РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Теплотехника"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа академического бакалавриата

Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Елманов Андрей Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Теплотехника" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теплоэнергетика на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Булыгин Юрий Игоревич, профессор, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Теплотехника_Б_23.03.03_во_5_ТЖТ_п37992_44583.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теплотехника".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теплотехника" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Производственно-техническая инфраструктура предприятий", "Силовые агрегаты", "Технологические процессы технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: предмета теплотехники; термодинамики: смеси рабочих тел, теплоемкость, законы термодинамики, термодинамические процессы и циклы, реальные газы и пары, термодинамика потоков, термодинамический анализ теплотехнических устройств, фазовые переходы, химическая термодинамика; теории теплообмена: теплопроводность,конвекция, излучение, теплопередача, интенсификация теплообмена; основ массообмена; тепломассообменных устройств; топлив и основ горения; теплогенерирующих устройств, холодильной и криогенной техники; применения теплоты в отрасли; охраны окружающей среды; основы энергосбережения; вторичных энергетических ресурсов; основных направлений экономии энергоресурсов

Умеет: проводить анализ и разрабатывать рекомендации по повышению эффективности функционирования предприятия (коммерческой фирмы)

Имеет навыки: методами выполнения элементарных лабораторных физико-химических исследований в области профессиональной деятельности

ОПК-3 - готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Знает: предмета теплотехники; термодинамики: смеси рабочих тел, теплоемкость, законы термодинамики, термодинамические процессы и циклы, реальные газы и пары, термодинамика потоков, термодинамический анализ теплотехнических устройств, фазовые переходы, химическая термодинамика; теории теплообмена: теплопроводность,конвекция, излучение, теплопередача, интенсификация теплообмена; основ массообмена; тепломассообменных устройств; топлив и основ горения; теплогенерирующих устройств, холодильной и криогенной техники; применения теплоты в отрасли; охраны окружающей среды; основы энергосбережения; вторичных энергетических ресурсов; основных направлений экономии энергоресурсов

Умеет: выполнять технические измерения механических, газодинамических и электрических параметров ТиТТМО, пользоваться современными измерительными средствами

Имеет навыки: Основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами

ПК-22 - готовностью изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства

Место дисциплины 1Б.Б "Теплотехника" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭБ, ТЭБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   31 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   31 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основные понятия и законы технической термодинамики. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Основные понятия технической термодинамики: 1) Термодинамическая система и параметры состояния 2) Первый и второй законы термодинамики.

1.2. Свойства идеальных газов: 1) Уравнение состояния идеального газа 2) Смеси идеальных газов 3) Теплоемкость.

1.3. Основные термодинамические процессы идеальных газов: 1) Понятие о термодинамическом процессе, изображение процессов в p – v и s – T диаграммах 2) Изохорный, изобарный, изотермный и адиабатный процессы идеального газа 3) Политропный процесс.

2. Свойства и процессы реальных газов. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-22)

2.1. Свойства реальных газов, термодинамические процессы реальных газов, расчет процессов водяного пара с помощью таблиц и s-h диаграммы: 1) Понятие реального газа (пара) 2) Диаграммы p – v; s – T; s – h; реального газа 3) Процессы реального газа на примере водяного пара.

2.2. Свойства влажного воздуха: 1) Параметры, характеризующие свойства влажного воздуха 2) Расчет процессов влажного воздуха с помощью диаграммы d – H.

3. Процессы течения газов и паров и процессы в тепловых машинах. (Компетенция/и ПК-22)

3.1. Адиабатное истечение газов и паров: 1) Первый закон термодинамики для потока газа 2) Истечение газа из суживающегося и комбинированного сопел 3) Дросселирование газов и паров.

3.2. Термодинамические процессы в компрессорных машинах: 1) Цикл поршневого компрессора 2) Многоступенчатое сжатие.

3.3. Теоретические циклы тепловых двигателей: 1) Прямой цикл Карно 2) Теоретическме циклы двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных установок 3) Цикл паросиловой установки.

4. Основные понятия и виды тепло- и массообмена. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-22)

4.1. Стационарная теплопроводность: 1) Теплопроводность плоских стенок 2) Теплопроводность цилиндрических стенок.

4.2. Конвективный теплообмен: 1) Уравнение Ньютона – Рихмана 2) Основы теории подобия, числа подобия, уравнения подобия.

4.3. Лучистый теплообмен: 1) Основные понятия и определения. законы лучистого теплообмена 2) Теплообмен излучением между телами, разделенными прозрачной средой; защита от теплового излучения.

4.4. Массообмен: 1) Основные понятия массообмена 2) Закон Фика.

5. Использование теплоты в отрасли. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-22)

5.1. Теплопередача. Теплообменные аппараты: 1) Уравнение теплопередачи, способы интенсификации теплопередачи 2) Тепловой расчет рекуперативных теплообменных аппаратов.

5.2. Органическое топливо, процессы горения: 1) Органическое топливо, классификация топлив, элементарный состав топлива, теплота сгорани 2) Моторное топливо, основные виды и характеристики 3) Использование теплоты в отрасли.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 7
2 2 2 2 10
3 4 4 4 10
4 4 4 4 10
5 4 4 4 12
Итого 16 16 16 49
В т.ч. по интерактивным формам        

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Ознакомление со средствами измерения температуры 1
Ознакомление со средствами измерения давления и расхода 1
2 Изучение свойств влажного воздуха 2
3 1)Ознакомление с конструкцией компрессоров 2)Ознакомление с конструкцией двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин 4
4 Определение коэффициента теплопроводности конструкционного материала 2
Определение коэффициента теплоотдачи при свободной конвекции около горизонтального цилиндра 2
5 Устройство и принцип действия производственно-отопительной котельной 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет газовой постоянной 2
2 Определение параметров влажного воздуха 2
3 Расчет параметров поршневого компрессора 2
Расчет циклов ДВС 2
4 Расчет коэффициента теплоотдачи 2
Расчет теплопроводности стенок 2
5 Тепловой расчет реперативных теплообменных аппаратов 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Обратимые и необратимые термодинамические процессы. Принцип существования энтропии. Принцип возрастания энтропии. 7
2 Условия термодинамического равновесия неоднородных термодинамических систем. Условия фазового равновесия, фазовые переходы 1-го и 2-го рода. Тепловые эффекты реакций. 10
3 Обратные циклы, показатели эффективности обратных циклов. Цикл парокомпрессионной холодильной машины. Цикл теплового насоса. Получение сжиженных газов. 10
4 Теплоотдача при вынужденном движении жидкости в трубах. Теплоотдача при свободном движении жидкости. 10
5 Утилизация вторичных энергетических ресурсов, теплоутилизаторы. Устройство и принцип действия водогрейной котельной 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 83 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Магнитский Ю.А. Сборник задач по теплотехнике : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов/ Ю.А. Магнитский, И.А. Эстрин; РГУПС. -Ростов н/Д, 2009. -23 с. ЭБС РГУПС
2 Термодинамика и теплопередача [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.Т. Рыбак, И.А. Эстрин, В.Н. Малоземов ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 13 с. : ил. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-3 +
ПК-22 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-22 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет циклов ДВС;

тепловой расчет рекуперативных теплообменных аппаратов.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Термические параметры состояния вещества.
2) Уравнение состояния вещества.
3) Законы термодинамики.
4) Различие между истинной и средней теплоемкостью.
5) Устройство и принцип действия производственно-отопительной котельной.
6) Цикл Карно. Термический КПД Карно.
7) Устройство и принцип действия ДВС.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составлять тепловой баланс теплоэнергетической установки.
2) Определять относительную влажность воздуха.
3) Рассчитывать процессы водяного пара.
4) Определять КПД теоретических циклов ДВС и ГТУ.
5) Рассчитывать среднюю разность температур теплоносителей в теплообменном аппарате.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой сравнения теоретических циклов ДВС.

2) Методикой теплового расчета рекуперативного теплообменного аппарата.

3) Основными способами интенсификации теплопередачи.

4) Основными понятиями теории теплового подобия.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 1, 2, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-22 5 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теплотехника [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Гдалев, А. В. Козлов, Ю. И. Сапронова, С. Г. Майоров. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Научная книга, 2019. — 287 c. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кудинов, В. А. Техническая термодинамика и теплопередача : учебник для академического бакалавриата / В. А. Кудинов, Э. М. Карташов, Е. В. Стефанюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Елманов А.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теплотехника". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Риполь-Сарагоси, Т. Л. Теплотехника [Текст] : учеб.-метод. пособие к лабораторным. работам / Т. Л. Риполь-Сарагоси, А. Б. Кууск, А. М. Елманов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 32 с. : ил., прил. - Библиогр.: 8 назв. (электронный ресурс) ЭБС РГУПС
3 Термодинамика и теплопередача [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Л. Риполь-Сарагоси, А. Б. Кууск; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 38 с. : ил., прил. - Библиогр.: 7 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44583.