РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Мировая культура и искусство"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа прикладного бакалавриата

Транспортное обеспечение в туризме

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Андреева Екатерина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Мировая культура и искусство" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Мировая к и и_Б_43.03.02_во_12_СТ_п37171_43769.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мировая культура и искусство".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Мировая культура и искусство" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Транспортное обеспечение в туризме".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Страноведение";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории, историю становления и развития государственности, общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации

Умеет: анализировать процессы и тенденции современной социокультурной среды, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, знания и закономерности осмысления исторического процесса и актуальной общественно-политической практики, использовать знания истории в профессиональной деятельности

Имеет навыки: методами философских,исторических и культурологических исследований, приемами и методами анализа проблем общества

ОК-5 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: Cпецифику художественной культуры и современные технологии ее репрезентации в туризме

Умеет: Разбираться в стилях художественного творчества и направлениях в искусстве

Имеет навыки: художественного анализа произведений искуства

ПК-10 - готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Мировая культура и искусство" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Основы туристической деятельности".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 106 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 32 64
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 7 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 101   60 41
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 101   60 41
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 106 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 2 10 4
Лекции (Лек) 8 8 2 6  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 8 8   4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9   2 7
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 214     70 144
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 190     58 132
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 252 25 2 86 164
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Искусство первобытности, Древнего Египта и Междуречья. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

1.1. Происхождение искусства. Первобытная культура: Место художественной культуры и искусства в системе культуры. Типология художественных культур. Три среза художественной культуры: образно-содержательный, морфологический, институциональный. Культурологические школы. Теории происхождения искусства. Виды искусства. Стиль, жанр Предпосылки возникновения, особенности содержания и форм первобытного ис-ва. Нерасчлененность существования индивида, социума и природы. Отражение нерасторжимых связей между человеком, социумом и природой в первобытном искусстве. Безличный характер художественного творчества. Синкретизм первобытного искусства. Начало процесса художественного видообразования. Функции первобытного искусства. Культура и искусство традиционных обществ народов Африки и Океании как современный туристский ресурс.

1.2. Искусство Древнего Египта: Общая характеристика художественной культуры цивилизаций Древности: имперсональный характер творчества, каноничность искусства, связь с культом и ритуалом. Уникальность художественных культур великих цивилизаций Древности. Канон заупокойного храма и его эволюция. Канон скульптуры и живописи в египетском искусстве. Период Амарна в искусстве Египта. Туристская современность культурно-исторических центров Египта.

1.3. Искусство древней Месопотамии: Общая характеристика культуры и искусства передней Азии. Древнейшие памятники Шумера. Культура и искусство периода Аккада и позднешумерского. Культура и искусство Старовавилонского, Ассирийского и Нововавилонского царств.

2. Культура и искусство Великих цивилизаций Востока. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

2.1. Искусство Древней Индии: Причины и факторы уникальности индийской культуры. Искусство Хараппы и Мохенджо-Даро: градостроительство, скульптура, ,печати. Ведический период в искусстве Индии. Великие эпические поэмы. Зарождение буддизма. Искусство периода Ашоки. Канон изображения Будды, его земного и небесного окружения. Живопись Аджанты. Искусство периода Гуптов. Буддийское культовое строительство. Ранне- ,средневековое индуистское храмовое зодчество. Канон изображения богов индуистского пантеона. Храмовые комплексы Индии и культовое наследие цивилизации в туризме.

2.2. Искусство Древнего Китая: Мифология, религия, исторические события как основа китайской культуры и искусства. Искусство династий Шан-Инь и Чжоу: каллиграфия, погребальные курганы, бронзовые ритуальные сосуды. Искусство ранних династий Цинь и Хзань. Буддистское искусство раннесредневекового Китая.«Золотой век китайской живописи» - периоды Тан и Сун. Ландшафтная архитектура Китая династии поздняя Сун. Монгольское завоевание, «Китаизация» монгольской культуры. Архитектура династии Мин. Шедевры культурного наследия Китая в познавательных турах.

2.3. Искусство Японии: Искусство периода кофунов, Нара и Хэйан. Искусство Камакура и Муромати. Искусство периода Эдо.

3. Искусство Древней Греции. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

3.1. Крито-Мекенская культура: Периодизация культуры древней Греции. Религия и философия как «ключ» к пониманию античного искусства. Искусство Эгейской цивилизации: Киклад, Крита, Микен.

3.2. Древняя Греция: искусство архаики: Гомеровский период. Скульптура и архитектура архаики, Художественные школы и шедевры. Скульптурное нас ледие, литературное наследие, Театр, вазопись, основы ордерных систем Туристская современность архаического наследия Древней Греции. Музеи, археологические комплексы.

3.3. Древняя Греция: искусство классики: Скульптура и архитектура классики. Тв-во Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа. Художественные школы и шедевры эллинизма. Литературное наследие, Театр, Философская и научная мысль. Туристская современность наследия Древней Греции. Музеи, археологические комплексы.

3.4. Искусство эллинизма: Скульптурные школы и архитектурные комплексы, рельеф, особенности скульптуры.

4. Искусство древнего Рима. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

4.1. Искусство этрусков: Периодизация культуры древнего Рима, отличительные черты культур Греции и Рима. Искусство этрусков, архитектурные приемы, новаторство, рельеф, особенности скульптур.

4.2. Искусство царского и республиканского Рима: Исторические вехи, культура и искусство Рима царского, республиканского периода. Знаменитые скульптурные копии в музеях мира. Специфика архитектуры и ее современность. инженерное и укрепительное строительство в Европе. Художественное наследие.

4.3. Искусство древнего Рима периода империи: Исторические вехи, культура и искусство Рима царского, республиканского и императорского периода. Знаменитые скульптурные копии в музеях мира. Специфика архитектуры и ее современность. Колизей, термы, Пантеон, Триумфальные арки, форумы, инженерное и укрепительное строительство в Европе. Великое литературное наследие: право, философия, наука, поэзия, театр. Творчество ораторов и величайших представителей словесного творчества Причины гибели римского культурного наследия. Роль культуры античности для последующих эпох и современности.

Семестр № 2

5. Религиозное искусство Восточного мира и культур Запада. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

5.1. Искусство Византии: Византия – приемница Рима, христианство как основа культурных традиций, рождение иконописи. Мозаики и миниатюры Сан Витале. Собор Св. Софии в Константинополе. Период иконоборчества. Победа иконопочитателей и формирование канона иконописного изображений. Крестово - купольный тип храма. Искусство Комниновского, Македонского, Палеологовского Возрождений. Великое иконописное наследие, его судьба и туристская современность.

5.2. Культура и искусство западноевропейского средневековья: Культурная «перестройка» в темные века». Романский стиль в искусстве Европы. Символика романского храма. Готика – вершина искусства средневековья. Ранняя, зрелая и интернациональная готика. Английская, немецкая готика. Французская и итальянская готика. Испанская готическая специфика. Декоративно-прикладное, витражное искусство, скульптура и книжная миниатюра .Литература эпохи средневековья: рыцарская поэзия и куртуазный роман.

5.3. Мусульманское искусство: Мусульманская культура и ее религиозные постулаты, отношение ислама к искусству. Типы мечетей. Гирих и ислими в искусстве орнамента. Каллиграфия и искусство оформления книг. Литература. Иранская миниатюра. Искусство Ирака, Ирана, Средней Азии, Магриба, Испании. Художественное наследие Ближнего Востока в современной туристской практике.

5.4. Искусство древней и средневековой Руси: Принятие христианства, становление местных художественных школ иконописания и зодчества.Русское Предвозрождение и творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Формирование архитектурного облика Кремля. Архитектура и зодчество XVI –XVII вв. Школа московских изографов.

6. Культура и искусство Возрождения. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

6.1. Искусство Возрождения в Италии: Духовные истоки Возрождения и социально-политические предпосылки. Шедевры и особенности творческого метода великих представителей Возрождения в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы.

6.2. Искусство Северного Возрождения: Северное Возрождение: особенности развития искусства Германии, Нидерландов, Испании, Англии и Франции в период Возрождения. Возрожденческий гуманизм и универсальный реализм художественного творчества.

7. Культура и искусство Нового времени. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

7.1. Искусство барокко: Новые явления в художественной жизни стран. Искусство стиля барокко и классицизма. Реформация в Европе. Положение основных художественных школ в странах, переживших Контрреформацию. Тридентские соборы и программа Контрреформации. Стилевые особенности барокко . Рождение национальных художественных школ. Итальянская школа барокко (Борромини, Бернини). Фламандское барокко (П.П.Рубенс и его школа).

7.2. Искусство 17-18 вв: Испанское искусство ХУП века ( Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Эль Греко).Барочные коллекции музеев мира, алтарные росписи европейских соборов: проблемы сохранности шедевров в условиях активного туристского приобщения. Культура и искусство эпохи классицизма. Художественная культура эпохи Просвещения Картезианство – философская основа классицизма. Французский придворный классицизм. Стилевые особенности классицизма. Театр французского классицизма (П.Корнель, Ж.Расин). Архитектура классицизма: стилевые особенности. Версаль. Живопись французского классицизма. Н. Пуссен, Кл. Лоррен. Коллекции классицистов в музеях мира, архитектурное наследие эпохи в Европе. Многостилевой характер искусства Просвещения. Придворное искусство Франции. Стиль рококо в искусстве интерьера и декоративно-прикладном искусстве. Просветительский реализм искусства английского (Хогарт) и французского Просвещения (Ватто, Шарден). Сентиментализм Греза. Революционный классицизм Давида и Гро. Шедевры реалистов в музейных коллекциях, архитектурные комплексы эпохи.

7.3. Русское искусство 18-19 вв: Художественная культура России ХУШ века Модернизация культуры России в результате петровских реформ. Изменение видовой и жанровой картины искусства. Черты искусства первой половины ХУШ века. Барокко - основной стиль искусства первой половины века. Нарышкинское барокко. Творчество отца и сына Растрелли. Специфика русского барокко. Искусство России второй половины ХУШ века. Классицизм в пластических искусствах. Формирование архитектурного облика Петербурга. Формирование национальной школы живописи и скульптуре. Расцвет портретного искусства. Литература. Музейные коллекции русской живописи ХУШ века и архитектурное наследие эпохи как туристский ресурс.

8. Искусство 19-20 веков. (Компетенция/и ОК-5, ПК-10)

8.1. Европейское искусство 19 века: Художественная культура начала и середины ХIХ века Искусство романтизма. Гойя – предтеча искусства ХХ века. Творчество Жерико и Делакруа. Романтизм творчества Кипренского, Орловского, Брюллова. Стиль «ампир» в европейском зодчестве. Русский ампир. Академизм в искусстве Запада. Борьба против засилья академизма в национальных художественных школах Европы. Реализм в художественной культуре ХIХ века. Творчество Домье, Милле, Курбе. Барбизонцы. Формирование российской национальной школы пейзажа (школа Венецианова), жанровой живописи (П.Федотов). Мессианизм русского искусства (А.Иванов). Специфика русского критического реализма. Передвижничество: идейная программа и художественная практика .Художественное наследие эпохи как туристский ресурс. Тенденции культурных преобразований в Европе. Искусство европейского романтизма .Литература и музыка романтизма. Художественные особенности реализма в европейской художественной культуре. Возникновение художественного авангарда и его первые течения (импрессионизм, символизм, постимпрессионизм). Декаданс и его проявления в художественной культуре.

8.2. Искусство модерна: Художественная культура конца Х1Х и ХХ века Модернизм в культуре Запада. Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве второй половины ХIХ века. Развитие архитектуры во второй половине ХIХ века. Эклектика. Применение новых технических приемов и материалов. Искусство европейского модерна. Национальные школы и течения модерна ( Арт Нуово, Сецессион, северный модерн, стиль метро).Рождение художественного авангарда в Европе. Кубизм и фовизм.

8.3. Искусство 20-рубежа 21 века: Искусство в предвоенный и период. Футуризм и абстракционизм. Дадаизм. Ведущие стили художественного авангарда на Западе в 30-е-40-е годы: искусство немецкой «Новой вещественности». Сюрреализм. Массовая и элитарная культура. Проблемы сохранения и трансляции культурной памяти и культурно-исторического наследия. Специфика использования культурного наследия в туризме, особенности туристского развития архитектурных комплексов: мировой опыт и отечественная практика.

8.4. Искусство России 20 в: Конструктивизм. Культура и искусство в условиях идеологической борьбы, национально-освободительных революций и мировых войн. Тенденции и проблемы современной культурной ситуации в России.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   15
2 4 4   15
3 4 4   15
4 4 4   15
5 8 8   10
6 8 8   10
7 8 8   10
8 8 8   11
Итого 48 48   101
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Специфика художественной культуры. Культура и искусство первобытности и традиционных обществ Культурологические концепции и их великие представители Видовая специфика искусства Стили и эпохи: история и отличительные особенности Происхождение и функции первобытного искусства Религиозные представления и синкретизм в первобытном искусстве Палеолитическая живопись и скульптура Мегалитические постройки. Дольмены Северного Кавказа и Европы. Художественное наследие первобытности: пещерная живопись Испании, Франции Памятники первобытности Сибири, Алтая. Кобыстан, Тассилин-Аджер Искусство Океании и народов тропической Африки. Словесно-образные, временные, пространственные художественные формы. Наследие первобытности в музеях мира и «под открытым небом» как туристский ресурс 2
Искусство Древнего Египта и Месопотамии Художественная культура Древней Индии и Китая Канон погребального храма. Архитектура Среднего и Нового царства Канон скульптуры Древнего Египта Литературные памятники Древнего Египта Судьба и современные проблемы охраны египетского наследия 1
Культура древней Месопотамии. Шедевры наследия Шумера и Аккада в музеях мира. Культурное наследие Вавилона и Ассирии Художественные особенности. традиции, судьба и современность культурного наследия Междуречья Словесные памятники Древнееврейской культуры. 1
2 Основы китайского градостроительстива и зодчества. Принцип трехсовершенства в китайском искусстве Императорские комплексы, Терракотовая Армия: история создания, художественная ценность, современное туристское использование Искусство шелка, стали, лака, фарфора. Китайские церемонии и литературное наследие 1
Искусство Индии доарийского и арийского периодов Индийское искусство периодов Ашоки и Гуптов. Театр в Китае и Индии Раннесредневековое индуистское искусство и его туристская 1
Искусство Японии 2
3 Культура и искусство античной Греции и Рима Крито-микенское искусство в туристской современности Наследие архаики. Музеи и архитектурные комплексы под открытым небом Классика греческой античности. Скульптурные школ, их представители и шедевры.. Комплексы в Афинах, Дельфах, Олимпии Античная живопись, римские мозаики 2
Шедевры эллинизма в туристской современности. Жемчужины музейных коллекций, проблемы реставрации и туристских «нагрузок». 2
4 Художественное наследие этрусков и его значение для культуры Рима. Историческая и идейная специфика римского монументального строительства Литературные формы и жанры древнего Рима . 2
Скульптура и декоративно-прикладное римское искусство Помпеи как «живой» памятник античности. Скифское искусство. 2
Семестр № 2
5 Искусство Византии Византия – приемница Рима, христианство как основа культурных традиций, рождение иконописи. Мозаики и миниатюры Сан Витале. Собор Св. Софии в Константинополе. Период иконоборчества. Победа иконопочитателей и формирование канона иконописного изображений. Крестово - купольный тип храма. Искусство Комниновского, Македонского, Палеологовского Возрождений. Великое иконописное наследие, его судьба и туристская современность. Культура и искусство западноевропейского средневековья Культурная «перестройка» в темные века». Романский стиль в искусстве Европы. Символика романского храма. Готика – вершина искусства средневековья. Ранняя, зрелая и интернациональная готика. Английская, немецкая готика. Французская и итальянская готика. Испанская готическая специфика. Декоративно-прикладное, витражное искусство, скульптура и книжная миниатюра .Литература эпохи средневековья: рыцарская поэзия и куртуазный роман. Мусульманское искусство Мусульманская культура и ее религиозные постулаты, отношение ислама к искусству. Типы мечетей. Гирих и ислими в искусстве орнамента. Каллиграфия и искусство оформления книг. Литература. Иранская миниатюра. Искусство Ирака, Ирана, Средней Азии, Магриба, Испании. Художественное наследие Ближнего Востока в современной туристской практике. 8
6 Культура и искусство Возрождения Искусство Возрождения в Италии \Духовные истоки Возрождения и социально-политические предпосылки. Шедевры и особенности творческого метода великих представителей Возрождения в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы Искусство Северного Возрождения . Северное Возрождение: особенности развития искусства Германии, Нидерландов, Испании, Англии и Франции в период Возрождения. Возрожденческий гуманизм и универсальный реализм художественного творчества. 8
7 Культура и искусство Нового времени Искусство Западной Европы в Новое время Фундаментальные черты новоевропейской художественной культуры. Национальные школы барокко, творчество их великих представителей Искусство французского классицизма в живописи и архитектуре. Творческая манера и наследие его великих представителей. Литература классицизма. Жанры и формы. 8
8 Художественная культура конца Х1Х и ХХ века Модернизм в культуре Запада. Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм в искусстве второй половины ХIХ века. Развитие архитектуры во второй половине ХIХ века. Эклектика. Применение новых технических приемов и материалов. Искусство европейского модерна. Национальные школы и течения модерна ( Арт Нуово, Сецессион, северный модерн, стиль метро).Рождение художественного авангарда в Европе. Кубизм и фовизм. Искусство 20-рубежа 21 века Искусство в предвоенный и период. Футуризм и абстракционизм. Дадаизм. Ведущие стили художественного авангарда на Западе в 30-е-40-е годы: искусство немецкой «Новой вещественности». Сюрреализм. Массовая и элитарная культура. Проблемы сохранения и трансляции культурной памяти и культурно-исторического наследия. Специфика использования культурного наследия в туризме, особенности туристского развития архитектурных комплексов: мировой опыт и отечественная практика. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Искусство Японии. 15
2 Мифология, религия, исторические события как основа китайской культуры и искусства. Искусство династий Шан-Инь и Чжоу: каллиграфия, погребальные курганы, бронзовые ритуальные сосуды. Искусство ранних династий Цинь и Хань. 15
3 Крито-Мекенская культура 15
4 Искусство основных течений модернизма. Искусство СССР в 30-40-е годы. Искусство новейших течений постмодернизма Музеи и культурно-исторические центры России и мира. 15
Семестр № 2
5 Формирование архитектурного облика Кремля. Архитектура и зодчество XVI –XVII вв. Школа московских изографов. 10
6 Духовные истоки Возрождения и социально-политические предпосылки. 10
7 Культура и искусство эпохи классицизма. Художественная культура эпохи Просвещения Картезианство – философская основа классициз 10
8 Искусство России 20 в. Конструктивизм. Культура и искусство в условиях идеологической борьбы, национально-освободительных революций и мировых войн. 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 190 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мировая культура и искусство [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Андреева ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 182 с. - Библиогр. - Заказ № 6186, 133 экз. - ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОК-5 + +
ПК-10 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-10 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Специфика художественного отражения действительности в искусстве эпохи первобытности;

2. Сравнительный анализ художественного наследия Вавилона и Ассирии;

3. Особенности скульптурного канона Древнего Египта, история и современность знаменитых шедевров;

4. Анализ формирования архитектурных форм в искусстве Древнего Египта;

5. Особенности градостроительства и архитектуры Древнего и Средневекового Китая;

6. Специфика технических приемов и жанровое своеобразие китайской живописи;

7. Художественные особенности японской графики укиё-э;

8. Анализ художественных принципов создания ландшафтных садов Китая;

9. Философия и искусство создания японских садов;

10. Анализ творчества художников ямато-э, живопись школ Кано и Тоса;

11. Особенности искусства Индии доарийского и арийского периодов;

12. Буддийское искусство Индии периода правления Ашоки: анализ художественных форм;

13. История создания и современность буддийской скульптуры и архитектуры в Индии;

14. Индуистское храмовое зодчество средневековой Индии как туристский ресурс;

15. Анализ художественного своеобразия искусства Крита и Микен и его роль в туризме современности;

16. Специфика художественных форм в искусстве этрусков и его значение для римской культуры;

17. Анализ художественной культуры майя, ацтеков и инков;

18. Специфика художественных форм в искусстве древнего Ирана и судьба знаменитых шедевров;

19. Специфика художественных форм в искусстве архаической Греции и анализ знаменитых музейных экспозиций;

20. Формирование архитектурного облика Афинского Акрополя;

21. Анализ творчества великих скульпторов греческой классики (Фидий, Лисипп, Пракситель, Мирон, Скопас);

22. Специфика художественных форм в искусстве эллинизма;

23. Анализ специфики художественных форм в искусстве царского и республиканского Рима;

24. Анализ специфики художественных форм в искусстве «золотого века» Августа;

25. Анализ литературного наследия императорского Рима.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Палеолитическая живопись и скульптура. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
2) Мегалитические сооружения Европы. Основные памятники наследия, использование в туристской практике
3) Искусство доарийской и арийской Индии.Основные памятники наследия, использование в туристской практике
4) Искусство периода Ашоки.Основные памятники наследия, использование в туристской практике
5) Индуистский пантеон. Индуистская храмовая архитектура.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
6) Искусство Китая периодов Шан Инь, Чжоу, Цинь и Хань.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
7) Архитектура и градостроительство Китая эпох Тан и Сун.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
8) Искусство Крита и Микен.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
9) Архитектурный комплекс Акрополя.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
10) Градостроительство и скульптуные школы эпохи эллинизма.Основные памятники наследия периода, использование в туристской практике
11) Этно-культурные основы и традиции гостеприимства Индии
12) Культурные и религиозные традиции японского гостеприимства.
13) Римское культурное наследие: античные памятники, проблемы их охраны и использование в туристской практике

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать канон погребального храма в искусстве Древнего Египта, архитектуру Среднего и Нового царства.
2) Охарактеризовать канон скульптуры в искусстве Древнего Египта.
3) Охарактеризовать технику китайской живописи.
4) Охарактеризовать мозаику, иконопись Византии.
5) Охарактеризовать архитектурный облик Московского Кремля.
6) Охарактеризовать стилевые особенности барокко, выявить художенственную специфику итальянских школ барокко.
7) Охарактеризовать стилевые особенности французского классицизма.Версаль как центр туристского притяжения
8) Охарактеризовать канон изображения Будды, его небесного и земного окружения.
9) Охарактеризовать специфику искусства европейского романтизма.
10)Охарактеризовать основные стили европейского искусства между мировыми войнами. Стили архитектуры: конструктивизм, ар деко
11)Охарактеризовать историко-культурные детерминанты и художественные особенности искусства Возрождения
12)Охарактеризовать историко-культурные детерминанты и художественные особенности искусства Нового времени

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Художественного анализа жанров и школ китайской живописи.
2) Художественного анализа скульптурых школ Поликлета, Мирона, Праксителя, Фидия и Скопаса.
3) Художественного анализа творчества Микеланджело.
4) Художественного анализа творчества Леонардо да Винчи.
5) Художественного анализа искусства Рафаэля.
6) Художественного анализа английского искусства эпохи Провещения
7) Художественного анализа французского искусства 18 века
8) Художественного анализа русского искусства 18 века
9) Сравнительного анализа национальных школ ампира
10)Сравнительного анализа национальных школ модерна
11) Сравнительного анализа художественных стилей 20, 21 веков.
12)Анализа применения художественных и стилистических атрибутов и концепций в практике туризма гостеприимства.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Искусство Рима в царский и республиканский периоды
2) Искусство «Золотого века» Августа
3) Искусство Рима в эпоху поздней империи
4) Искусство Киевской Руси
5) Живопись и архитектура России 16 и 17 веков
6) Искусство Итальянского Возрождения. Дученто. Джотто
7) Искусство Немецкого Возрождения. Дюрер
8) Искусство нидерландского Возрождения
9)Французское Возрождение
10)Русское искусство 18 века

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выявлять основные стили архитектуры в послевоенный период
2) Выявлять особенность русского авангарда: основные направления
3) Раскрывать специфику искусства Запада в послевоенный период
4) Раскрывать специфику искусства СССР 30-х – 50- х годов
5) Уметь проводить сравнительный анализ национальных школ искусства 19 века
6) Проводить сравнительный анализ творчества Феофана Грека и Андрея Рублева

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения критериями анализа основных течений отечественного неформального искусства 60-х – 90-х годов.

2) Владения методами анализа фландрского барокко. Рубенс.

3) Владения методами анализа испанского барокко. Веласкес.

4) Владения проблемами охраны культурного наследия в условиях туристского использования.

5) Владения информацией о культурно-исторических центрах России.

6) Владения информацией о мировых культурно-исторических центрах.

.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-10 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 415 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05623-5. ЭБС Юрайт
2 Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 2 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 287 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05624-2. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мировая культура и искусство". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по дисциплине / Е. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 139 с. : цв. ил. - Библиогр. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43769.