РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Статистика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.02 Менеджмент

Программа прикладного бакалавриата

Логистика и управление цепями поставок

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Лобас Юлия Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Статистика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, заведующий кафедрой "Мировая экономика и международный бизнес", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Статистика_Б_38.03.02_во_34_ЭиМ_п37342_43860.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Статистика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Статистика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Экономические основы логистики и управления цепями поставок";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: современные методы обработки статистической информации

Умеет: применять современные методы обработки статистической информации

Имеет навыки: использования современных методов обработки статистической информации с учетом последствий их влияния на результаты деятельности организации

ОПК-5 - владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем

Знает: основные понятия и инструменты математического анализа, теории вероятностей,математической и социально-экономической статистики

Умеет: обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные

Имеет навыки: математическими,статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач

ПК-3 - владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности

Знает: оснвные методы анализа взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний основные методы анализа динамики социально-экономических явлений

Умеет: анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний анализировать динамику социально-экономических явлений

Имеет навыки: анализа и выявления взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний анализа и выявления взаимосвязи между социально-экономическими явлениями

ПК-5 - способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Место дисциплины 1Б.Б "Статистика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМБ, ЗМБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 70   49 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 70   49 21
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 101 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 6 2
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2     2
Практические, семинары (Пр) 4 4   4  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 3 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 185   29 94 62
Контрольная работа (К) 12     6 6
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 173   29 88 56
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 18 34 107 75
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Теоретические и организационные основы статистики. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Предмет, метод, задачи и организация статистики: 1) История возникновения и развития статистики 2) Предмет, метод и основные категории статистики 3) Задачи статистики 4) Основные этапы статистического исследования 5) Организация государственной статистики в РФ.

1.2. Статистическое наблюдение: 1) Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования 2) Выборочное наблюдение.

1.3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения: 1) Ряды распределения 2) Статистические группировки 3) Статистические таблицы и графики.

2. Методы измерения массовых социально-экономических явлений. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Метод абсолютных и относительных величин: 1) Абсолютные величины в статистике 2) Относительные величины в статистике и их взаимосвязи.

2.2. Метод средних величин: 1) Средние величины - понятие, виды, выбор формул расчета 2) Свойства средней арифметической 3) Структурные средние величины.

2.3. Измерение вариации: 1) Понятие вариации 2) Особенности расчета и свойства дисперсии 3) Правило сложения дисперсий 4) Взаимосвязи показателей вариации.

3. Методы анализа динамики социально-экономических явлений. (Компетенция/и ПК-3)

3.1. Методы анализа социально-экономических процессов: 1) Статистические характеристики и показатели рядов динамики 2) Проверка ряда на наличие тренда 3) Анализ сезонных колебаний.

3.2. Изучение взаимосвязи общественных явлений: 1) Множественная линейная регрессия 2) Нелинейная регрессия 3) Коэффициенты эластичности 4) Множественная корреляция.

4. Индексный метод анализа взаимосвязи общественных явлений. (Компетенция/и ПК-5)

4.1. Индексный метод исследования.

Семестр № 4

5. Социальная статистика. (Компетенция/и ОПК-5)

5.1. Предмет, метод, задачи и основные направления развития социально-экономической статистики на современном этапе: 1) Сущность статистической деятельности на современном этапе в точки зрения роли в процессе информационного обеспечения экономики и социальной сферы 2) Объект статистического изучения и инструментальные методы анализа социально-экономических процессов.

5.2. Статистика населения.

6. Микроэкономическая статистика. (Компетенция/и ПК-3)

6.1. Статистика основного и оборотного капитала организаций: 1) Классификация основного капитала, виды его стоимостной оценки. 2) Понятие и методы начисления амортизации. 3) Балансы основных средств. 4)Показатели состояния, движения и использования основных средств, их динамика. 5) Статистический анализ объема, состава и использования оборотных средств 6) Показатели оборачиваемости.

6.2. Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу: 1) Формы и системы оплаты труда 2) Состав фонда заработной платы и выплат социального характера 3) Уровни оплаты труда и методы их расчета 4) Затраты на рабочую силу и их показатели.

6.3. Статистический учет производства продукции (работ, услуг): 1) Статистика продукции промышленности: понятие, методы натурального и стоимостного учета 2) Показатели выполнения плана по объему и ассортименту 3) Анализ ритмичности производства 4) Показатели качества продукции 5) Показатели обращения продукции.

7. Макроэкономическая статистика. (Компетенция/и ПК-3)

7.1. Статистика рынка труда: 1) Основные понятия и категории рынка труда 2) Балансы затрат труда и трудовых ресурсов 3) Статистика численности и состава занятых в экономике. 4) Общероссийский классификатор занятий.

7.2. Статистика национального богатства: 1) Статистический анализ природных ресурсов 2) Анализ элементов национального богатства 3) Статистический учет основного и обротного капитала на уровне экономики 4) Анализ тенденций модернизации экономики.

7.3. Система национальных счетов: 1) Методологические принципы построения СНС 2) Основные понятия, виды операций, показатели и направления анализа СНС.

8. Системы показателей группировки и классификации статистической информации, применяемые при формировании микро- и макро-показателей. (Компетенция/и ОПК-5)

8.1. Система показателей, группировки и классификации, применяемые в статистической практике: составление финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   10
2 8 4   10
3 8 4   10
4 8 4   19
5 8   4 5
6 8   4 5
7 8   4 5
8 8   4 6
Итого 64 16 16 70
В т.ч. по интерактивным формам 24 12    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
5 Расчет показателей воспроизводства и движения населения,расчет перспективной численности населения 4
6 Расчет показателей состояния, движения и эффективности использования основных средств. Расчет показателей эффективности использования оборотных средств. Расчет показателей производительности труда, постоение и анализ индексов производительности труда 4
7 Расчет показателей объема, состава и динамики национального богатства 4
8 Показатели группировки и классификации в статистической практике 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Построение типологических, структурных и аналитических группировок.Построение статистических таблиц. Диаграммы как вид статистического графика. Построение диаграмм 4
2 Расчет относительны величин и изучение их взаимосвязи. Расчет средних величин различных видов. Расчет структурных средних - моды и медианы. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации 4
3 Построение рядов динамики различных признаков. Расчет показателей динамики и статистических показателей ряда 4
4 Расчет общих индексов в среднеарифметической форме и в среднегармонической форме. Расчет индексов постоянного и переменного состава 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Статистическое наблюдение - формы и виды. Особенности применения выборочного наблюдения. Графический метод отражения результатов статистического исследования 10
2 Области применения средних величин при измерении социально-экономических явлений 10
3 Особенности применения индексного метода исследования факторного анализа социально-экономических процессов 10
4 Расчет индексов агрегатной формы. 19
Семестр № 4
5 Инструментальные методы анализа социально-экономических процессов 5
6 Статистика оплаты труда и затрат на рабочую силу 5
7 Макроэкономические показатели и их взаимосвязь. Особенности построения СНС. Межотраслевой баланс как элемент СНС. Статистика эффективности общественного производства 5
8 Системы показателей группировки и классификации статистической информации 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 173 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лобас, Ю. Н. Статистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к самостоят. работе / Ю. Н. Лобас ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 61 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-5 + +
ПК-3 + +
ПК-5 +  

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Основные формы и виды статистического наблюдения;

2. Ряды распределения, их графическое изображение;

3. Статистические таблицы, их виды;

4. Роль индексного метода в статистических исследованиях;

5. Характеристика демографического и социально-экономического состава населения страны по данным переписей;

6. Статистическая оценка трудового потенциала Российской Федерации;

7. Статистическая оценка национального богатства РФ, его структуры и динамики;

8. Особенности определения объема выпуска продукции в различных отраслях производства и секторах экономики;

9. Характеристика методологии исчисления валового внутреннего продукта и валового национального продукта (ВВП и ВНП);

10. Совершенствование системы показателей для оценки уровня жизни населения;

11.Совершенствование системы показателей банковской статистики и методологии их анализа;

12.Анализ показателей воспроизводства населения по данным переписей 1979, 1989,2002 и 2010 гг;

13. Проблемы организации статистического наблюдения в России на современном этапе;

14. Характеристика методологии исчисления показателей статистики инвестиций;

15. Совершенствование статистических методов изучения прибыли;

16. Экономико-статистическое изучение эффективности функционирования предприятий малого бизнеса;

17. Комплексная оценка современного состояния статистики финансов и возможности ее совершенствования;

18. Основные методы анализа статистической информации о налогах;

19. Особенности формирования системы статистических показателей рынка ценных бумаг и фондовых бирж;

20. Актуальные проблемы социальной статистики и пути их решения.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет статистики. Основные категории статистики.
2) История возникновения и развития статистики.
3) Понятие и задачи статистики как научной дисциплины и вида практической деятельности
4) Понятие и задачи статистики как вида практической деятельности
5) Основные этапы статистического исследования, их характеристика.
6) Организацию государственной статистики в Российской Федерации
7) Статистическое наблюдение как первый этап статистического исследования
8) Формы статистического наблюдения
9) Виды статистического наблюдения
10) Выборочное наблюдение: сущность и виды
11) Классификация выборочного наблюдения
12) Правила проведения статистической сводки и группировки
13) Правила составления плана выборки
14) Принципы построения относительных статистических показателей
15) Правила построения рядов распределения, их виды
16) Основные показатели силы вариации
17) Основные показатели интенсивности вариации
18) Определение корреляции, ее виды
19) Определение регрессии, ее виды
20) Определение и классификацию статистических индексов


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Группировать статистические данные
2) Анализировать ряды распределения
3) Строить статистические таблицы
4) Классифицировать абсолютные величины
5) Рассчитывать относительные величины и их взаимосвязи
6) Понимать средние величины: определения, виды, выбор формул
7) Рассчитывать структурные средние величины для моментного ряда
8) Рассчитывать абсолютные показатели вариации
9) Понимать особенности расчета и свойства дисперсии
10) Пользоваться правилами построения рядов динамики
11) Рассчитывать базисные показатели динамики уровней ряда
12) Понимать статистические характеристики рядов динамики
13) Осуществлять проверку ряда на наличие тренда
14) Анализировать сезонные колебания
15) Строить статистические графики
16) Рассчитывать степенные средние величины
17) Рассчитывать относительные показатели вариации
18) Рассчитывать цепные показатели динамики уровней ряда
19) Рассчитывать средние показатели динамики уровней ряда
20) Рассчитывать структурные средние величины для интервального ряда


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применять сновные понятия корреляционного и регрессионного анализа.
2) Применять методы определения парной корреляция и парной линейной регрессии.
3) Применять методы рассчета множественной линейной регрессии.
4) Применять методы определения нелинейной корреляции
5) Применять методы расчета множественной корреляции.
6) Расчета индивидуальных индексов и применением их в экономическом анаизе
7) Расчета общих индексов в агрегатной форме и применением их в экономическом анализе
8) Расчета и анализом общих индексов как средних из индивидуальных
9) Анализировать структурные изменения и расчета индекса структурных сдвигов
10) Расчета и анализа индексов постоянного состава
11) Расчета и анализа индексов переменного состава
12) Расчета средних величин по форме средней арифметической
13) Расчета средних величин по форме средней гармонической
14) Расчета средних величин по форме средней геометрической
15) Применения правила мажорантности средних


Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общероссийские классификаторы, их применение в экономической деятельности.
2) Основные учетные категории населения.
4) Способы расчета среднегодовой численности населения территории.
5) Понятие естественного и механического движения населения.
6) Систему показателей механического движения населения.
7) Систему показателей естественного движения населения.
8) Специальные и стандартизированные демографические коэффициенты.
9) Исчисление перспективной численности населения.
10) Понятие и методы расчета трудовых ресурсов.
11) Баланс трудовых ресурсов и его значение в современных условиях.
12) Понятие экономически активного и экономически неактивного населения.
13) Понятие занятости и безработицы населения. Типы безработицы.
14) Состав экономически активного населения
15) Категории персонала основной деятельности.
16) Показатели оценки занятости и безработицы.
17) Исчисление средних показателей численности работников.
18) Систему показателей движения рабочей силы.
19) Состав экономически неактивного населения.
20) Показатели оценки экономически активного и экономически неактивного населения.


Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Классифицировать состав национального богатства.
2) Определять натуральную и стоимостную формы учета национального имущества и природных ресурсов.
3) Классифицировать состав основных средств.
4) Проводить виды оценки основных средств.
5) Пользоваться методами расчета амортизации.
6) Строить балансы основных средств.
7) Рассчитывать показатели состояния и движения основных средств.
8) Производить статистический анализ данных об основных средствах.
9) Классифицировать состав оборотных средств.
10) Рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств, и производить их анализ.
11) Классифицировать макроэкономические показатели производства продукта.
12) Классифицировать промышленную продукцию по степени готовности.
13) Вести учет и анализ производства продукции промышленности.
14) Классифицировать категории персонала и показатели численности работников.
15) Пользоваться методами расчета показателей средней численности работающих.
16) Рассчитывать показатели движения рабочей силы.
17) Рассчитывать показатели использования рабочего времени.
18) Понимать сущность производительности труда и значение ее статистического изучения.
19) Рассчитывать показатели уровня производительности труда.
20) Производить индексный анализ динамики производительности труда.
21) Классифицировать формы и системы оплаты труда.
22) Классифицировать состав фонда оплаты труда.
23) Пользоваться методами расчета оплаты труда и их взаимосвязью.
24) Рассчитывать показатели состояния и использования основных средств.
25) Строить баланс рабочего времени.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классификацией затрат на производство продукции.

3) Инструментами статистического изучения объема и структуры затрат.

4) Источниками данных по финансовой отчетности предприятия.

5) Понятиями результатов финансовой деятельности предприятия.

6) Методикой оценки финансового состояния и показателями финансовой устойчивости.

7) Системой показателей статистики финансов.

8) Основными показателями статистики государственных финансов.

9) Системой показателей статистики банковской деятельности.

10) Системой показателей статистика денежного обращения.

11) Основными показателями статистики ценных бумаг.

12) Системой показателей биржевой статистики.

13) Статистическими методами изучения динамики цен и тарифов.

14) Методологическими основами системы национальных счетов (СНС).

15) Схемами национальных счетов.

16) Понятием валового внутреннего продукта (ВВП).

17) Методами исчисления валового внутреннего продукта (ВВП).

18) Системой макроэкономических показателей результатов экономической деятельности.

19) Системой показателей уровня жизни населения.

20) Методикой оценки показателей финансовой устойчивости.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 3 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Долгова, В. Н. Социально-экономическая статистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 269 с ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Общая теория статистики. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, О. И. Ганченко, М. А. Михайлов ; под редакцией М. Р. Ефимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ЭБС Юрайт
2 Теория статистики с элементами эконометрики. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. В. Ковалев [и др.] ; под редакцией В. В. Ковалева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лобас Ю.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Статистика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Статистика [Текст] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Н. Ю. Тухтеева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. - 47 с. ЭБС РГУПС
3 Лобас, Ю. Н. Статистика [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Ю. Н. Лобас ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Профессиональная информационная система 1С: Предприятие О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43860.