РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

Программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом в промышленности, на транспорте и в сервисе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители Оксенюк Елена Евгеньевна, к.э.н., доц. Риполь-Сарагоси Людмила Геннадьевна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ кафедра "Управления персоналом и социология".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Регламентация и н т_Б_38.03.03_во_67_ТОУП_п34783_42161.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Регламентация и нормирование труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Регламентация и нормирование труда" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом в промышленности, на транспорте и в сервисе".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Современное управление персоналом в транспортно-промышленном комплексе", "Стратегия управления персоналом", "Управление персоналом";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы научной организации и нормирования труда

Умеет: оптимизировать нормы,в том числе обслуживания и численности

Имеет навыки: решить профессиональные задачи, в том числе анализ работ и анализ рабочих мест

ПК-5 - знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление персоналом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 126 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 56 56 24 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
14 14 6 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 153   90 63
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35   35  
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 118   55 63
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 324 126 180 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   5 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 43 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9 10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 6 12 2 12
Лекции (Лек) 18 18 6 4 2 6
Лабораторные работы (Лаб)            
Практические, семинары (Пр) 14 14   8   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 2 4   5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 268   66 81   121
Контрольная работа (К) 15         15
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР) 35     35    
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 218   66 46   106
Контроль, всего и в т.ч. 13     9   4
Экзамен (Экз) 9     9    
Зачет (За) 4         4
Общая трудоемкость, часы 324 43 74 106 2 142
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Научная организация труда. (Компетенция/и ПК-5)

2. Регламентация труда персонала. (Компетенция/и ПК-5)

3. Основы организации труда; анализ работ и анализ рабочих мест. (Компетенция/и ПК-5)

4. Организация нормирования труда на предприятии: нормы времени, выработки, численности, управляемости, обслуживания, времени обслуживания. (Компетенция/и ПК-5)

Семестр № 7

5. Оценка эффективности труда персонала. (Компетенция/и ПК-5)

6. Актуальные проблемы нормирования труда: оптимизация норм времени, выработки, численности, управляемости, обслуживания, времени обслуживания. (Компетенция/и ПК-5)

7. Особенности нормирования труда в производстве, на транспорте и в сервисе. (Компетенция/и ПК-5)

8. Основные HR-процессы на службе бизнеса. (Компетенция/и ПК-5)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   12
2 6 6   15
3 6 6   14
4 10 10   14
5 8 20   16
6 8 6   16
7 8 4   16
8 8 2   15
Итого 56 56   118
В т.ч. по интерактивным формам   20    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Развитие научных направлений в области организации труда 2
2 Сущность регламентации труда 2
Значение регламентации труда персонала в организации 4
3 Организация и планировка рабочих мест 2
Организация рабочего времени 2
Изучение затрат рабочего времени отдельных категорий работников 2
4 Нормы труда, их функции и роль нормирования труда в управлении производством 2
Нормы труда, их функции и роль нормирования труда в управлении производством 2
Современное состояние нормирования на предприятиях: отечественный и зарубежный опыт 2
Оценка интенсивности труда 4
Семестр № 7
5 Основные показатели эффективности использования рабочей силы 2
Методы оценки персонала 2
Разработка регламента. Ситуация 1. 2
Разработка регламента. Ситуация 2 2
Разработка регламента. Ситуация 3 2
Разработка регламента. Ситуация 4 2
Разработка регламента. Ситуация 5 2
Организация оплаты труда 6
6 Новые возможности нормирования труда в период изменений 2
Нормирование труда-как эффективный инструмент повышения стоимости компании 2
Показатели результативности для непроизводственных подразделов компании 2
7 Особенности нормирования труда в розничной сфере 2
Актуальные вопросы нормирования труда в транспортной компании 2
8 Основные HR-процессы на службе бизнеса. Как обеспечить эффективную взаимосвязь между нормированием труда, оценкой персонала и материальной мотивацией. Построение системы управления эффективностью 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Научная организация труда 12
2 Регламентация труда персонала 15
3 Основы организации труда 14
4 Организация нормирования труда на предприятии 14
Семестр № 7
5 Оценка эффективности труда персонала 16
6 Актуальные проблемы нормирования труда 16
7 Особенности нормирования труда в производстве, на транспорте и в сервисе 16
8 Основные HR-процессы на службе бизнеса. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 218 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Риполь-Сарагоси, Л.Г., Оксенюк, Е.Е. «Регламентация и нормирование труда»: учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельного изучения учебного материала и выполнения контрольных работ/ Л.Г. Риполь-Сарагоси; Е.Е. Оксенюк; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 54 с. ЭБС РГУПС
2 Риполь-Сарагоси, Л.Г., Оксенюк, Е.Е. «Регламентация и нормирование труда»: учебно-методическое пособие для выполнения курсовой работы / Л.Г. Риполь-Сарагоси; Е.Е. Оксенюк; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 54 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ПК-5 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

задание на курсовую работу размещено на ресурсе "Электронный университет".


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контроль знаний осуществляется через систему ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие и основные элементы регламентации труда.
2) Содержание регламентации труда на предприятии.
3) Историю развития регламентации труда.
4) Принципы и задачи научной организации труда.
5) Формы и виды разделения труда.
6) Формы кооперации труда.
7) Сущность и классификация регламентов труда.
8) Нормативно-правовое обеспечение регламентации труда.
9) Объекты регламентации труда.
10) Основные требования к проектированию режимов труда и отдыха.
11) Основы регламентация условий труда.
12) Регламенты, упорядочивающих деятельность рабочих кадров

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Работать с формой ТНУ-2
2) Работать с формами Т-1 и Т-1а
3) Работать с формами Т-2 и Т-2 ГС(ГМ)
4) Работать с формой Т-3
5) Работать с формой Т-4
6) Работать с формами Т-5 и Т-5а
7) Работать с формой Т-6 и Т-6а
8) Работать с формой Т-7
9) Работать с формами Т-8 и Т-8а
10) Работать с формами Т- 9 и Т-9а
11) Работать с формами Т-10 и Т-10а
12) Работать с формами Т-11 и Т-11а
13) Работать с формой Т-12
14) Работать с формой Т-13
15) Работать с формой Т-73

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Решить профессиональные задачи

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Направления регламентации труда: организационно-правовая регламентация
2) Направления регламентации труда: экономическая регламентация
3) Направления регламентации труда: социально-психологическое
4) Виды кадровых документов
5) Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приёмов и методов труда.
6) Сущность и основные понятия нормирования труда.
7) Исторические этапы развития нормирования труда.
8) Этапы разработки норм затрат труда
9) Классификация норм труда.
10) Аналитический метод нормирования труда.
11) Суммарный метод нормирования труда
12) Понятие «микроэлементное нормирование труда»
13) Методы изучения затрат рабочего времени.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разрабатывать проводить самофотографию рабочего дня
2) Рассчитать возможный рост производительности труда по результатам фотографии рабочего дня
3) Рассчитать календарный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
4) Рассчитать табельный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
5) Рассчитать максимально возможный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
6) Рассчитать среднесписочную численность на основе данных календарного фонда рабочего времени
7) Коэффициент режимов работы оборудования
8) Разработать должностную инструкцию
9) Разработать график режимов труда и отдыха
10) Разработать график дополнительного времени отдыха при особых категориях тяжести труда

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Решить профессиональные задачи.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дейнека, А. В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А. В. Дейнека. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 288 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики [Текст] : монография / ФГБОУ ВО РГУПС ; ред.: А. В. Охотников, А. В. Воронина. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 187 с. : ил., табл. - Библиогр.: 106 назв. - Заказ № 8250, 500 экз. ЭБС РГУПС
2 Дресвянников, В. А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Дресвянников, О. В. Лосева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 170 c. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Оксенюк Е.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Регламентация и нормирование труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Риполь-Сарагоси, Л.Г., Оксенюк, Е.Е. «Регламентация и нормирование труда»: учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельного изучения учебного материала и выполнения контрольных работ/ Л.Г. Риполь-Сарагоси; Е.Е. Оксенюк; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 54 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42161.