РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Геополитика и безопасность России"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.плт.н., доц. Хубулури Екатерина Ильинична предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Геополитика и безопасность России" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Геополитика и б Р_Б_38.03.04_во_4_ГМУ_п38670_44258.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Геополитика и безопасность России".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Геополитика и безопасность России" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Государственная и муниципальная служба".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Актуальные проблемы государственного и муниципального управления", "Антикоррупционная политика России", "Современные политические процессы в условиях глобализации";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: теорию влияния социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий на геополитические процессы; теорию влияния геополитических процессов на деятельность государственных, муниципальных и негосударстенных институтов и организаций

Умеет: толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геополитики

Имеет навыки: коммуникации с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных социальных групп и общностей в процессе осуществления профессиональной деятельности в сфере геоплитики

ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знает: теоретические основы анализа соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геоплитики

Умеет: оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов при осуществлении профессиональной деятельности в сфере геополитики

Имеет навыки: планирования мероприятий по управлению ожидаемой эффективностью вложений в проекты связанные с геполитической деятельностью органов государственной и муниципальной власти;

ПК-22 - умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Геополитика и безопасность России" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информационно-коммуникационные технологии с основами информационной безопасности", "Конституционное право", "Политология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУБ, КУБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 90 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 48 48 48
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 10
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   90
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 90   90
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 90 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 19 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 6 4
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 188   60 128
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 182   60 122
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 19 72 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Понятие и сущность геополитики. Основные идеи классической и современной геополитической мысли. (Компетенция/и ОК-6, ПК-22)

1.1. Понятие и сущность геополитики: Объекты и предметы геополитики: Предмет и задачи геополитики. Основные законы геополитики. Методы геополитической науки. Функции геополитики. Геополитические эпохи: Венская эпоха. Версальская Эпоха. Потсдамская эпоха. Беловежская эпоха.

1.2. Основные идеи классической и современной геополитической мысли: Основные идеи классической и современной геополитической мысли. Становление и эволюция геополитики как науки: Рудальф Челлен – автор категории «геополитика». Альфред Т.Мэхен и его теория морского могущества. Географическая ось истории Хэлфорда Маккиндера. Современные геополитические теории и школы Запада: Геополитические метаморфозы в Европе и мире. Бихевиористская геополитика. Геополитика ядерной эры. Европейские школы геополитики.

2. Развитие российской геополитической мысли. Мировоззренческое и идеологическое измерение геополитики. (Компетенция/и ОК-6, ПК-22)

2.1. Развитие российской геополитической мысли: Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев.

2.2. Мировоззренческое и идеологическое измерение геополитики: Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком: Западничество и славянофильство. Идеология «Москва - Третий Рим», как выражение русского мессианства. Панславизм. Русская школа геополитики: Д.А.Милютин: геополитические приоритеты России. Геополитические концепции Н.А.Данилевского. Течение евразийцев. Понятие парадигмы и её международно-политический аспект»: ХХ столетие, как «век идеологии». Идея классовой борьбы в международной политики: Сущность идеологической борьбы между двумя блоками. Идеология в постконфронтационном мире. Формирование геополитического пространства мира: Геополитика и понятие империализма. Четыре эры империалистической заокеанской экспансии. Деколонизация.

3. Геополитика в современном мире. (Компетенция/и ОК-6, ПК-22)

3.1. Россия в глобальном обществе: Последствия распада Советского Союза. Новое геополитическое качество России. Россия и процессы глобализации. Россия на постсоветском пространстве: СНГ: надежды, перспективы, разочарования. Российско-украинские отношения. Исламский мир и Москва. На южных границах России.

3.2. Геополитика России в XXI веке: Россия и Китай в XXI столетии. Россия и НАТО. Россия – США: партнерство, или сотрудничество? Будущее России; евразийская держава или колония? США и Европа в системе геополитических отношений: США-Евросоюз: сотрудничество или противостояние? Россия в геополитики США. Американские интересы на Ближнем Востоке, Средней Азии, Индии. Проблемы и перспективы развития Евросоюза. Будущее отношений Москвы и ЕЭС.

4. Проблемы национальных интересов и национальной безопасности России. (Компетенция/и ОК-6, ПК-22)

4.1. Проблемы национальных интересов и национальной безопасности России: Мир после «холодной войны»: однополюсный или многополюсный?»: Внешние и внутренние условия формирования геополитического кода России. Модель геополитического положения России. Конфликты и войны в современном мире: О конфликтах и войнах цивилизации. Основные источники конфликтов в современном мире. Ведет ли расширение демократии ко всеобщему миру? Россия: региональная или мировая держава? Соотношение державного начала с демократией. Россия и Запад. Россия и Азиатско-тихоокеанский Регион. Приоритеты национальной безопасности России.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 12 8   25
2 12 8   25
3 12 8   20
4 12 8   20
Итого 48 32   90
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Семинар №1 «Предмет и задачи геополитики»Семинар №2 «Исторические этапы становления геополитики» 8
2 Семинар №5 «Основные этапы российской геополитической истории»Семинар №6 «Русская школа геополитики» 8
3 Семинар №10 «Новое геополитическое качество России»Семинар №11 «Россия на постсоветском пространстве»Семинар №12 «Геополитическое положение России в XXI веке»Семинар №13 «США и Европа в системе геополитических отношений» 8
4 Семинар №14 «Ситуация в мире после «холодной войны»»Семинар №15 « Причины и значение конфликтов и войн»Семинар № 16 « Геополитическое положение современной России и обеспечение национальной безопасности 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1. Понятие геополитики. Взаимосвязь геополитики с политической географией.2.Методы геополитической науки. 25
2 5.Становление и развитие российской геополитической науки.6.Бихевиористская геополитика 25
3 10. Причины и результаты идеологической борьбы между двумя блоками.11.Геополитика и понятие империализма 20
4 12.Последствия распада Советского Союза и новое положение России.13.Принципы обеспечения безопасности России 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 182 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олейников, С. И. Геополитика и безопасность России [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. И. Олейников ; ред. Н. В. Мишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. ЭБС "РГУПС". ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-6 +
ПК-22 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-22 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи геополитики.
2) Основные законы геополитики.
3) Методы геополитической науки.
4) Функции геополитики.
5) Геополитические эпохи
6) Становление и эволюция геополитики как науки
7) Современные геополитические теории и школы Запада
8) Основные вехи гражданской и геополитической российской истории: между Западом и Востоком
9) Русская школа геополитики
10) Понятие парадигмы и её международно-политический аспект
11) Сущность идеологической борьбы между двумя блоками.
12) Идеология в постконфронтационном мире.
13) Геополитика и понятие империализма.
14) Четыре эры империалистической заокеанской экспансии.
15) Деколонизация.
16) Последствия распада Советского Союза.
17) Новое геополитическое качество России.
18) Россия и процессы глобализации.
19) СНГ: надежды, перспективы, разочарования.
20) Российско-украинские отношения.
21) Исламский мир и Москва.
22) Россия и Китай в XXI столетии.
23) Россия и НАТО.
24) Россия – США: партнерство, или сотрудничество?
25) Будущее России: евразийская держава или колония?
27) США и Европа в системе геополитических отношений
28) Мир после «холодной войны»
29) Конфликты и войны в современном мире
30) Россия: региональная или мировая держава?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с КНР
2) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с США
3) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Великобританией
4) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Германией
5) Разработать план проекта улучшения геполитической ситуации в отношениях с Францией
6) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Грузией
7) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Украиной
8) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Польшей
9) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Эстонией
10) Разработать план проекта урегулирования геполитического конфликта между Россией и Турцией

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с США.

2) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с КНР.

3) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Германией.

4) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Францией.

5) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Грузией.

6) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Украиной.

7) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Польшей.

8) Разработать мероприятие, направленное на улучшение международных отношений России с Турцией.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-22 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лукьянович, Н. В. Геополитика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Лукьянович. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01038-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гаджиев, К. С. Геополитика : учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 376 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3832-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт] ЭБС Юрайт
2 Василенко, И. А. Геополитика современного мира : учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 320 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00218-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ЭБС Юрайт
3 Геополитика : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. М. Виноградова, Д. А. Рущин, Ю. Г. Дунаева, Т. Ю. Шалденкова ; под редакцией С. М. Виноградовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 273 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01551-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хубулури Е.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Геополитика и безопасность России". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Олейников, С. И. Геополитика и безопасность России [Текст] : учеб.-метод. пособие / С. И. Олейников ; ред. Н. В. Мишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. ЭБС "РГУПС". ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44258.