РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Экономика транспортного комплекса"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Экономика и управление на предприятии транспорта

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Калашников Игорь Анатольевич, Радченко Елена Владимировна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Экономика транспортного комплекса" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Экономика т к_Б_38.03.01_во_1_ЭиМ_п36821_43035.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика транспортного комплекса".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика транспортного комплекса" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Экономика и управление на предприятии транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Бизнес-планирование на транспортном предприятии";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин

Умеет: обосновывать все виды экономических рисков и анализировать проведенные расчеты

Имеет навыки: Вариантов расчета экономических показателей

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Экономика транспортного комплекса" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Организация транспортно-промышленного комплекса".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 85 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 48 48 48
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 131   131
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 131   131
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 252 85 252
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   7

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 23 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 2 12
Лекции (Лек) 6 6 2 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8   8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9   9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 220   34 186
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 214   34 180
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 252 23 36 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Транспорт- сфера материального производства, его значение и особенности. (Компетенция/и ПК-11)

2. Экономическая эффективность деятельности предприятий транспортного комплекса. (Компетенция/и ПК-11)

3. Основные принципы, методы и организация планирования. Планирование грузовых и пассажирских перевозок. (Компетенция/и ПК-11)

4. Экономика эксплуатационной работы транспорта. (Компетенция/и ПК-11)

5. Основные фонды транспорта. (Компетенция/и ПК-11)

6. Планирование капитальных вложений и капитального ремонта. (Компетенция/и ПК-11)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   24
2 6 8   24
3 6 8   24
4 6 8   18
5 6 8   20
6 4 8   21
Итого 32 48   131
В т.ч. по интерактивным формам 32 48    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Определение объема работы железных дорог 8
2 Решение задач по определению показателей плана грузовых и пассажирских перевозок 8
3 Решение задач по определению показателей плана работы подвижного состава. Упражнения по определению экономической эффективности от улучшения качественных показателей использования подвижного состава 8
4 Решение задач по определению стоимости основных фондов, показателей их использования. Решение задач по определению экономической эффективности от улучшения использования основных фондов 8
5 Решение задач по экономической оценке улучшения использования локомотивов 8
6 Решение задач по определения критического грузооборота, экономической эффективности электрификации, конструкций локомотивов, вагонов, контейнерных перевозок, бесстыкового пути, механизации путевых работ 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Особенности железнодорожного сектора транспортного комплекса РФ 24
2 Методика определения экономической эффективности инноваций. 24
3 Планирование себестоимости перевозок грузов и пассажиров. Планирование труда и заработной платы. 24
4 Планирование грузовых перевозок. Экономика эксплуатационной работы. (Разработка плана работы подвижного состава). 18
5 Специальные показатели оценки использования основных фондов транспортного предприятия 20
6 Транспорт- сфера материального производства, его особенности. Планирование инвестиций (капитальных вложений) и капитального ремонта. 21

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 214 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономика транспортного комплекса [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы (заочная форма обучения) / И. А. Калашников, Е. В. Радченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 15 с. - Библиогр. : 3 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-11 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет, содержание и задачи курса.
2) Продукция и работа транспорта и ее измерители.
3) Особенности продукции транспорта.
4) Тарифные и эксплутационные тонно-километры. Тенденции и изменении их соотношения в условиях рынка.
5) Приведенные тонно-километры. Порядок определения и целевое назначение.
6) Виды планов железных дорог и их содержание. Особенности прогнозирования в условиях рынка.
7) Показатели плана грузовых перевозок.
8) Определение работы железной дороги.
9) Планирование объема перевозок по видам сообщений. Ввоз , вывоз, транзит, местное.
10) Планирование работы подвижного состава. Цель и разделы плана . Количественные показатели работы локомотивов.
11) Связь количественных показателей работы локомотивов с эксплутационными расходами.
12) Планирование тонно-километров брутто и грузовом движении.
13) Планирование пробега локомотивов в грузовом движении.
14) Планирование эксплутационного парка локомотивов .
15) Качественные показатели использования локомотивов.
16) Показатели, характеризующие использование мощности (силы тяги) локомотива и их влияние на себестоимость перевозок.
17) Показатели, характеризующие использование локомотива во времени и их связь с себестоимостью перевозок.
18) Техническая и участковая скорость движения поезда, порядок определения и влияния на себестоимость перевозок.
19) Оборот локомотива, порядок определения и использование в расчетах.
20) Производительность локомотива, понятие, порядок определения, пути повышения и связь с себестоимостью перевозок.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Приведенные тонно-километры. Порядок определения и целевое назначение.
2) Виды планов железных дорог и их содержание. Особенности прогнозирования в условиях рынка.
3) Показатели плана грузовых перевозок.
4) Определение работы железной дороги.
5) Планирование объема перевозок по видам сообщений. Ввоз , вывоз, транзит, местное.
6) Планирование работы подвижного состава. Цель и разделы плана . Количественные показатели работы локомотивов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Связь количественных показателей работы локомотивов с эксплутационными расходами.

2) Планирование тонно-километров брутто и грузовом движении.

3) Планирование пробега локомотивов в грузовом движении.

4) Планирование эксплутационного парка локомотивов.

5) Качественные показатели использования локомотивов.

6) Показатели, характеризующие использование мощности (силы тяги) локомотива и их влияние на себестоимость перевозок.

7) Показатели, характеризующие использование локомотива во времени и их связь с себестоимостью перевозок.

8) Оборот локомотива, порядок определения и использование в расчетах.

9) Производительность локомотива, понятие, порядок определения, пути повышения и связь с себестоимостью перевозок.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 1 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экономика транспорта : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Будрина [и др.] ; под ред. Е. В. Будриной. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. — ISBN 978-5-534-00238-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Милославская, С. В. Экономика отрасли. Часть 1 [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Милославская, Е. В. Потапова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московская государственная академия водного транспорта, 2016. — 140 c. — 2227-8397. ЭБС IPRBooks
2 Журнал Экономика железных дорог. -2019 ЭБ public.ru
3 Журнал РЖД-Партнер. -2019 ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Калашников И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика транспортного комплекса". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Экономика транспортного комплекса [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / И. А. Калашников ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 19 с. : табл. - Библиогр.: 7 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip И
3 Антивирусная программа Антивирус Касперского (KasperskyEndpointSecurity для Windows) О
4 Профессиональная информационная система 1С: Предприятие О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 43035.