РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экономическая теория"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Программа академического бакалавриата

Государственная и муниципальная служба

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.э.н., доц. Ересько Елена Анатольевна, к.э.н. Ситарчук Елена Александровна предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экономическая теория" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экономическая т_Б_38.03.04_во_12_ЭиМ_п37705_41577.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая теория".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономическая теория" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы государственного и муниципального управления", "Управление государственной и муниципальной собственностью";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные макроэкономические показатели и принципы их расчета

Умеет: анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики

Имеет навыки: навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Место дисциплины 1Б.Б "Экономическая теория" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История государственного управления", "Социология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГУБ, КУБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 105 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 6 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 66   45 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 66   45 21
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 105 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 6 6 4
Лекции (Лек) 10 10 6 4  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 6 6   2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 2 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 178   28 59 91
Контрольная работа (К) 12     6 6
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 166   28 53 85
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 25 36 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Общие проблемы экономической теории. (Компетенция/и ОК-3)

1.1. Экономическая теория: предмет и методы исследования: 1)Предмет и методы экономической теории. 2)Структура экономической науки. 3) Микро- и макроэкономика как части экономической теории. 4)Позитивная и нормативная микроэкономика. 5) История развития экономической мысли. 6)Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.

1.2. Общие проблемы экономического развития: 1)Экономические потребности. 2)Экономические блага и их классификации. 3)Экономические ресурсы. 4)Граница производственных возможностей. Экономический выбор. 5)Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности.

2. Рыночная система: спрос и предложение. (Компетенция/и ОК-3)

2.1. Рыночная система хозяйствования: ) Сущность рыночной экономики. 2) Рынок: понятие, структура, функции. Кругооборот благ и доходов. 3) Конкуренция: сущность, виды, характерные черты. 4) Совершенная конкуренция. 5) Чистая монополия. Естественная монополия. Административная монополия. Искусственная монополия. Монополистическая конкуренция и олигополия.

2.2. Спрос и предложение в механизме рынка: 1) Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. 2) Эластичность: свойства и показатели. 3) Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. 4)Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. 5)Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие.

3. Поведение субъектов рынка. (Компетенция/и ОК-3)

3.1. Потребительское поведение: 1) Полезность и поведение потребителя. 2) Кривые безразличия и бюджетное ограничение. 3) Эффекты дохода и замещения.

3.2. Фирма в рыночной экономике: 1)Фирма. Виды фирм. Понятие предприятия. Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. 2)Экономическое содержание издержек предприятия. Производственная функция. Закон убывающей отдачи. 3)Выручка и прибыль. Равновесие (оптимум) производителя (предприятия). Правило минимизации издержек. Правило максимизации прибыли. Оптимальный путь роста фирмы. 4) Определение оптимального объема производства в условиях совершенной конкуренции. 5) Определение оптимального объема производства в условиях монополии. 6) Определение оптимального объема производства в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

4. Рынок факторов производства. (Компетенция/и ОК-3)

4.1. Рынок труда и заработная плата: 1)Рынки факторов производства. Цена на факторы производства. Спрос на ресурсы как производный спрос. 2)Рабочая сила. Заработная плата. Факторы, определяющие ее величину. Конкурентный рынок труда. Спрос на труд и предложение труда фирмы на рынке. 3)Компромисс индивида между потреблением и досугом. Эффект замещения и эффект дохода при изменении заработной платы. 4)Модель монопсонии. Влияние профсоюзов на уровень занятости и заработную плату. Двусторонняя монополия. Инфляция и безработица.

4.2. Рынок капитала и процент: 1)Капитал. Физический капитал. Износ. Амортизация. 2)Спрос на капитал (заемные средства). Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента. Факторы, определяющие ставку процента. Предложение капитала. Установление рыночной ставки ссудного процента. 3)Фактор времени и дисконтирование. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Текущая дисконтированная стоимость. Чистая дисконтированная стоимость. Чистый денежный поток.

4.3. Рынок земли и земельная рента: 1)Рынок земли. Землевладение и землепользование. Экономическая рента. Земельная рента и ее виды. Чистая (абсолютная) рента. Дифференциальная рента. Цена земли. 2) Совершенно неэластичное предложение земли. Спрос на землю: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный. Равновесие на рынке земли.

Семестр № 2

5. Макроэкономика: основные показатели, структура, макроэкономическое равновесие. (Компетенция/и ОК-3)

5.1. Национальная экономика. Макроэкономические показатели: 1)Национальная экономика. Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские ин-ституциональные единицы. Конечное потребление. 2)ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. 3) Методы расчета ВНП. Расчет по доходам. 4)Расчет по расходам. 5)Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Располагаемый доход. Трансфертные платежи. Чистый экспорт.

5.2. Макроэкономическое равновесие: 1)Совокупный спрос и совокупное предложение. 2)Потребление, сбережения и инвестиции в национальной экономике. 3)Теории макроэкономического равновесия.

6. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. (Компетенция/и ОК-3)

6.1. Циклический характер развития рыночной экономики: 1)Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. 2) Причины циклических колебаний в рыночной экономике. 3) Формы цикла.

6.2. Безработица как форма макроэкономической нестабильности: 1)Безработица: понятие, виды, причины. 2)Показатели безработицы. 3)Государственная политика в области занятости.

6.3. Инфляция и антиинфляционная политика: 1)Инфляция: сущность, причины, измерение. 2)Виды инфляции и ее социально-экономические последствия. 3)Антиинфляционная политика.

7. Макроэкономическая роль государства. (Компетенция/и ОК-3)

7.1. Денежная и банковские системы: 1)Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. Ликвидность. 2)Денежные агрегаты. Денежное обращение. Денежная система. 3)Спрос на деньги. Предложение денег. 4)Уравнение обмена. Количественная теория денег. 5) Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты.

7.2. Финансовая и налоговая системы: Бюджетная система. Бюджет. Государственный бюджет. Доходы госбюджета. Расходы госбюджета. Внебюджетные фонды. Сеньораж. Государственный долг.Налоги: виды, формы, функции. Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.

8. Экономический рост и социальная политика. (Компетенция/и ОК-3)

8.1. Теории экономического роста: Понятие и содержание экономического роста. Модели экономического роста. Измерение экономического роста. Экстенсивный тип. Интенсивный тип. Модель Е. Домара. Модель Р. Харрода.

8.2. Социальная политика государства: Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Де-цильный коэффициент. Политика государства в социальной сфере.

9. Экономическая теория мирового хозяйства. (Компетенция/и ОК-3)

9.1. Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории: Международное разделение труда. Открытая экономика. Специализация. Кооперирование. Свободная торговля. Протекционизм. Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. Валюта. Валютная система. Фиксированный валютный курс. Плавающий валютный курс. Конвертируемость. Паритет валют. Паритет покупательной способности валют.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 2   10
2 8 4   13
3 8 6   10
4 8 4   12
5 10 4   4
6 6 2   4
7 8 4   4
8 4 4   4
9 4 2   5
Итого 64 32   66
В т.ч. по интерактивным формам 16 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Предмет и методы экономической теории. Структура экономической науки. Экономические потребности, блага, ресурсы. Кривая производственных возможностей. Экономическая система: типы. 2
2 Спрос и предложение в механизме рынка. Поведение потребителя и производителя. Фирма в рыночной экономике. 4
3 Рыночная структура. Основные черты и классификация. Ценообразование на рынках совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии. 6
4 Рынок труда, капитала и земли 4
Семестр № 2
5 Национальная экономика. Анализ макроэкономических показателей. Макроэкономическое равновесие 4
6 Циклический характер развития рыночной экономики. Безработица как форма макроэкономической не-стабильности. Инфляция и антиинфляционная политика. 2
7 Денежная и банковские системы. Финансовая и налоговая системы 4
8 Понятие и содержание экономического роста. Модели экономического роста. Измерение экономического роста. Социальная политика государства 4
9 Международное разделение труда. Открытая экономика. Свободная торговля. Протекционизм. Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. Валюта. Валютная система. Фиксированный валютный курс. Плавающий валютный курс. Конвертируемость. Паритет валют. Паритет покупательной способности валют. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 10
2 Равновесие по А.Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Кривые Энгеля. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Классификация фирм, их организационно-правовая форма. Экономические риски и неопределенность. Выбор в условиях неопределенности. Снижение риска. 13
3 Рыночные структуры: особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. Модель дуополии. Ценовая дискриминация. 10
4 Рынок труда: классическая модель, кейнсианская модель. особенности труда как фактора производства. Компромисс индивида между трудом и досугом. Особенности функционирования рынка земли. Сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю. Особенности функционирования рынка капитала. Капитал как фактор произодства. Виды капитала. 12
Семестр № 2
5 Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. Методы расчета ВНП. Функция потребления. Предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению. Функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Модели потребления. Типы инвестиций. Факторы, определяющие динамику инвестиций. 4
6 Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Стагфляция. Динамика безработицы и инфляционных процессов в РФ 4
7 Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Бюджетная система. Налоговые реформы. Фискальная политика государства. 4
8 Модели экономического роста. Измерение государства в социальной сфере.Принципы распределения. Неравенство в распределении. Перераспределение доходов. Социальная справедливость. Социальные гарантии. Уровень бедности. Индексация доходов. Социальное страхование. 4
9 Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 166 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ересько Е.А., Ситарчук Е.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе для студентов направления подготовки Государственное и муниципальное управление (Электронный ресурс)/ Е.А. Ересько, Е.А. Ситарчук; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с. ЭБС РГУПС
2 Ересько Е.А., Ситарчук Е.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие к выполнению тестовой контрольной работы для студентов направления подготовки Государственное и муниципальное управление (Электронный ресурс)/ Е.А. Ересько, Ситарчук Е.А.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 39 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1 "Экономическая теория: предмет и метод исследования"; Тема 2 "Общие проблемы экономического развития"; Тема 3 "Экономические системы"; Тема 4 "Внешние эффекты и производство общественных благ"; Тема 5 "Спрос и предложение в механизме рынка"; Тема 6 "Поведение потребителя и производителя"; Тема 7 "Фирма в рыночной экономике"; Тема 8 "Совершенная конкуренция"; Тема 9 "Чистая монополия"; Тема 10 "Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия"; Тема 11 "Рынок труда и заработная плата"; Тема 12 "Рынок капитала и процент"; Тема 13 "Рынок земли и земельная рента"; Тема 14 "Национальная экономика. Макроэкономические показатели"; Тема 15 "Макроэкономическое равновесие"; Тема 16 "Циклический характер развития рыночной экономики "; Тема 17 "Безработица и инфляция"; Тема 18 "Денежная и банковские системы"; Тема 19 "Финансовая и налоговая системы "; Тема 20 "Теории экономического роста "; Тема 21 "Социальная политика государства"; Тема 22 "Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории".

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экономической теории, история его развития.
2) Методы экономической теории, ее структура и функции. Экономические категории и закономерности.
3) История развития экономической мысли.
4) Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.
5) Ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения.
6) Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
7) Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
8) Экономические системы: понятие, классификация подходов.
9) Характеристика основных типов экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
10) Переходная экономика: задачи, этапы, особенности.
11) Рынок: понятие, функции и структура.
12) Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.
13) Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.
14) Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Равновесие по А. Маршаллу и Л.Вальрасу.
15) Эластичность: свойства, показатели, значение.
16) Излишки производителя и потребителя. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.
17) Предпосылки анализа поведения потребителя. Подходы к анализу полезности. Полезность: общая и предельная.
18) Кривая безразличия: понятие, свойства, виды. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.
19) Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
20) Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «Доход - Потребление». Кривые Энгеля.
21) Кривая «цена-потребление».
22) Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.
23) Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
24) Производство, факторы производства. Закон убывающей предельной производительности.
25) Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь. Стадии производства.





Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбор производственной технологии. Изокванты.
2) Раскрыть понятие изокосты ( понятие, графическое представление). Равновесие производителя.
3) Рассмотреть оптимальный путь роста фирмы. Эффект масштаба.
4) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
5) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, общие, предельные. Закон убывающей отдачи.
6) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
7) Рассмотреть равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
8) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
9) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
10) Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
11) Охарактеризовать виды монополий: естественная монополия, административная монополия, искусственная монополия. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.
12) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
13) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.
14) Раскрыть сущность олигополии. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке.
15) Раскрыть сущность олигополии. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
16) Рассмотреть виды ценовой дискриминации. Антимонопольное законодательство.
17) Охарактеризовать особенности факторных рынков.
18) Раскрыть характеристики рынка труда (субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд). Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.
19) Раскрыть сущность заработной платы, ее виды. Безработица: причины, виды. Закон Оукена.
20) Рассмотреть распределение доходов: неравенство доходов, кривая Лоренца и коэффициент Джини.
21) Проанализировать рынок капитала: капитал и его виды. Ссудный процент. Факторы, влияющие на величину процента. Спрос и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.
22) Проанализировать рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.
23) Раскрыть внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта.
24) Рассмотреть общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Общественный выбор и проблема «безбилетника».
25) Раскрыть сущность асимметрии информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой расчета альтернативных издержек производства
2) Методикой графической иллюстрации кривой производственных возможностей
3) Методикой расчета дефицита на товарном рынке
4) Методикой расчета избыточного предложения на товарном рынке
5) Методикой расчета эластичности проса
6) Методикой расчета эластиности предложения
7) Методикой графической иллюстрации кривых спроса, предложения, рыночного равновесия
8) Методикой расчета равновесной цены на товарном рынке
9) Методикой расчета потребительского излишка
10) Методикой расчета величины издержек предприятия
11) Методикой расчета предельного дохода предприятия
12) Методикой графической интерпретации эффекта масштаба
13) Методикой начислений амотртизации линейным методом
14) методикой расчета чистой дисконтированной стоимости капитала
15) Методикой расчета отраслевого спроса на труд
16) Методикой расчета отраслевого предложения на труд
17) Методикой расчета степени монопольной власти
18) Методикой расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополии
19) Методикой расчета показателей прибыли и издержек в условиях совершенной конкуренции
20) Методикой расчета показателей прибыли и издержек в условиях монополистической конкуренции
21) Методикой графической интерпретации модели олигополиста
22) Методикой графической интерпретации модели монопсониста
23) Методикой графической интерпретации модели двусторонней монополии
24) Методикой графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях краткосрочного периода
25) Методикой графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях долгосрочного периода







Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Предмет макроэкономики. Взаимосвязь микро- и макроэкономики. Макроэкономика и макроэкономическая политика.
2)Особенности макроэкономического анализа.Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
3)Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения.
4)Соотношение показателей в СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода.
5)Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
6)Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
7)Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
8)Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
9)Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”.
10)Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в модели в AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде. Равновесный и потенциальный ВВП.
11)Понятие и виды макроэкономического равновесия.
12)Понятие экономического роста. Показатели экономического роста.
13)Факторы и типы экономического роста. Производительность труда и ее факторы.
14)Преимущества и издержки экономического роста.
15)Государственная политика стимулирования экономического роста.
16)Экономический цикл и его фазы.
17)Причины и показатели экономического цикла.
18)Виды циклов. Циклические и нециклические колебания экономики.
19)Сбережения и инвестиции. Функциональная роль инвестиций в обеспечении макроэкономического равновесия.
20)Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена. Экономическая активность населения России в 90-е гг.
21)Инфляция и ее измерение. Инфляция спроса и инфляция предложения. Ожидаемая и непредвиденная инфляция.
22)Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.
23)Антиинфляционная политика.
24)Деньги: их происхождение и сущность. Функции денег.Виды денег.
25)Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Проанализировать банковскую систему и ее структуру. Центральный банк и его функции.
2)Рассмотреть пассивные операции. Активные операции. Прибыль банка. Банковский мультипликатор.
3)Охарактеризовать кредитно-денежную политику: ее сущность, цели и инструменты.
4)Рассмотреть виды кредитно-денежной политики.
5)Рассмотреть сущность коммерческих банков и их операции.
6)Рассмотреть понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.
7)Охарактеризовать состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды.
8)Охарактеризовать концепции государственного бюджета.
9)Проанализировать дефицит государственного бюджета и методы его финансирования.
10)Раскрыть сущность государственного долга и его виды.
11)Охарактеризовать понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.
12)Рассмотреть виды фискальной политики.
13)Раскрыть понятие налога, налоговой системы, принципы налогообложения.
14)Охарактеризовать виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.
15)Рассмотреть воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение. Кривая Лаффера.
16)Проанализировать государство как субъект экономики.
17)Охарактеризовать государственное регулирование экономики.
18)Охарактеризовать средства государственного регулирования экономики.
19)Рассмотреть доходы населения и их виды.
20)Охарактеризовать государственное регулирование доходов.
21)Охарактеризовать понятие "уровень жизни населения".
22)Рассмотреть мировое хозяйство: сущность и основные черты.
23)Проанализировать мировой рынок и мировая рыночная инфраструктура.
24)Охарактеризовать валютные проблемы мирового хозяйства. Проблемы конвертируемости валют.
25)Охарактеризовать валютные рынки. Валютные курсы.




Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой графической иллюстрации модели кругового потока.

2)Методикой расчета добавленной стоимости.

3)Методикой расчета потребительских расходов в СНС.

4) Методикой расчета инвестиций в СНС.

5)Методикой расчета сбережений в СНС.

6)Методикой расчета ВВП по расходам.

7) Методикой расчета ВВП по доходам.

8)Методикой расчета ЧВП.

9)Методикой расчета номинальных и реальных показателей дохода и продукта.

10)Методикой расчета ценовых индексов.

11) Методикой расчета величины экспорта в СНС.

12)Методикой графической интерпретации совокупного спроса.

13)Методикой графической интерпретации совокупного предложения.

14)Методикой графической интерпретации экономического роста и экономического цикла.

15)Методикой расчета уровня безработицы.

16) Методикой расчета чиленности занятых.

17)Методикой расчета темпов инфляции.

18)Методикой расчета величины дохода коммерческих банков при определенных темпах инфляции.

19)Методикой расчета предложения денег.

20)Методикой расчета средней налоговой ставки на доход.

21)Методикой расчета амортизационного фонда в СНС.

22) Методикой расчета состояния государственного бюджета в СНС.

23)Методикой расчета уровня цен.

24)Методикой расчета избыточныз резервов коммерческого банка.

25)Методикой расчета фактических резервов коммерческого банка.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для бакалавриата и специалитета / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 443 с. ЭБС Юрайт
2 Поликарпова, Т. И. Экономическая теория : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Т. И. Поликарпова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 254 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ересько Е.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая теория". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Ересько Е.А., Ситарчук Е.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе для студентов направления подготовки Государственное и муниципальное управление (Электронный ресурс)/ Е.А. Ересько, Е.А. Ситарчук; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 58 с. ЭБС РГУПС
3 Ересько Е.А., Ситарчук Е.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие к выполнению тестовой контрольной работы для студентов направления подготовки Государственное и муниципальное управление (Электронный ресурс)/ Е.А. Ересько, Ситарчук Е.А.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 39 с. ЭБС Юрайт

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Профессиональная информационная система 1С: Предприятие О
3 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41577.