РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Строительные материалы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Программа прикладного бакалавриата

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель Долгова Анна Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Строительные материалы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Прокопов Альберт Юрьевич, профессор, ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Строительные м_Б_08.03.01_во_3_ИПС_п35265_41852.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Строительные материалы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Строительные материалы" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Архитектура зданий и сооружений", "Строительные конструкции";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: взаимосвязь состава,строения и свойств конструкционных и строительных материалов, способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, а также методы оценки показателей их качества

Умеет: анализировать воздействия окружающей среды на материал в конструкции, устанавливать требования к строительному и конструкционным материалам и выбирать оптимальный материал исходя из его назначения и условий эксплуатации;

Имеет навыки: навыками определения физико-механических свойств строительных материалов по действующим нормативным документам;

ОПК-2 - способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат

Знает: взаимосвязь состава, строения и свойств строительных материалов, способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, а также методы оценки показателей их качества

Умеет: правильно выбирать конструкционные материалы, обеспечивающие требуемые показатели надежности, безопасности, экономичности и эффективности сооружений

Имеет навыки: основными принципами нанотехнологий в производстве строительных материалов

ПК-8 - владением технологией, методами доводки и освоения технологических процессов строительного производства, эксплуатации, обслуживания зданий, сооружений, инженерных систем, производства строительных материалов, изделий и конструкций, машин и оборудования

Знает: методологию нанотехнологических процессов производства композиционных строительных материалов

Умеет: анализировать воздействия окружающей среды на материал в конструкции, устанавливать требования к строительному и конструкционным материалам и выбирать оптимальный материал исходя из его назначения и условий эксплуатации

Имеет навыки: методами и средствами дефектоскопии строительных конструкций, контроля физико-механических свойств

ПК-9 - способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, способность осуществлять техническое оснащение, размещение и обслуживание технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, требований охраны труда и экологической безопасности

Знает: методологию нанотехнологических процессов производства композиционных строительных материалов

Умеет: правильно выбирать конструкционные материалы,обеспечивающие требуемые показатели надежности,безопасности, экономичности и эффективности сооружений

Имеет навыки: основными принципами нанотехнологий в производстве строительных материалов

ДПК-1 - Способностью на основании нормативной базы выполнять сбор, анализ и систематизацию данных для проведения проектирования, конструирования и расчета: зданий, сооружений, комплексов и застройки населенных мест; элементов транспортной инфраструктуры; инженерных систем зданий и сооружений на стадиях возведения, эксплуатации или реконструкции

Место дисциплины 1Б.Б "Строительные материалы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗГБ, СГБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 59 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 59 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6   6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 153     153
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 141     141
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 18 2 178
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Общие свойства строительных материалов. Строительные композиционные материалы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-8, ПК-9, ДПК-1)

1.1. Физические свойства:: 1) Плотность – средняя, насыпная, истинная 2) Пористость – общая, открытая, закрытая.

1.2. Тепло- и гидрофизические свойства: 1) Гигроскопичность, капиллярное всасывание 2) Водопоглощение, водостойкость, водопроницаемость 3) Морозостойкость 4) Теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость.

1.3. Механические свойства: 1) Прочность, пластичность, упругость 2) Твердость, истираемость.

1.4. Технологические, химические и эксплуатационные свойства: 1) Дисперсность, вязкость, адгезия 2) Химическая стойкость 3) Технология – дробимость, распиливаемость, шлифуемость, гвоздимость 4) Долговечность и надежность, ремонтопригодность.

2. 2. Природные каменные материалы. Керамические материалы. Материалы из древесины. Теплоизоляционные материалы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-8, ПК-9, ДПК-1)

2.1. Природные каменные материалы: 1) Горные породы и породообразующие минералы 2) Материалы и изделия из природного камня 3) Добыча и обработка каменных материалов.

2.2. Керамические материалы: 1) Глинистое сырье 2) Керамические свойства глин 3) Добавки к глинам при производстве керамических изделий 4) Основы технологии производства 5) Виды керамических изделий.

2.3. Материалы из древесины: 1) Состав и строение древесины 2) Пороки древесины 3) Защита древесины от гниения и возгорания 4) Изделия из древесины.

2.4. Теплоизоляционные и акустические материалы: 1) Классификация строение и свойства 2) Неорганические материалы 3) Органические материалы.

3. Органические вяжущие и материалы на их основе. Металлы. Лакокрасочные материалы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-8, ПК-9, ДПК-1)

3.1. Органические вяжущие: 1) Битумы. Получени6е, состав, строение, свойства 2) Смешанные вяжущие на основе битумов 3) Битумные эмульсии и пасты.

3.2. Материалы на основе органических вяжущих:: 1) Асфальтированные бетоны и растворы 2) Рулонные гидроизоляционные материалы 3) Герметизирующие материалы.

3.3. Лакокрасочные материалы: 1) Состав и свойства 2) Пигменты и наполнители 3) Система маркировки.

3.4. Полимеры и материалы из пластмасс: 1) Полимеры. Состав, строение, получение 2) основные компоненты пластмасс 3) Свойства строительных пластмасс 4) Материалы и изделия на основе полимеров.

3.5. Теоретические и технологические основы производства металлов и сплавов: 1) Строение и свойства металлов 2) Плавление и кристаллизация металлов 3) Сплавы железа с углеродом 4) Способы выплавки сталей и чугунов.

3.6. Основы термической обработки металлов. Основные сведения по технологии сварочных работ. Типы сварочных соединений: 1) Термическая обработка: отжиг, нормализация, закалка, отпуск 2) Классификация способов сварки 3) Виды сварных соединений и швов.

4. Минеральные вяжущие вещества. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-8, ПК-9, ДПК-1)

4.1. Свойства минеральных вяжущих веществ: 1) Сырье, технология производства 2) Твердение вяжущих веществ.

4.2. Воздушные вяжущие вещества: 1) Гипс строительный. Виды, свойства, область применения 2) Известь строительная. Силикатные изделия.

4.3. Гидравлические вяжущие вещества: 1) Портландцемент, способы производства 2) Химико-минералогический состав портландцемента 3) Свойства 4) Твердение портландцемента.

4.4. Специальные цементы: 1) Быстротвердеющий 2) Пластифицированный 3) Сульфатостойкий 4) Шлакопортландцемент 5) Гидрофобный 6) Глиноземистый.

5. Бетон, железобетон, искусственные каменные материалы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-8, ПК-9, ДПК-1)

5.1. Классификация бетонов: 1) По объемное массе 2) По виду вяжущего 3) По структуре 4) По условиям твердения 5) По назначению.

5.2. Свойства бетонных и растворных смесей: 1) Состав бетонных и растворных смесей 2) Свойства: подвижность, жесткость.

5.3. Технология бетона и железобетона: 1) Подбор состава бетона 2) Способы уплотнения бетонных смесей 3) Тепловлажностная обработка 4) Виды арматуры для железобетонных изделий.

5.4. Виды бетона и искусственных каменных материалов: 1) Специальные бетоны: жаростойкий, гидротехнический, бетон для зимних работ 2) Искусственные каменные материалы на основе гипса, извести и цемента.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4 20
2 3 2 2 17
3 3 2 2 16
4 3 4 4 16
5 3 4 4 16
Итого 16 16 16 85
В т.ч. по интерактивным формам 2      

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Определение общих свойств строительных материалов 4
2 Определение свойств керамических материалов. Физико-механические свойства древесины 2
3 Определение свойств битумов 2
4 Определение свойств строительного гипса. Изучение свойств портландцемента 4
5 Расчет состава тяжелого цементного бетона. Изучение свойств железобетона 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Решение задач по общим свойствам строительных материалов 4
2 Решение задач по керамическим материалам, по материалам из древесины 2
3 Решение задач по битумным вяжущим 2
4 Решение задач по минеральным вяжущим: воздушным и гидравлическим 4
5 Решение задач по расчету состава бетона. Составление технологической схемы железобетона 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Композиционные строительные материалы 20
2 Рулонные гидроизоляционные материалы. Новые виды керамических изделий 17
3 Полимерные композиты. Лаки и эмали. Диаграмма железо-углерод 16
4 Виды специальных цементов 16
5 Бетонополимеры и полимербетоны 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 141 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дворкин Л.И. Строительное материаловедение [Электронный ресурс]/ Дворкин Л.И., Дворкин О.Л. - Электрон. текстовые данные. - М.: Инфра-Инженерия, 2013. - 832с.ЭБС IPR - books. ЭБС IPRBooks
2 Лесовик В.С. Строительные материалы и изделия [Электронный ресурс]: Лабораторный практикум. Учебное пособие/В.С. Лесовик, Н.И. Алфимова, Л.Н. Соловьева - Электронные текстовые данные. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. IPR -books. ЭБС IPRBooks

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-2 +
ПК-8 +
ПК-9 +
ДПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-8 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-9 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ДПК-1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема контрольной работы:"Изучение основных свойств строительных материалов";

темы рефератов:Композиционные строительные материалы. Новые виды керамических изделий. Полимерные композиты. Виды специальных цементов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Физические свойства строительных материалов
2) Механические свойства строительных материалов
3) Теплофизические свойства строительных материалов
4) Гидрофизические свойства строительных материалов
5) Технологические свойства строительных материалов
6) Породообразующие минералы и виды горных пород
7) Виды материалов и изделий из природного камня
8) Керамические свойства глин. Виды керамических изделий
9) Добавки к глинам при производстве керамических изделий
10) Состав, строение и свойства древесины. Пороки древесины. Защита древесины от гниения и возгорания
11) Неорганические и органические теплоизоляционные материалы
12) Битумные и дегтевые вяжущие. Свойства битумов
13) Материалы на основе лакокрасочных покрытий
14) Состав и свойства лакокрасочных покрытий
15) Полимеры, строение и свойства. Пластмассы, состав. Применение в строительстве. Полимербетоны.
16) Строение и свойства металлов
17) Способы выплавки сталей и чугунов
18) Термическая обработка стали
19) Воздушные вяжущие вещества
20) Гидравлические вяжущие вещества
21) Специальные цементы
22) Классификация бетонов
23) Свойства бетонных смесей
24) Железобетон
25) Специальные бетоны

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определение физических свойств строительных материалов
2) Определение механических свойств строительных материалов
3) Определение гидрофизических свойств строительных материалов
4) Определение керамических свойств глин
5) Определение свойств древесины
6) Определение пороков древесины
7) Определение свойств битумов
8) Определение свойств лакокрасочных покрытий
9) Определение механических свойств металлов
10) Определение свойств строительного гипса
11) Определение свойств портландцемента
12) Подбор состава бетона заданного класса
13) Подбор состава строительного раствора
14) Определение класса стальной арматуры
15) Забор добавок для бетонных смесей при зимнем бетонировании
16) Определение свойств бетонных смесей
17) Определение сроков схватывания цемента
18) Определение качества заполнителей для бетона
19) Определение морозостойкости строительных материалов на примере бетона
20) Определение гранулометрического состава песка, применяемого для бетонов
21) Выбор режимов тепловлажностной обработки бетонных смесей
22) Подбор состава жаростойкого бетона
23) Определение подвижности и жесткости бетонной смеси
24) Составить схему производства железобетона
25) Составить схему производства керамического кирпича

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определить общую, интегральную и закрытую пористость материала, образец которого при насыщении водой увеличил массу с 92 до 99 г, а при гидростатическом взвешивании имел массу 48 г. Плотность материала составляет 2,6 г/см3.

2) Определить общую пористость керамики, если известно, что ее водопоглощение по объему в 1,75 раз больше водопоглощения по массе, а плотность составляет 2,4 г/см3.

3) Определить насыпную объемную массу гранитного щебня, плотность которого 2,65 г/см3, а пустотность составляет 42%.

4) Определить коэффициент размягчения бетона класса ВЗО, если прочность его образца-куба после насыщения водой при испытании на сжатие снизилась на 10%.

5) Определить расход компонентов для приготовления 200 кг гипсового теста, если нормальная густота гипса составляет 55%.

6) Определить выход сухой извести-кипелки из 20 т известняка, содержащего 6% глинистых примесей (М(СаСО3)=100, М(СаО)=56).

7) Определить количество известкового теста, имеющего 60% воды и полученного из 2,5 т извести-кипелки, активность которой 90% (М(СаО)=56, М(Са(ОН)2)=74).

8) Масса гипсового камня 10 т, влажность – 5% (по массе), содержание примесей – 15%. Определить массу гипсового вяжущего, полученного из этого сырья. (М(СаSО4)=136, М(Н2О)=18).

9) Какое количество известняка, содержащего 80% активного карбоната кальция, потребуется для получения 1 т извести-кипелки. (М(СаСО3)=100, М(СаО)=56).

10) Определить выход сухой извести-пушенки из 25 т извести-кипелки, активность которой составляет 70%. (М(СаО)=56, М(Са(ОН)2)=74, М(Н2О)=18).

11) После просеивания 1000г песка масса частных остатков на контрольных ситах составила: m2,5=120 г, m1,25=180 г, m0,63=220 г, m0,315=320 г, m0,14=160 г. Определить модуль крупности песка.

12) Бетон в 7-дневном возрасте показал предел прочности на сжатие 20 МПа. Определить активность цемента, взятого для приготовления бетона. Водоцементное отношение В/Ц=0,6.

13) Бетон естественного твердения в 7-дневном возрасте имел прочность при сжатии 15 МПа. Определить класс бетона.

14) При изготовлении бетонной смеси коэффициент выхода бетона составляет b=0,7. Определить количество замесов в бетономешалке емкостью 1 м3 необходимое для изготовления из монолитного бетона фундамента объемом 3,5 м3.

15) Бетон через 7 суток твердения в естественных условиях имел прочность 15 МПа, а после термовлажностной обработки прочность при сжатии оказалась 16,5 МПа. Определить какую часть (в процентах) от класса бетона составила его прочность после пропаривания.

16) Номинальный состав тяжелого бетона по массе 1:1,9:4,1, В/Ц=0,5. Объемная масса пробного замеса 2250 кг/м3. Определить расход материалов на 1 м3 бетона при влажности песка 4%, щебня 2%.

17) Номинальный состав тяжелого бетона по объему 1:2,5:3,1, В/Ц=0,55.Определить расход материалов на 1 м3 бетона, если водопотребность цемента составила 165 л. Насыпные объемные массы материалов составляют: цемента – 1,3 т/м3, песка - 1,6 т/м3, щебня – 1,54 т/м3.

18) Определить коэффициент выхода бетона, если известно, что расход материалов на 1 м3 уплотненной смеси составил: Ц – 300кг, П – 600 кг, Щ – 1200 кг, В – 200 кг. Характеристика исходных материалов: rнц=1,3 г/см3, rнп=1,6 г/см3, rнщ=1,4 г/см3.

19) Определить расход щебня на 1 м3 бетона. Плотность щебня составляет 2,6 г/см3, насыпная объемная масса 1,7 г/см3. Коэффициент раздвижки зерен щебня при изготовлении бетонной смеси принять равным 1,2.

20) Определить прочность бетона при сжатии, изготовленного из цемента активностью М400 при В/Ц=0,52.

21) Определить производственный состав бетонной смеси, если при лабораторном подборе компонентов на 1 м3 бетона составил:Цемент – 270 кгВода – 180 кгПесок – 490 кгЩебень – 1520 кгВлажность песка 10%, щебня – 8%.

22) Номинальный состав бетона по массе 1:2:4, при В/Ц=0,6. Определить расход материалов для приготовления 10 м3 бетона, если объемная масса уплотнительной бетонной смеси составляет 2300 кг/м3.

23) Определить расход составляющих материалов на 1 м3 бетона, номинальный состав которого по массе 1:2:4, плотность – 2400 кг/м3, водоцементное отношение – 0,4.

24) Определить активность и марку цемента, если известно, что цементно-песчаный образец состава 1:3, имеющий размеры 4x4x4 см, разрушился при нагрузке 8000 кгс.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-8 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Строительное материаловедение[Текст]: учеб.для вузов/ред.В.А. Невский.-3-е изд. перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс,2010. НТБ РГУПС
2 Дворкин Л.И. Строительное материаловедение [Электронный ресурс]/ Дворкин Л.И., Дворкин О.Л. - Электрон. текстовые данные. - М.: Инфра-Инженерия, 2013. - 832с.ЭБС IPR - books. ЭБС IPRBooks
3 Долгова,А.В. Стротельные материалы [Электронный ресурс]: учеб. пособие/А.В. Долгова; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017 г. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ульянина, И. Ю. Материаловедение в схемах-конспектах [Текст]: учеб. пособие для вузов, Ч. I / И.Ю. Ульянина. - 3-е изд., стер. - М. : Моск. гос. индустр. ун-т, 2006. НТБ РГУПС
2 Промышленное и гражданское строительство, период. издание НТБ РГУПС
3 Лесовик В.С. Строительные материалы и изделия [Электронный ресурс]: Лабораторный практикум: учеб. пособие/В.С. Лесовик, Н.И. Алфимова, Л.Н. Соловьева - Электронные текстовые данные. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. IPR -books. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Долгова А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Строительные материалы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Курочка, П.Н. Строительные материалы [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие к контрольной работе/П.Н. Курочка, А.В.Долгова;ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
3 Долгова, А.В. Строительные материалы [Электронный ресурс]: практикум / А.В.Долгова; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д,2017.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
4 Долгова, А.В. Строительные материалы [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие к лаб. работам / А.В.Долгова, О.В. Дудукалова; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017.(ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office Word 2003 И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41852.