РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Строительная физика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Программа прикладного бакалавриата

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Богатина Алла Юрьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Строительная физика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Строительная ф_Б_08.03.01_во_5_ИПС_п36272_43797.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Строительная физика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Строительная физика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Введение в профессию", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Промышленное и гражданское строительство".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Архитектура зданий и сооружений";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: функциональные основы проектирования, особенности современных несущих и ограждающих конструкций и приемы объемно-планировочных решений зданий; характер физических процессов, происходящихв населенных пунктах, зданиях, сооружениях и их конструктивных элементах

Умеет: правильно выбирать конструкционные материалы,обеспечивающие требуемые показатели надежности,безопасности, экономичности и эффективности сооружений; правильно выбирать конструкционные материалы. обеспечивающие требуемые показатели надежности, безопасности, экономичности и эффективности сооружений

Имеет навыки: владения основными методами расчета и проектирования строительных объектов на базе информационных систем

ОПК-1 - способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: основные положения и задачи строительного производства, виды и особенности основных строительных процессов при возведении зданий,сооружений и их оборудования, технологии их выполнения, включая методику выбора и документирования технологических решений на стадии проектирования и стадии реализации, специальные средства и методы обеспечения качества строительства, охраны труда, выполнения работ в экстремальных условиях; основные положения проектирования и реконструкции зданий и сооружений

Умеет: составить заключение о состоянии строительных конструкций здания по результатам обследования и выполнять обработку результатов статических и динамических испытаний конструкций и систем здания

Имеет навыки: владения методами осуществления контроля над соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности

ПК-6 - способностью осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать надежность, безопасность и эффективность их работы

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Строительная физика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗГБ, СГБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 57 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 78   78
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 78   78
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 57 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   50 77
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   50 65
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 13 54 90
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Архитектурная акустика. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-6)

1.1. Физические характеристики звука.

1.2. Звуковая среда в городах и зданиях.

2. Строительная акустика. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-6)

2.1. Источники шума в зданиях.

2.2. Защита от шума помещений, зданий и территорий населенных мест.

3. Архитектурная светология. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-6)

3.1. Инсоляция помещений, зданий и территорий.

3.2. Солнцезащита.

4. Строительная светотехника. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-6)

4.1. Естественное освещение.

4.2. Искусственное освещение.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   20
2 4 8   20
3 4 8   20
4 4 8   18
Итого 16 32   78
В т.ч. по интерактивным формам 2      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Акуутическое проектирование зрительных залов 8
2 Проектирование ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию 8
3 Проектирование солнцезащитных средств и устройств Расчет параметров инсоляции 8
4 Проектирование систем естественного освещения 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1 Современные звукопоглощающие материалы 2 Современные звукоизолирующие материалы 20
2 1 Основные принципы проектирования жилища для обеспечения нормативных величин звукоизоляции 2 Шумозащита в градостроительстве 20
3 1 Инсоляция застроенных территорий 2 Современные солнцезащитные устройства 20
4 1 Основы проектирования совмещенного освещения 2 Ресурсосберегающие источники искусственного света 18

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина А.Ю. Строительная физика. - Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Строительная физика»: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - с. 21. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

реферативные работы по тематике самостоятельного изучения материала.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основы теории звуковых волн.
2) Физические характеристики звука.
3) Основные понятия о распределении звука в звуковом поле.
4) Основные закономерности звукопоглощения.
5) Виды звукоизолирующих материалов.
6) Допустимые уровни шума и вибрации.
7) Понятие диффузности звукового поля.
8) Понятие реверберации.
9) Виды звукопоглощающих материалов.
10) Виды источников шума.
11) Нормативные требования к уровню шума на рабочих местах.
12) Нормируемые параметры вибрации.
13) Виды источников шума на открытой территории.
14) Виды шумозащитных барьеров.
15) Основные понятия светологии.
16) Понятие инсоляции помещений.
17) Классификацию солнцезащитных средств.
18) Значение освещения в процессе жизнедеятельности людей.
19) Основы светотехнических расчетов.
20) Требования к естественному освещению помещений.
21) Виды источники искусственного света.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выбирать звукопоглощающие материалы.
2) Определять уровень шума и вибрации.
3) Определять показатели акустических качеств зрительных залов.
4) Анализировать способы определения ударного шума.
5) Строить диаграммы воздушного и ударного шума.
6) Выбирать звукоизолирующие материалы.
7) Использовать методику расчета звукоизоляции от воздушного и ударного шума.
8) Определять виды источников шума в городах.
9) Выбирать инженерные сооружения для защиты придорожной полосы от транспортного шума.
10) Анализировать и выбирать виды оконных проемов по показателям шумозащиты.
11) Устанавливать требования к созданию лесопосадок для защиты от шума.
12) Рассчитывать продолжительность инсоляции помещений.
13) Строить контуры инсолируемых поверхностей помещений.
14) Строить контуры инсолируемых поверхностей застройки.
15) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при боковом освещении.
16) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при верхнем освещении.
17) Рассчитывать коэффициент естественного освещения при комбинированном освещении.
18) Строить графики естественного освещения.
19) Определять среднее значение коэффициента естественного освещения.
20) Выбирать способы аварийного, охранного и дежурного освещения.
21) Устанавливать требования к источникам искусственного света.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Нормативными требованиями к уровню шума и вибрации в помещениях зданий.

2) Принципами акустического проектирования зданий.

3) Принципами акустического проектирования зрительных залов.

4) Методами проектирования объемно-планировочных решений зрительных залов.

5) Методами проектирования ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию.

6) Методами проектирования междуэтажных перекрытий с учетом защиты от шумовых воздействий.

7) Методами проектирования внутренних стен и перегородок с учетом защиты от шумовых воздействий.

8) Методами проектирования элементов ограждающих конструкций с учетом защиты от шумовых воздействий.

9) Градостроительными методами и средствами защиты от шума.

10) Методами проектирования шумозащитных барьеров.

11) Методами нормирования и проектирования инсоляции в архитектуре.

12) Методами проектирования солнцезащиты.

13) Методами проектирования цветового решения архитектурных объектов.

14) Основами проектирования систем естественного освещения.

15) Последовательностью проектирования естественного освещения.

16) Методами проектирования совмещенного освещения.

17) Методами проектирования искусственного освещения.

18) Методикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при боковом освещении.

19) Методикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при верхнем освещении.

20) Методикой графических построений для определения коэффициента естественного освещения при комбинированном освещении.

21) Методами проектирования наружного освещения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина, А.Ю. Строительная физика: учебн. пособие. В 2 ч. Ч.1. Акустика / А.Ю. Богатина, А.А. Кругликов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 148 с. – Библ.: с. 133-134. ЭБС РГУПС
2 Богатина, А.Ю. Строительная физика: учебн. пособие. В 2 ч. Ч.2. Светология и светотехника / А.Ю. Богатина, А.А. Кругликов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2018. – 151 с. – Библ.: с.121-122. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина А.Ю. Архитектурная светология и строительная светотехника: учебн. Пособие/ А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин; Рост. Гос. Ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010. – 204с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Богатина А.Ю. Климатологические, теплофизические и теплотехнические основы проектирования зданий, помещений и застроенных территорий: Учебн. пособие /А.Ю. Богатина, В.Н. Моргун, А.А. Ревякин. РГУПС, Ростов-на-Дону, 2010. -240 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богатина А.Ю. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Строительная физика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Богатина А.Ю. Инсоляция помещений, зданий и территорий. Учебно-методическое пособие для практических занятий по дисциплине «Строительная физика», ч. 1 / А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин: ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - с. 21. ЭБС РГУПС
3 Богатина А.Ю. Строительная физика. Учебно-методическое пособие к выполнению лабораторных работ дисциплине «Строительная физика», ч. 1 / А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. - с. 42. ЭБС РГУПС
4 Богатина А.Ю. Теплотехнический расчет ограждающих конструкций зданий. Учебно-методическое пособие к выполнению контрольной работы по дисциплине «Строительная физика» /А.Ю. Богатина, А.А. Ревякин. - ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. - с. 27 ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Система автоматизированного проектирования "AutoCad" И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43797.