РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н. Яковенко Зоя Михайловна, к.т.н., доц. Валенцева Елена Викторовна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, Профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Спецкурс ( и т с э_Б_38.03.01_во_12_ЭУА_п35809_43482.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит в транспортно-промышленном комплексе".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Экономика организации (предприятия)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: экономические и отраслевые подходы по решению задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры

Умеет: применять стандартные экономические методики для решения профессиональных задач на основе информационной и библиографической культуры

Имеет навыки: решать стандартные экономические задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знает: Теоретические аспекты в области экономики предприятий железнодорожного транспорта

Умеет: анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы обработки экономических данных

Имеет навыки: обработки экономических данных

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Знает: налоговый учет и налоговое планирование организации

Умеет: интерпретировать данные и информацию о налогообложении

Имеет навыки: налоговое планирование

ПК-18 - способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации

Знает: приемы экономического анализа в организациях транспортно-промышленного комплекса

Умеет: выбрать методики экономического анализа в организациях транспортно-промышленного комплекса

Имеет навыки: применять методики экономического анализа в организациях транспортно-промышленного комплекса

ДПК-1 - способностью к организации и реализации бухгалтерского учета и анализа в организациях транспортно-промышленного комплекса

Комментарии кафедры:

ОПК-1 применяется в части: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры.


Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микро- и макроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 131 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   42 43
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 85   42 43
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 288 131 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 6 4
Лекции (Лек) 6 6 2 4  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 6 6   2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
12 12   6 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 246   34 123 89
Контрольная работа (К) 6     6  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 240   34 117 89
Контроль, всего и в т.ч. 18     9 9
Экзамен (Экз) 18     9 9
Зачет (За)          
Общая трудоемкость, часы 288 24 36 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Общественный сектор экономики . (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Государство и рынок: 1) Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора. 2) Участие государства в экономической жизни. 3) Изъяны рынка и их основные типы.

1.2. Общественные блага и критерии эффективности: 1) Понятие общественного блага, его основные свойства. 2) Виды общественных благ, их характеристика. Классификация общественных благ. 3) Проблемы переполнения и теория клубных благ.

1.3. Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага: 1)Проблема «безбилетника». 2)Основы ценообразования в общественном секторе. 3) Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе.

1.4. Три сектора экономики: 1) Институциональные основы экономики общественного сектора. 2) Особенности частно-государственного предпринимательства. 3) Организационно-правовые формы государственных предприятий. 4) Понятие, основные виды и формы некоммерческих организаций.

1.5. Благотворительность и меценатство: 1) Благотворительная деятельность. 2) Роль низовой демократии в решении местных проблем (социальный заказ, ассоциации, благотворительные акции и др.).

1.6. Дилемма "эффективность-справедливость". Критерии эффективности: 1) Отличие равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия. 2) Две теоремы экономики благосостояния: производственный и потребительский подходы. 3) Парето-эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса.

1.7. Функции общественного благосостояния: 1) Основы экономики благосостояния. 2) Модели распределения доходов (дистрибутивная функция). 3) Дифференциация доходов: показатели, причины, состояние.

1.8. Экономическая природа социальной защиты и социального страхования:: 1) Система социальных гарантий. 2) Система социального страхования. 3)Система социальной помощи.

1.9. Сфера образования, науки и здравоохранения в общественном секторе: 1) Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора. 2) Здравоохранение как элемент социальной инфраструктуры, его место и роль в общественном секторе.

2. Общественный выбор. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Экономические основы политического механизма: 1) Теория общественного выбора в современной рыночной экономике. 2) Роль потребителя в процессах общественного выбора. 3) Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинства и парадокс голосования. 4) Рациональный коллективный выбор.

2.2. Избиратели, политики, чиновники: 1) Принцип профессионализма и высокой информированности политиков. 2) Общественный выбор на основе соревнования партийных программ в условиях представительной демократии. Механизм лоббирования. 3) Специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы. Проблемы бюрократии.

3. Основы организации бюджетной системы. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Структура доходов и расходов в бюджетной системе РФ: 1)Принципы построения бюджетной системы. 2) Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования. 3) Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия.

3.2. Бюджетный федерализм: 1) Теоретические основы бюджетного федерализма. 2) Теорема о децентрализации. Гипотеза Тибу. 3) Вертикальное и горизонтальное выравнивание.

3.3. Особенности теории и практики местного самоуправления: 1) Теория местного самоуправления. 2) Финансово-экономические основы местного самоуправления.

3.4. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования: 1) Доходная часть местного бюджета. 2)Расходная часть. 3)Внебюджетные фонды.

4. Основы теории налогов: налоговое бремя. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-18)

4.1. Место налогов в формировании бюджета: 1) Виды и функции налогов. 2) Прямые и косвенные налоги 3) Основные принципы построения налоговой системы. Эффективность и справедливость в налоговой системе.

4.2. Расходы государства: 1) Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов. 2) Факторы роста общественных расходов. 3) Основные направления общественных расходов. 4) Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. 5) Оценка эффективности общественных расходов.

Семестр № 2

5. Место и роль транспорта в социально-экономической жизни страны. (Компетенция/и ОПК-1)

5.1. Транспортно-дорожный комплекс: 1) Роль транспорта в процессе общественного производства. 2) Транспортно-дорожный комплекс. 3) Место железнодорожного транспорта в транспортной системе страны. 4) Экономические особенности железнодорожного транспорта.

6. Промышленное производство. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Организация планирования предприятий транспорта: 1) Классификация производства. 2) Организация производства и его управление.

6.2. Ресурсы транспортных предприятий: 1) Классификация, состав основных фондов железнодорожных предприятий и их оценка. 2) Воспроизводство основных фондов. 3) Физический и моральный износ. 4) Амортизация и амортизационные отчисления. 5) Мощность предприятия. 6) Понятие производительности труда и способы ее повышения. 7) Показатели использования основных фондов и способы их повышения. 8) Оборотные средства. Их состав и структура. 9) Показатели использования оборотных средств. 10) Кадры предприятия и кадровая политика.

7. Управление затратами и ценообразование транспортной продукции. (Компетенция/и ОПК-3, ДПК-1)

7.1. Классификация и виды затрат на железнодорожном транспорте: 1) Бюджет затрат транспортных предприятий. 2) Себестоимость продукции предприятий железнодорожного транспорта и методы ее определения. 3) Зависимость эксплуатационных расходов и себестоимости от объема работ. 4) Анализ себестоимости продукции транспорта.

7.2. Ценообразование: 1) Понятие цены. 2) Грузовые тарифы. 3) Пассажирские тарифы. 4) Цена работ, услуг.

8. Экономическая эффективность предприятий железнодорожного транспорта. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Экономическая оценка эффективности инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта: 1) Понятие инвестиций и инвестиционного проекта. 2) Показатели общей экономической эффективности инвестиции. 3) Показатели сравнительной экономической эффективности инвестиций. 4) Оценка эффективности инвестиционных проектов с учетом коэффициента дисконтирования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 16 16   12
2 4 4   10
3 8 8   10
4 4 4   10
5 4 4   10
6 12 12   12
7 10 10   11
8 6 6   10
Итого 64 64   85
В т.ч. по интерактивным формам 4      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Взаимодействие рынка и государства в смешанной экономике. 4
Формирование спроса и предложения на общественные и социально значимые блага 4
Три сектора экономики 4
Равновесие в общественном секторе 2
Экономика благосостояния 2
2 Экономические основы политического механизма 2
Избиратели,политики,чиновники 2
3 Основы организации бюджетной системы 4
Бюджетный федерализм 4
4 Особенности теории и практики местного самоуправления 2
Налоговый механизм 1
Основные направления общественных расходов 1
Семестр № 2
5 Сущность финансово-экономической модели ОАО «РЖД». 2
Модель вход-выход, как модель представления предприятия транспорта 2
6 Планирование объема производства транспортного предприятия 2
Расчет плановых показателей уровня производительности труда. 2
Организация и реализация бухгалтерского учета и анализа в организациях транспортно-промышленного комплекса. Бюджет труда и заработной платы транспортного предприятия 4
Основные и оборотные средства предприятия 4
7 Бюджет эксплуатационных расходов транспортного предприятия. 4
План калькуляции себестоимости основных измерителей транспортного предприятия 3
Выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. Анализ себестоимости основных измерителей транспортного предприятия (анализ Парето). 3
8 Расчет плановых показателей, характеризующих эффективность работы транспортного предприятия 2
Оценка эффективности инвестиционных проектов простым методом 2
Оценка эффективности инвестиционных проектов сложным методом (с учетом фактора времени) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Провалы рынка и государства. Контрактация и квазирынки 6
Разгосударствление и границы рынка в общественном секторе 6
2 Различные концептуальные подходы к государственности 4
Особенности и страновые различия механизмов лоббирования в условиях представительной демократии 6
3 Особенности управления государственным долгом 6
Основные направления реформирования налоговой системы РФ 4
4 Англосаксонская и континентальная модели местного самоуправления 10
Семестр № 2
5 Место и роль транспорта в социально-экономической жизни страны 10
6 Промышленное производство 12
7 Управление затратами и ценообразованием транспортно-промышленного комплекса 11
8 Экономическая эффективность предприятий железнодорожного транспорта 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 240 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономика общественного сектора [Текст] : курс лекций / З. М. Яковенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 55 с. ЭБС РГУПС
2 Валенцева Е.В. Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики): учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы (часть2)Е.В. Валенцева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 81 с.: ил. – Библиогр. : 24 назв. ЭБС РГУПС
3 Спецкурс (общественный и транспортный секторы экономики) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / З. М. Яковенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 43 с. ЭБС РГУПС
4 Экономика общественного сектора [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практических занятий и самостоятельной работы / З. М. Яковенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. - Библиогр. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-1 + +
ОПК-3   +
ПК-18 +  
ДПК-1   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-18 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1)Общественный сектор в смешанной экономике. 2)Общественные блага: их сущность и виды. 3)Причины существования и функции общественного сектора. 4)Негосударственные некоммерческие структуры и их взаимодействие с государством. 5)Равновесие в общественном секторе. 6)Методические подходы к оценке масштабов государственного сектора экономики. 7)Общественные расходы: их структура и тенденции. 8)Налоговый механизм и общественный сектор. 9)Основы организации бюджетной системы и бюджетная политика. 10)Перспективные формы взаимодействия государства с «третьим» сектором. 11)Роль общественного сектора в распределении доходов. 12)Система показателей для оценки масштабов государственного сектора экономики. 13)Ценообразование в общественном секторе. 14)Показатели эффективности функционирования государственного сектора экономики 15)Роль и функции государства в условиях рыночной экономики. 16)Становление российской модели бюджетного федерализма. 17)Некоммерческие организации и их взаимоотношение с государством. 18)Особенности российской приватизации. 19)Институциональные формы организации общественного сектора. 20)Эффективность управления государственной собственностью.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Задачи рынка и задачи государства
2) Провалы рынка: несовершенная конкуренция, несовершенная информация, экстерналии, информационная асимметрия, общественные блага
4) Первую и вторую теоремы экономики благосостояния
5) Свойства общественных благ
6) Теорию клубов
7) Представительную демократию
8) Формы общественных расходов
9) Роль социального страхования
10) Структуру государственных доходов
11) Сферу действия налога
12) Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени
13) Цели и ограничения налоговой политики
14) Оптимальное устройство механизмов для сбора налогов
15) Общественные расходы и государственные организации
16) Оптимизацию структуры государственного долга
17) Функции и расходы территориальных бюджетов
18) Бюджетный федерализм в условиях перехода к рынку
19)Вертикальное и горизонтальное выравнивание
20 )Теорему о децентрализации.
21) Гипотезу Тибу
22) Теорему о медианном избирателе
23) Место и роль низовой демократии в формировании институтов гражданского общества
24) Особенности взаимоотношений органов местного самоуправления с органами общественного самоуправления
25) Формы государственной поддержки общественных объединений
26) Благотворительность и меценатство.
27)Роль социальной защиты.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Анализировать издержки, выгоды и проблемы распределения
2) Приводить примеры порождения институтов
3) Рассчитывать оптимум Парето и единогласно принимаемые решения
4) Определять коррупцию в государственном секторе, эффективность коррупции
5) Определять влияние рентоориентированного поведения на новые отрасли экономики и на инвестиции
6) Определять искажающее действие общественных расходов
7) Определять взаимосвязь социальной помощи, общественного и частного страхования
8) Корректировать рыночные цены
9) Определять воздействие налогообложения на рынок труда, сбережения и инвестиции
10) Определять перемещение налогового бремени и границы рынков
11) Анализировать Парето-эффективные налоговые структуры
12) Применять налоговые инструменты перераспределения
13) Решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
14) Выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Решения задач по экономике предприятий транспортно-дорожного комплекса
2)Анализа показателей развития транспортно-дорожного комплекса

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Роль транспортно-дорожного комплекса в общественном производстве
2) Содержание ТДК
3) Место железнодорожного транспорта в транспортной системе страны.
4) Экономические особенности железнодорожного транспорта.
5) Классификацию промышленного производства на железнодорожном транспорте.
6) Особенности организации производства и его управления.
7) Организацию планирования предприятий транспорта.
8) Классификацию, состав основных фондов железнодорожных предприятий.
9) Оценку основных фондов.
10) Воспроизводство основных фондов.
11) Физический и моральный износ основных фондов.
12) Амортизацию и амортизационные отчисления.
13) Понятие мощности предприятия и способы ее определения.
14) Понятие производительности труда и способы ее повышения.
15) Показатели использования основных фондов и способы их повышения.
16) Понятие оборотных средств. Их состав и структуру.
17) Понятие «кадры предприятия». Суть кадровой политики.
18) Формы и системы оплаты труда на железнодорожных предприятиях.
19) Сущность тарифной системы оплаты труда, ее составные элементы.
20) Положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений открытого акционерного общества «РЖД».
21) Классификацию и виды затрат на железнодорожном транспорте.
22) Понятие себестоимости продукции предприятий железнодорожного транспорта.
23) Зависимость эксплуатационных расходов и себестоимости от объема работ.
24) Понятие инвестиций и инвестиционного проекта.
25) Бизнес-план: состав и структуру.
26) Сущность цены, ценовую политику и ценовые стратегии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать показатели использования основных фондов.
2) Определять показатели использования оборотных средств.
3) Составлять бюджет труда и заработной платы.
4) Рассчитывать производительность труда.
5) Составлять бюджет затрат.
6) Калькулировать себестоимость измерителей транспортных предприятий
7) Анализировать себестоимость продукции.
8) Определять показатели общей экономической эффективности инвестиции.
9) Определять показатели сравнительной экономической эффективности инвестиций.
10) Давать оценку эффективности инвестиционных проектов с учетом коэффициента дисконтирования.
11) Определять прибыль и рентабельность предприятия.
12) Определять точку безубыточности.
13) Определять цену продукции (услуг).
14)Выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определять себестоимость продукции.

) Оценивать эффективность инновационных проектов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 2 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-18 1 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 324 с. — (Бакалавр. Специалист. Магистр). — ISBN 978-5-534-05345-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономика железных дорог ЭБ public.ru
2 Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте : учеб. пособие // С.Ю. Саратов и др.; под ред. С.Ю. Саратова и Л.В. Шкуриной. — М.: ФГБОУ Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. - 2015. - 360 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Яковенко З.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Валенцева Е.В. Спецкурс (Общественный и транспортный секторы экономики): учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы (часть2)Е.В. Валенцева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 81 с.: ил. – Библиогр. : 24 назв. ЭБС РГУПС
3 Спецкурс (общественный и транспортный секторы экономики) [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для выполнения контрол. работы / З. М. Яковенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - 2-е изд. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 43 с. ЭБС РГУПС
4 Экономика общественного сектора [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практических занятий и самостоятельной работы / З. М. Яковенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. - Библиогр. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43482.