РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Человек и его потребности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Козлова Елена Валерьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Человек и его потребности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Человек и е п_Б_43.03.02_во_3_СТ_п37873_40997.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Человек и его потребности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Человек и его потребности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Техника и технология социально-культурной сферы и туризма", "Философия";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы мониторинга рынка туристских услуг

Умеет: использовать методы мониторинга рынка туристских услуг

Имеет навыки: использования методов мониторинга рынка туристских услуг

ПК-7 - способностью использовать методы мониторинга рынка туристских услуг

Место дисциплины 1Б.Б "Человек и его потребности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Психология", "Сервисная деятельность".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93     93
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81     81
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 2 106
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 80   30 50
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Развитие представлений о человеке и его потребностях. (Компетенция/и ПК-7)

1.1. Человек - предмет изучения многих наук. Эволюция концепций о человеке: 1) Основные подходы изучения человека: человек в естественной систематике животных; 2) Человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему; 3) Человек в смысле "человеческий род".Человек как индивид, личность и индивидуальность.

1.2. Целостность человека как телесно-душевно-духовного существа: 1) Учения Востока о сущности человека; 2) Многообразие походов к рассмотрению соотношения души и тела в европейской культурной традиции Холистические концепции. Принцип дихотомии тела и духа. Идеи возвышения телесности в человеке. Идеи абсолютизации, превознесения плоти.. Принцип доминирования телесного, физиологического начала; 3) Современная наука о природе человека.

1.3. Проблема соотношение природного и социального в человеке в свете современных научных представлений: 1) Соотношение природного и социокультурного в учениях конфуцианцев и даосов; 2) Идеал «естественного человека» в европейской философской традиции; 3) Представления и биосоциальной природе человека в отечественной философии и науке; 4) Современные представления и биологической и социокультурной детерминации поведения человека.

2. Теоретические основы проблемы потребностей и ее значение в человекознании. (Компетенция/и ПК-7)

2.1. Теоретические основы: сущность, понятие, теории потребностей.

2.2. Основные индивидуальные и общественные потребности.

2.3. Психофизиологические возможности человека - основа его запросов и потребностей.

3. Сервис и его роль в удовлетворении потребностей. (Компетенция/и ПК-7)

3.1. Сервис как система услуг. Структура сервисной деятельности: 1) Уровни общностей людей, охватываемых сервисной деятельностью; 2) Направления деятельности по оказанию услуг по общероссийскому классификатору услуг населению.

3.2. Методология сервисной деятельности: 1) Общие методы. Общие методы: объективность, развитие, предвидения, прогнозирования. 2) Специфические методы: эксплутационно-технологической, производственно– управленческой, экспертно-аудиторской деятельности.

3.3. Туризм, как форма удовлетворения потребностей человека: 1) Мотивы побудительные причины путешествий людей; 2)Туристские блага в удовлетворении потребностей.

4. Основные теории обслуживания. (Компетенция/и ПК-7)

4.1. Обслуживание как процесс удовлетворение потребностей: основные характеристики, классификация обслуживания.

4.2. Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Идеальный сервисный продукт.

4.3. Культура обслуживания.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   12
2 4 8   12
3 4 8   12
4 4 8   13
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Человек как духовно-душевно-телесное существо. Теории личных и социальных потребностей. 8
2 Понятие «мотив» и «мотивация». Место потребностей в системе человеческой мотивации. Классификация потребностей. Потребности и интересы. Потребности и ценности. Иерархия потребностей А. Маслоу. Потребности человека в индустриальном обществе Человек и его потребности в постиндустриальном обществе. 8
3 Туризм, как форма удовлетворения потребностей человека. Мотивы побудительные причины путешествий людей. Туристские блага в удовлетворении потребностей. 8
4 Обслуживание как процесс удовлетворение потребностей: основные характеристики, классификация обслуживания.Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Идеальный сервисный продукт. Культура обслуживания. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 1) Биосоциальная природа человека; 2) Целостность человека как душевно-телесного существа; 3) Трансгуманизм о будущем человека; 4) Современная наука о пределах вмешательства в природу человека. 12
2 1) Теория ценности; 2) Человек и его потребности в традиционном обществе; 3) Человек и его потребности в индустриальном обществе; 4) Человек в обществе массового потребления; 5) Теория постматериальных потребностей. 12
3 1)Теории услуг; 2)Структура сервисной деятельности; 3)Методология сервисной деятельности. 12
4 Обеспечение оптимальной структуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. Идеальный сервисный продукт. Культура обслуживания. 13

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 80 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 С.М. Петкова Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Человек и его потребности", ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д 2016- 20с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Целостная природа человека;

2. Понятие потребностей человека;

3. Общественное развитие и потребности;

4. Античные представители о человеке и его потребностях;

5. Представления о человеке и его потребностях в средние века;

6. Мыслители Нового времени о потребностях человека;

7. Философы – просветители XVIII века о потребностях человека;

8. Философия XIX века о человеке и его потребностях;

9. Основные подходы к проблеме человека и его потребностей у мыслителей XX века;

10. Соотношение социального и биологического в обществе. Человек как социальное существо;

11. Характеристики основных видов потребностей в философии;

12. Потребности и способности;

13. Производство и потребление. Основные типы потребления;

14. Национальные особенности потребления в России;

15. Классификация потребностей;

16. Физиологические потребности;

17. Потребность в безопасности;

18. Потребность в любви и принадлежности к социальной группе;

19. Потребность в уважении и самоуважении;

20. Потребность в самовыражении, самоактуализации;

21. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей;

22. Туризм как форма удовлетворения потребностей;

23. Потребности личности и общества. Их взаимосвязь;

24. Материальное и духовное в человеческих потребностях;

25. Нравственные и эстетические потребности, их взаимосвязь;

26. Духовные потребности, их природа, сущность, пути формирования и развития;

27. Взаимосвязь социального и биологического в потребностях человека;

28. Проблема разумности человеческих потребностей;

29. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса;

30. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Теории возвышения телесности и абсолютизации телесности человека.
2)Теория невротических потребностей К. Хорни.
3)Теория экзистенциальных потребностей Э. Фромма.
4)Теория потребностей Дж. Роттера.
5)Теория символического потребления Ж. Бодрийяра.
6)Теория праздного класса Т. Веблена.
7)Теория личности П. Сорокина.
8)Теория «социального действия» Талкота Парсонса.
9) Теория потребностей Ж. Нюттена
10) Изменение потребностей человека в постиндустриальном обществе

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выявлять место потребностей в системе мотивации.
2)Анализировать развитие потребностей в онтогенезе.
3)Проанализировать исторический тип человека рыночно-технологической эпохи.
4)Анализировать потребности в обществе массового потребления.
5)Выявлять причины и сущность сервизации современной экономики
6)Анализировать теорию потребления Беккера
7) Выявлять динамику сферы услуг в перестроичной России
8) Выявлять направленность изменений в сфере сервиса в современном западном обществе
9) Анализировать особенности общественных и платных услуг
10) Выявлять специфику информационных услуг

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Общими и специальными методами сервисной деятельности.

2)Современными представлениями о биологической и социокультурной детерминации поведения человека.

3)Метологией анализа мотивации человеческой деятельности.

4)Философско-антропологическими подходами исследования сущности человека.

5)Основными подходами к изучению человека.

6)Основами христианской антропологии.

7)Современными научными взглядами на природу человека.

8) Навыками сравнительного анализа сервиса в период индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

9) Теоретическими основами современной сервисной деятельности.

10) Экономико-социальными теориями потребностей.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мальшина, Н. А. Человек и его потребности [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / Н. А. Мальшина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 160 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Завьялов, А. А. Сервисология, человек и его потребности[Текст] : учеб. пособие / А. А. Завьялов, Е. В. Козлова, С. М. Петкова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 103 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Козлова Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Человек и его потребности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 С.М. Петкова Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Человек и его потребности", ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д 2016- 20с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40997.