РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Химия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Химия"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

15.03.03 Прикладная механика

Программа прикладного бакалавриата

Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Химия" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.х.н., проф. Таланов Валерий Михайлович, кафедра общей и неорганической химии, ЮРГУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Химия_Б_15.03.03_во_12_Химия_п44159_44174.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Химия".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Химия" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Проектно-конструкторское обеспечение машиностроительных производств".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Материаловедение и технология конструкционных материалов";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные понятия квантовой физики, кристаллографии, зонной теории кристаллов, основные свойства диэлектриков, проводников и полупроводников размерные уровни организации вещества во взаимосвязи с физико-химическими свойствами, взаимопревращениями, различными состояниями, а также современные методы и средства исследований их реакционную способность.

Умеет: проводить экспериментальные исследования свойств материалов, деталей машин и элементов конструкций исследовать химическое поведение (реакционную способность) веществ различной химической природы, используемых для производства современных материалов техники и транспорта, элементов конструкций, деталей машин, механизмов и компьютерной техники

Имеет навыки: навыками проведения экспериментальных исследований внутри и межпредметными предметными связями для получения по: использованию физико-химических свойств веществ для выбора материалов в компьютерном инжиниринге и прикладных аспектах вычислительной механики по механико-экплуатационным параметрам (износостойкости, прочности, работоспособности).

ОПК-2 - способностью представлять адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики

Знает: Модели химической связи в молекулах и твердых телах для синтеза новых соединений и получения износостойких, высокотемпературных сверхпроводимых материалов, супериоников, фуллеренов, полимеров с особыми свойствами(проводники I рода), слоистых соединений, керамики, композитов, мембранных материалов, противоизносных, противозадирных, антифрикционных, антиокислительных присадок к смазочным материалам и различных смазочных материалов.

Умеет: По физико-химическим свойствам различных материалов как неорганической так и органической природы, применяемых для создания узлов, машин, конструкций, смазочных материалов различной классификации и присадок к ним, прогнозировать долговечность и надежность применения

Имеет навыки: Выполнения работ экспериментального и исследовательского характера по химической идентификации и инструментальному анализу физико-химических свойств конструкционных материалов, современных смазочных материалов и присадок неорганической и органической природы к смазочным материалам

ПК-12 - готовностью участвовать в проектировании машин и конструкций с целью обеспечения их прочности, устойчивости, долговечности и безопасности, обеспечения надежности и износостойкости узлов и деталей машин

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Химия" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Высшая математика", "Информатика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТКБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 105 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 66   45 21
Контрольная работа (К) 30   15 15
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 36   30 6
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 105 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Химическая термодинамика и кинетика. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Энергетика химических процессов: 1) Тепловые эффекты реакции 2) Направленность химических процессов.

1.2. Скорость реакции и методы её регулирования: 1) Скорость реакции и факторы её определяющие 2) Зависимость скорости реакции от концентрации веществ. Закон действующих масс 3)Зависимость скорости реакции от температуры. 4)Правило Вант-Гоффа 5)Уравнение Аррениуса. Энергия активации 6) Катализаторы и каталитические системы. 7) Колебательные реакции.

1.3. Химическое и фазовое равновесие: 1) Понятие химического равновесия и его условия 2) Константа равновесия 3) Смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье 4) Фазовое равновесие. Правило фаз Гиббса 5) Понятие о методе физико-химического анализа 6) Диаграммы состояния систем.

2. Строение атома и Периодический закон. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Строение атома: 1) Квантово-механическая модель строения атома. Квантовые числа 2) Принципы заполнения электронных оболочек многоэлектронных атомов. Правила Клечковского, принцип Паули, правило Гунда.

2.2. Периодическая система элементов: 1) Периодический закон и Периодическая система Менделеева 2) Структура Периодической системы с точки зрения строения атома 3) Периодичность свойств элементов 4) Сродство к электрону, энергия ионизации, электроотрицательность.

2.3. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ: 1) Понятие кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ. 2) Закономерности изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ в периодах и группах Периодической системы.

3. Химическая связь и строение вещества. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Химическая связь: 1) Определение и характеристики химической связи 2) Ковалентная связь и ее природа 3) Метод валентных связей 4) Пространственная конфигурация молекул 5) Понятие о методе молекулярных орбиталей 6) Ионная связь 7) Металлическая связь 8) Межмолекулярное взаимодействие; водородная связь 9) Комплексообразование 10) Комплексные соединения.

3.2. Твердые тела: 1) Аморфное и кристаллическое состояние 2) Общие сведения о строении и свойствах стекла и керамики 3) Химические связи в твердых телах 4) Кристаллы со смешанными связями 5) Элементы зонной теории кристаллов 6) Дефекты в реальных кристаллах.

4. Растворы. Дисперсные системы. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Растворы: 1) Общие свойства растворов неэлектролитов 2) Осмос, закон Вант-Гоффа 3) Закон Рауля и следствие из него 4) Растворы электролитов 5) Сильные и слабые электролиты 6) Степень электролитической диссоциации и изотонический коэффициент 7) Константы диссоциации слабых электролитов 8) Ионное произведение воды и водородный показатель (рН) 9) Произведение растворимости(ПР) 10) Гидролиз солей 11) Жесткость воды и способы ее утранения 12) Константы диссоциации комплексных ионов 13) Взаимосвязь энергии Гиббса с кинетическими характеристиками ионных равновесий в растворах электролитов.

4.2. Дисперсные системы: 1) Общие понятия о дисперсных системах, их типы 2) Коллоидные частицы, мицеллы 3) Коллоидные растворы, методы получения 4) Свойства (оптические, электрические и кинетические) коллоидных растворов 5) Устойчивость коллоидных растворов. Коагуляция 6) Коллоидные растворы в природе и технике.

Семестр № 2

5. Электрохимические процессы. (Компетенция/и ПК-12)

5.1. Электрохимические системы: 1) Понятие об электродном потенциале. 2) Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста 3) Химические источники тока. 4) Гальванический элемент. Его ЭДС. 5) Электрохимическая коррозия металлов.Защита от коррозии. 6) Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. 7) Применение электролиза.

5.2. Гетерогенные системы из металла и электролита: 1) Электродный потенциал металла как критерий химического поведения (стойкости) металлов и сплавов материалов на их основе в окружающей среде 2) Взаимодействие металлов с водой и растворами электролитов 3) Взаимосвязь электродного потенциала с термодинамической устойчивостью металлов в окружающей среде.

5.3. Способы повышения устойчивости металлов в окружающей среде: 1) Рациональное конструирование 2) Легирование и его виды 3) Изменение свойств коррозионной среды.

6. Химия металлов. (Компетенция/и ПК-12)

6.1. s - металлы: 1) Общая характеристика щелочных металлов 2) Получение, свойства, применение s- металлов 3) Магний и кальций. Получение, свойства, области использования.

6.2. d - металлы: 1) Общая характеристика и электронное строение металлов побочных подгрупп 2) Медь, цинк - получение, свойства, применение. 3) Важнейшие сплавы Сu и Zn- бронзы, латуни, применение 4) Хром, получение, свойства 5) Сплавы хрома (деформируемые, литейные, спеченные) как конструкционные материалы 6) Марганец, получение, свойства. 7) Области применения Mn и его соединений. Mn как легирующая добавка к сталям 8) Железо, кобальт, никель, нахождение в природе, получение, свойства 9) Чугун и сталь, области применения.

6.3. р-металлы: 1) Алюминий, получение, свойства. Важнейшие соединения 2) Сплавы Al как конструкционные материаллы 3) Олово, свинец, получение, свойства 4) Баббиты, области использования.

6.4. Углерод и кремний: 1) Важнейшие соединения 2) Карбиды, силициды, применение в технике.

7. Олигомеры и полимеры. (Компетенция/и ПК-12)

7.1. Полимеры и олигомеры: 1) Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации 2) Свойства полимеров 3) Полимеры как конструкционные материалы 4) Композиты.

8. Химическая идентификация. (Компетенция/и ПК-12)

8.1. Предмет аналитической химии: 1) Аналитический сигнал 2) Качественный анализ 3) Количественный анализ.

8.2. Основные химические методы анализа: 1) Методы обнаружения. Качественные реакции 2) Гравиметрический метод анализа 3) Титриметрический анализ.

8.3. Инструментальные методы анализа: 1) Основные принципы физико-химических методов анализа 2) Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др. 3) Физические методы анализа. Области их применения.

9. Прикладная химия. (Компетенция/и ПК-12)

9.1. Электротехнические материалы: 1) Диэлектрики, полупроводники.

9.2. Аморфные фазы: 1) Стекло и керамика 2) Области использования стекла и керамики.

9.3. Волокна и пластмассы: 1) Классификация, применение.

9.4. Горюче-смазочные материалы: 1) Топливо, его виды 2) Классификация смазочных материалов 3) Смазочные материалы, состав и свойства 4) Присадки к смазочным материалам и их классификация.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6 6 7
2 4 4 4 7
3 4 4 2 9
4 2 2 4 7
5 6 4 4 1
6 2 4 4 1
7 2 4 4 1
8 2 2 2 2
9 4 2 2 1
Итого 32 32 32 36
В т.ч. по интерактивным формам 32 32 32  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Тепловые эффекты химических реакций Скорость химических реакций Химическое равновесие 6
2 Классы неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции 4
3 Комплексные соединения 2
4 Свойства растворов. Гидролиз солей. Способы усиления и подавления гидролиза. 4
Семестр № 2
5 Гальванический элемент. Электрохимическая коррозия. Электролиз. 4
6 Свойсва металлов и их соединений (s-, p- d металлы). 4
7 Полимеры, исследование их свойств. 4
8 Применение инструментальных методов при исследовании гомогенных систем. 2
9 Исследование свойств горюче-смазочных материалов. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Энергетика химических реакций. Химическая кинетика. 6
2 Строение атома и Периодическая система элементов. Классы неорганических соединений, периодичность изменения кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств 4
3 Строение и свойства веществ в конденсированом состоянии. Комплексные соединения. 4
4 Растворы и дисперсные системы. Гидролиз солей. Способы усиления и подавления гидролиза, практическое использование явления. 2
Семестр № 2
5 Ряд стандартных электродных потенциалов. Электродные потенциалы и ЭДС. Концентрационная и электрохимическая поляризация. Электролиз. Законы Фарадея. Выход по току. 4
6 Физико-химические свойства металлов и их соединений. Важнейшие сплавы. Способы повышения устойчивости и долговечности металлов и сплавов в окружающей среде. 4
7 Классификация. Способы получения полимеров.Строение полимеров.Свойства и применения полимеров. 4
8 Методы качественного и количественного анализа. Классификация методов количественногоанализа. 2
9 Горюче-смазочные материалы. Состав и свойства.Классификация смазочных материалов. Присадки к смазочным материалам. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Энергетические эффекты фазовых превращений. Каталитические системыгомогенный, гетерогенный катализ. Применение.Химическое равновесие в гетерогенных системах. Колебательные реакции. 7
2 Химическая связь, характеристики и свойства химической связи. Механизм образования и виды химической связи. Валентность и её виды. Пространственное строение молекул, гибридизация. 7
3 Растворы неэлектролитов, способы выражения концентрации растворов. Растворы электролитов, закон разбавления Оствальда, изотонический коэффициент, произведение растворимости. Получение и свойства коллоидных растворов. Окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы. Полимерные материалы. 9
4 Жидкокристаллическое состояние Применение, в т.ч. и для получения широкоиспользуемых в конструировании высокопрочных модульных полимеров 7
Семестр № 2
5 Химические источники тока многоразового действия. Аккумуляторы. Применение в технике и транспорте. 1
6 Применение некоторых d- металлов и их соединений в промышленности и технике. d- металлы как легирующие добавки к конструкционным материалам. 1
7 Полимерные материалы и волокна. Композиционые материалы на основе полимеров и волокон. 1
8 Оптические и электрохимические методы анализа. Зависимость определяемой велечины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др. 2
9 Керамические материалы, области их использования. Виды топлив. Классификация смазочных материалов и их свойства. 1

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Общая химия : учеб. пособие для самостоят. работы студентов / Ю.Ф. Мигаль, С.Б. Булгаревич, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 190 с. : ил., табл. - Библиогр.: 11 табл. НТБ РГУПС
2 Мигаль Ю. Ф. Общая и аналитическая химия : учеб. пособие для практ. занятий и самостоят. работы. В 2 ч. Ч. 1 / Ю. Ф. Мигаль, С. А. Воляник, М. А. Савенкова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013.85с. НТБ РГУПС
3 Общая химия: учебное пособие по химии для студентов заочников /Ю.Ф. Мигаль, В.А. Февралева, С.А. Воляник и др; РГУПС -Ростовн/Д, 2009 -80с НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-2 +  
ПК-12   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ПК-12 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

курсовой проект не предусмотрен.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

ТЕМЫ контрольных работ (1 семестр): Классы неорганических соединений. Энергетика и направленность химических процессов.Скорость реакций и способы её регулирования. Химическое равновесие. Строение атома и Периодический закон. Химическая связь и строение молекул. Растворы и дисперсные системы. Способы расчета концентраций растворов. Общие свойства растворов неэлектролитов. Растворы электролитов. Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз; комплексные соединения;

ТЕМЫ контрольных работ (2 семестр): Гальванический элемент. Коррозия металлов (химическая и электрохимическая). методы защиты от коррозии. Электролиз. Химия s-, p, -d- элементов. Химический анализ. Горюче-смазочные материалы.Полимеры.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Термодинамическая система. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
2)Изохорные и изобарные процессы и их тепловые эффекты. Экзо- и эндотермические реакции.
3)Термохимические уравнения. Энтальпия образования.
4)Закон Н.И.Гесса и следствия из него.
5)Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. Энтропия.
6)Критерий самопроизвольности протекания процессов в изолированных и неизолированных системах. Энергия Гиббса.
7)Скорость химических реакций в гомогенных и гетерогенных системах.
8)Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс.
9)Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа.
10)Активные молекулы. Энергия активации. Уравнение Аррениуса.
11)Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и его условия. Константа равновесия.
12)Принцип Ле Шателье. Влияние концентрации реагентов, давления и температуры на химическое равновесие.
13)Квантово-механическая модель строения атома. Принцип неопределенности Гейзенберга.
14)Квантовые числа, их физический смысл.
15)Волновые свойства электрона. Атомные орбитали.
16)Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип Паули.
17)Последовательность заполнения атомных орбиталей в многоэлектронных атомах. Принцип наименьшей энергии
18)Правило Гунда. Электронные конфигурации валентных подуровней.
19)Периодический закон Д.И.Менделеева и строение электронных оболочек атомов.
20)Структура Периодической системы элементов с точки зрения строения атома. Периодичность изменения свойств элементов.
21)Изменение окислительно-восстановительных свойств атомов в пределах групп и периодов.
22)Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
23)Кислотно-основные свойства химических элементов и их соединений. Изменение в периоде и группе.
24)Окислительно-восстановительные свойства химических элементов и их соединений. Изменение в периоде и группе.
25)Ковалентная химическая связь, её основные характеристики (направленность, насыщаемость).
26)Гибридизация атомных орбиталей. sp-, sp2-, sp3 - гибридизация.
27)Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
28)Разбавленные растворы неэлектролитов. Закон Рауля и следствия из него.
29Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации и её связь с изотоническим коэффициентом.
30)Константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда.
31)Ионное произведение воды. Водородный показатель.
32)Гидролиз, примеры
33)Способы усиления и подавления гидролиза
34)Комплексные соединения, классификация
35)Диссоциация комплексных соединений, константа устойчивости комплекса.
36)Получение комплексных соединений.




Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитывать энтальпию, энтропию, энергию Гиббса химических реакций, константу химического равновесия, направленность и глубину протекания процессов для производства современных материалов.
2) Определять квантовые числа электронов, составлять электронные формулы атомов элементов, определять координаты элемента в Периодической системе по электронному строению и его свойства.
3) Определять свойства кристаллических веществ по характеру химической связи.
4)Рассчитывать: изменение температур плавления и кипения, давление насыщенного пара растворителя над раствором, способы выражения концентрации растворов.
5) Определять электронные свойства кристаллических веществ на базе основ зонной теории.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Прогнозированием направленности химических процессов, в зависимости от тех или иных факторов следовательно, долговечности и прочности конструкции
2) Физико-химическими методами определения рН растворов, растворимости веществ и их концентрации в растворах.
3) Прогнозировать физико-химические свойства присадок к смазочным материалам.
4) Прогнозировать структуру молекул с определенным типом гибридизации АО и как следствие, свойства соединений, влияние дефектов на свойства твердых тел.
5) Знаниями о строении коллоидных частиц и методами изменения устойчивости коллоидов, знаниями коллоидной стабильности смазочных материалов.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие об электродном потенциале. Шкала стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста
2)Химические источники тока. Гальванический элемент. Его ЭДС
3)Электрохимическая коррозия металлов. Защита от коррозии
4)Электролиз. Анодные и катодные процессы при электролизе. Применение электролиза.
5)Анодная обработка металлов
6)Электродный потенциал металла как критерий химического поведения (стойкости) металлов и сплавов материалов на их основе в окружающей среде
7)Взаимодействие металлов с водой, и с растворами электролитов
8)Взаимодействие металлов с кислотами
9)Взаимодействие металлов с растворами щелочей
10)Взаимодействие металлов с растворами солей
11)Взаимосвязь электродного потенциала с термодинамической устойчивостью металлов в окружающей среде.
12)Рациональное конструирование
13)Легирование и его виды
14)Изменение свойств коррозионной среды.
15)Общая характеристика щелочных металлов
16)Получение, свойства, применение
17)Магний и кальций. Получение, свойства, области использования.
18)Общая характеристика и электронное строение металлов побочных подгрупп
19)Медь, цинк - получение, свойства, применение. Важнейшие сплавы - бронзы, латуни, применение
20)Хром, получение, свойства
21)Соединения хрома (II, III, VI), свойства, области использования. Сплавы хрома (деформируемые, литейные, спеченные) как конструкционные материалы
22)Марганец, получение, свойства. Соединения марганца (II-VII), свойства
23)Окислительно-восстановительные свойства соединений различных степеней окисления марганца и зависимость их от рН
24)Области применения Mn и его соединений. Mn как легирующая добавка к сталям
25)Железо, кобальт, никель, нахождение в природе, получение, свойства
26)Чугун и сталь, области применения 10) Важнейшие соединения железа (II, III).
27)Алюминий, получение, свойства. Важнейшие соединения
28)Сплавы Al как конструкционные материаллы
29)Олово, свинец, получение, свойства
30)Баббиты, области использования.
31)Важнейшие соединения
32)Карбиды, силициды, применение в технике.
33)Понятие полимеров и олигомеров. Методы получения полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации
34)Свойства полимеров
35)Полимеры как конструкционные материалы
36)Композиты.
37)Каучуки. Резина. Области использования
38)Аналитический сигнал
39)Качественный анализ
40)Количественный анализ.
41)Методы обнаружения. Качественные реакции
42)Гравиметрический метод анализа
43)Титриметрический анализ.
44)Основные принципы физико-химических методов анализа
45)Зависимость определяемой величины от концентрации вещества. Потенциометрия, колориметрия, хроматография и др.
46)Физические методы анализа. Области их применения.
47)Диэлектрики, полупроводники.
48)Конструкционная керамика,применение.
49)Смазочные материалы, состав и свойства.
50)Классификация смазочных материалов.
51)Присадки и смазочные материалы, свойства.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать физико-химические методы анализа
2)Использовать физические методы анализа. Спектральный анализ.
3)Использовать физико-химические свойства материалов органической и неорганической природы в конструировании узлов и машин
4)Использовать физико-химические свойства присадок и смазочных материалов для долговечности и надежности их применения

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Прогнозировать общие свойств металлов, необходимые для рационального конструирования.

2)Методами получения металлов.

3)Основами физико-химического анализа.

4)Прогнозированием химических свойств металлов.

5)Выполнения эксперимента по химической идентификации и инструментальному анализу физико-химических свойств присадок и смазочных материалов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 2 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита контрольной работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сватовская Л.Б. Современная химия : учеб. пособие для бакалавров / Л. Б. Сватовская ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М., 2013. - 251 с. : ил., прил., табл. - (Высшее профессиональное образование). НТБ РГУПС
2 Пресс И. А. Основы общей химии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Пресс И. А. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 352 с. (АйПиЭрБукс) ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Булгаревич С.Б. Растворы. Химическая кинетика и катализ. Элементы фотохимии и электрохимии. : учеб. пособие. Ч. II / С.Б. Булгаревич, М.В. Бойко, Е.Е. Акимова ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010.- 62c. НТБ РГУПС
2 Краткий справочник физико-химических величин [Текст]: библиография / Ред. А.А. Равдель, Ред. А.М. Пономарева. - Изд. 10-е, испр. и доп. - СПб. : Иван Федоров, 2003. - 238 с. НТБ РГУПС
3 Современная защита от коррозии на железнодорожном транспорте : учеб. пособие для вузов/ Ю. П. Абакумова, Ю. Е. Жеско, Л. Л. Масленникова [и др.] ; ред. Л. Л. Масленникова; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М., 2013.-112с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Савенкова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Химия". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Лабораторные работы по общей химии: методические указания / Мигаль Ю.Ф., Булгаревич С.Б., Февралева В.А., Савенкова М.А., Доронькин В.Н., Воляник С.А.; Рост.гос.ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. 38 с. ЭБС РГУПС
3 Лабораторные работы по неорганической химии : учеб.-метод. пособие / Ю.Ф. Мигаль, М.А. Савенкова, С.А. Воляник, Д.Н. Солодовникова ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2011. - 79 с. НТБ РГУПС
4 Доронькин В.Н., Мигаль Ю.Ф., Февралева В.А. Репетиционные тесты по химии, РГУПС 2009г.150с. НТБ РГУПС
5 Общая химия. Учебно-методическое пособие для практических занятий студентов по дисциплине «Химия» Ю.Ф. Мигаль, С.А. Воляник, В.Н. Доронькин и др ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2017г. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
6 Лабораторные работы по химии /Учебно методическое пособие М.А. Савенкова, С.А. Воляник РГУПС, Ростов н/Д, 2017, 72с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система ОС Microsoft Windows И
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 44174.