РОСЖЕЛДОР |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВО РГУПС) |
||
|
||
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана с использованием простой электронной подписи" |
||
Кафедра "Путь и путевое хозяйство" |
||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
||
1С.Б "Профессиональные информационные системы" |
||
по Учебному плану |
||
в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности |
||
23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
||
Специализация |
||
№ 2 Управление техническим состоянием железнодорожного пути |
||
Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения " |
||
Ростов-на-Дону 2019 г. |
|
Автор-составитель к.т.н. Шаповалов Владимир Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Профессиональные информационные системы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Путь и путевое хозяйство".
Баданин Андрей Дмитриевич, начальник, ДРП - СП ЦДРП филиала ОАО "РЖД".
Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Профессиональные и с_С_23.05.06_во_10_ППХ_п34517_41262.doc
Наименование, цель и задача дисциплины
Дисциплина "Профессиональные информационные системы".
Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.
Целью дисциплины "Профессиональные информационные системы" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.
Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:
подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;
подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";
подготовка обучающегося к прохождению практики;
подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;
развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы
Планируемый результат освоения дисциплины | Планируемый результат освоения Образовательной программы |
Знает: основы теории информации Умеет: использовать современное программное обеспечение для ведения баз данных по объектам ИССО Имеет навыки: основными методами работы на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) с прикладными программными средствами |
ОПК-4 - способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны и коммерческих интересов |
Знает: основы теории информации Умеет: использовать современное программное обеспечение для ведения баз данных по объектам ИССО; использовать современные средства вычислительной техники и программного обеспечения для расчета строительных конструкций и сооружений Имеет навыки: Основными методами работы на компьютерах с прикладными программными средствами |
ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных |
Место дисциплины 1С.Б "Профессиональные информационные системы" в структуре Образовательной программы
Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика (практикум)", "Математика", "Программное обеспечение расчетов конструкций железнодорожного пути".
Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.
Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСэ, ЗУС, СУВ, СУС, Сэ.
Дисциплина реализуется в 10 семестре.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Вид обучения: 5 лет очное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в семестре |
10 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 20 | 20 | 20 |
Лекции (Лек) | |||
Лабораторные работы (Лаб) | 18 | 18 | 18 |
Практические, семинары (Пр) | 2 | 2 | 2 |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
2 | 2 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 77 | 77 | |
Контрольная работа (К) | |||
Реферат (Р) | |||
Расчетно-графическая работа (РГР) | |||
Курсовая работа (КР) | |||
Курсовой проект (КП) | |||
Самоподготовка | 77 | 77 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 9 | 9 | |
Экзамен (Экз) | |||
Зачет (За) | 9 | 9 | |
Общая трудоемкость, часы | 108 | 22 | 108 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 | 3 |
Вид обучения: 5 лет заочное
Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 27 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | КРОП, часов | Число часов в заезде | |
14 | 15 | |||
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | 24 | 24 | 4 | 20 |
Лекции (Лек) | ||||
Лабораторные работы (Лаб) | 20 | 20 | 20 | |
Практические, семинары (Пр) | 4 | 4 | 4 | |
Индивидуальные занятия (ИЗ), контроль самостоятельной работы (КСР) |
3 | 3 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. | 77 | 31 | 46 | |
Контрольная работа (К) | 12 | 12 | ||
Реферат (Р) | ||||
Расчетно-графическая работа (РГР) | ||||
Курсовая работа (КР) | ||||
Курсовой проект (КП) | ||||
Самоподготовка | 65 | 31 | 34 | |
Контроль, всего и в т.ч. | 4 | 4 | ||
Экзамен (Экз) | ||||
Зачет (За) | 4 | 4 | ||
Общая трудоемкость, часы | 108 | 27 | 36 | 72 |
Зачетные единицы (ЗЕТ) | 3 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины
Семестр № 10
1. Информационно-управляющие системы железнодорожного транспорта (ИУСЖТ). (Компетенция/и ОПК-4)
2. Анализ работы ИУСЖТ. (Компетенция/и ОПК-5)
3. Применение баз данных в АСУЖТ. (Компетенция/и ОПК-5)
4. Системы АСУ ПУТЬ и АСУ ИССО. (Компетенция/и ОПК-4)
Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Трудоемкость в часах по видам занятий | |||
Лекции | Практические занятия, семинары | Лабораторные работы | Самоподготовка | |
1 | 2 | 2 | 16 | |
2 | 8 | 30 | ||
3 | 2 | 6 | ||
4 | 6 | 25 | ||
Итого | 2 | 18 | 77 | |
В т.ч. по интерактивным формам | 10 |
Лабораторный практикум
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 10 | ||
1 | Анализ работы системы «Единых дорожных диспетчерских центров управления перевозками ЕДЦУ», «Автоматизированных систем оперативного управления перевозками АСОУП, «Автоматизированных системам управления станциями, опорными пунктами, линейными районами» | 2 |
2 | Анализ работы системы АСУ-П (управление путевым хозяйством, предупреждения, планирование и учет ремонта пути, ведения электронного паспорта каждой единицы инфраструктуры) | 8 |
3 | Анализ работы баз данных в АСУЖТ | 2 |
4 | Формирование выходных форм систем АСУП и АСУ ИССО | 6 |
Практические занятия (семинары)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование (тематика) практических работ, семинаров | Трудоемкость аудиторной работы, часы |
Семестр № 10 | ||
1 | Элементы цифровой экономики в информационно-управляющих системах на железнодорожном транспорте | 2 |
Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)
Вид обучения: 5 лет очное
Номер раздела данной дисциплины | Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения | Трудоемкость внеаудиторной работы, часы |
Семестр № 10 | ||
1 | Структура ОАО “Российские железные дороги”. Сетевой, дорожный и отделенческий уровни | 4 |
Общие и специфические функции управления на железнодорожном транспорте. Оперативное управление перевозочным процессом. | 4 | |
Системы «Единых дорожных диспетчерских центров управления перевозками ЕДЦУ», «Автоматизированных систем оперативного управления перевозками АСОУП, «Автоматизированных системам управления станциями, опорными пунктами, линейными районами» | 4 | |
Концепция информатизации железнодорожного транспорта РОССИИ | 2 | |
Программно-аппаратная платформа автоматизированных систем управления железнодорожного транспорта. Уровни построения АСУ для автоматизированного управления | 2 | |
2 | Автоматизированная система управления путевым хозяйством (АСУ-П). Концепция | 4 |
Основные подсистемы оперативного управления. Информационное обеспечение оперативного управления. | 6 | |
Трехуровневая иерархическая модель АСУ | 2 | |
Составные части «Автоматизированной системы управления путевым хозяйством (АСУ-П)» | 14 | |
Информатизация – важнейшее средство повышения эффективности работы отрасли железнодорожного транспорта | 4 | |
3 | Переход от информационных систем к управляющим. | 6 |
4 | Подсистемы обеспечивающие управления инфраструктурой железнодорожного транспорта | 25 |
Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 65 час.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Майба И.А. Компьютерные технологии проектирования транспортных машин и сооружений [Электронный ресурс]: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 120 с. | УМЦ ЖДТ |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы
Компетенция | Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр) |
10 | |
ОПК-4 | + |
ОПК-5 | + |
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Компе- тенция |
Этап формирования ОП (семестр) |
Показатель оценивания | Критерий оценивания |
ОПК-4 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | ||
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | ||
ОПК-5 | 10 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Описание шкал оценивания компетенций
Значение оценки | Уровень освоения компетенции | Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) | Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования) |
Балльная оценка - "удовлетворительно". | Пороговый | Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 59% |
Балльная оценка - "хорошо". | Базовый | Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. | От 60% до 84% |
Балльная оценка - "отлично". | Высокий | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. | От 85% до 100% |
Дуальная оценка - "зачтено". | Пороговый, Базовый, Высокий | Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. | От 40% до 100% |
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". | Не достигнут | Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. | От 0% до 39% |
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Типовые контрольные задания
Курсовые проекты (работы)
Не предусмотрено.
Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты
оптимизация производственного процесса.
Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.
Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):
Зачет. Семестр № 10
Вопросы для оценки результата освоения "Знать":
1) Понятия информации и данных
2) Классификация информационных систем
3) Характеристика информационных процессов
4) Роль информационных технологии в информационных системах
5) Абонентское оборудование СПД. Сети и удаленный доступ
6) Оборудование СПД дорожного уровня. Протоколы СПД
7) Аппаратура сопряжения ИВЦ с СПД
8) Перспективные информационные системы для АСУЖТ
9. Средства реализации информационных технологий
10. Роль сетей в информационных процессах
11. Показатели качества информационных процессов
12. Аппаратура передачи данных в информационных системах на уровне железных дорог
13. Применяемые каналы связи в информационных системах транспорта
14. Функции выполняемые с помощью информационных технологий
15. Роль ИВЦ в информационных системах
16. Применяемые модели в анализе информационных процессов
17. Работа системы поддержки принятий решений и область применения
18. Роль БД и СУБД в информационных системах
19. Информационные системы линейных подразделений транспорта
20. Роль модемов в информационных системах
Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":
1) Применение сетей передачи данных на ж.д. транспорте
2) Применение систем телеобработки данных в информационных системах
3) Расчет показателей работы информационных систем
4) Применение СМО в анализе работы информационных систем
Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":
1) Методы анализа информационных процессов.
2) Применение систем с удаленным доступом в информационных системах ж.д.транспорта.
3) Примеры применения систем телеобработки данных в АСУ ЖТ.
4) Обработка данных в информационных системах.
5) Применение информационно-справочных систем.
Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
№ п/п | Библиографическое описание |
1 | Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС. |
Для каждого результата обучения по дисциплине определены
Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Резуль- тат обуче- ния |
Компе- тенция |
Этап формиро-вания в процессе освоения ОП (семестр) |
Этапы формирования компетенции при изучении дисциплины (раздел дисциплины) |
Показатель сформиро- ванности компетенции |
Критерий оценивания |
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-4 | 10 | 1, 4 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
1 | Выполненное практическое задание | - правильность выполнения заданий. | |||
1, 4 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. | |||
Знает, Умеет, Имеет навыки | ОПК-5 | 10 | 2, 3 | Дуальная оценка на зачете | - полнота усвоения материала, - качество изложения материала, - правильность выполнения заданий, - аргументированность решений. |
2, 3 | Выполненная лабораторная работа | - правильность выполнения заданий. |
Шкалы и процедуры оценивания
Значение оценки | Уровень освоения компетенции |
Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образовании) |
Процедура оценивания |
Балльная оценка - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". Дуальная оценка - "зачтено". |
Пороговый, Базовый, Высокий | В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" | Зачет (письменно-устный). Выполнение практического задания в аудитории. Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета). |
Балльная оценка - "неудовлетворительно". Дуальная оценка - "не зачтено". |
Не достигнут |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Окост, М. В. Профессиональные информационные системы в путевом хозяйстве [Текст] : учеб. пособие / М. В. Окост, В. Л. Шаповалов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 64 с. | ЭБС РГУПС |
Дополнительная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Москат, Н.А. Информационные системы железнодорожного транспорта: учеб. пособие/ Н.А. Москат; РГУПС. - Ростов н/Д: [б.и.], 2009. - 55 с. - ЭБС РГУПС | ЭБС РГУПС |
2 | Научно-популярный, производственно-технический журнал "Путь и путевое хозяйство" | ЭБ public.ru |
Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС |
2 | http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks" |
3 | https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт" |
4 | http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ" |
5 | http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС |
6 | https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru" |
Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы
№ п/п | Адрес в Интернете, наименование |
1 | http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей) |
2 | http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
№ п/п | Библиографическое описание | Ресурс |
1 | Шаповалов В.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Профессиональные информационные системы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. | ЭИОС РГУПС |
2 | Капралова М.А., Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 311 с | УМЦ ЖДТ |
Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем
№ п/п | Наименование | Произ- во |
1 | Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. | И |
О - программное обеспечение отечественного производства
И - импортное программное обеспечение
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Помещения(аудитории):
учебные аудитории для проведения учебных занятий;
помещения для самостоятельной работы.
Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:
Учебная мебель;
Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).
Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.
"____" _________________20___г.
Код РПД: 41262.