РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Начертательная геометрия и графика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

08.03.01 Строительство

Программа академического бакалавриата

Промышленное и гражданское строительство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Морозкина Татьяна Константиновна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Начертательная геометрия и графика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Замятин Александр Витальевич, заведующий кафедрой "Инженерная геометрия и компьютерная графика", факультет «Школа архитектуры, дизайна и искусств» ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Начертательная г И г_Б_08.03.01_во_12_НГГ_п38107_41736.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Начертательная геометрия. Инженерная графика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Начертательная геометрия. Инженерная графика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Информатика", "Основы научных исследований", "Спецкурс специализированных компетенций";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные законы геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимые для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей

Умеет: воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей; использовать знания теоретических основ моделирования пространственных объектов на чертежах

Имеет навыки: владения графическими способами решения метрических задач пространственных объектов на чертежах, методами проецирования и изображения пространственных форм на плоскости проекции

ОПК-3 - владением основными законами геометрического формирования, построения и взаимного пересечения моделей плоскости и пространства, необходимыми для выполнения и чтения чертежей зданий, сооружений, конструкций, составления конструкторской документации и деталей

Знает: основные правила, методы сбора, обмена и обработки графической информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в части графических изображений

Умеет: использовать основные правила, методы сбора, обмена и обработки графической информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, в части графических изображений

Имеет навыки: применения основных правил, методов сбора, обмена и обработки графической информации, работы с компьютером как средством управления информацией, в части графических изображений

ОПК-4 - владением эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией

Знает: научно-техническую графическую информацию по профилю деятельности

Умеет: использовать научно-техническую графическую информацию по профилю деятельности

Имеет навыки: использования научно-технической графической информации по профилю деятельности

ПК-13 - знанием научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности

Комментарии кафедры:

указанные компетенции формируются совместно с изучением других дисциплин.


Место дисциплины 1Б.Б "Начертательная геометрия. Инженерная графика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗГБ, СГБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 104 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16  
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 2 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   22 45
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 37   7 30
Контроль, всего и в т.ч. 45   36 9
Экзамен (Экз) 36   36  
Зачет (За) 9     9
Общая трудоемкость, часы 216 104 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 21 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 6 2
Лекции (Лек) 4 4 4    
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   2 2
Практические, семинары (Пр) 4 4   4  
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 182   65 64 53
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 30     15 15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 152   65 49 38
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 21 72 77 67
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Основной метод начертательной геометрии. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Метод проекций и его свойства: 1) Виды проецирования. 2) Свойства проецирования.

1.2. Задание точки, прямой и плоскости на комплексном чертеже: 1) Комплексный чертеж точки. 2) Прямые общего и частного положения. 3) Плоскости общего и частного положения.

2. Позиционные и метрические задачи. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Позиционные задачи: 1) Определение взаимного положения точки, прямой и плоскости. 2) Определение параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости. 3) Построение точки пересечения прямой и плоскости, линии пересечения плоскостей.

2.2. Метрические задачи: 1) Способ прямоугольного треугольника. 2) Теорема проецирования прямого угла и выводы из нее.

3. Основные понятия преобразования комплексного чертежа. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Основные понятия о методах преобразования чертежей: 1) Основные понятия метода замены плоскостей проекций. 2) Основные понятия плоскопараллельного перемещения.

4. Поверхности и кривые линии. Построение разверток поверхностей. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Поверхности и кривые линии: 1) Способы задания и классификация поверхностей. 2) Пересечение плоскости и поверхности. 3) Пересечение прямой и поверхности. 4) Способы задания кривых линий.

4.2. Понятие разверток поверхностей: 1) Виды развертывающихся поверхностей. 2) Виды неразвертывающихся поверхностей. 3) Способы построения разверток.

Семестр № 2

5. Правила оформления чертежей. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Общие правила оформления чертежей: 1) Форматы. 2) Масштабы. 3) Типы линий и шрифты чертежные. 4) Графические обозначения материалов.

5.2. Виды изделий и конструкторская документация: 1) Виды изделий. 2) Конструкторская документация.

6. Проекционное черчение. Основные понятия аксонометрии. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-13)

6.1. Проекционное черчение: 1) Определение и построение основных и вспомогательных видов. 2) Определение, обозначение и построение разрезов 3) Определение, обозначение и построение сечений.

6.2. Основные понятия аксонометрии: 1) Образование аксонометрических чертежей. 2) Положение осей, значение коэффициентов искажения в прямоугольных изометрии и диметрии. 3) Изометрическая проекция. 4) Диметрическая проекция.

7. Изображение и обозначение соединения деталей на чертежах (резьбовые соединения). Эскиз детали. (Компетенция/и ОПК-3, ПК-13)

7.1. Классификация и обозначение резьбы: 1) Наименование, назначение, профиль и обозначение резьбы. 2) Изображение внутренней и наружней резьбы на деталях и в резьбовом соединении. 3) Изображение резьбовых соединений. 4) Изображение и обозначение крепежных изделий.

7.2. Эскиз детали: 1) Эскиз. 2) Выполнение эскиза детали.

8. Машиностроительные и архитектурно-строительные чертежи. (Компетенция/и ОПК-3, ОПК-4)

8.1. Машиностроительное черчение: 1) Определение и требования, предъявляемые к рабочим чертежам. 2) Выполнение рабочего чертежа детали. 3) Сборочный чертеж изделия и спецификация.

8.2. Архитектурно-строительные чертежи: 1) Условные обозначения, применяемые при выполнении строительных чертежей. 2) Правила выполнения строительных чертежей.

8.3. Основные понятия компьютерной графики: 1) Основные принципы работы в системе AutoCAD. 2) Выполнение основных команд рисования в AutoCAD. 3) Выполнение основных команд редактирования в AutoCAD.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2 2 1
2 6 6 6 2
3 6 4 4 2
4 2 4 4 2
5   2 2 2
6   8 4 10
7   8 4 8
8   14 6 10
Итого 16 48 32 37
В т.ч. по интерактивным формам     4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Плоскости общего и частного положения. 2
2 Решение задач на принадлежность точки, прямой и плоскости. Решение задач на параллельность прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
Решение задач на пересечение прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
3 Решение задач методом замены плоскостей проекций. 2
Решение задач методом плоскопараллельного перемещения. 2
4 Классификация поверхностей. Кривые линии. 2
Развертки. Способы построения разверток. 2
Семестр № 2
5 Общие правила оформления чертежей. Форматы. Масштабы. Типы линий и шрифты чертежные. Обозначения материалов. 2
6 Построение трех видов, выполнение разрезов. 2
Основные понятия аксонометрии. Изометрическая проекция. Диметрическая проекция. 2
7 Эскиз детали. Последовательность выполнения эскиза. 2
Выполнение эскиза детали. 2
8 Основные принципы работы в системе AutoCAD. Выполнение основных команд рисования в AutoCAD. Выполнение основных команд редактирования в AutoCAD 6

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Комплексный чертеж точки. Прямые общего и частного положения. 2
2 Определение принадлежности точки, прямой и плоскости. Определение параллельности прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
Методы построения пересечения прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
Определение перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей. 2
3 Метод замены плоскостей проекций. 2
Метод плоскопараллельного перемещения. 2
4 Пересечение плоскости и поверхности. 2
Пересечение прямой и поверхности. 2
Семестр № 2
5 Виды изделий. Конструкторская документация. Выполнение конструкторской документации 2
6 Проекционное черчение: выполнение построений видов. 2
Проекционное черчение: выполнение разрезов. 2
Проекционное черчение: выполнение сечений. 2
Выполнение изометрии детали. 2
7 Наименование, назначение, профиль и обозначение резьбы. Изображение внутренней и наружной резьбы на деталях и в резьбовом соединении. Изображение резьбовых соединений. Изображение и обозначение крепежных изделий. 2
Выполнение изображения и обозначения резьбового соединения. 4
Выполнение эскиза детали. 2
8 Выполнение рабочего чертежа детали. 4
Выполнение плана здания. 4
Архитектурно-строительные чертежи. Условные обозначения, применяемые при выполнении строительных чертежей. Правила выполнения строительных чертежей. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Комплексные чертежи точки, прямой и плоскости 1
2 Решение позиционных задач, решение метрических задач 2
3 Основные задачи, решаемые преобразованием чертежа 2
4 Классификация поверхностей и кривых линий. Построение разверток 2
Семестр № 2
5 Общие правила оформления чертежей 2
6 Проекционное черчение 2
Построение видов, разрезов, сечений. 4
Выполнение аксонометрических проекций. 4
7 Изображение и обозначение видов соединения деталей. 4
Эскиз. Выполнение эскиза детали. 4
8 Содержание рабочего чертежа. 2
Сборочный чертеж изделия. Деталирование. 2
Архитектурно-строительные чертежи. 4
Выполнение изображений с помощью компьютерной графики. 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 152 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по начертательной геометрии : учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Бельченко, В. М. Приходько, О. Н. Суханова, Н.М. Шумун; ред. В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д , 2014. - 185 с. : ил., прил. ЭБС РГУПС
2 Морозкина, Т. К. Начертательная геометрия. Инженерная графика : учеб.-метод. пособие для самостоят. работы и расчетно-граф. работ по направлению подгот. «Строительство» / Т. К. Морозкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 25 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
3 Корниенко, Н. А. Архитектурно-строительное черчение : учеб. пособие / Н. А. Корниенко, Т. К. Морозкина ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2012. - 112 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
4 Корниенко, Н. А. Инженерная графика. Архитектурно-строительное черчение. Выполнение поэтажных планов зданий и сооружений : учеб. пособие / Н. А. Корниенко, Т. К. Морозкина, В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 45 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
5 Корниенко, Н. А. Инженерная графика. Архитектурно-строительное черчение. Построение разрезов зданий и сооружений : учеб.-метод. пособие / Н. А. Корниенко, Т. К. Морозкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 24 с. : ил. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОПК-3 + +
ОПК-4   +
ПК-13   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-13 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа № 1:;

задание 1. Титульный лист. Формат А3;

задание 2. Пересечение прямой с плоскостью. Построить проекции точки пересечения прямой с плоскостью. Формат А3;

задание 3. Преобразование комплексного чертежа. Построить натуральную величину треугольника методом замены плоскостей проекций. Формат А3;

задание 4. Сечение поверхности плоскостью. Построить проекции линии пересечения многогранной поверхности плоскостью частного положения. Формат А3;

задание 5. Развертка поверхности. Построить развертку усеченной части поверхности (по заданию 4). Формат А3;

расчетно-графическая работа № 2:;

задание 1. Титульный лист. Формат А3;

задание 2. Изображения - виды, разрезы, сечения. Построить три вида детали с необходимыми разрезами. Формат А3;

задание 3. Изометрия детали. По чертежу детали выполнить прямоугольную изометрию. Формат А3;

задание 4. Выполнение рабочего чертежа детали по сборочному чертежу изделия. Формат А3;

задание 5. Архитектурно-строительные чертежи: выполнение чертежа марки АС. Формат А3;

задание 6. Архитектурно-строительные чертежи: выполнение чертежа марки КМ. Формат А3.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Что изучает курс «Начертательная геометрия»? Задачи курса.
2) Виды проецирования. Сущность метода проекций. Плоскости и оси проекций.
3) Комплексный чертеж точки. Задание точки в пространстве, на плоскости проекций и на осях координат.
4) Комплексный чертеж прямой. Прямые общего и частного положения.
5) Определение натуральной величины отрезка прямой общего положения способом прямоугольного треугольника. Пример.
6) Показать на комплексном чертеже все случаи взаимного положения двух прямых. Привести пример определения видимости способом «конкурирующих точек».
7) Взаимное расположение точки, прямой и плоскости. Привести определения и примеры.
8) Способы задания плоскости на комплексном чертеже.
9) Комплексный чертеж плоскости общего и частного положения.
10) Комплексный чертеж плоскости общего и частного положения.
11) Прямые линии частного положения на комплексном чертеже.
12) Взаимное положение прямой и плоскости. Примеры.
13) Пересечение прямой с плоскостью. Методика решения задачи. Пример.
14) Параллельные плоскости на комплексном чертеже. Определение. Пример.
15) Особые линии в плоскости.
16) Взаимноперпендикулярные плоскости. Пример.
17) Прямые частного положения. Прямые уровня. Примеры.
18) Определить расстояние между двумя параллельными фронталями с помощью правила прямоугольного треугольника.
19) Прямые частного положения. Проецирующие прямые. Примеры.
20) Определение натуральной величины отрезка общего положения методом прямоугольного треугольника. Пример.
21) Скрещивающиеся прямые. Определение видимости способом «конкурирующих точек».
22) Показать на комплексном чертеже все случаи взаимного положения прямой и плоскости.
23) Взаимное положение двух плоскостей на комплексном чертеже. Пример.
24) Задание многогранников на комплексном чертеже.
25) Поверхности вращения. Классификация поверхностей.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определение натуральной величины плоскости общего положения, заданной треугольником, методом замены плоскостей проекций.
2) Найти натуральную величину отрезка общего положения.
3) Определить угол наклона отрезка общего положения к фронтальной плоскости проекций.
4) Методом плоскопараллельного перемещения определить натуральную величину треугольника АВС.
5) Определение принадлежности точки плоскости.
6) Найти проекции точки пересечения прямой и плоскости.
7) Определить натуральную величину и углы наклона к П1 и П2 отрезка общего положения.
8) Методом замены плоскостей проекций найти натуральную величину отрезка общего положения.
9) Найти проекции точки пересечения прямой и плоскости.
10) Найти проекции точки пересечения прямой и плоскости.
11) Определить расстояние между двумя горизонталями.
12) Особые линии плоскости.
13) Определить расстояние между двумя фронталями.
14) Заменой плоскостей проекций определить расстояние между двумя параллельными прямыми.
15) Методом замены плоскостей проекций найти натуральную величину отрезка общего положения.
16) Определить натуральную величину отрезка общего положения методом замены плоскостей проекций.
17) Построить горизонтальную проекцию прямой, параллельной плоскости треугольника АВС.
18) Определить принадлежность точки плоскости треугольника.
19) Построить на комплексном чертеже плоскость, параллельную заданной.
20) Построить горизонтальную проекцию прямой, принадлежащую плоскости, заданной двумя пересекающимися прямыми.
21) Построить проекции точки пересечения прямой с плоскостью треугольника. Определить видимость на П1 и П2.
22) Построить проекции точки пересечения прямой и плоскости и определить видимость.
23) Найти действительную величину расстояния от точки до горизонтали.
24) Построить проекции точки пересечения прямой с плоскостью, заданной двумя параллельными прямыми. Определить видимость.
25) Методом замены плоскостей проекций определить угол наклона прямой общего положения к плоскости П1.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Найти натуральную величину отрезка общего положения методом прямоугольного треугольника.
2) Построить развертку поверхности вращения.
3) Построить проекции точек пересечения прямой с поверхностью.
4) Найти натуральную величину сечения цилиндра плоскостью частного положения.
5) Построить сечение пирамиды плоскостью частного положения.
6) Найти натуральную величину отрезка общего положения.
7) Построить проекции точек пересечения прямой с поверхностью.
8) Определить принадлежность точки плоскости.
9) Определить натуральную величину расстояния от точки до горизонтали.
10) Определить натуральную величину расстояния от точки до горизонтали.
11) Построить развертку пирамиды
12) Построить сечение пирамиды плоскостью и определить его натуральную величину.
13) Построить точки пересечения прямой с поверхностью и нанести их на развертку.
14) Найти натуральную величину сечения призмы плоскостью.
15) Построить развертку призмы.
16) Построить сечение поверхности плоскость.
17) Построить недостающие проекции точек на поверхности конуса.
18) Найти точки пересечения прямой с поверхностью пирамиды.
19) Найти проекции точки пересечения прямой и плоскости и определить видимость на П1 и П2.
20) Построить развертку призмы.
21) Найти натуральную величину отрезка общего положения методом прямоугольного треугольника.
22) Построить недостающие проекции точек на поверхности пирамиды.
23) Найти точки пересечения прямой с цилиндром.
24) Определить расстояние от точки до фронтали.
25) Определить расстояние между двумя параллельными прямыми частного положения.

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) ГОСТ 2.303-68. Линии. Наименование, начертание и основное назначение линий.
2) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – виды. Основные, дополнительные, местные виды.
3) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – разрезы. Простые разрезы. Примеры.
4) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – сечения. Классификация сечений. Примеры
5) ГОСТ 2.317-69. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Пример.
6) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – разрезы. Сложные разрезы. Примеры.
7) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – разрезы. Разрезы ломаные и местные. Примеры.
8) ГОСТ 2. 307-2011 Основные правила нанесения размеров на чертежах. Примеры.
9) Графическое изображение резьбы. Основные параметры.
10) Крепежные резьбы. Назначение. Графическое изображение, обозначение. Примеры.
11) Ходовые резьбы. Назначение. Графическое изображение, обозначение. Примеры.
12) Стандартные резьбы. Графическое изображение, обозначение.
13) ГОСТ 2.315-68. Изображение и условное обозначение крепежных деталей.
14) Виды изделий. Примеры.
15) Рабочий чертеж детали. Основные требования к его выполнению.
16) Эскиз детали. Основные требования к его выполнению. Отличие эскиза от рабочего чертежа.
17) ГОСТ 2.305-2008. Изображения – сечения. Сечения вынесенные и наложенные. Примеры.
18) Сборочный чертеж изделия. Основные требования к его выполнению.
19) Эскиз детали. Основные этапы выполнения эскиза.
20) Спецификация. Назначение. Основные разделы документа.
21) ГОСТ 2.317-2011. Аксонометрические проекции. Прямоугольная диметрическая проекция.
22) Условное изображение и обозначение швов сварных соединений на чертежах.
23) Элементы деталей. Изображение их на рабочих чертежах.
24) ГОСТ 2.301-68. Форматы. ГОСТ 2.302-68. Масштабы.
25) ГОСТ 2.317-2011. Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Пример.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) По двум видам построить третий и выполнить простой фронтальный разрез на главном виде.
2) По наглядному изображению выполнить три вида детали.
3) По наглядному изображению выполнить три вида детали.
4) По двум видам построить третий. Выполнить заданный разрез А-А на главном виде.
5) По двум видам построить третий. Выполнить простой фронтальный разрез.
6) Выполнить сечение детали секущей плоскостью « Б ».
7) Выполнить главный вид вала и необходимые сечения.
8) По двум видам построить третий. Выполнить простой фронтальный разрез.
9) По наглядному изображению построить три вида детали.
10) По двум видам построить третий. Выполнить заданный разрез А-А на главном виде.
11) По двум видам построить третий с необходимыми разрезами.
12) По двум видам построить третий.
13) По двум видам построить третий. На главном виде выполнить разрез, совмещенный с половиной вида.
14) По наглядному изображению построить три вида детали.
15) Выполнить главный вид вала и необходимые сечения.
16) Выполнить простой фронтальный разрез на главном виде, совмещая половину вида и половину разреза.
17) Выполнить фронтальный разрез на главном виде.
18) По двум видам построить третий. Выполнить простой фронтальный разрез на главном виде, совмещая половину вида и половину разреза.
19) По двум видам детали построить изометрическую проекцию.
20) По наглядному изображению выполнить три вида детали.
21) По двум видам построить третий. Выполнить простой фронтальный разрез.
22) По наглядному изображению построить три вида детали.
23) По двум видам построить третий. Выполнить простой фронтальный разрез.
24) По наглядному изображению построить три вида детали.
25) По двум видам построить третий. На главном виде выполнить разрез, совмещенный с половиной вида.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнить эскиз детали № 2 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

2) Начертить резьбовые соединение деталей по заданию. Дать характеристику резьбы.

3) Виды компьютерной графики.

4) Выполнить изображение вала с необходимыми сечениями по заданию.

5) Начертить резьбовые соединение деталей по заданию. Дать характеристику резьбы.

6) Выполнить эскиз детали № 4 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

7) Области применения компьютерной графики.

8) Выполнить рабочий чертеж детали № 5 со сборочного чертежа по заданию.

9) Выполнить рабочий чертеж детали № 3 со сборочного чертежа по заданию.

10) Начертить резьбовое соединение детали по заданию. Дать характеристику резьбы.

11) Выполнить рабочий чертеж детали № 2 со сборочного чертежа по заданию.

12) Выполнить рабочий чертеж детали № 4 со сборочного чертежа по заданию.

13) Начертить резьбовые соединение деталей по заданию. Дать характеристику резьбы.

14) Выполнить эскиз детали № 2 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

15) Особенности работы в системе АutoCAD.

16) Начертить резьбовые соединение деталей по заданию. Дать характеристику резьбы.

17) Выполнить эскиз детали № 5 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

18) Выполнить эскиз детали № 3 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

19) Выполнить эскиз детали № 6 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

20) Выполнить изображение вала с необходимыми сечениями по заданию.

21) Области применения компьютерной графики.

22) Выполнить эскиз детали № 4 с необходимыми разрезами со сборочного чертежа по заданию. Нанести размерные линии.

23) Выполнить изображение вала с необходимыми сечениями по заданию.

24) Выполнить сечение детали секущей плоскостью «Б».

25) Особенности работы в системе AutoCAD.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-4 2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-13 2 6, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
6, 7 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Тельной В.И. Начертательная геометрия [Электронный ресурс] : графические конспекты лекций. Учебное наглядное пособие / В.И. Тельной. – Электрон. текстовые данные. – М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 71 c. ЭБС IPRBooks
2 Кокошко А. Ф. Инженерная графика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Кокошко А. Ф. - Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2016. - 268 с. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бельченко, Ю. М. Начертательная геометрия : учеб. пособие / Ю. М. Бельченко, В. М. Приходько ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 2014. - 135 с. : ил. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс
3 http://docs.cntd.ru. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации "ТехЭксперт"

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Морозкина Т.К. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Начертательная геометрия. Инженерная графика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Морозкина, Т. К. Начертательная геометрия. Инженерная графика : учеб.-метод. пособие для практ. занятий / Т. К. Морозкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 28 с. ЭБС РГУПС
3 Морозкина, Т. К. Начертательная геометрия. Инженерная графика : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Т. К. Морозкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 23 с. ЭБС РГУПС
4 Шумун, Н. М. Проекционное черчение : учеб. пособие / Н. М. Шумун, В. М. Приходько, Н. А. Ивченко ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 55 с. : ил., прил. ЭБС РГУПС
5 Филина, С. В. Лабораторные работы в системе AutoCAD 2015 : учеб. пособие / С. В. Филина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 100 с. : ил., прил., табл. – ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 AutoCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41736.