РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Маркетинг"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Бухгалтерский учет, анализ и аудит в транспортно-промышленном комплексе

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Прокопенко Евгения Сергеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Маркетинг" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, зав. кафедрой "Мировая экономика и международные отношения", ФГОУ ВО «Южный федеральный университет».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Маркетинг_Б_38.03.01_во_5_ЭиМ_п42062_42064.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Маркетинг".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Маркетинг" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методики и инструменты принятия организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности, специфику распределения и реализации ответственности на предприятии в рамках маркетинговой деятельности

Умеет: использовать инструменты принятия эффективных организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности, учитывать особенности реализации ответственности при осуществлении маркетинговой деятельности

Имеет навыки: принятия организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности, с использованием инструментов маркетинговой деятельности

ОПК-4 - способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность

Место дисциплины 1Б.Б "Маркетинг" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Менеджмент", "Микро- и макроэкономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПББ, РББ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 65 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 43   43
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 43   43
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 65 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 6 6 2 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4   4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 119   34 85
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 113   34 79
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 16 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Понятие и сущность маркетинга. (Компетенция/и ОПК-4)

2. Маркетинговые исследования: анализ взаимосвязей между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений. (Компетенция/и ОПК-4)

3. Стратегическое управление в маркетинге: стратегический анализ, разработка и осуществление стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности. (Компетенция/и ОПК-4)

4. Товарный маркетинг: оценка и обеспечение конкурентоспособности. (Компетенция/и ОПК-4)

5. Ценообразование в маркетинге. Разработка и осуществление стратегии ценообразования. (Компетенция/и ОПК-4)

6. Маркетинговые коммуникации. Разработка и осуществление коммуникационной стратегии. (Компетенция/и ОПК-4)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   6
2 4 4   6
3 6 6   7
4 6 6   8
5 6 6   8
6 6 6   8
Итого 32 32   43
В т.ч. по интерактивным формам 10 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Определение маркетинговых возможностей фирмы 4
2 Методы прогнозирования в маркетинге Определение прогнозируемого объема продаж с целью планирования товарооборота фирмы 4
3 Разработка базовой и конкурентной маркетинговой стратегии предприятия: анализ взаимосвязей между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений. 6
4 Разработка нового товара 6
5 Анализ безубыточности предприятия 6
6 Этапы разработки форм коммуникаций и формирование рекламного бюджета 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Методика определения рыночного спроса на товары и услуги фирмы 6
2 Выявление взаимосвязи между маркетинговыми стратегиями фирмы 6
3 Методы обработки массивов данных, полученных опытным путем 7
4 Изучения методики позиционирования товара 8
5 Методы установления оптовых и розничных цен на товары, с учетом влияния издержек и окружение предприятия 8
6 Расчет потребности фирмы в торговых агентах, факторы, учитываемые при выборе каналов сбыта 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 113 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Е. С. Прокопенко, Н. В. Русакова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 12 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

решение основных типовых задач по маркетингу (согласно вариативной выборке).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение маркетинга и его эволюция.
2) Основные цели, задачи и принципы маркетинговой деятельности.
3) Развитие управленческих концепций маркетинга.
4) Структура функций маркетинговой деятельности.
5) Основные виды маркетинга.
6) Понятие маркетинговой среды.
7) Внутренняя и внешняя среда фирмы. Внешняя микро- и макросреда.
8) Влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9) Разработка системы контролируемых факторов.
10) Конкуренция. Маркетинговая политика фирмы при разных типах конкуренции.
11) Анализ рыночных возможностей.
12) Разработка комплекса маркетинга.
13) Планирование организации маркетинговой деятельности.
14) Стратегическое планирование. Стратегические уровни в организации: корпоративный и хозяйственных подразделений.
15) Процесс стратегического маркетинга и его стадии.
16) Понятие рынка и его основные элементы. Определение и удовлетворение потребностей покупателя.
17) Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18) Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19) Признаки классификации групп потребителей. Типы поведения покупателей на рынке.
20) Процесс принятия решения о покупке и его этапы.
21) Этику и социальную ответственность в маркетинге.
22) Систему маркетинговой информации, методы её сбора.
23) Источники первичной и вторичной информации. Основные объекты маркетинговых исследований и источники сведений о них.
24) Процесс создания нового товара.
25) Основные объекты исследования внутренней среды фирмы: оценка возможностей, анализ финансово-экономического положения, товарного ассортимента, производственных мощностей, стратегии фирмы на рынке.
26) Принципы оценки конкурентных позиций фирмы.
27) Правила выбора целевого рынка. Критерии и методы сегментирования рынка.
28) Методы маркетинговых исследований.
29) Роль маркетинговых исследований состояния рынка и его конъюнктуры. Процесс маркетинговых исследований и его этапы.
30) Информация для маркетинговых решений и её структура.
31) Классификация товаров. Понятие нового товара и причины их неудач.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) использовать источники первичной и вторичной информации
2) применять основные принципы маркетинговой деятельности.
3) изучать поведение и мотивации потребителей
4) оценивать возможности, анализировать финансово-экономическое положение, товарный ассортимент, производственные мощности, стратегии фирмы на рынке
5) оценивать конкурентные позиции фирмы
6) оценивать стратегические уровни в организации: корпоративный и хозяйственных подразделений
7) исследовать внутреннюю и внешнюю среду фирмы, внешнюю микро- и макросреду.
8) оценивать влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9) разрабатывать системы контролируемых маркетинговых факторов.
10) определять маркетинговую политику фирмы при разных типах конкуренции.
11) проводить анализ рыночных возможностей.
12) разрабатывать комплекса маркетинга.
13) планировать и организовывать маркетинговую деятельность на транспортном предприятии.
14) осуществлять стратегическое планирование.
15) проектировать процесс стратегического маркетинга.
16) проектировать процесс принятия решения о покупке и его этапы.
17) оценивать состояние спроса и определять задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18) выявлять факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19) классифицировать потребителей, определять типы поведения покупателей на рынке.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) выбора целевого рынка, применения критериев и методов сегментации рынка.

2) организации и проведения маркетинговых исследований.

3) проектирования процесса создания нового товара.

4) разработки маркетинговой стратегии предприятием.

5) разработки тарифной политики предприятием.

6) разработки коммуникационной политики предприятием.

7) разработки сбытовой политики предприятием.

8) разработки товарной политики предприятием.

9) расчета тарифов транспортных услуг.

10) определения перспективных и текущих потребностей рынка.

11) маркетингового планирования.

12) маркетингового контроля.

13) оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

14) оценки конкурентоспособности продукта и предприятия.

15) оценки эффективности сбытовой политики предприятия.

16) оценки эффективности системы продвижения продукции.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 5 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Григорьев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 559 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Реброва, Н. П. Маркетинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. П. Реброва. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. ЭБС Юрайт
2 Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 296 c. ЭБС IPRBooks
3 Годин, А. М. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А. М. Годин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 656 c. ЭБС IPRBooks
4 Ким С.А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / С.А. Ким. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прокопенко Е.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Маркетинг". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Маркетинг [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Е. С. Прокопенко, Н. В. Русакова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 12 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42064.