РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Теория менеджмента (часть 1)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.02 Менеджмент

Программа прикладного бакалавриата

Логистика и управление цепями поставок

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Теория менеджмента (часть 1)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, заведующий кафедрой "Мировая экономика и международный бизнес", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Теория м ( 1_Б_38.03.02_во_3_ЭиМ_п38265_42714.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория менеджмента (часть 1)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория менеджмента (часть 1)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Стратегический менеджмент", "Теория менеджмента (часть 2)";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: сновные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования,коммуникаций, лидерства и управления конфликтами

Умеет: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

Имеет навыки: методами реализации основных управленческих функций (принятие решений,организация, мотивирование и контроль)

ОК-5 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Знает: основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений

Умеет: анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию

Имеет навыки: математическими,статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач

ОПК-3 - способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

Знает: виды управленческих решений и методы их принятия

Умеет: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

Имеет навыки: современным инструментарием управления человеческими ресурсами

ОПК-6 - владением методами принятия решений в управлении операционной(производственной) деятельностью организаций

Место дисциплины 1Б.Б "Теория менеджмента (часть 1)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Естественнонаучные компетенции", "Основы теории управления".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМБ, ЗМБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   41 86
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 121   41 80
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 13 46 98
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. История управленческой мысли. Управление в деятельности человека: способность к самоорганизации и самообразованию. (Компетенция/и ОК-5)

1.1. Теория управления.

1.2. Генезис теории управления.

1.3. Закономерности и принципы управления.

1.4. Ресурсы управления.

2. Методы принятия стратегических, тактических и оперативных решений: способность к самоорганизации и самообразованию. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Механизмы принятия управленческих решений: разработка стратегий управления человеческими ресурсами организаций.

2.2. Целеполагание в принятии управленческих решений: проектирование организационных структур, разработка стратегий управления человеческими ресурсами организаций.

2.3. Реализация управленческих решений: распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.

3. Процедуры и методы контроля: способность к самоорганизации и самообразованию. (Компетенция/и ОПК-3, ОПК-6)

3.1. Процедуры контроля: проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий.

3.2. Взаимоотношение внешнего и внутреннего контроля: методы принятия решений в управлении операционной(производственной) деятельностью организаций.

3.3. Процесс планирования контрольного мероприятия: методы принятия решений в управлении операционной(производственной) деятельностью организаций.

4. Теории мотивации, лидерства и власти: разработка стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятия, распределение и делегирование полномочий с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия. Методы принятия решений в управлении операционной(производственной) деятельностью организаций. (Компетенция/и ОПК-3, ОПК-6)

4.1. Мотивация деятельности в управлении: проектирование организационных структур, разработка стратегий управления человеческими ресурсами организаций.

4.2. Лидерство и стиль управления: распределение и делегирование полномочий с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.

4.3. Отношения власти в системе управления: распределение и делегирование полномочий с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия.

4.4. Теоретико-методологические основы управления человеческими ресурсами: разработка стратегий управления человеческими ресурсами организаций.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   25
2 4 8   20
3 4 8   20
4 4 8   20
Итого 16 32   85
В т.ч. по интерактивным формам 12 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Cущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления. 8
2 Постановка целей и формулировка задач, связанных с реализацией профессиональных функций в области принятия управленческого решения. 8
3 Контроль, его цели и задачи. Классификация процедур и методов по видам деятельности (производственная, управленческая и др.) 8
4 Мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления. 25
2 Основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией. 20
3 Анализ и обоснованность эффективности действующих процессов, процедур и методов контроля; разработка процедур контроля. 20
4 Процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 121 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теория менеджмента часть 1: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС
2 Теория менеджмента часть 1: учебно-методическое пособие к контрольной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОК-5 +
ОПК-3 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

«Анализ ограничений, влияющих на эффективный менеджмент, и программа деятельности менеджера по их устранению».

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность, понятие менеджмента; отличие менеджмента от управления.
2) Эволюция управленческой науки. Основные этапы ее развития.
3) Различие понятий производительность и продуктивность. Роль менеджмента в обеспечении продуктивности труда.
4) Классификация видов работ по влиянию на конечный результат деятельности и роль менеджера по каждому из видов работ.
5) Организационный менеджмент, понятия и виды организационного менеджмента.
6) Факторы внутренней внешней среды организации и их влияние на разработку стратегии деятельности.
7) Особенности разделения управленческого труда, линейное и функциональное разделение труда.
8) Основные типы организационных структур управления, достоинства и недостатки линейной, функциональной структуры управления.
9) Сущность и особенности стратегического менеджмента, отличие от оперативного управления.
10) Стратегический менеджмент как процесс выполнения функций управления.
11) Основные виды стратегий в современных условиях; факторы выбора стратегий.
12) Функция планирования как процесс подготовки управленческого решения.
13) Организация исполнения принятых решений и мотивация персонала.
14) Основные аспекты контроля выполнения принятых решений, виды и технология контроля.
15) Характеристика основных и связующих процессов управления, их взаимосвязи.
16) Содержательные теории мотивации: власти, успеха, сопричастности.
17) Основы применения теорий мотиваций в менеджменте.
18) Основные понятия: «потребность», «вознаграждение» Типы и виды потребностей, вознаграждений; эффективность их использования.
19) Характеристика базовых операций в деятельности менеджера.
20) Специфика человеческих ресурсов, ее влияние на развитие организации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Управлять конфликтом в организации.
2) Анализировать внешнюю среду организации.
3) Анализировать внутреннюю среду организации.
4) Оценивать факторы, влияющие на определение потребностей организации в развитии персонала.
5) Анализировать источники информации и потребности персонала в профессиональном обучении.
6) Принимать управленческие решения в зависимости от динамики внешней и внутренней среды маркетинга.
7) Выявить влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
8) Провести сравнительный анализ процессуальных теорий мотивации.
9) Провести сравнительный анализ содержательных теорий мотивации.
10)Провести сравнительный анализ стилей управления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) В использовании методологии современных теорий руководства.

2) В структурировании методов управления конфликтами.

3) В разработке системы контролируемых факторов.

4) В сборе и использовании информации необходимой для анализа рыночных возможностей.

5) В построении организационных форм инновационной деятельности.

6) Стратегического планирования.

7) Стратегического маркетинга и его стадий.

8) В использовании процедуры принятия рационального управленческого решения.

9) В использовании методики стратегического управления персоналом организации.

10)В принятии рационального управленческого решения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-5 3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 3 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теория и практика принятия управленческих решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Бусов, Н. Н. Лябах, Т. С. Саткалиева, Г. А. Таспенова ; под общей редакцией В. И. Бусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 279 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Коргова, М. А. Менеджмент организации : учебное пособие для академического бакалавриата / М. А. Коргова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 197 с. ЭБС Юрайт
2 Теория менеджмента : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Я. Афанасьев [и др.] ; ответственный редактор В. Я. Афанасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 665 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колычева Ж.Я. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория менеджмента (часть 1)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Теория менеджмента часть 1: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС
3 Теория менеджмента часть 1: учебно-методическое пособие к контрольной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42714.