РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Философия и история Отечества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Эстетика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Цымбал Екатерина Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Эстетика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Философия и история Отечества".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.и.н., проф. Кияшко Алексей Владимирович, зав. кафедрой "Археология и история древнего мира", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Эстетика_Б_43.03.02_во_5_ФИО_п38675_44350.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Эстетика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Эстетика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Туристско-рекреационное проектирование";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: сущность системы эстетических категорий, структуру речи философско-эстетического знания, функции и методы эстетических исследований.

Умеет: свободно ориентироваться в разнообразных видах искусства и артефактах культурного наследия.

Имеет навыки: эститической оценки разнообразных видов искусства, процессов и явлений действительности.

ОК-5 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: категориальный аппарат эстетики и структуру эстетического знания.

Умеет: анализировать эстетические тренды в сфере туризма, применять в туристичекой деятельности фундаментальные эстетические знания.

Имеет навыки: выявления эстетических потребностей туристов, ведения туристической деятельности в соответсвии с принципами эстетического.

ПК-9 - готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Эстетика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Философия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93     93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81     81
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 2 106
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Эстетика как философская наука. (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Объект, предмет и методы исследования эстетики как науки.

1.2. Место эстетики в системе гуманитарных наук.

1.3. Функции эстетики (мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая).

2. Базовые эстетические категории. (Компетенция/и ОК-5, ПК-9)

2.1. Прекрасное как совершенно гармоничное: 1) Категория прекрасного. Философия античности. 2) Категория прекрасного в эпоху Средневековья. 3) Философия Нового времени. 4) Умоление категории прекрасного в художественной практике XX в.

2.2. Категории: 1) Соотносимость категорий "возвышенное" и "прекрасное" в философии Канта.

2.3. Трагическое, его сущность и основные формы: 1) Понятие трагического у Аристотеля. 2) Понятие трагического катарсиса.

2.4. Комическое и его модификации: 1) Комическое у Шопенгауэра. 2) Комическое у Бергсона.

3. Классификация искусств. (Компетенция/и ОК-5, ПК-9)

3.1. Временные искусства: 1) Литература: драма, эпос и лирика. 2) Музыка. Проблемы музыкальных жанров.

3.2. Пространственные искусства: 1) Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура). 2) Архитектонические искусства (архитектура, ДПИ, дизайн).

3.3. Пространственно-временные искусства: 1) Театр. 2) Кино. 3) Художественное телевидение.

4. История эстетической мысли. (Компетенция/и ОК-5)

4.1. Эстетика Античности: 1) Космологическая эстетика. 2) Эстетика софистов, Сократа. 3) Эстетические теории Платона и Аристотеля. 4) Эллинистеческо-римская эстетика.

4.2. Средневековая эстетика: 1) Эстетические теории патристики. 2) Эстетические теории схоластики. 3) Основы византийской эстетики. 4) Древнерусская эстетика.

4.3. Эстетические теории Возрождения и Нового времени: 1) Эстетические идеалы и художественная практика эпохи Возрождения. 2) Эстетика барокко. 3) Эстетика классицизма.

4.4. Эстетические теории эпохи Просвещения: 1) А. Баумгартен и появление эксплицитной эстетики. 2) Эстетические взгляды Г. Лессинга.

4.5. Эстетика немецкого романтизма: 1) Йенский романтизм. 2) Главные категории эстетики романтизма.

4.6. Неклассическая эстетика XIX в: 1) Эстетика А. Шопенгауэра. 2) Эстетика С. Кьеркегора. 3) Ф. Ницше о дионисийском и аполлоническом искусстве.

4.7. Эстетические теории эпохи модерна: 1) Эстетика русского художественного авангарда. 2) Эстетические постуалы авангардизма.

4.8. Художественная практика и эстетические теории постмодерна: 1) Эстетика Ж. Делеза. 2) Эстетика Ж. Дерриды.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   10
2 4 2   10
3 8 2   10
4 18 10   19
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Тема1. Эстетика как философская наука. 2
2 Тема 2. «Базовые эстетические категории» 2
3 Тема 3. «Классификация видов искусств» 2
4 Тема 4. «Эстетика Античности» Тема 5. «Эстетика Средних веков и эпохи Возрождения» Тема 6-7 «Эстетика классицизма и эпохи Просвещения» Тема 8-9 «Неклассическая эстетика XIX вв., эстетика модерна и постмодерна» 10

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Эстетика как философская наука. 10
2 Базовые эстетические категории 10
3 Классификация искусств 10
4 История эстетической мысли 19

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстетика: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. - 13 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-5 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-9 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Эстетика как наука;

тема 2. Античная эстетика;

тема 3. Эстетика Возрождения;

тема 4. Эстетика барокко;

тема 5. Эстетика классицизма;

тема 6. Эстетика романтизма;

тема 7. Эстетика в системе немецкой классической философии;

тема 8. Западноевропейская эстетика второй половины 19 века;

тема 9. Эстетика 20 века;

тема 10. История русской эстетической мысли;

тема 11. Эстетическая деятельность и эстетическое сознание;

тема 12. Категории эстетики;

тема 13. Эстетическая природа и специфика искусства;

тема 14. Виды искусства;

тема 15. Пространственные искусства;

тема 16. Временные искусства;

тема 17. Пространственно-временные искусства;

тема 18. Художественный образ как форма мышления;

тема 19. Эстетическая культура общества, факторы ее формирования.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет эстетики как науки.
2) Место эстетики в современном гуманитарном знании.
3) Сущность категории "прекрасное" и ее модификации.
4) Природа трагического. Эстетические концепции трагического.
5) Категория комического и его основные проявления.
6) Виды и жанры искусств.
7) Становление эстетики как науки.
8) Основные идеи античной эстетики. Учение Аристотеля о катарсисе, мимесисе и трех единствах.
9) Основные эстетические учения западной и восточной патристики.
10) Эстетика эпохи Возрождения.
11) Эстетика эпохи Просвещения.
12) Учение И. Канта о возвышенном и прекрасном.
13) Базовые эстетические идеи романтизма и символизма.
14) Эстетическая теория "искусство для искусства" и ее современное значение.
15) Эстетические теории постмодернизма.
16) Вклад отеческих ученых в развитии эстетики в ХХ веке
17) Эстетическая теория художественного авангарда первой половины XX века.
18) Постмодернизм в современном искусстве.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить место эстетики в системе философского знания эпохи Просвещения.
2) Используя категории нормативной эстетической теории, дать характеристику эстетики классицизма.
3) Используя основные эстетические категории, определить возможные основания для классификации видов искусства.
4) Опираясь на основные идеи эстетики отцов церкви, определить место категорий "свет" и "цвет" в византийской и древнерусской эстетике.
5) Применить понятия "мимесис" и "идея" для анализа эстетики и художественной практики итальянского Возрождения.
6) Определить характерные особенности эстетики абстракционизма, анализируя художественный метод В.Кандинского.
7) Проводить различие между художественной теорией и практикой модернизма и постмодернизма, предварительно определив критерии их отличия.
8) Обосновать влияние развития науки и техники в ХХ столетии на появление технических видов искусства.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применить категорию эстетики Аристотеля катарсис для анализа построения античной трагедии.

2) Использовать базовые категории древнерусской эстетики для анализа техники и образов иконописи.

3) Анализировать фабулу художественного произведения (на примере «Дон-Кихота» М.Сервантеса).

4) Определить стилевое и жанровое своеобразие произведения искусства (на примере голландской живописи XVII столетия).

5) Применить герменевтический метод для анализа содержания архитектурных памятников Древнего Египта.

6) Применить сравнительный анализ художественных особенностей искусства барокко в живописи и скульптуре (на примере творчества П.Рубенса и Дж.Л.Бернини).

7) Использовать понятие "синкретизм" в искусстве для анализа современных художественных течений (поп-арт, боди-арт, новый авангард).

8) Использовать представление о художественном методе и теории социалистического реализма для анализа живописных произведений А.Дейнеки.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 5 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстетика:учебник для академического бакалавриата / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 470 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эстетика:учебник для академического бакалавриата / О.А. Кривцун. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 549 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Цымбал Е.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Эстетика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Эстетика: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Е.А. Цымбал; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. - 13 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Не предусмотрено. О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44350.