РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Мировая экономика и геополитика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.02 Менеджмент

Программа прикладного бакалавриата

Логистика и управление цепями поставок

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Андреева Алина Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Мировая экономика и геополитика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Мировая э и г_Б_38.03.02_во_1_ЭиФ_п36213_41504.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мировая экономика и геополитика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Мировая экономика и геополитика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Логистика и управление цепями поставок".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Логистические провайдеры в транспортных системах", "Системный анализ в логистике", "Транспортная логистика";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы экономических знаний о мировой экономике и геополитике

Умеет: применять знания о мировой экономике и геополитике в различных сферах профессиональной деятельности

Имеет навыки: выявления закономерностей явлений и событий в мировой экономике и геополитике; установления векторов их влияния на различные сферы профессиональной деятельности

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знает: теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации

Умеет: разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации

Имеет навыки: реализации стратегического анализа, а также разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности

ПК-3 - владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Мировая экономика и геополитика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМБ, ЗМБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 21   21
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 21   21
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   29 59
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   29 53
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 34 74
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Сущность мировой экономики и критерии группировки стран в мировой экономике. (Компетенция/и ОК-3)

1.1. Становление и сущность мирового хозяйства: . Эволюция мирового хозяйства . 2. Особенности и проблемы развития современной мировой экономики. Транснационализация и глобализация экономики.

1.2. ТНовые тенденции в развитии мировой экономики: 1. Строение глобальной экономической системы. 2. Мировые интеграционные процессы.

1.3. Международное разделение труда (МРТ) как материальная основа мирового хозяйства: 1. Сущность и типы международного разделения труда. 2. Основные показатели и современные тенденции развития международного разделения труда.

1.4. Национальные хозяйства как субъекты мировой экономики: 1. Страны с развитой экономикой. 2. Страны с разевающейся экономикой и новые индустриальные страны. 3. Страны с переходной экономикой.

1.5. Международные экономические организации: 1. Универсальные международные экономические организации. 2. Отраслевые международные экономические организации. 3. Участие России в международных экономических организациях.

2. Международная трудовая миграция. (Компетенция/и ОК-3, ПК-3)

2.1. Мировой рынок и международная торговля: 1. Классические теории международной торговли. 2. Современные теории международной торговли. 3. Внешнеторговая политика государства.

3. Международная торговля товарами и торговля услугами. (Компетенция/и ОК-3, ПК-3)

3.1. Понятие международной трудовой миграции и ее классификация.

3.2. Причины и показатели международной трудовой миграции: 1. Современные особенности процесса трудовой миграции. 2. Государственное регулирование международной трудовой миграции. 3. Анализ влияния международной миграции на российский рынок труда.

4. Международное движение капитала: сущность, содержание и особенности развития. (Компетенция/и ОК-3, ПК-3)

4.1. Мировая валютная система: сущность, этапы и элементы эволюции: 1. Общая характеристика элементов мировой валютной системы. 2. Принципы функционирования парижской и генуэзской мировых валютных систем. 3. Эволюция мировой валютной системы в послевоенный период.

4.2. Валютный рынок: понятие, виды и современные тенденции развития: 1. Понятие и классификация валют. 2. Валютный курс и факторы, его определяющие. Валютные рынки.

4.3. Платежный баланс страны: 1. Общая характеристика платежного и расчетного балансов 2. Характеристика основных разделов платежного баланса.

5. Характеристика стран мирового хозяйства. (Компетенция/и ОК-3)

5.1. Общая характеристика экономики развитых и развивающихся стран мирового хозяйства: 1. Экономическое развитие США. 2. Западная Европа - один из трех «Центров силы». 3. Особенности экономического развития Японии. 4. Экономические успехи Китая. 5. Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран. 6. Экономические преобразования в постсоциалистических странах.

6. Российская Федерация в системе современных международных экономических отношений. (Компетенция/и ОК-3, ПК-3)

6.1. Конкурентные преимущества и недостатки российской экономики: 1. Внешняя торговля России. 2. Научно-технический потенциал России в XXI веке. 3. Участие России в международном движении капитала. 4. Место России в процессах международной миграции рабочей силы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   5
2 4 2    
3 6 2    
4 6 2   8
5 6 4    
6 6 4   8
Итого 32 16   21
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Структура, субъекты и тенденции развития мирового хозяйства, глобализация мирового хозяйства Природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы мира Отраслевая структура мирового хозяйства и неравномерность экономического развития Классификации стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития Система современных международных экономических отношений (МЭО) Место России в мировом хозяйстве (Разбор конкретных ситуаций) 2
2 Структура, динамика и ценообразование в мировой (международной) торговле Государственное регулирование мировой торговли: тарифные методы Государственное регулирование мировой торговли: нетарифные методы Международное регулирование торговли: роль ГАТТ/ВТО 2
3 Сущность, структура, и формы международного движения капитала. Вывоз ссудного и предпринимательского капитала Международный кредит Транснациональные корпорации (ТНК) Кризис внешней задолженности 2
4 Понятие, принципы и проблемы международной экономической интеграции (МЭИ) Формы (этапы) международной экономической интеграции (МЭИ) Торговые (таможенные) союзы и зоны свободной торговли Основные интеграционные центры и объединения. Европейский союз (ЕС) Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) (Разбор конкретных ситуаций) 2
5 Платежный баланс и расчетный баланс Валюта. Виды валют Валютный рынок Мировая валютная система 4
6 Международные экономические организации в системе ООН Международные региональные экономические организации Международные экономические соглашения Россия в системе современных международных связей (Разбор конкретных ситуаций) 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Сущность, причины и этапы формирования современного мирового хозяйства 1
Формы международных экономических отношений. 2
Особенности и тенденции развития мирового хозяйства в ХХI веке 2
4 Интернационализация, транснационализация и глобализация мировой экономики. 4
ТНК в мировом хозяйстве и в России 2
Регионализация и интеграция. 2
6 Международные экономические организации, их классификация и значение в мировом хозяйстве. 2
Отношения России с региональными интеграционными группировками и международными экономическими организациями. 2
Государственное регулирование валютных отношений. Проблемы России на мировом валютном рынке. 2
Глобальные проблемы мировой экономики. 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 82 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева, А.В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Мировая экономика и геополитика" / Ростов-н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-3 +
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Мировая экономика и международные экономические отношения: современные тенденции и закономерности развития;

2. Мировое хозяйство: сущность, основные этапы формирования и развития. Современное мировое хозяйство и его субъекты;

3. Международные экономические организации;

4. Формы международных экономических отношений;

5. Национальные модели экономического развития отдельных государств;

6. Особенности экономического развития новых индустриальных стран;

7. Международные организации и их роль в новых условиях мировой экономики;

8. Европейский совет по системным рискам: функции и структура;

9. Интеграционные объединения в группе промышленно-развитых стран. Европейский союз (ЕС);

10. Принципы организации и механизм функционирования ЕС;

11. Теоретические основы возникновения международных корпораций. Этапы развития ТНК;

12. Роль и значение иностранных инвестиций в экономике страны. Особенности современных стратегий ТНК;

13. Внутриотраслевые стратегии, стратегии диверсификации, стратегии транснационализации;

14. Финансово-промышленные группы в мировом хозяйстве. Роль ТНБ в мировой экономике;

15. Мировая валютная система: сущность, функции. Эволюция международных валютных систем;

16. Государственное регулирование внешней торговли товарами и услугами: формы, методы, инструменты;

17. Международный обмен технологиями как форма международных экономических отношений;

18. Международное регулирование миграционных процессов;

19. Механизмы международной передачи технологий. Торговля лицензиями;

20. Международные экономические организации и их классификация.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Абсолютные и относительные сравнительные преимущества, а также факторы, определяющие наличие тех или иных сравнительных преимуществ в экономике.
2) Критерии группировки стран мировой экономики, примеры.
3) Новейшие теории международной торговли, и актуальность отражения в них основных тенденций развития мировой торговли.
4) Новый мировой порядок и его влияние на мировую экономику.
5) Определения международной экономической интеграции и характеристику ее основных форм.
6) Основные проблемы современного мирового хозяйства.
7) Основные тенденции развития мировой экономики в современных условиях.
8) Основные цели создания и преимущества международных корпораций перед компаниями, ориентированными только на внутренний рынок.
9) Особенности глобализации на современном этапе развития экономики и антиглобализм.
10) Особенности современного этапа развития мировой экономики.
11) Первые результаты участия России в ВТО: положительные и отрицательные стороны.
12) Положительные и отрицательные последствия деятельности современных ТНК для развивающихся стран.
13) Понятие глобальных проблем человечества и их особенности.
14) Предпосылки интеграционных тенденций в мировой экономике.
15) Признаки, лежащие в основе классификации международных экономических организаций и примеры.
16) Сущность глобализации, а также позитивные и негативные аспекты глобализации.
17) Сущность и основные этапы развития мирового хозяйства.
18) Сущность и особенности современного этапа международной миграции капиталов.
19) Сущность процесса транснационализации и факторы, способствовавшие возникновению ТНК.
20) Торгуемые и неторгуемые товары и услуги.
21) Характеристику процессов глобализации в современной мировой экономике.
22) Этапы мировой валютной системы (МВС) и особенности каждой валютной системы в процессе их эволюции.
23) Особенности экономики России в условиях «войны санкций».
24) Основные этапы интеграции в рамках ЕАЭС.
25) Данные об экономическом развитии стран НИС (ВВП, ИРЧП, инфляция, занятость, ставка рефинансирования).

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Аргументировать, почему счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами являются зеркальным отражением друг друга.
2) Выделять основные виды миграции, а также сущность и главные причины международной миграции рабочей силы.
3) Выделять особенности современного МРТ по сравнению с традиционным разделением труда
4) Выделять факторы, которыми были вызваны изменения в многостороннем регулировании мировой финансовой системы.
5) Группировать национальные хозяйства по уровню экономического развития.
6) Доказать и показать на конкретных примерах, что деятельность ТНК имеет большое влияние на современные процессы в рамках мирового хозяйства; прокомментировать регулирование деятельность международных корпораций в мировом хозяйстве.
7) Классифицировать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством в настоящее время.
8) Кратко охарактеризовать нетарифные методы регулирования международной торговли.
9) Кратко охарактеризовать тарифные методы регулирования международной торговли.
10) Объяснить, в чем состоит экономическая политика протекционизма, неопротекционизма и политика свободной торговли.
11) Объяснить, почему существует неравномерность экономического развития стран и регионов.
12) Определить место, которое занимает Россия в процессе международной трудовой миграции.
13) Определить роль золота в развитии мировой валютной системы.
14) Определить роль резервных валют в мировой экономике.
15) Определять основные цели создания и преимущества международных корпораций перед компаниями, ориентированными только на внутренний рынок.
16) Отличать прямые и портфельные зарубежные инвестиции, реальные и финансовые.
17) Охарактеризовать трансфертное ценообразование и цели, которые преследуют международные корпорации, используя его в своей деятельности.
18) Охарактеризовать основные меры миграционной политики и государственного регулирования международной трудовой миграции в целом.
19) Представить основные социальные и экономические последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.
20) Привести отличия платежного, расчетного и торгового балансов.
21) Прокомментировать изменение роли МВФ в процессе формирования современной мировой экономики.
22) Различать девальвацию и ревальвацию, режим свободного плавания рубля, валютный коридор и валютную интервенцию.
23) Раскрыть взаимосвязь и взаимовлияние платежного баланса и валютного курса
24) Сравнивать понятия «мировое хозяйство» и «международные экономические отношения».
25) Охарактеризовать последствия «войны санкций» для России и мира: экономические и технологические.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения взаимосвязи ППС и валютного курса, а также причины их несовпадения.

2) Применения данных о критериях, по которым компании относят к международным корпорациям, а также примерами крупнейших российских ТНК.

3) Применения данных о паритете покупательной способности рубля к доллару США и другими способами определения паритета покупательной способности разных валют (индекс Биг-Мака).

4) Применения данных о сравнительных преимуществах российской экономики в начале XXI в.

5) Представления международных корпораций с примерами и приведением отличий транснациональных и многонациональных корпораций.

6) Использования информации о международных экономических организациях, в которых участвует Россия.

7) Идентификации показателей, с помощью которых можно определить степень участия страны в процессах международной миграции капиталов.

8) Раскрытия современных теорий мировой торговли.

9) Приведения различий международной миграции капиталов в предпринимательской и ссудной формах на примерах.

10) Применения основных критериев соответствия корпораций транснациональным корпорациям и критериями, которые выделяют исследователи ООН.

11) Применения основных направлений изменения валютного курса рубля на экономику страны (потребители, экспортеры, отрасли, работающие на импортном сырье, отрасли, конкурирующие на внутреннем рынке с импортными товарами).

12) Раскрытия основных методов, помимо валютной интервенции, с помощью которых государственные органы могут повлиять на обменный курс валют, а также понятия валютного коридора.

13) Выявления особенностей, которые можно выделить в деятельности ТНК на современном этапе.

14) Описания показателей, используемых для характеристики уровня развития экономики той или иной страны.

15) Применения данных об экономическом развитии стран «Большой семёрки» (ВВП, ИРЧП, инфляция, занятость, ставка рефинансирования).

16) Раскрытия понятий «конвертируемость валют», «конвертируемая валюта», «частично конвертируемая валюта», «неконвертируемая валюта», «система фиксированных и плавающих курсов».

17) Раскрытия понятия «утечка умов» и ее основных форм.

18) Раскрытия понятий «миграция населения», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал».

19) Определения особенностей привлечении прямых зарубежных инвестиций в страну.

20) Представления о современных мировых миграционных потоках и основных центрах притяжения иммигрантов на современном этапе развития экономики.

21) Раскрытия принципов составления платежного баланса.

22) Выявления характерных черт и отличий понятий «мировой рынок» и «мировое хозяйство».

23) Выявления характеристики элементов национальной и мировой валютных систем.

24) Выявления характеристики этапов эволюции международных корпораций.

25) Раскрытия понятия «инвестиционный климат», и какими параметрами он характеризуется? Дайте оценку инвестиционного климата в России на современном этапе.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 1 1, 2, 3, 4, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 1 2, 3, 4, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Худоренко, Е. А. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах : учебник для вузов / Е. А. Худоренко, Н. Е. Христолюбова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 266 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 450 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мировая экономика и геополитика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Мировая экономика и геополитика" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. В. Андреева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 21 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г. И
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г И
4 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); Пакет программ Acrobat Reader - свободно распространяемое (бессрочно) И
5 Антивирусная программа Антивирус Касперского (Kaspersky Endpoint Security для Windows) 26.09.2017 – 26.09.2019 Договор № 06/17/012-ЭА от 4 сентября 2017 г О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41504.