РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Надежность информационных систем"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

09.03.01 Информатика и вычислительная техника

Программа академического бакалавриата

Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Ведерникова Ольга Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Надежность информационных систем" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вычислительная техника и автоматизированные системы управления".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н. Рыбалко И. П., доцент каф. "ПОВТ и АС", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Надежность и с_Б_09.03.01_во_4_ВТиАСУ_п35096_41668.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Надежность информационных систем".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Надежность информационных систем" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Математические модели и методы моделирования", "Проектирование ЭВМ и систем";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы теории вероятностей и математической статистики, методы проектирования высоконадежных отказоустойчивых информационных систем, принципы принятия решений по оптимальной структуре резервирования.

Умеет: применять математические методы, и вычислительную технику для планирования экспериментальной проверки соответствия показателей надежности техническим требованиям.

Имеет навыки: выполнять расчеты надежности сложных операционных систем, оценку надежности по результатам испытаний и подконтрольной эксплуатации, оценивать корректность и эффективность принимаемых решений.

ПК-3 - способностью обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности

Знает: - принципы построения высоконадежных отказоустойчивых информационных систем.

Умеет: - применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач.

Имеет навыки: - методами расчета надежности сложных операционных систем и оценки их надежности по результатам испытаний и подконтрольной эксплуатации

ДПК-1 - способностью разрабатывать и конструировать устройства железнодорожной автоматики на основе микропроцессоров

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Надежность информационных систем" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы информационных и компьютерных технологий".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 63   63
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 63   63
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 72 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Основы теории надежности информационных систем. (Компетенция/и ПК-3, ДПК-1)

1.1. Основные понятия и определения: 1) Свойства надежности, причины ненадежности 2) Показатели надежности, выбор и нормирование показателей надежност.

1.2. Классификация систем и способы повышения надежности: 1) Классификация отказов2) Классификация условий использования3) Способы резервирования.

2. Математические модели и методы расчета надежности. (Компетенция/и ПК-3, ДПК-1)

2.1. Модели процесса отказов-восстановлений: 1) Надежностные структуры2) Потоки отказов-восстановлений.

2.2. Методы расчета надежности: 1) Марковский и полумарковский случайные процессы2) Приближенные методы расчета надежности3) Метод Монте-Карло.

3. Расчет и методы обеспечения требуемой надежности информационных систем. (Компетенция/и ПК-3, ДПК-1)

3.1. Невосстанавливаемые системы: 1) Последовательно-параллельные структуры 2) Кворумное резервирование3) Иерархические структуры.

3.2. Восстанавливаемые системы: 1) Стационарный процесс отказов-восстановлений2) Нестационарный процесс отказов-восстановлений.

4. Задачи и методы статистического контроля надежности. (Компетенция/и ПК-3, ДПК-1)

4.1. Оценивание параметров законов распределения и показателей надежности: 1) Метод моментов2) Метод наименьших квадратов3) Метод максимального правдоподобия4) Интервальное оценивание, доверительные интервалы.

4.2. Сглаживание законов распределения: 1) Выбор вида закона распределения по математической модели и статистическим моментам2) Выбор вида закона распределения путем построения гистограммы.

4.3. Проверка статистических гипотез: 1) Критерий Пирсона2) Критерий Колмогорова.

4.4. Определительные испытания: 1) Планы испытаний, полные и усеченные выборки, условные выборки2) Обработка усеченных выборок методом максимального правдоподобия3) Проверка статистических гипотез о законе распределения.

4.5. Приемо-сдаточные испытания: 1) Оперативная характеристика, планирование испытаний2) Одноступенчатый контроль, апостериорная оценка рисков3) Последовательный контроль.

4.6. Подконтрольная эксплуатация: 1) Планы подконтрольной эксплуатации2) Оценивание показателей безотказности3) Оценивание показателей долговечности4) Проверка статистических гипотез.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8     16
2 8 2   16
3 8 20   16
4 8 10   15
Итого 32 32   63
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Составление математической модели процесса отказов-восстановлений системы с различными способами резервирования 2
3 Расчет надежности невосстанавливаемой системы с различными способами резервирования 8
Расчет показателей надежности восстанавливаемой системы 6
Оценка эффективности различных способов резервирования с восстановлением 6
4 Оценка показателей надежности по плану [NUN] методом моментов 2
Оценка показателей надежности по планам [NUr] методом максимального правдоподобия 4
Построение эмпирической функции распределения и гистограммы и проверка гипотезы о законе распределения 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Выбор и нормирование показателей надежности 16
2 Полумарковский случайный процесс 8
Интегральный метод расчета надежности 8
3 Кворумное резервирование 8
Нестационарный процесс отказов-восстановлений 8
4 Метод наименьших квадратов 6
Интервальное оценивание, доверительные интервалы 6
Выбор вида закона распределения путем построения интенсивности отказов и функции выработанного ресурса 3

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Линденбаум, М. Д. Определительные испытания на надежность информационных систем [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. Д. Линденбаум, О. Г. Ведерникова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 40 с. ЭБС РГУПС
2 Линденбаум, М. Д. Надежность информационных систем. Расчет надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых систем. [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ и расчетно-граф. работы / М. Д. Линденбаум ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 37 с. ЭБС РГУПС
3 Линденбаум, М.Д. Надежность информационных систем. Методические указания к самостоятельной работе / М.Д. Линденбаум; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 28 c. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ПК-3 +
ДПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-1 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет надежности невосстанавливаемой системы с различными способами резервирования;

составление математической модели процесса отказов-восстановлений системы с различными способами резервирования;

расчет показателей надежности восстанавливаемой системы с различными способами резервирования;

моделирование определительных испытаний по планам [NUN], [NUr];

оценка показателей надежности по плану [NUN] методом моментов;

оценка показателей надежности по планам [NUr] методом максимального правдоподобия;

проверка гипотезы о законе распределения по критериям Пирсона и Колмогорова;

оценка эффективности оценки надежности с помощью определительных испытаний по усеченным выборкам.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Способы обеспечения надежности на стадиях проектирования, производства и эксплуатации Основные понятия теории надежности.
2) Классификацию аппаратуры ИВС с точки зрения обеспечения ее надежности.
3) Классификацию отказов.
4) Математические модели отказов-восстановлений.
5) Случайные величины: время безотказной работы и время восстановления.
6) Показатели безотказности.
7) Показатели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
8) Комплексные показатели надежности.
9) Способы резервирования
10) Экспоненциальный закон распределения и его использование в теории надежности.
11) Закон распределения Вейбулла и его использование в теории надежности.
12) Потоки отказов-восстановлений. Описание потоков.
13) Свойства потоков отказов-восстановлений.
14) Простейший поток отказов-восстановлений.
15) Поток отказов-восстановлений с ограниченным последействием.
16) Оценку показателей надежности методом статистических испытаний.
17) Моделирование случайных событий.
18) Моделирование непрерывных случайных величин.
19) Моделирование дискретных случайных величин.
20) Моделирование потоков случайных событий.
21) Планы определительных испытаний.
22) Оптимальные свойства статистических оценок.
23) Оценку показателей надежности методом моментов
24) Интервальное оценивание.
25) Проверку статистических гипотез. Статистический критерий, ошибки первого и второго рода.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнять расчет надежности по надежностным структурам.
2) Составлять уравнения Колмогорова для марковских случайных процессов.
3) Описывать стационарный марковский случайный процесс.
4) Выполнять приближенные расчеты надежности методом минимальных путей и минимальных сечений.
5) Выполнять расчет надежности невосстанавливаемых систем с параллельно-последовательной структурой.
6) Выполнять расчет надежности невосстанавливаемых систем со скользящим и кворумным резервированием.
7) Выполнять расчет надежности для простого процесса гибели.
8) Выполнять расчет надежности невосстанавливаемых систем с учетом отказов переключателя для общего случая процесса гибели.
9) Выполнять расчет надежности для процесса гибели-восстановления.
10) Выполнять расчет надежности восстанавливаемых систем с нагруженным и ненагруженным резервом.
11) Выполнять расчет надежности восстанавливаемых систем с ненадежным переключателем.
12) Выполнять точный расчет нестационарных показателей надежности.
13) Выполнять приближённый расчет нестационарных показателей надежности
14) Выполнять оценку надежности информационных сетей по показателям связности.
15) Выполнять расчет надежности сложных отказоустойчивых систем методом декомпозиции.
16) Выполнять проверку закона распределения по критерию Пирсона.
17) Выполнять проверку закона распределения по критерию Колмогорова.
18) Выполнять оценку показателей надежности по усечённым выборкам. методом максимального правдоподобия
19) Выполнять оценку показателей надежности методом максимального правдоподобия при законе распределения Вейбулла.
20) Выполнять оценку показателей надежности методом максимального правдоподобия при экспоненциальном законе распределения, безотказные испытания.
21) Планировать приемо-сдаточные испытания путем общего подхода.
22) Планировать приемо-сдаточные биномиальные испытания.
23) Планировать приемо-сдаточные испытания при экспоненциальном законе распределения.
24) Определять апостериорные оценки рисков заказчика и поставщика.
25) Планировать последовательный контроль надежности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методом решения задачи расчета надежности восстанавливаемых резервированных информационных систем, описываемых марковским случайным процессом.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств (КИМ, КОС) по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего образования [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. С. Тимофеева, Д. В. Глазунов, А. В. Симонцева [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 86 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Линденбаум, М. Д. Надежность информационных систем : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / М.Д. Линденбаум, Е.М. Ульяницкий ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2007. - 317 с. ЭБС РГУПС
2 Богатырев, В.А. Информационные системы и технологии. Теория надежности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры . – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 318 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Линденбаум, М. Д. Практикум по надежности информационных систем : учеб. пособие [для специальностей 07.19.00 и 22.01.00], Ч. 1. Расчет надежности / М.Д. Линденбаум, О.Г. Ведерникова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2007. - 37 с. УМЦ ЖДТ
2 Журнал «Автоматика, связь, информатика» ЭБ public.ru
3 Верескун, В. Д. Организационно-технологическая надежность предприятий железнодорожного транспорта [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Верескун ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 72 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ведерникова О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Надежность информационных систем". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Линденбаум, М. Д. Определительные испытания на надежность информационных систем [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / М. Д. Линденбаум, О. Г. Ведерникова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 40 с. ЭБС РГУПС
3 Линденбаум, М. Д. Надежность информационных систем. Расчет надежности невосстанавливаемых и восстанавливаемых систем. [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ и расчетно-граф. работы / М. Д. Линденбаум ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 37 с. ЭБС РГУПС
4 Линденбаум, М.Д. Надежность информационных систем. Методические указания для выполнения практических и лабораторных работ/ М.Д. Линденбаум; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 55 c. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MS OFFICE EXCEL (Прикладное программное обеспечение общего назначения, лицензионное,для выполнения практических работ) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Офисная оргтехника и компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41668.