РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Основы семиотики"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Программа академического бакалавриата

Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.фил.н., доц. Кравченко Михаил Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Основы семиотики" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Основы с_Б_42.03.01_во_5_МКПЛ_п36071_42857.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы семиотики".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы семиотики" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Визуальные коммуникации", "Копирайтинг";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Особенности структуры и функционирования знаковых систем, используемых в рекламных и pr- текстах

Умеет: Использовать различные семиотические системы в процессе создания рекламных и pr-текстов

Имеет навыки: Создания рекламных и pr-текстов с использованием ресурсов различных видов семиотических систем

ОПК-3 - обладанием базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга

Место дисциплины 1Б.Б "Основы семиотики" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Иностранный язык", "Основы теории коммуникации", "Русский язык и культура речи", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГОБ, КОБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 69   69
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 69   69
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 66 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 129   31 98
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 117   31 86
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 11 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Теоретические основы семиотики как междисциплинарного направления исследований. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Фундаментальные понятия современной семиотики.

1.2. Понятие семиотической системы. Типология семиотических систем.

2. Становление семиотики как исследовательского направления. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Этапы и особенности развития семиотики.

2.2. История развития семиотики в России.

3. Вербальные семиотические системы. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Семиотика естественного языка.

3.2. Семиотика систем записи.

4. Визуальные и смешанные семиотические системы. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Семиотика фолклора.

4.2. Семиотика цвета.

4.3. Семиотика живописи.

4.4. Семиотика архитектуры.

4.5. Семиотика религии.

4.6. Семиотика костюма.

4.7. Семиотика истории.

4.8. Семиотика эмблем.

4.9. Семиотика рекламы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   10
2 4 4   10
3 6 6   10
4 18 18   39
Итого 32 32   69
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1. Фундаментальные понятия современной семиотики. 2. Понятие семиотической системы. Типология семиотических систем. 4
2 1. Этапы и особенности развития семиотики. 2. История развития семиотики в России. 4
3 1. Семиотика естественного языка. 2. Семиотика систем записи. 6
4 1. Семиотика фолклора. 2. Семиотика цвета. 3. Семиотика живописи. 4. Семиотика архитектуры. 5. Семиотика религии. 6. Семиотика костюма. 7. Семиотика истории. 8. Семиотика рекламы. 9. Семиотика эмблем. 18

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1.1. Фундаментальные понятия современной семиотики. 5
1.2. Понятие семиотической системы. Типология семиотических систем. 5
2 2.1. Этапы и особенности развития семиотики. 5
2.2. История развития семиотики в России. 5
3 3.1. Семиотика естественного языка. 5
3.2. Семиотика систем записи. 5
4 4.1. Семиотика фольклора 6
4.2. Семиотика цвета 3
4.3.Семиотика живописи 6
4.4.Семиотика архитектуры. 3
4.5. Семиотика религии 3
4.6.Семиотика костюма. 3
4.7. Семиотика истории. 3
4.8. Семиотика эмблем. 6
4.9. Семиотика рекламы. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 117 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко, М. А. Основы семиотики [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы и практ. занятий / М. А. Кравченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 37 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Развитие идей семиотики в античности;

2) Развитие идей семиотики в средневековье;

3) Развитие идей семиотики в новое время;

4) Семиотическая концепция Ф.д. Соссюра;

5) Семиотическая концепция Чарльза Пирса;

6) Взаимодействие вербальных и визуальных кодов в рекламных текстах;

7) Семиотика кино;

8) Семиотика фольклора;

9) Концептосфера современной рекламы;

10) Семиотика визуального искусства.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Историю развития семиотики как науки
2) Основные поняия семиотики (знак, значение, знаковая система, семиосфера, код и др.)
3) Структуры семиотической системы (семиотика, синтактика и прагматика
4) Типология знаков
5) Свойства знаков и знаковые теории
6) Историю развития семиотики в России
7) Типологию знаковых систем
8)Понятие значения и основные концепции значения
9) Особенности американской школы семиотики
10) Особенности европейской школы семиотики

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать характеристику жестким кодам
2) Дать характеристику мягким кодам
3) Дать характеристику семиотике естественного языка
4) Дать характеристику семиотике систем записи
5) Дать характеристику семиотике фолклора
6) Дать характеристику семиотике живописи
7) Дать характеристику семиотике архитектуры
8) Дать характеристику семиотике эмблемы
9) Дать характеристику семиотике костюма
10) Дать характеристику семиотике религии
11) Дать характеристику семиотике истории
12) Дать характеристику семиотике рекламы

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения семиотическими ресурсами естественного языка в производстве рекламных и PR-текстов.

2) Владения семиотическими ресурсами системы записей в производстве рекламных и PR-текстов.

3) Владения семиотическими ресурсами фолклора в производстве рекламных и PR-текстов.

4) Владения семиотическими ресурсами живописи в производстве рекламных и PR-текстов.

5) Владения семиотическими ресурсами архитектуры в производстве рекламных и PR-текстов.

6) Владения семиотическими ресурсами эмблемы в производстве рекламных и PR-текстов.

7) Владения семиотическими ресурсами костюма в производстве рекламных и PR-текстов.

8) Владения семиотическими ресурсами истории в производстве рекламных и PR-текстов.

9) Владения семиотическими ресурсами рекламы в производстве рекламных и PR-текстов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко М.А. Основы семиотики: учебное пособие / М.А. Кравченко, О.В. Кравченко. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шарков Ф. И. Коммуникология. Основы теории коммуникации [Текст] : Учебник для бакалавров / Шарков Ф. И. - Москва : Дашков и К, 2017. - 488 с. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"
7 http://www.postsemiotica.narod.ru. Учебно-справочно-научный портал по семиотике

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы семиотики". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кравченко, М. А. Основы семиотики [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практическим занятиям / М. А. Кравченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 27 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42857.