РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Системы автоматизированного проектирования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.03.02 Информационные системы и технологии

Программа академического бакалавриата

Информационные системы и технологии на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители Голубенко Евгений Владимирович, к.т.н. Суханов Андрей Валерьевич, Карташов Олег Олегович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Системы автоматизированного проектирования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Рыбалко И. П., доцент. каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Системы а п_Б_09.03.02_во_67_ВТиАСУ_п34949_41813.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Системы автоматизированного проектирования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Системы автоматизированного проектирования" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Информационные системы и технологии на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Моделирование информационных систем", "Технологии программирования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные этапы, методологию, технологию и средства проектирования информационных систем

Умеет: использовать архитектурные и детализированные решения при проектировании систем

Имеет навыки: методами и средствами представления данных и знаний о предметной области, методами и средствами анализа информационных систем,технологиями реализации, внедрения проекта информационной системы; методами и средствами проектирования, модернизации и модификации информационных систем

ПК-24 - способностью обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений

Знает: состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий, используемых при создании информационных систем, базовые и прикладные информационные технологии,инструментальные средства информационных технологий

Умеет: применять информационные технологии при проектировании информационных систем

Имеет навыки: методами и средствами проектирования, модернизации и модификации информационных систем

ПК-25 - способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Системы автоматизированного проектирования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Методы и средства проектирования информационных систем", "Системное программное обеспечение информационных систем", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 10 зачетных единиц (360 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 150 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 134 134 70 64
Лекции (Лек) 60 60 28 32
Лабораторные работы (Лаб) 44 44 28 16
Практические, семинары (Пр) 30 30 14 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
16 16 5 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 165   69 96
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 165   69 96
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 360 150 180 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 10   5 5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Введение в автоматизированное проектирование. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

1.1. История развития и цели создания САПР. Основные определения: 1) Введение. Цели и предпосылки создания САПР 2) История развития САПР. 3) Основные концепции развития систем в XXI веке. 4) Виды обеспечения САПР.

1.2. Интегрированная информационная система организации: 1) Понятие «технология», «информационные технологии», «изделие». 2) Жизненный цикл изделия. 3) Концепция CALS/PLM и CALS-технологии. 4) Международные стандарты в управлении ИС. 5) Интегрированная информационная система организации.

1.3. Нормативная база. Основные определения в области проектирования и подготовки производства: 1) Международная система стандартизации 2) Национальные системы стандартизации. 3) Российская национальная система стандартизации. 4) Основные определения в области проектирования в стандартах CALS.

1.4. Основные этапы разработки и изготовления изделия: научные исследования, конструирование, технологическая подготовка производства: 1) Основные этапы разработки и изготовления изделия. 2) Этапы жизненного цикла промышленных изделий 3) Последовательность разработки и изготовления изделий с применением САПР.

1.5. Системный подход к проектированию: 1) Принципы системного подхода 2) Структура процесса проектирования 3) Техническое обеспечение процесса проектирования.

2. Классификация и основные виды обеспечения САПР. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

2.1. Классификация САПР по классам: 1) Тяжелые САПР (CAD - CAE - CAM) 2) Средние САПР (CAD - CAE/CAM) 3) Легкие САПР (CAD).

2.2. Классификация САПР по назначению: 1) Машиностроительные САПР 2) Электронные САПР 3) Электротехнические САПР 4) Архитектурно-строительные САПР 5) Геоинформационные САПР.

2.3. Классификация САПР по архитектурным признакам: 1) По уровню автоматизации проектирования 2) По разновидности и сложности объектов проектирования 3) По уровню комплексности 4) По способу организации информационных потоков 5) По способу организации внутренней структуры.

2.4. Основные виды обеспечения САПР: 1) Техническое обеспечение САПР 2) Программное обеспечение САПР 3) Математическое обеспечение САПР 4) Нормативное обеспечение САПР 5) Методическое обеспечение САПР 6) Организационное обеспечение САПР.

3. Технологии проектирования и изготовления наукоемких изделий. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

3.1. Технологии проектирования высокотехнологичных изделий в системе автоматизированного интегрированного производства: 1) Технология нисходящего проектирования. 2) Технология восходящего проектирования 3) Технологии сквозного проектирования. 4) Технология последовательного проектирования. 5) Технология последовательного проектирования. 6) Технология параллельного автоматизированного проектирования. 7) Объектно-ориентированная технология проектирования. 8) Инженерная технология WAVE (What if Alternative Value Engineering).

3.2. САПР в России и в мире. CAD - системы: 1) Предпосылки разработки САПР в России. 2) Компании – разработчики и программные продукты САПР в России и СНГ. 3) Взаимосвязь систем конструкторского и технологического проектирования. 4) Зарубежные CAD/CAM/CAE системы среднего и высокого уровня.

3.3. Российские и зарубежные CAE-системы: 1) Система АРM WinMachine 2) Система инженерных расчетов Cosmos Works Desidner. 3) CAE-система ANSYS.

3.4. CAM /CAPP -системы для технологической подготовки производства: 1) Единая система технологической документации (ЕСТД) - ГОСТ. 2) САМ-системы. САПР технологических процессов. 3) Разработка технологических планировок и производственных участков и цехов. 4) Разработка технологической оснастки 5) Проектирование штампов холодной листовой штамповки 6) Проектирование пресс-форм для деталей, изготовляемых из пластмасс. 7) CAPP-системы. Разработка управляющих программ для станков с ЧПУ.

3.5. Управление инженерными данными об изделии на базе PDM- систем: 1) История развития PDM-систем 2) Функции современных PDM-систем 3) Два подхода развития PDM-систем 4) Функции современных PDM-систем.

3.6. Машиностроительные САПР: 1) Классификация машиностроительных САПР по уровням. 2) Общие требования к САПР 3) Ядро геометрического моделирования, параметризация, ассоциативность, фичерсы, навигатор, работа с большими сборками. 4) Моделирование изделий: геометрическое (каркасное, твердотельное, поверхностное), функциональное.

4. Технолгогия проектирования электронных изделий. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

4.1. Нормативная база проектирования электронныъх изделий: 1) Отечественные семейства стандартов ЕСКД, ЕСПД, ЕСТД.

4.2. Технологии проектирования печатных плат: 1) Классы изделий радиоэлектронного оборудования 2) Технология проектирования и изготовления печтаных плат.

4.3. Электронные САПР: 1) Назначение и основные направления моделирования в ECAD. 2) Ядро электронных САПР. 3) Классификация электронных САПР по разновидности и сложности объектов проектирования. 4) Системы автоматизированного проектирования печатных плат 5) Системы автоматизированного проектирования устройств на базе ПЛИС.

Семестр № 7

5. Математическое обеспечение анализа проектных решений. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

5.1. Компоненты математического обеспечения САПР: 1) Математический аппарат в моделях разных иерархических уровней 2) Требования к математическим моделям и численным методам в САПР 3) Математические модели и вычислительный процесс анализа.

5.2. Математичнеские модели и численные методы в САПР: 1) Математические методы анализа на макро- и микроуровне 2) Численные методы в САПР 3) Многовариантный анализ.

5.3. Организация вычислительного процесса в САПР: 1) Особенности вычислительного процеса в САПР 2) Имитационное моделирование в САПР 3) Событийное моделирование в САПР.

6. Математическое обеспечение синтеза проектных решений. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

6.1. Постановка задач параметрического синтеза: 1) Место процедур синтеза в проектирорвании 2) Критерии оптимальности.

6.2. Обзор методов оптимизации: 1) Классификация методов математического программирования 2) Методы одномерной оптимизации 3) Методы безусловной оптмизации 4) Необходимые условия экстремума 5) Методы поиска условного экстремума.

6.3. Постановка задач структурного синтеза: 1) Процедуры синтеза проектных решений 2) Задача принятия решений 3) Представление множества альтернатив.

6.4. Методы структурного синтеза в САПР: 1) Метод ветвей и границ 2) Элементы теории сложности 3) Методы локальной оптимизации и поиска с запретами 4) Эволючионные методы 5) Случайный поиск.

7. Интеллектуальные САПР и системы поддержки принятия решений. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

7.1. Систсмы искусственного интеллекта в САПР: 1) Нечетко-логические истсемы в САПР 2) Нейронные сети и генетические алгоритмы в САПР 3) Экспертные системы и системы поддержки принятия решений 4) Мультиагентные системы в САПР.

7.2. Системы поддержки принятия решений: 1) Основы создания современных систем поддержки приянтия решений 2) Сферы применения и принципы реализации интеллектуальных систем поодержки приянтия решений.

8. Автоматитзированное проектирование систем управления. (Компетенция/и ПК-24, ПК-25)

8.1. Основы систем автоматического управления: 1) Введение в автоматическое управление 2) Классификация систем автоматического управления.

8.2. Задачи анализа и синтеза систем автоматического управления: 1) Методы анализа и синтеза линейных систем автоматического управления 2) Оптимальные системы управления.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4 2 16
2 6 4   16
3 8 4 8 16
4 8 2 18 21
5 10 4 4 20
6 10 6 8 20
7 10 6 4 20
8 2     36
Итого 60 30 44 165
В т.ч. по интерактивным формам 60 30 44  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1) Изучение электронных ресурсов нормативной документации 2) Виды обеспечения САПР 2
3 CALS/PDM - системы. Общие навыки эксплуатации 2
Разработка электронной модели изделия 6
4 Разработка печатной платы 1) Электронные САПР. Изучение системы проектирования печатных плат 2) Создание проекта, изучение основных возможностей 3) Электронные САПР. Изучение системы проектирования печатных плат. Набор и редактирование электрической принципиальной схемы 4) Электронные САПР. Изучение системы проектирования печатных плат. Создание библиотечного элемента 5) Электронные САПР. Изучение системы проектирования печатных плат. Разводка печатной платы 6) Электронные САПР. Изучение системы проектирования печатных плат. Автоматическая трассировка 10
Проектирование устройства на базе ПЛИС САПР систем на базе программируемой логики Языки Verilog, VHDL 8
Семестр № 7
5 1) Разработка вычислительные процедуры САПР на языках высокого уровня 2) Разработка библиотеки численных методов 4
6 1) Разработка программного модуля для решения задачи одномерной оптимизации 2) Разработка программного модуля для решения задачи многомерной оптимизации 8
7 Разработка интеллектуальных моделей для подсистемы поддержки принятия решений в САПР 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 1) Цели и задачи автоматизированного проектирования 2) История развития САПР 3) САПР в 21 веке 4
2 1) Классификация САПР 2) Виды обеспечения САПР (техническое,программное,математическое, информационное,лингвистическое, методическое, огранизационное обеспечение САПР) 4
3 Технологии проектирования наукоемких изделий (нисходящего, восходящего, сквозного, последовательного, параллельного, последовательно-параллельного, объектно-ориентированная, проектирования инженерная технология WAVE) 4
4 1) Технолгия проектирования печатных плат 2) Инструментальные средства автоматизированного проектирования печатных плат 2
Семестр № 7
5 1) Математическое моделирование в САПР. 2) Классификация математических моделей в САПР. 3) Численные и аналитические методы моделирования 4
6 1) Методы оптимизации в САПР 2) Аналитические и численные методы решения оптимизационных задач 6
7 1) Методы искуственного интеллекта в САПР 2) Интеллектуальные системы поддержки принятия решений 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Система проектирования печатных плат P-CAD 16
2 Proteus 16
3 1C Предприятие. ERP. 16
4 Altium Designer 21
Семестр № 7
5 SciLab 20
6 Matlab 20
7 Система Solid Edge 20
8 Обзор автоматизированного проектирования систем управления 36

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чернов А.В. Проектирование ЭВМ и систем. Управляющие автоматы: [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие для самостоятельной работы. /А.В. Чернов, А.В. Тишина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 25 с. ЭБС РГУПС
2 Чернов, А. В. Проектирование ЭВМ и систем. Принципы организации арифметико-логического устройства [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / А. В. Чернов, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с. ЭБС РГУПС
3 Юренко, К. И. Системы автоматизированного проектирования. Проектирование печатных плат средствами электронных САПР [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для курсовых работ / К. И. Юренко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 44 с. - Библиогр. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ПК-24 + +
ПК-25 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-24 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-25 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование микропроцессорного модуля контроля электрической схемы;

проектирование микропроцессорного модуля управления шаговым двигателем;

проектирвоание микропроцессорного модуля логического управления;

разработка конструкции системного блока;

разработка конструкции шкафа электронного оборудования;

разработка конструктива для бортового электронного оборудования;

разработка модели механической системы;

разработка программного модуля для решения задачи безусловной оптимизации;

разработка программного модуля для поиска экстремума функции многих переменных;

разработка программного модуля для решения задачи многомерной оптимизации.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

интегрированная информационная система предприятия;

жизненный цикл изделий CALS/PLM;

системы CAD;

системы CAM;

системы CAE;

системы PDM;

системы ERM;

системы MES, MRP, MRP-II;

SCADA-системы;

электронные САПР;

машиностроительные САПР.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Международные стандарты управления в автоматизированных системах
2) Последовательность разработки и изготовления изделий с применением САПР
3) Международные системы стандартизации
4) Национальные системы стандартизации.
5) Российскую национальную систему стандартизации.
6) Архитектурно-строительные САПР.
7) Геоинформационные системы (ГИС): Определение и области применения геоинформационных систем.
8) Общие требования к САПР: Ядро геометрического моделирования, параметризация, ассоциативность, фичерсы, навигатор, работа с большими сборками.
9) Электронные САПР. Ядро электронных САПР
10) Технологию проектирования печатных плат с помощью САПР

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать САПР для проектирования печатных плат
2) Использовать САПР для проектирования конструктиов электронной аппаратуры
3) Выполнять трасиировку печатной платы в ручном режиме
4) Выполнять трассировку печатной платы в автоматическом режиме
5) Создавать библиотеку элементов
6) Редактировать электрическую схему в редакторе схем
7) Пользоваться библиотеками электронных компонентов
8) Настраивать и устанавливать среду электронной САПР

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыками проектирования печетаных плат
2) Навыками разработки контруктивов для электронных устройств
3) Навыками использования САПР для проектирования электронных устройств на базе ПЛИС
4) Навыками работы с нормотивной документацией в области САПР

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные математические модели, используемые в САПР
2) Каркасное моделирование детали
3) Твердотельное моделирование детали.
4) Методы структурного синтеза, используемые в САПР
5) Методы параметрического синтеза, используемые в САПР
6) Численные методы, используемые в САПР
7) Методы безусловной оптимизации
8) Методы условной оптимизации
9) Постановку задачи структурного синтеза
10) Постановку задачи параметрического синтеза

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать математические методы для решения задач оптимизации в САПР
2) Использовать CAE- системы инженерных расчетов.
3) Использовать критерии выбора CAD/CAM/CAE-систем
4) Разработать структуру электронной эксплуатационной документации
5) Разрабатывать программные модули для решения задач условной оптимизациив САПР
6) Разрабоатвать программые модули для решения задач безусловной оптимизации в САПР
7) Разрабатывать интеллектуальные модели поддержки принятия решений в САПР

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Технологиями проектирования высокотехнологичных изделий в системе автоматизированного интегрированного производства.

2) Приемами твердотельного 3D моделирования.

3) Навыками ввода и редактирования электрических принципиальных схем с помощью САПР.

4) Навыками создания библиотечных элементов для электронных САПР.

5) Навыками разводки печатной платы.

6) Навыками автоматической трассировки печатной платы.

7) Приемами разработки чертежей по 3D модели изделия в САПР.

8) Приемами моделирования с помощью АСНИ.

9) Сведениями об управлении электронными инженерными данными об изделии.

10) Сведениями о разработке интерактивных электронно-технических руководств.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-24 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-25 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Авлукова, Ю. Ф. Основы автоматизированного проектирования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Авлукова Ю. Ф. - Минск : Вышэйшая школа, 2013. - 221 с. ЭБС IPRBooks
2 Юренко, К.И. Средства автоматизированного проектирования информационных технологий, элементов и устройств вычислительной техники и систем управления. Часть 1. Введение в САПР : учебное пособие / К.И. Юренко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 98 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Головицына М.В. Интеллектуальные САПР для разработки современных конструкций и технологических процессов [Электронный ресурс] / М.В. Головицына. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 249 c. ЭБС IPRBooks
2 Журнал "Автоматика, связь, информатика" ЭБ public.ru
3 Ушаков Д. М. Введение в математические основы САПР [Электронный ресурс] : Курс лекций / Ушаков Д. М. - Саратов : Профобразование, 2017. - 208 с. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Голубенко Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Системы автоматизированного проектирования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Майоров В.Д. Проектирование ЭВМ и систем. Процессоры ЭВМ: [Электронный ресурс] учебно-методическое пособие для практических работ. / В.Д. Майоров, А.В. Тишина; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.– 80 с. ЭБС РГУПС
3 Чернов, А. В. Проектирование ЭВМ и систем. Принципы организации памяти в ЭВМ [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / А. В. Чернов, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 29 с. ЭБС РГУПС
4 Чернов, А. В. Проектирование ЭВМ и систем. Управляющие автоматы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы / А. В. Чернов, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. ЭБС РГУПС
5 Майоров, В. Д. Проектирование ЭВМ и систем. Проектирование оперативных запоминающих устройств [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. работ / В. Д. Майоров, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 21 с. : ил. - Библиогр. : 9 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС
6 Майоров, В. Д. Проектирование ЭВМ и систем. Проектирование операционных узлов ЭВМ [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. и самостоят. работы / В. Д. Майоров, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 24 с. ЭБС РГУПС
7 Юренко, К. И. Системы автоматизированного проектирования [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практических и лабораторных работ / К. И. Юренко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 63 с. ЭБС РГУПС
8 Юренко, К. И. Системы автоматизированного проектирования. Проектирование печатных плат средствами электронных САПР [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лабораторных работ / К. И. Юренко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 52 с. ЭБС РГУПС
9 Чернов, А. В. Проектирование ЭВМ и систем. Основы программирования на языке Ассемблер [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов / А. В. Чернов, А. В. Тишина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 52 с. ЭБС РГУПС
10 Юренко, К. И. Средства автоматизированного проектирования информационных технологий, элементов и устройств вычислительной техники и систем управления [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. и практ. работ : в 2 ч. Ч. 1. Автоматизированное проектирование информационных систем / К. И. Юренко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 50 с. ЭБС РГУПС
11 Юренко, К. И. Средства автоматизированного проектирования информационных технологий, элементов и устройств вычислительной техники и систем управления. Введение в САПР [Текст] : учеб. пособие / К. И. Юренко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 98 с. : ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 KiCAD - система автоматизированного проектирования (ПО специального назначения, свободно распространяемое) И
3 Система моделирования Proteus (ПО специального назначения) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41813.