РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Анализ транспортного бизнеса"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Экономика и управление на предприятии транспорта

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Колычева Жанна Ярославовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Анализ транспортного бизнеса" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Анализ т б_Б_38.03.01_во_7_ЭиМ_п38147_41315.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Анализ транспортного бизнеса".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Анализ транспортного бизнеса" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Инвестиции", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Экономика и управление на предприятии транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Бизнес-планирование на транспортном предприятии";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин, необходимых для осуществления критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений и разработке предложений по их совершенствованию

Умеет: анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

Имеет навыки: оценки предлагаемых вариантов управленческих решений и разработке и обосновании предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Анализ транспортного бизнеса" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Инвестиции", "Экономика транспортного комплекса", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 84 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 48 48 48
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 84 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 27 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 12 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 12 12 8 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 180   93 87
Контрольная работа (К) 6     6
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 174   93 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 27 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Введение в теорию оценки транспортного бизнеса. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

2. Подготовка информации, необходимой для оценки.Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

2.1. Анализ, восприятие информации, постановка цели и выбор путей ее достижения.

2.2. Основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

3. Доходный подход к оценке транспортного бизнеса. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

4. Сравнительный подход к оценке транспортного бизнеса. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

5. Затратный подход в оценке транспортного бизнеса. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

6. Отчет об оценке транспортного бизнеса. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)

7. Реструктуризация предприятия на основе оценки рыночной стоимости. Оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложений по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. (Компетенция/и ПК-11)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   16
2 4 8   16
3 6 8   16
4 6 8   16
5 6 8   16
6 2 4   8
7 4 4   8
Итого 32 48   96
В т.ч. по интерактивным формам 32 48    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Временная оценка денежных потоков. 8
2 Определение операционного левереджа. Определение уровня финансового рычага. Определение скоректированой велечены основных средств. 8
3 Определение текущей стоимости предприятия. Реальная ставка дисконта. Определение рыночной стоимости ценных бумаг. 8
4 Метод компании-аналога. Метод сделок. Метод отраслевых коэффициентов. 8
5 Метод стоимости чистых актовов. Метод ликвидационной стоимости. 8
6 Требования, предъявляемые к отчету об оценке транспортного бизнеса. Задачи, структура и содержание отчета. 4
7 Внутренние и внешние факторы развития транспортного бизнеса. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные понятия оценки транспортного бизнеса. Цели и принципы оценки транспортного бизнеса. Виды стоимости, определяемые при оценки. Подходы и методы, используемые при оценке транспортного бизнеса. 16
2 Система информации. Внутренняя информация. Подготовка документации в процессе оценки. 16
3 Метод капитализации прибыли. Метод дисконтированных денежных потоков. 16
4 Обоснование сравнительного подхода. Критерии отбора. Важнейшие ценовые мультипликаторы. 16
5 Метод чистых активов. Оценка производственной недвижимости. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. Оценка стоимости нематериальных активов. Оценка рыночной стоимости финансовых вложений. Оценка ликвидационной стоимости. 16
6 Требования, предъявляемые к отчету об оценке транспортного бизнеса. Задачи, структура и содержание отчета. 8
7 Внутренние факторы развития транспортного бизнеса. Внешние факторы развития транспортного бизнеса. Оценка предполагаемого проекта реорганизации предприятия. 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 174 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Анализ транспортного бизнеса: учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе / Ж.Я. Колычева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. ЭБС РГУПС
2 Анализ транспортного бизнеса: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников экономических специальностей / Ж.Я. Колычева – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-11 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- 1. Требования, предъявляемые к оценщикам и оценочным фирмам. 2. Информационное обеспечение оценки имущества. 3. Факторы, влияющие на рыночную стоимость недвижимости и оборудо-вания. 4. Факторы, влияющие на рыночную стоимость предприятия (бизнеса). 5. Механизм определения ликвидационной стоимости имущества. 6. Безрисковая ставка дохода: терминология и порядок расчета. 7. Основные методы прогнозирования доходов и расходов организации. 8. Нормализация бухгалтерской отчетности. 9. Взаимосвязь оценки с налогообложением имущества. 10. Взаимосвязь оценки с бухгалтерским учетом имущества. 11. Оценка ликвидационной стоимости имущества. 12. Оценка земельного участка. 13. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия (бизнеса). 14. Оценка кредитоспособности предприятия. 15. Прогнозирование доходов и расходов предприятия. 16. Подходы и требования к определению безрисковой ставки дохода от объекта оценки. 17. Оценка рисков вложения в предприятие: методы (модели) расчета. 18. Применение сравнительного подхода для оценки недвижимости. 19. Применение затратного подхода при оценке объектов недвижимости. 20. Применение доходного подхода в оценке нематериальных активов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Сущность, необходимость и организация анализа транспортного бизнеса
2)Цели и принципы анализа транспортного бизнеса
3)Виды стоимости, факторы, влияющие на стоимость: Рыночная стоимость.
4)Виды стоимости отличные от рыночной.
5)Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия.
6)Методические основы анализа транспортного бизнеса
7)Этапы процесса анализа транспортного бизнеса
8)Информационное обеспечение анализа транспортного бизнеса
9)Учет рисков при анализе транспортного бизнеса
10)Ценовые мультипликаторы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Примененять математические методы в сравнительном подходе.
2)Исполбзовать доходный подход в оценке стоимости предприятия.
3)Учитывать стоимость денег во времени при использовании доходного подхода.
4)Использовать метод капитализации дохода.
5)Использовать метод дисконтированных денежных потоков. Определение ставок дисконтирования.
6)Прогнозировать доход в оценке стоимости предприятия.
7)Использовать затратный подход в оценке стоимости предприятия.
8)Использовать метод стоимости чистых активов.
9)Использовать метод ликвидационной стоимости.
10)Оценивать финансовые активы.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Обоснования оценки стоимости земельного участка.

2)Обоснования оценки стоимости зданий и сооружений.

3)Обоснования оценки стоимости машин и оборудования.

4)Обоснования оценки стоимости нематериальных активов.

5)Обоснования оценки финансовых активов (облигаций, акций).

6)Обоснования оценки оборотных активов.

7)Обоснования оценки стоимости предприятия как действующего субъекта бизнеса.

8)Обоснования оценки ликвидационной стоимости предприятия.

9)Обоснования оценки стоимости предприятия в целях инвестирования.

10)Обоснования оценки стоимости предприятия в целях реструктуризации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 7 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + приложение в ЭБС : учебник для академического бакалавриата / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 373 с. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал: Экономика железных дорог ЭБС РГУПС
2 Спиридонова, Е. А. Оценка стоимости бизнеса : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колычева Ж.Я. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Анализ транспортного бизнеса". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Колычева Ж.Я. Курс лекций по дисциплине «Анализа транспортного бизнеса» для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (Электронный ресурс) ЭБС РГУПС
3 Анализ транспортного бизнеса: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов-заочников экономических специальностей / Ж.Я. Колычева – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription/подписка Microsoft) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41315.