РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Экология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Шульга Татьяна Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Экология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Гаспарян Вардгес Рубенович, профессор, Ростовский Государственный Экономический университет "РИНХ".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Экология_Б_43.03.02_во_4_БЖД _п37752_42354.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: экологические принципы рационального использования природных ресурсов, основы экологического права и экологической безопасности окружающей среды

Умеет: применять знание законодательства в области экологии в целях сохранения окружающей среды

Имеет навыки: основами формирования социальных отношений в обществе; основами экологической безопасности окружающей среды

ОК-8 - готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Знает: способы оценки влияния профессиональной деятельности на окружающую среду

Умеет: разрабатывать мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области туристкой деятельности

Имеет навыки: по оценке и предотвращению влияния туристкой деятельности на окружающую среду, а также по разработке мероприятий обеспечивающих экологическую безопасность

ПК-6 - способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Экология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "География", "Математика", "Правоведение", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 95   32 63
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 83   32 51
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 9 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Общая экология и биосфера. (Компетенция/и ОК-8)

1.1. Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.

1.2. Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия.

1.3. Экологические проблемы современности: 1)Влияние экологических факторов на человека и окружающую среду. 2) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.

2. Защита атмосферы и физическое загрязнение окружающей среды. (Компетенция/и ОК-8, ПК-6)

2.1. Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ.

2.2. Снижение загрязнения атмосферы объектами туристической деятельности: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности предприятий и объектов туристической деятельности. 6) Наилучшие достижимые технологии.

2.3. Физическое загрязнение окружающей среды объектами туристической деятельности: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды.

3. Защита гидросферы и почв. (Компетенция/и ОК-8, ПК-6)

3.1. Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.

3.2. Снижение загрязнения гидросферы объектами туристической деятельности: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления.

3.3. Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы.

3.4. Снижение загрязнения почв: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы.

4. Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды. (Компетенция/и ОК-8)

4.1. Правовые основы охраны окружающей среды: 1) Уровни природоохранного законодательства России. Конституция РФ. Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Природохранное и природоресурсное законодательство. 2) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 3) Экологический контроль и экспертиза: Государственная и общественная экологическая экспертиза.

4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: 1) Международные соглашения в области охраны окружающей среды.

4.3. Экономические вопросы охраны окружающей среды: 1) Экономические аспекты охраны окружающей среды. 2) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду. 3) Ставки платы, коэффициенты применяемые при расчете платы за НВОС. Учет особо охраняемых природных территорий.4) Платежная база. 5) Декларация по плате за НВОС.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6 2 10
2 4   12 14
3 6 2 2 16
4 2 8   9
Итого 16 16 16 49
В т.ч. по интерактивным формам   4 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Исследования уровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах 2
2 Оценка концентрации газообразных загрязняющих веществ в воздухе 4
Исследование шума от передвижных источников. 4
Исследование параметров электромагнитных полей от источников радиочастот 4
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Практическая работа 1. Экологические факторы среды и закономерности их действия на живые организмы. 2
Определение вреда окружающей среде за снос и повреждение зеленых гнасаждений. 4
3 Определение вреда окружающей среде за сброс сточных вод в водные объекты. 2
4 Расчет платы за загрязнение почв. 4
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 6
Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем 4
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины. 4
Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 10
3 Источники загрязнения поверхностных вод 3
Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе 2
Очистка сточных вод 4
Защита почв от химического загрязнения 3
Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов 4
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 4
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 83 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой. ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 71 с. ЭБС РГУПС
3 Финоченко, Т. А. Самостоятельная работа обучающегося [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Т. А. Финоченко, А. Г. Хвостиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-8 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-8 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-6 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экологии как науки.
2) Историю развития экологии.
3) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.
4) Понятие и структуру биосферы. Биоценозы, их состав.
5) Проблемы ресурсо- и энергосбережение.
6) Виды загрязнений окружающей среды объектами туристической деятельности(физические, химические, механические, биологические).
7) Состав воздуха. Строение атмосферы и физические процессы в ней.
8) Источники загрязнения атмосферы.
9) Особо опасные загрязнения. Стойкие органические загрязнения. Диоксины.
10) Парниковый эффект.
11) Понятие и виды ПДК, размерность и как устанавливается. ОБУВ.
12) Понятие ПДВ, ВСВ. Кем устанавливаются.
13) Факторы, определяющие величину ПДВ. В каких случаях назначается ВСВ?
14) Физико-химический аспект диоксинов и меры борьбы с ними.
15) Характеристику химических загрязнений объектами туристической деятельности.
16) Характеристику физических загрязнений объектами туристической деятельности.
17) Характеристику механических загрязнений объектами туристической деятельности.
18) Характеристику биологических загрязнений объектами туристической деятельности.
19) Свойства и запасы воды Круговорот воды в природе и их виды.
20) Способы очистки сточных вод от объектов туристической деятельности.
21) Проблемы урбанизации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать и рассчитать ПДВ от горячих источников для равнинной местности.
2) Проанализировать и рассчитать ПДВ от холодных источников для равнинной местности.
3) Проанализировать и рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности.
4) Проанализировать и рассчитать во сколько раз ПДВ вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВ вещества для равнинной местности.
5) Проанализировать и рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности.
6) Проанализировать и рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности.
7) Проанализировать и рассчитать шумовой дискомфорт от транспортного потка вблизи объектов туристической деятельности.
8) Анализировать кислотность растворов, зная величину водородного показателя.
9) Проанализировать и рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 7,5 м.
10) Проанализировать и рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 20 м.
11) Сравнить расчетным путем эквивалентный уровень шума от транспортного потока при скорости автомобилей 40 км/ч и 80 км/ч, для расстояния 7,5 м.
12) Проанализировать и рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза.
13) Проанализировать и рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
14) Проанализировать и рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ.
15) Проанализировать и рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если ПДВ < Мф < ВСВ.
16) Проанализировать и рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ.
17) Проанализировать и рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы.
18) Проанализировать и рассчитать шумовой дискомфорт в помещении аудитории, при значении Lэкв = 75 дБА.
19) Проанализировать и рассчитать шумовой дискомфорт ночью в жилом помещении при Lэкв = 50 дБА.
20) Проанализировать и рассчитать шумовой дискомфорт днем в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА.
21) Проанализировать и рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества.
22) Проанализировать и рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске.
23) Интерпретировать закономерности Б. Коммонера.
24) Проанализировать и рассчитать шумовой дискомфорт в помещении территории, если Lэкв = 65 дБА, ширину зеленых насаждений для его ликвидации.
25) Составлять трофические цепи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализ ПДВ разных веществ по величине ПДК для холодных источников.

2) Анализ ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

3) Определения вредности по величине ПДК для разных веществ.

4) Анализ шумового дискомфорта от потока поездов.

5) Расчета ПДС взвешенных веществ.

6) Расчета ПДС нефтепродуктов.

7) Защиты от воздействия диоксинов.

8) Расчета платы за загрязнения атмосферного воздуха.

9) Нормирование физических и химических параметров воды (мутность, цветность, запах, водородный показатель и пр.).

10) Нормирования бактериологического и органического загрязнения воды, БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Использования способов очистки сточных вод.

12) Использования физико-химических методов очистки сточных вод.

13) Использования механических методов очистки сточных вод.

14) Использования биологических методов очистки сточных вод.

15) Нормирования шума и борьбы с шумовым дискомфортом.

16) Определения электромагнитных излучений от мобильных телефонов и характеристики их качества.

17) Расчета ширины зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

18) Сравнительного анализа различных способов утилизации отходов.

19) Снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду.

20) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

21) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

22) Защиты от электромагнитных полей.

23) Применение методов снижения интенсивности кислотных дождей.

24) Определения влияния экологических факторов на организм.

25) Экологического мышления.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-8 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 4 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий Г.В. Экология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Г.В. Стадницкий. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. ЭБС IPRBooks
2 Экология: учеб.пособие / И.А. Кленова; ФГБОУ ВО РГУПС. –Ростов н/Д, 2017. –255 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы: уч. пособие /И.В. Лебедева, Г.Н. Соколова, Т.Г. Шульга, Л.В. Дергачева; под ред. И.В. Лебедевой, ФГБОУ ВО РГУПС – Ростов н/Д, 2017. – 71 с. ЭБС РГУПС
2 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с. ЭБС РГУПС
3 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шульга Т.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Экология: учебно-методическое пособие к практическим работам / И.А. Кленова, Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 45 с. ЭБС РГУПС
3 Экология. Задачи для практических работ [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2018. - 72 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42354.