.-граф. работе / И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 44 с. : ил., прил. - Библиогр.: 6 назв. ЭБС РГУПС
7 Нахимович, И.А.Расчеты на растяжение и сжатие [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и расчет.-граф. работы / И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 35 с. : ил., прил. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Универсальная гидравлическая машина УРМ-20.

Испытательная машина Ир-200.

Рычажно-маятниковая машина РММ-5 (2 шт.).

Машина на кручение маятникового типа.

Установка для испытаний на изгиб.

Установка для испытания на косой изгиб.

Установка для испытаний на ударное действие нагрузки.

Установка для испытания на устойчивость.

Копер маятникового типа.

Электронный измеритель деформации (2 шт.).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45411.