РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 2 Вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Яицков Иван Анатольевич, Назаретов Андрей Алексеевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Тормозные с в ( к и р_С_23.05.03_во_7_ВВХ_п36726_41659.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Организация обеспечения безопасности движения и автоматические тормоза";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами; новые тормозные приборы; особенности устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов; принцип действия и классификацию тормозных систем; теоретические основы торможения и управления тормозами подвижного состава; тормозное оборудование подвижного состава; тормозные системы вагонов

Умеет: выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов; обнаруживать неисправности тормозного оборудования в эксплуатации; применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов; проводить испытания тормозов

Имеет навыки: методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов

ПК-2 - способностью понимать устройства и взаимодействия узлов и деталей подвижного состава, владением техническими условиями и требованиями, предъявляемыми к подвижному составу при выпуске после ремонта, теорией движения поезда, методами реализации сил тяги и торможения, методами нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов, технологиями тяговых расчетов, методами обеспечения безопасности движения поездов при отказе тормозного и другого оборудования подвижного состава, методами расчета потребного количества тормозов, расчетной силы нажатия, длины тормозного пути, готовностью проводить испытания подвижного состава и его узлов, осуществлять разбор и анализ состояния безопасности движения

Знает: методы проверки обеспеченности вагона тормозными средствами; новые тормозные приборы; особенности устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов; принцип действия и классификацию тормозных систем; теоретические основы торможения и управления тормозами подвижного состава; тормозное оборудование подвижного состава; тормозные системы вагонов

Умеет: выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов; обнаруживать неисправности тормозного оборудования в эксплуатации; применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов; проводить испытания тормозов

Имеет навыки: методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов

ПСК-2.4 - способностью демонстрировать знания особенностей устройства, расчета, проектирования и эксплуатации тормозных систем вагонов, новых тормозных приборов, методов и средств технического диагностирования тормозных приборов в эксплуатации, применять методы определения, проверки и расчета тормозной силы, параметров пневматической и механической частей к конкретным тормозным системам вагонов, производить проверку обеспеченности вагона тормозными средствами, умением выявлять неисправности тормозов и различать особенности устройства и работы различных тормозных систем вагонов, владением методами определения параметров пневматической и механической частей тормозных систем вагонов

Место дисциплины 1С.Б "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Подвижной состав железных дорог (часть 1)", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 10   10
Самоподготовка 39   39
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   31 62
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 53   31 22
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Назначение, общее устройство и классификация тормозов. (Компетенция/и ПК-2)

1.1. Классификация тормозов: 1) Прямодействующие, неавтоматические тормоза; 2) Непрямодействующие автоматические тормоза; 3) Прямодействующий, автоматический тормоз; 4) Дополнительные свойства классификации.

1.2. Тормозная магистраль: 1) Пневматическая схема грузового и пассажирского поезда; 2) Воздушная, тормозная, отпускная волны.

1.3. Виды торможения: 1) Взаимодействующие с окружающей средой; 2) Взаимодействующие с колесом.

1.4. Оценка эффективности тормозов: 1) Длина тормозного пути; 2) Величина реакций в поезде при торможении и отпуске; 3) Управляемость; 4) Надёжность в эксплуатации.

2. Тормозная сила железнодорожного подвижного состава. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Расчет тормозного пути: 1) Методы тормозных расчётов.

2.2. Расчет тормозной силы, определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом: 1) Определение тормозной силы и удельной тормозной силы; 2) Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом.

2.3. Коэффициент трения и коэффициент сцепления: 1) От чего зависит коэффициент трения; 2) Коэффициент трения для чугунных тормозных колодок; 3) Коэффициент трения для композиционных тормозных колодок; 4) Коэффициент трения для электромагнитного тормоза; 5) Коэффициент сцепления, определяемый экспериментально.

2.4. Причины заклинивания колесных пар: 1) Перечисление причин заклинивания колесных пар.

2.5. Автоматическое регулирование тормозной силы: 1) Принципиальные схемы, конструкции, действие и технические характеристики авторежима; 2) Расчет давления в ТЦ в зависимости от загрузки вагона; 3) Перспективы дальнейшего совершенствования регуляторов нормативных устройств.

2.6. Динамика торможения: ) Природа возникновения продольно-динамических усилий; 2) График зависимости изменения давления в ТЦ и тормозной силы от функции времени по длине поезда.

3. Компрессоры. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Типы компрессоров. Технические характеристики и эксплуатационные качества компрессоров: 1) Определение производительности, КПД и мощности привода; 2) Индикаторные диаграммы работы одноступенчатого и двухступенчатого компрессоров; 3) Определение объема главных резервуаров; 4) Типы компрессоров; 5) Разделение поршневых компрессоров.

3.2. Расчет расхода воздуха: Общий часовой расход воздуха.

3.3. Способы осушки сжатого воздуха: 1) Механический; 2) Химической коагуляции; 3) Звуковой коагуляции; 4) Спиртораспылители.

4. Приборы управления тормозами. (Компетенция/и ПСК-2.4)

4.1. Назначение и классификация поездных кранов машиниста: 1) Прямодействующие с автоматическими перекрышами с питанием тормозной магистрали (ТМ); 2) Непрямодействующий с неавтоматическими перекрышами без питания ТМ; 3) Единые универсальные с неавтоматическими перекрышами с питанием и без питания ТМ.

4.2. Принцип действия крана машиниста (КМ) усл. №394: 1) Основные части КМ усл. №394; 2) Назначение "Стабилизатора" и "Редуктора"; 3) Положения ручки КМ усл. №394; 4) Действия крана при I, II, III, IV, V и VI положениях КМ усл. №394; 5) Свойства крана машиниста.

4.3. Особенности управления автотормозами в длинносоставных поездах: 1) Работа крана при Va положении ручки крана машиниста усл. №394.

4.4. Принцип действия крана вспомогательного тормоза (КВТ) усл. №254: 1) Основные части КВТ усл. №254; 2) Положения ручки КВТ усл. №254; 3) Действия крана; 4) Свойства крана вспомогательного тормоза.

4.5. Воздухораспределители пассажирского и грузового типов: 1)Назначение и классификация и работа воздухораспределителей; 2) Технические требования, предъявляемые к воздухораспределителям пассажирского и грузового типа; 3) Расчетные формулы для определения величины давления в тормозном цилиндре при различных режимах торможения.

5. Тормозные колодки (накладки). (Компетенция/и ПК-2, ПСК-2.4)

5.1. Характеристика фрикционных материалов для тормозных колодок (накладок) и технико-экономические требования, предъявляемые к ним: 1) Высокофосфористые тормозные колодки, их преимущества и недостатки; 2) Чугунные колодки, их преимущества и недостатки; 3) Композиционные колодки, их преимущества и недостатки.

5.2. Влияние угла подвешивания тормозной колодки на величину ее нажатия: 1) Определение нажатия тормозной колодки при одностороннем подвешивании.

5.3. Метод установления норм расхода тормозных колодок. Регулировка рычажных передач по мере износа тормозных колодок: 1) Годовая потребность тормозных колодок; 2) Коэффициент приведенной длины тормозного пути; 3) Приведенная длина тормозного пути; 4) Определение передаточного числа; 5) Допустимый выход штока.

6. Новые виды тормозов. (Компетенция/и ПК-2)

6.1. Дисковый тормоз: 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет передаточного числа рычажной передачи дискового тормоза и определение суммы нажатия тормозных колодок.

6.2. Электромагнитный рельсовый тормоз (ЭМРТ): 1) Схемы, конструкции и принцип действия; 2) Расчет силы притяжения и тормозной силы ЭМРТ.

6.3. Электропневматические тормоза: 1) Классификация систем электропневматических тормозов, применяемых на железных дорогах РФ; 2) Принципиальная (структурная) электрическая схема 2-х проводного электропневматического пассажирского тормоза; 3) Принципиальная (структурная) электрическая схема 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза; 4) Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска; 5) Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим и перспективы дальнейшего его развития с учетом эксплуатационных и экономический показателей.

7. Эксплуатация и содержание тормозов. (Компетенция/и ПСК-2.4)

7.1. Техническое содержание тормозов и контроль за их состоянием в эксплуатации: 1) Опробование тормозов на стоянках и в пути следования; 2) Проверка эффективности действия тормозов; 3) Оформление справки ВУ-45; 4) Мероприятия по повышению эксплуатационной надежности тормозов и ускорению их обработки при подготовке длинносоставных поездов к рейсу; 5) Работы ученых РГУПС.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   3
2 6 2   4
3 4 2   4
4 10 2 2 4
5 2 2    
6 4 2   12
7 2 2   12
Итого 32 14 2 39
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
4 Изучение конструкции и принципа действия воздухораспределителей усл. №292 и усл. №483 методом испытания и проверки работы приборов на стенде 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение конструкции и принципа действия тормозной магистрали поезда. Теоретическое и экспериментальное определение тормозной и отпускной волн 2
2 Расчет тормозного пути и тормозной силы. Определение максимального нажатия по условиям сцепления колеса с рельсом, коэффициента нажатия и тормозного коэффициента.Изучение конструкции тормозной рычажной передачи вагонов и локомотивов. Определение передаточного числа, усилий на штоке и диаметра ТЦ. 2
3 Изучение назначения, конструкции и принципа действия компрессора локомотива. Определение (теоретически и экспериментально) производительности компрессора и мощности привода 2
4 Изучение по плакатам, схемам и натурным образцам конструкции и принципа действия крана машиниста №394 и крана вспомогательного тормоза №254. Определение (экспериментально) основных свойств кранов и проверка соответствие этих свойств требованиям эксплуатации 2
5 Коэффициент трения чугунных и композиционных тормозных колодок. Коэффициент сцепления. Расчет тормозной силы при одно- и двухстороннем нажатии тормозных колодок. Расчет коэффициента нажатия тормозных колодок дискового тормоза. Действительные и расчетные нажатия тормозных колодок 2
6 Изучение электрической схемы 2-х и 5-ти проводного электропневматического пассажирского тормоза. Схема и принцип действия электровоздухораспределителя усл. №305-001 на разных режимах торможения и отпуска. Преимущества и недостатки ЭПТ перед пневматическим тормозом 2
7 Приемы работы с тормозными устройствами, исключающие случаи травматизма 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Автоматические регуляторы тормозной рычажной передачи. Автоматический регулятор режимов торможения (авторежим) 3
2 Образование тормозной силы 4
3 Компрессоры нового поколения 4
4 Приборы управления тормозами зарубежной железнодорожной техники 4
6 Новые тормозные системы скоростных и высокоскоростных поездов 12
7 Техническое обслуживание и содержание тормозов грузовых и пассажирских поездов повышенной длины 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 53 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Балон, Л.В. Электромагнитные рельсовые тормоза / Л.В. Балон. - М. : Транспорт, 1979.- 104 с. ЭБС РГУПС
2 Учебно-методическая документация и материалы, обеспечивающие реализацию образовательной технологии по дисциплине 1С.Б.41.04 Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет): Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся / И.А. Яицков. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017.- 61 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-2 +
ПСК-2.4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-2.4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет тормозной системы вагона и оценка эффективности тормозной системы поезда.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение автотормозов.
2) Методы оценки эффективности тормозов.
3) Виды торможения и темпы снижения давления в магистрали. Влияние темпа снижения давления на скорость и время распространения тормозной волны.
4) Классификацию автотормозов.
5) Перспективы развития тормозной техники.
6) Причины заклинивания колесных пар.
7) Предельные нажатия тормозных колодок.
8) Электрическую схему 2-х и 5-ти проводного электропневматического тормоза. Свойства ЭПТ.
9) График юза. Возникновение юза.
10) Схему рычажной передачи тепловоза (электровоза), вагона.
11) Рычажные передачи и способы их регулировки.
12) Компрессоры: способы приведения в действие и типы.
13) Кран вспомогательного тормоза усл. №254: конструкция и основные свойства.
14) Работу крана вспомогательного тормоза при переводе рукоятки в I положение и заторможенных автоматических тормозах.
15) Работу крана вспомогательного тормоза усл. №254 при II положении рукоятки.
16) Работу крана вспомогательного тормоза усл. №354 при III и VI положениях рукоятки.
17) Как увеличить тормозную силу локомотива при ступенчатом торможении основным краном машиниста усл. №394.
18) Как произвести ступенчатый отпуск тормозов локомотива при заторможенных автоматических тормозах поезда краном машиниста усл. №394.
19) Кран машиниста усл. №394: конструкция, принцип действия и назначение редуктора.
20) Работу крана машиниста усл. №394 при I положении рукоятки.
21) Работу крана машиниста усл. №394 при II положении рукоятки.
22) Работу крана машиниста усл. №394 при III положении рукоятки.
23) Работу крана машиниста усл. №394 при VI положении рукоятки. Темп снижения давления.
24) Кран машиниста усл. №394. Проверка работы крана после ремонта в депо.
25) Кран машиниста усл. №394. Сверхзарядка и роль стабилизатора.
26) Авторежим усл. №265-002. Торможение.
27) Схему и принцип работы автостопа непрерывного действия.
28) Отпуск и зарядку на равнинном и горном режимах в голове и хвосте поезда при действии воздухораспределителя усл. №483.
29) Воздухораспределитель усл. №483. Положения служебного торможения и перекрыши.
30) Приборы управления автотормозами, типы кранов. Конструкция, назначение и принцип действия стабилизатора крана машиниста усл. №394.
31) Работу пассажирского воздухораспределителя усл. №292-001 при зарядке в хвосте и голове поезда.
32) Воздухораспределитель усл. №292-001. Ступенчатое торможение.
33) Воздухораспределитель усл. №292-001. Полное служебное торможение.
34) Воздухораспределитель усл. №292-001. Экстренное торможение.
35) АЛСН: назначение и принцип действия.
36) Увязку показаний локомотивного светофора с показаниями путевого светофора.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять длину тормозного пути.
2) Определять тормозную силу и максимальное нажатие по условиям сцепления колеса с рельсом.
3) Определять коэффициент нажатия и тормозной коэффициент.
4) Определять коэффициент трения чугунных и композиционных колодок.
5) Определять коэффициент сцепления колеса с рельсом.
6) Определять сумму нажатия тормозных колодок.
7) Определять выход штока и число регулировок рычажной передачи.
8) Выводить формулу передаточного отношения рычажной передачи.
9) Определять мощность привода компрессора.
10) Определять потребный диаметр тормозного цилиндра.
11) Определять действительного и расчетного нажатий тормозных колодок.
12) Рассчитывать давление в тормозном цилиндре при разной величине загрузки вагона.
13) Определять расхода воздуха и объема главного резервуара.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Приемами управления краном машиниста усл. №394.

2) Приемами управления краном вспомогательного тормоза усл. №254.

3) Приемами регулировки тормозной рычажной передачи.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 7 1, 2, 3, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 5, 6 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-2.4 7 4, 5, 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4, 5, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4, 5, 7 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Балон, Л.В. Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон [и др.] ; под ред. В.Ф. Криворудченко. - Ростов н/Д : РГУПС, 2011.- 209с. ЭБС РГУПС
2 Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : Маршрут, 2006.- 392 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Асадченко, В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава железнодорожного транспорта. Альбом : учеб. пособие для вузов, техникумов, колледжей и уч-ся образовательных учреждений ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : УМК МПС России, 2002.- 128 с. УМЦ ЖДТ
2 Расчет пневматических тормозов железнодорожного подвижного состава : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Р. Асадченко. - М. : Маршрут, 2004. - 118 с. : ил., табл. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 15 назв. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Яицков И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Тормозные системы вагонов (теория, конструкция и расчет)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Балон, Л.В. Автоматические тормоза вагонов : учеб.-метод. пособие / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, А.А. Назаретов. - Ростов н/Д : РГУПС, 2008.- 35 с. ЭБС РГУПС
3 Балон, Л.В. Безопасность движения поездов и автоматические тормоза : учеб.-метод. пособие к лабораторным работам / Л.В. Балон, Л.Ф. Риполь-Сарагоси, П.А. Санченко. - Ростов н/Д : РГУПС, 2008.- 32 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Автоматические тормоза вагонов : обучающая программа, реализуемая в тренажерном комплексе О
3 Устройство и принцип действия автоматических тормозов подвижного состава : обучающая программа О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники;

Тренажёрный комплекс.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41659.