РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Социология управления"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.cоц.н., доц. Большакова Галина Ивановна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Социология управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Социология у_Б_43.03.02_во_6_ГМУ_п39363_45316.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Социология управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Социология управления" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Организация анимационно-досуговой деятельности", "Организация деятельности гостиничных и санаторно-курортных комплексов", "Организация экскурсионной деятельности";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: теории социального управления, особенности социального управления, организационную культуру, управленческий и социальный контроль, стиля руководства в области туристического обслуживания

Умеет: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, диагностировать организационную культуру, определять влияние стиля руководства как основную форму отношений между руководителем и подчиненным в области туристического обслуживания

Имеет навыки: реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль), управления организационной культурой и мотивирования персонала в области туристического обслуживания.

ОК-5 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: инновационные технологии в туристской деятельности и новые форм обслуживания потребителей и (или) туристов

Умеет: примененять инновационные технологии в туристской деятельности и новые формы обслуживания потребителей и (или) туристов

Имеет навыки: применения инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов

ПК-9 - готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Социология управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Психология", "Социология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 38 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 36 36 36
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 61   61
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 61   61
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 38 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   32 61
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   32 49
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 38 70
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Роль социологии управления в системе наук об обществе. История социологии управления. (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания: 1) Роль социологии управления в системе наук об обществе. 2) Социология управления: объект и предмет, место в системе социологического знания. Понятие «управление»; субъект и объект управления. 3) Генезис концепций и теорий управления. 4) Методы и задачи управленческой деятельности. Управленческие отношения. Принципы социологии управления. 4) Основные подходы в социологии управления. 5) Законы и закономерности социологии управления.

1.2. Понятие «социальное управление», субъект и объект управления: 1) Понятие «социальное управление». Отличительные особенности социального управления; его субъекты и объекты. 2) Особенности государства как субъекта социального управления. 3) Модели, методы и задачи управленческой деятельности. Управленческие отношения.

1.3. История социологии управления: 1) Генезис концепций и теорий управления. 2) Теории социального управления: история и современность.

2. Среда и факторы управления. (Компетенция/и ОК-5)

2.1. Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики: 1) Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. 2) Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3) Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. Агрессивность социальной среды. 4) Управление в экстремальных ситуациях. Характеристики экстремальных ситуаций. Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения.

2.2. Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде: 1) Понятие социальной проблемы. 2) Социальный процесс как носитель проблем в социальной системе. 3) Виды социальных процессов (социально-экономический, социально-политический, социотехнический). 4) Факторы, влияющие на успешность социальных процессов. 5) Формализация социальных процессов.

2.3. Институционализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов: ) Социальная организация и социальный институт. Функции социальных институтов в управлении обществом (реляционная, регулятивная, культурная интегративная). 2) Институционализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивания государственных интересов. 3) Иерархия в социальных организациях: полномочия и ответственность. 4) Социально-психологический климат в организациях.

3. Управленческий труд. Руководство и лидерство. (Компетенция/и ПК-9)

3.1. Личность в системе управления. Мотивация в процессе управления. Управленческие отношения. Кадры в системе управленческих отношений: 1) Управленческие отношения. Мотивация в процессе управления. Отношения руководства-подчинения. Диапазон руководства. Власть и партнерство. Деловые партнеры, сотрудники, коллеги. Соперники и противники. 2) Место и роль кадров в социальных системах управления. Основные принципы работы с кадрами управления. Управленческие кадры и их структура. Принципы кадровой политики. 3) Стиль: понятие и сущность. Стиль как форма отношений между руководителем и подчиненным. Директивный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. 4) Теория стилей Р. Лайкерта. Модель Блейка и Моутона. Концепция страха и любви А.Этциони. Выбор стиля. 5) Лидерство, его сущность, функции, стиль. Шкала лидерского поведения. Диапазон стилей лидерства. 6) Национальные особенности лидерства. Особенности лидерства в России. 7) Правила Д.Карнеги. Авторитет - основа лидерства. 8) Управленец как тип личности. Типы менеджеров: патерналист, маклер, организатор, управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человеческое существо. Решетка менеджмента.

3.2. Организационная культура: составные элементы, типология: 1) Понятие организационная культура. Основные элементы организационной культуры. 2) Усвоение работниками элементов организационной культуры. 3) Сохранение и воспроизводство организационной культуры. 4) Типология организационной культуры. Западная и российская организационная культура. 5) Основные положения методики диагностики формирования и развития организационной культуры. 6) Влияние культуры на организационную эффективность. Управление организационной культурой.

3.3. Управленческий и социальный контроль. Девиантное поведение и проблема дисциплины. Социальный конфликт: предотвращение, выбор стратегии разрешений: 1) Социальные нормы. Элементы социальных норм. 2) Девиантное поведение. 3) Социальный контроль (внешний и внутренний). Элементы социального контроля. Функции социального контроля. Социальные санкции. Агенты формального и неформального контроля. 4) Характеристика конфликтов и их типов. Причины конфликтов в организациях. Способы управления конфликтной ситуацией. 5) Применение социальных технологий к разрешению конфликтных ситуаций. Роль руководителя в урегулировании конфликта.

4. Управленческий цикл. (Компетенция/и ПК-9)

4.1. Социальное предвидение, социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное проектирование: сущность, методы, требования: 1) Социальное предвидение: сущность, методы, требования. 2) Роль интуиции в социальном предвидении. 3) Социальное прогнозирование: сущность, методы, эффективность. 4) Неопределенность прогноза, понятие глубины прогнозирования. Анализ объектов прогнозирования, его методы и принципы. Сферы социального прогнозирования. 5) Типология прогнозов. Модели прогнозов. 6) Методы прогнозирования: качественные и количественные. Экстраполяционные методы прогнозирования. Экспертные методы прогнозирования. Мозговой штурм как метод прогнозирования. Метод фокус групп. 7) Социальное планирование: сущность, формы, методы, показатели, нормативы. 8) Социальное проектирование: сущность, методы, этапы. 9) Социальное программирование. Понятие социальной технологии: формы, виды и этапы.

4.2. Информационно-коммуникативные основы управленческой деятельности: 1) Управление как коммуникативная система. 2) Социальная информация как основание принятия управленческого решения. 3) Формализация социальных процессов. 4) Свойства информации. Требования, предъявляемые к информации, используемой в управлении. 5) Источники социальной информации. Методы сбора социологической информации. Алгоритм информационного обеспечения. Методы обеспечения надежности и достоверности информации.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   10
2 6 4   20
3 6 4   20
4 6 2   11
Итого 24 12   61
В т.ч. по интерактивным формам 12      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Семинар 1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания. Цель занятия – рассмотреть социологию управления как науку и учебную дисциплину. Вопросы для обсуждения: 1. Сопоставляя социологию управления с другими науками об управлении, обоснуйте самостоятельность ее предметного поля. 2. Какова структура социологии управления как научной дисциплины? 3. В чем состоят задачи и функции социологии управления? 4. Законы и закономерности социологии управления. 5. Методы социологии управления: общенаучные и специальные. 6. Основные категории социологии управления и их соотношение. 7. Проинтерпретируйте и сопоставьте понятия: «управлять», «руководить», «властвовать», «командовать». Темы докладов /рефератов 1. Социология управления как специальная отрасль социологического знания. 2. Задачи социологии управления. 3. Функции социологии управления. 4. Законы и закономерности социологии управления. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов. 2
2 Семинар 2-3. Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. Цель занятия – рассмотреть внутреннюю и внешнюю социальную среду управления, ее составляющие и характеристики, а также взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия и адаптацию к социальной среде. Вопросы для обсуждения: 1.Среда управления: определение и характеристики. 2.Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3.Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 4. Агрессивность социальной среды. 5. Управление в экстремальных ситуациях. 6.Адаптация к социальной среде. Темы докладов/рефератов: 1.Среда управления: определение и характеристики. 2.Понятие внешней и внутренней социальной среды управления. 3.Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. 4. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. 5. Способы управления в агрессивной социальной среде. 6.Управление в экстремальных ситуациях. Характеристики экстремальных ситуаций. 7.Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения. Формы текущего контроля знаний – устный опрос, обсуждение. Формы самостоятельной работы студентов – подготовка докладов. 4
3 Семинар 4.Управленческие отношения. Мотивация в процессе управления. Цель занятия – рассмотреть сущность и типологию социальных отношений; своеобразие социальных отношений, которые возникают и развиваются в системе управления, отношения зависимости и власти, мотивацию в процессе управления. Вопросы для обсуждения: 1. Понятия: «социальные отношения», «власть». 2. Социальные отношения, которые возникают и развиваются в системе управления. 3.Особенности социальной зависимости как вида социальных отношений. 4. Типы господства по М. Веберу. 5. Отношения руководства-подчинения. Диапазон руководства. Власть и партнерство. Деловые партнеры, сотрудники, коллеги. Соперники и противники. 6. Стиль: понятие и сущность. Стиль как форма отношений между руководителем и подчиненным. Директивный стиль. Демократический стиль. Либеральный стиль. Теория стилей Р.Лайкерта. Модель Блейка и Моутона. Концепция страха и любви А.Этциони. Выбор стиля. 7.Мотивация как процесс деятельности для достижения целей организации. 8. Уровни мотивации поведения человека в организации. 9.Роль руководителя, его стиль и профессиональные качества в формировании мотивации персонала. 10. Методы мотивирования персонала. Семинар 5. Организационная культура: структура, типология. Цель занятия – рассмотреть понятие организационной культуры, ее структуру, типологию, особенности усвоения работниками элементов организационной культуры, а также западную и российскую организационную культуру. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие организационная культура. 2. Основные элементы организационной культуры. 3. Усвоение работниками элементов организационной культуры. 4. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. 5. Типология организационной культуры. 6. Западная и российская организационная культура. 7. Основные положения методики диагностики формирования и развития организационной культуры. 8. Влияние культуры на организационную эффективность. 9. Управление организационной культурой. 4
4 Семинар 14. Управленческий цикл. Социальное предвидение: сущность, методы, требования. Цель занятия – рассмотреть сущность и природу понятия «управленческий цикл»; функции управленческого цикла; факторы, влияющие на успешность управленческого цикла, мотивацию в процессе управления. Рассмотреть сущность социального предвидения, методы социального предвидения, а также роль интуиции в социальном предвидении. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность и природа понятия «управленческий цикл» 2.Функции управленческого цикла: планирование, организация, мотивация, контроль. 3. Факторы, влияющие на успешность управленческого цикла. 4. Сущность социального предвидения как основы социального прогнозирования. 5. Методы социального предвидения. 6. Роль интуиции в социальном предвидении. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии управления. Социальная сущность управления Предмет, задачи и функции социологии управления. Содержательная структура социологии управления. Принципы социального управления. Основные этапы зарождения и развития социологии управления. Развитие управленческих концепций и развитие социального фактора в управлении. «Идеальный тип» административной организации М.Вебера Вклад школы «человеческих отношений» в развитие управления Государственное регулирование в управлении Объекты социального управления, их типологизация. Методы управления, их классификация и функции. Основные понятия и свойства систем. Социальные системы. Системный подход в управлении. Закономерности управления в социальных системах. Структура социального управления. 10
2 Особенности современного российского управления Социология управления и социальная инженерия Социальная организация и управление. Социология управления и социальный порядок. Социальная среда и факторы управления. Социальный процесс как носитель проблем в социальной среде. Институциализация видов деятельности как механизм государственного управления и отстаивание государственных интересов. 20
3 Современные проблемы технологической культуры. Линейная организационная структура управления, вертикальная структура управления, матричная структура управления.Механизм социального управления Закономерности функционирования и развития управленческих отношений. Виды отношений в социальном управлении. Организация управленческих отношений. Прогнозирование развития социальных процессов. Управление социальными процессами в организациях. Власть и управление. 20
4 Информационное обеспечение социального управления.Социологическое обеспечение подготовки, выработки и реализации управленческого решения. Содержание социальных методов и форм выработки управленческого решения. Организация социологического исследования в управлении Особенности современного российского управления Социология управления и социальная инженерия. 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова, Г.И. Социология управления: учеб.-метод. пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности "Туризм" / Г. И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 47 с. ЭБС РГУПС
2 Большакова, Г. И. Социология управления [Текст] : учеб.-метод. пособие к выполнению контр. работ/ Г. И. Большакова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 21 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОК-5 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-9 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

2. Исторические и научно-теоретические предпосылки возникновения социологии управления. 2. Разработка и реализация органами государственной власти федеральных, региональных и муниципальных социальных программ. 3. Социальные технологии в деятельности органов государственной власти. 4. Социальная эффективность деятельности органов государственной власти в регионе. 5. Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в РФ. 6. Местное самоуправление в России. 7. Концепция разделения властей и практика их применения в России. 8. Роль политических партий в системе государственного управления в РФ. 9. Манипулирование как вид политического управления. 10. Политика и власть. 11. Социальная политика как разновидность политики. 12. Управление санаторно-курортным комплексом. 13. Регион как объект государственного управления. 14. Инновационные управленческие технологии. 15. Управление транспортным обслуживанием. 16. Организация муниципального управления в Ростовской области. 17. Управление рекреационными технологиями. 18. Система контрольных органов в России. 19. Региональные политические партии и движения. 20. Управление туристской индустрией . 21. Организация работы органов государственной власти и местного самоуправления. 22. Федеральные, региональные и муниципальные социальные программы. 23. Основные модели местного самоуправления. 24. Социальная эффективность деятельности органов государственной власти в регионе. 25. Роль политических элит в эффективном функционировании власти.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Роль социологии управления в системе наук об обществе.
2) Теории социального управления: история и современность.
3) Социологии управления: объект и предмет, место в системе социологического знания.
4) Понятие «управление»; субъект и объект управления.
5) Методы и задачи управленческой деятельности.
6) Принципы социологии управления.
7) Понятие «социальное управление». Отличительные особенности социального управления; его субъекты и объекты.
8) Особенности государства как субъекта социального управления.
9) Социальная среда управления, ее составляющие и характеристики. Агрессивность социальной среды.
10) Эффективность управления в экстремальных ситуациях и возможность ее повышения.
11) Понятия «Социальная организация» и «Социальный институт».
12) Функции социальных институтов в управлении обществом (реляционная, регулятивная, культурная интегративная).
13) Иерархия в социальных организациях: полномочия и ответственность.
14) Управленческий труд.
15) Руководство и лидерство.
16) Кадры в системе управленческих отношений.
17) Социально-психологический климат в организации.
18) Организационная культура: составные элементы, типологии.
19) Управленческий и социальный контроль.
20) Девиантное поведение и проблема дисциплины.
21) Социальный конфликт: предотвращение, выбор стратегии разрешения.
22) Социальное предвидение: сущность, методы, требования.
23) Социальное прогнозирование: сущность, методы, эффективность. Методы прогнозирования: качественные и количественные.
24) Социальное планирование: сущность, формы, методы, показатели, нормативы.
25) Социальное проектирование: сущность, методы, этапы.
26) Социальное программирование: сущность, методы.
27) Понятие социальной технологии: формы, виды и этапы.
28) Факторы, влияющие на успешность социальных процессов.
29) Мотивация в процессе управления.
30) Информационно-аналитическое обеспечение управленческого процесса.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на эффективность функционирования организации.
2) Диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию.
3) Выявить функции социальных институтов в управлении обществом.
4) Осуществить анализ типичных ошибок руководителя.
5) Определить место и роль кадров в социальных системах управления.
6) Определить влияние стиля руководства как основную форму отношений между руководителем и подчиненным.
7) Выявить причины конфликтов в организации.
8) Применять социальные технологии к разрешению конфликтных ситуаций.
9) Провести анализ объектов прогнозирования, его методов и принципов.
10) Использовать социологические методы на всех этапах социального программирования.
11) Анализировать особенности социальных технологий в различных сферах общественной жизни.
12) Анализировать факторы, влияющие на успешность управленческого цикла.
13) Установить достоверность социологической информации.
14) Анализировать на научной основе социальные процессы в мире и в российском обществе.
15) Отстаивать концептуальные положения отечественной социологии управления.
16) Разрабатывать программу теоретико-прикладного исследования.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

2) Навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ.

3) Способами управления конфликтной ситуацией в организации.

4) Основами управления организационной культурой.

5) Основами методов социального предвидения.

6) Основами алгоритма (технологии) управленческого прогнозирования.

7) Основами разработки социальной карты региона как инструмента социального планирования.

8) Основами принципов и методов социального проектирования.

9) Основами социальных технологий как способа достижения цели.

10) Основами методов мотивирования персонала.

11) Первичными навыками составления анкеты и вопросов для интервью.

12) Основными методами сбора, анализа и оценки социологической информации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 6 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 6 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Социология управления : учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Граждан В.Д.. Социология управления : учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 607с. ЭБС Юрайт
2 Тощенко, Ж. Т. Социология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Большакова Г.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Социология управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Большакова, Г.И. Социология управления: учеб.-метод. пособие для выполнения практических работ студентами специальности "Туризм" / Г. И. Большакова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 50 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 45316.