РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Основы теории коммуникации"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Программа академического бакалавриата

Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.фил.н., доц. Кравченко Михаил Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Основы теории коммуникации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н. Шишова Наталья Васильевна, зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Основы т к_Б_42.03.01_во_2_МКПЛ_п36107_42849.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы теории коммуникации".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы теории коммуникации" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы интегрированных коммуникаций (Теория и практика рекламы и PR)", "Основы семиотики";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Уровни, формы, средства и виды социальной коммуникации; Историю развития форм и видов социальной коммуникации

Умеет: Организовать разного рода коммуникации

Имеет навыки: Владения различными формами и видами коммуникации

ОПК-2 - владением знаниями и навыками работы в отделах рекламы и отделах связей с общественностью

Место дисциплины 1Б.Б "Основы теории коммуникации" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Русский язык и культура речи".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГОБ, КОБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 77   77
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 77   77
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 67 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 156   30 126
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 144   30 114
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 15 36 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Понятия коммуникации и коммуникативного акта. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Понятие коммуникации в ряду смежных понятий: 1) узкое и широкое понятие коммуникации; 2) соотношение понятий общение и коммуникация; 3) основы теории коммуникации как интегральная дисциплина.

1.2. Модели коммуникации. Коммуникативный акт и его структура.

1.3. Физиологические, нейролингвистические и психолингвистические основы социальной коммуникации.

1.4. Технологии эффективной коммуникации.

1.5. Дискурс. Типология дискурсов.

2. Средства и каналы коммуникации. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Эволюция средств и каналов социальной коммуникации.

3. Знак. Знаковые системы. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Понятие знака. Классификация знаков.

3.2. Понятие значения. Виды значений.

3.3. Семиотика. Виды семиотических систем.

4. Типология уровней, форм и видов социальной коммуникации. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Типология уровней, форм и видов социальной коммуникации.

4.2. Межличностная коммуникация.

4.3. Массовая коммуникация.

4.4. Вербальная коммуникация.

4.5. Невербальная коммуникация.

4.6. Организационные коммуникации.

4.7. Межкультурная коммуникация.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 10   20
2 2 2   14
3 6 6   18
4 14 14   25
Итого 32 32   77
В т.ч. по интерактивным формам 4 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 1.1. Понятие коммуникации в ряду смежных понятий: 1) узкое и широкое понятие коммуникации; 2) соотношение понятий общение и коммуникация; 3) основы теории коммуникации как интегральная дисциплина. 2
1.2. Модели коммуникации. Коммуникативный акт и его структура. 2
1.3. Физиологические, нейролингвистические и психолингвистические основы социальной коммуникации. 2
1.4. Технологии эффективной коммуникации. 2
1.5. Дискурс. Типология дискурсов. 2
2 2.1. Эволюция средств и каналов социальной коммуникации 2
3 3.1. Понятие знака. Классификация знаков. 2
3.2. Понятие значения. Виды значений. 2
3.3. Семиотика. Виды семиотических систем. 2
4 4.1. Типология уровней, форм и видов социальной коммуникации. 2
4.2. Межличностная коммуникация. 2
4.3. Массовая коммуникация. 2
4.4. Вербальная коммуникация. 2
4.5. Невербальная коммуникация. 2
4.6. Организационные коммуникации. 2
4.7. Межкультурная коммуникация. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 1.1. Понятие коммуникации в ряду смежных понятий: 1) узкое и широкое понятие коммуникации; 2) соотношение понятий общение и коммуникация; 3) основы теории коммуникации как интегральная дисциплина. 1.2. Модели коммуникации. Коммуникативный акт и его структура. 1.3. Физиологические, нейролингвистические и психолингвистические основы социальной коммуникации. 1.4. Технологии эффективной коммуникации. 1.5. Дискурс. Типология дискурсов. 20
2 2.1. Эволюция средств и каналов социальной коммуникации. 14
3 3.1. Понятие знака. Классификация знаков. 3.2. Понятие значения. Виды значений. 3.3. Семиотика. Виды семиотических систем. 18
4 4.1. Типология уровней, форм и видов социальной коммуникации. 4.2. Межличностная коммуникация. 4.3. Массовая коммуникация. 4.4. Вербальная коммуникация. 4.5. Невербальная коммуникация. 4.6. Организационные коммуникации. 4.7. Межкультурная коммуникация. 25

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 144 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко М.А. Основы теории коммуникации: практикум / М.А. Кравченко, РГУПС. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2015. – 58 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Взаимосвязь теории коммуникации с другими науками;;

2) Эволюция каналов социальной коммуникации;

3) Модели коммуникации Аристотеля и Квинтиллиана;

4) Модель коммуникации Р.О.Якобсона;

5) Информационно-математическая и кибернетическая модели коммуникации;

6) Модель массовой коммуникации Г.Лассуэла;

7) Нейролингвистические и психолингвистические основы коммуникации;

8) Понятие знака. Типология знаков;

9) Виды семиотических систем. Семиотика искусства;

10) Виды семиотических систем. Семиотика истории;

11) Виды семиотических систем. Семиотика языка;

12) Типология уровней социальной коммуникации;

13) Типология видов социальной коммуникации;

14) Особенности этнокультурной коммуникации;

15) Особенности межкультурной коммуникации;

16) Приемы эффективной коммуникации;

17) Социально-коммуникативные технологии;

18) Виды речевой деятельности;

19) Невербальная коммуникация;

20) Коммуникационные революции.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Ход эволюции средств социальной коммуникации
2) Ход эволюции каналов социальной коммуникации
3) Основные модели социальной коммуникации
4) Физиологические, нейролингвистические и психолингвистические основы социальной коммуникации
5) Типологию знаков
6) Типологию значений
7) Типологию уровней, форм и видов социальной коммуникации
8) Типологию дискурсов
9) Условия эффективной коммуникации
10) Классификации средств и каналов социальной коммуникации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать характеристику объекту и предмету курса "Основы теории коммуникации"
2) Дать характеристику понятию "коммуникация" в ряду смежных понятий
3) Дать характеристику понятию "дискурс"
4) Дать характеристику вербальной коммуникации
5) Дать характеристику невербальной коммуникации
6) Дать характеристику межличностной коммуникации
7) Дать характеристику массовой коммуникации
8) Дать характеристику организационным коммуникациям
9) Дать характеристику межкультурной коммуникации
10) Дать характеристику функциям коммуникации

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владения информацией о сути и особенностях коммуникационных революций.

2) Владения понятием и структурой коммуникативного акта.

3) Владения понятием и признаками дискурса.

4) Владения понятием и структурой семиотики.

5) Владения понятием и свойствами знака.

6) Владения понятием и свойствами семиотических систем.

7) Владения основаниями для классификации семиотических систем.

8) Владения информацией о видах массовой коммуникации.

9) Владения основаниями для классификации видов речевой деятельности.

10) Владения основаниями для классификации языков.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации : учебник для академического бакалавриата / Д. П. Гавра. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 231 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шарков Ф. И. Коммуникология. Основы теории коммуникации [Текст] : Учебник для бакалавров / Шарков Ф. И. - Москва : Дашков и К, 2017. - 488 с. ЭБС IPRBooks
2 Основы теории коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Д. Венедиктова [и др.] ; под редакцией Т. Д. Венедиктовой, Д. Б. Гудкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"
7 http://www.russcomm.ru. Российская коммуникативная ассоциация

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кравченко М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы теории коммуникации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кравченко М.А. Основы теории коммуникации: практикум / М.А. Кравченко; РГУПС. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2015. – 58 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42849.