РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "География"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н., доц. Андреева Екатерина Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "География" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_География_Б_43.03.02_во_12_СТ_п37198_40770.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "География".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "География" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Страноведение", "Технология выездного туризма", "Туристско-рекреационное проектирование";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные понятия и категории географии, географические законы и закономерности, принципы размещения туристских ресурсов, основы туристской регионалистики, социально-экономическую специфику основных регионов и ведущих государств мира.

Умеет: Свободно ориентироваться по картам физическим, социально-экономическим, политическим, давать характеристику отдельным элементам природной среды, устанавливать систему взаимосвязей между природной средой и хозяйственной деятельностью субъекта туристской индустрии.

Имеет навыки: Основами географии и туристской регионалистики, навыками географического анализа природных, социальных и экономических ресурсов, методами оценки туристских ресурсов.

ОК-4 - способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Место дисциплины 1Б.Б "География" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Концепции современного естествознания".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 48 48 32 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 142   85 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 142   85 57
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 288 101 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 25 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 8 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 10 10   6 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 2 2 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 250   100 60 90
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 226   100 48 78
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 25 106 74 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 4 8 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 10 10   6 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 253   102 60 91
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 229   102 48 79
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 288 22 108 74 106
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Система географических наук и ее структура. Место социально-экономической географии в системе географических наук. (Компетенция/и ОК-4)

1.1. Теоретические и методологические основы социально-экономической географии: 1) Система географических наук: общая структура. Объект и предмет исследования. 2) Географические законы и закономерности. Учения, теории, концепции в географии. Общегеографические методы исследования.

1.2. Подсистема социально-экономической географии: основные направления (отраслевые и региональные) и разделы, предмет и объект изучения: Понятие о географической (окружающей) среде. Понятие о природопользовании. Загрязнение окружающей среды» География мировых природных ресурсов: минеральные и земельные ресурсы; водные и биологические природные ресурсы суши.География мировых природных ресурсов: ресурсы Мирового океана, климатические и космические, рекреационные ресурсы.

1.3. Процессы дифференциации и интеграции в социально-экономической географии.

2. Современное мировое хозяйство. (Компетенция/и ОК-4)

2.1. Теоретические подходы к теме:: 1) понятие «Мировое хозяйство»; 2) характеристика мирового хозяйства как триединой категории – исторической, эко-номической (политэкономической), географической; 3) масштабы, динамика и циклы развития мирового хозяйства; 4) основные научные школы в области географии мирового хозяйства.

2.2. Международное географическое разделение труда (МГРТ). Международная экономическая интеграция (МЭИ):: 1) составные части определения МГРТ (отрасли международной специализации, международный обмен товарами и услугами), общая предпосылка развития МГРТ; 2) группы факторов международной дифференциации трудовой деятельности (природно-географические различия, научно-технический прогресс, социально-экономические усло-вия); 3) высшая стадия МГРТ - международная экономическая интеграция, как процесс хозяйственного, и хозяйственно-политического объединения стран; 4) этапы хозяйственно-политического объединения стран (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, единый рынок, экономический и валютный союз, полити-ческий союз); 5) две основные формы международной экономической интеграции: региональная и отраслевая интеграция.

3. Современная политическая карта мира. (Компетенция/и ОК-4)

3.1. Политическая карта мира во второй половине ХХ – начале ХХI века: 1) два всемирно-исторических процесса, оказавших наибольшее влияние на политиче-скую карту мира второй половины ХХ и начале ХХI века (крушение колониальной системы империализма, образование мировой социалистической системы государств); 2) количественные и качественные изменения, произошедшие на политической карте мира во второй половине ХХ – начале ХХI в.; 3) последствий для политической карты мира длительного периода «холодной войны»; 4) формирование на международной арене нового баланса сил в начале ХХI в.

3.2. Классификация и типология стран мира:: 1) принципы классификации и типологии стран современного мира; 2) причины, объединяющие развивающиеся страны в один тип и его подтипы; 3) страны мира с переходной экономикой; 4) самопровозглашенные (непризнанные) государства и несамоуправляющиеся терри-тории на современной политической карте мира.

3.3. Формы государственного устройства стран мира:: 1) политические режимы, существующие в современном мире и их характерные черты; 2) республиканская форма правления на современной политической карте мира; 3) монархическая форма правления на современной политической карте мира; 4) унитарная и федеративная формы административно-территориального устройства стран на современной политической карте мира.

4. Факторы и закономерности размещения производительных сил и тур. ресурсов. (Компетенция/и ОК-4)

Семестр № 2

5. Районирование России. Экономико-географические условия развития хозяйства, в т.ч. туризме, в федеральных округах. (Компетенция/и ОК-4)

5.1. Центральный федеральный округ, Северо-западный, Приволжский ФО: Понятие экономический район, федеральный округ. Структура, основные отрасли рыночной специализацииСостав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

5.2. ЮФО и СКФО: Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

5.3. Уральский, Сибирский, Дальневосточный ФО: Состав, особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6. Экономические, политические и социальные характеристики отдельных регионов и стран мира и их влияние на развитие туризма. (Компетенция/и ОК-4)

6.1. Страны Европы. Экономическая и политическая характеристика региона: Политическая карта Европы, субрегионы Европы, природно-ресурсный потенциал, общая характеристика хозяйства, отраслевая структура и размещение промышленности, с/х, сферы услуг, туризма.

6.2. Страны «большой четверки» - Германия, Франция, Великобритания, Италия: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.3. Малые страны Западной Европы: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.4. Европейские страны СНГ: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.5. Азиатские страны СНГ: Центральная Азия, Закавказье, Азиатско-Тихоокеанский регион: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.6. Австралия и Океания: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.7. США И Канада: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.8. Страны Латинской Америки: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития.

6.9. Страны Африки: Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности, туризм и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развитияДемографическая ситуация и особенности африканской цивилизации.

7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (Компетенция/и ОК-4)

7.1. Глобальные проблемы человечества.

8. Научно-техничкая революция и мирове хозяйство. (Компетенция/и ОК-4)

8.1. Характеристика научно-технической революции.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   21
2 4 8   21
3 4 8   21
4 4 8   22
5 8 4   15
6 8 4   14
7 8 4   14
8 8 4   14
Итого 48 48   142
В т.ч. по интерактивным формам   12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Центральный федеральный округ, Северо-западный, Приволжский Федеральный округ. 8
2 «Международное географическое разделение труда». 2
«Формы государственного устройства стран мира: характеристика политических режимов». 2
«Формы государственного устройства стран мира: характеристика административно-территориального устройства». 2
«Региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира». 2
3 «Формы государственного устройства стран мира: характеристика форм правления». 8
4 Страны Африки. Роль международных организаций в регулировании современного мирового хозяйства. 8
Семестр № 2
5 Районирование России. Экономико-географические условия развития хозяйства в федеральных округах ЮФО и СКФО. 2
Центральный федеральный округ, Северо-западный, Приволжский Федеральный округ. 2
6 Страны Азии Азиатские страны СНГ: Центральная Азия, Закавказье, Азиатско-Тихоокеанский регион Австралия и Океания. 2
Страны Азии. 2
7 «Региональные и отраслевые интеграционные группировки мира». 4
8 Экономические, политические и социальные характеристики отдельных регионов и стран мира и их влияние на развитие туризма Страны Европы. Экономическая и политическая характеристика региона Страны «большой четверки» - Германия, Франция, Великобритания, Италия Малые страны Западной Европы Европейские страны СНГ. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1)Cтановление и развитие социально-экономической географии 10
2)Политическая география - пограничная, переходная наука на стыке географии и политологии 3
3)Электоральная география - как одна из ветвей политической географии 4
4)Географический детерминизм и географический индетерминизм 4
2 1)Различие демографической обстановки экономически развитых и развивающихся стран 2
2)Региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира 2
3)Типология национального состава стран мира. Этнические процессы 6
4)Географические аспекты "городского взрыва" на уровне крупных регионов мира 5
5)Крупногородская урбанизация. регулирование роста крупногородского населения мира 6
3 Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития стран Восточной Европы 21
4 Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития стран Скандинавского полуострова 22
Семестр № 2
5 Разновидности категории географического положения 15
6 5)Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития стран Центральной Америки. 10
6) Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития стран южной Африки. 2
7) Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития островных государств Карибского бассейна. 2
7 Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития стран южной Европы 14
8 Особенности экономико-географического положения, уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отраслевые комплексы и главные отрасли промышленности и с/х, транспорт и отрасли непроизводственной сферы, внешнеэкономические связи и внутренние территориальные различия, экологическая ситуация, тенденции отраслевого и территориального развития Испании. 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 229 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 226 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Фонд оценочных средств по дисциплине "География": учебно-методическое пособие. И.К. Логвинова 2016г. ФГБОУ ВО РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОК-4 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Экономико-географические факторы сотрудничества России и «Большой четверки» западноевропейских стран (на примере одной из);

2. Экономико-географические факторы сотрудничества России и малых стран Европы (на примере одной из);

3. Экономико-географические факторы сотрудничества России и стран Скандинавского полуострова (на примере одной из);

4. Экономико-географические факторы сотрудничества России и стран Южной Европы(на примере одной из);

5. Экономико-географические факторы сотрудничества России и субрегиона Азии (на примере одного из субрегионов);

6. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Японии;

7. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Китая;

8. Экономико-географические факторы сотрудничества России и нефтеэкспортирующих стран Азии(на примере одной из);

9. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Новой Зеландии;

10. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Австралии;

11. Экономико-географические факторы сотрудничества России и США;

12. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Канады;

13. Экономико-географические факторы сотрудничества России и стран Латинской Америки (на примере одной из);

14. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Бразилии;

15. Экономико-географические факторы сотрудничества России и Аргентины;

16. Экономико-географические факторы сотрудничества России и стран Африки к югу от Сахары (на примере одной из);

17. Экономико-географические факторы сотрудничества России и ЮАР;

18. Экономико-географические факторы сотрудничества России и стран Северной Африки (на примере одной из).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теоретические и методические основы социально-экономической географии.
2) Основные понятия и категории географии.
3) Географические законы и закономерности.
4) Учения, теории, концепции в социально-экономической географии.
5) Процессы дифференциации и интеграции в географии.
6) Общегеографические методы исследования.
7) Географические аспекты взаимодействия природы и общества.
8) Основы МГРТ и международной экономической интеграции.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Давать характеристику отдельным элементам природной среды.
2) Различать региональные и отраслевые интеграционные группировки мира.
3) Выделять факторы развития международного географического разделения труда.
4) Анализировать динамику численности населения мира.
5) Создавать половозрастную пирамиду.
6) Анализировать мировые природные ресурсы.
7) Анализировать региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Основами географии.
3) Основами становления и развития социально-экономической географии.
4) Подходами, обеспечивающими возможность сохранения природного разнообразия.
5) Навыками анализа воспроизводства населения: рождаемость, смертность и естественный прирост.
6) Основами теории расселения населения.
7) Навыками анализа причин демографического взрыва в развивающихся странах.
8) Основами демографической политики, проводимой в странах первого и второго типа воспроизводства населения.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Изменения на политической карте мира в конце XX - начале XXI вв. и их влияние на развитие мирового хозяйства и туризма.
2) Особенности географического положения островных и полуостровных, внутриконтинентальных стран.
3) Международные организации и их роль в развитии экономики и сотрудничества разных стран.
4) Влияние форм государственного устройства на экономическую жизнь стран мира и туризм.
5) Развитие туризма и экономики государства в целом в условиях демократического и антидемократического режимов
6) Динамика населения мира в 1950-2006 гг.
7) Оценка демографической ситуации и типов воспроизводства населения по странам и регионам мира.
8) Современные формы и методы демографической политики развитых стран.
9) Современные формы и методы демографической политики развивающихся стран.
10) Влияние религии на развитие туризма и экономики страны в целом.
11) Международная миграция рабочей силы как фактор развития национальной экономики и туризма.
12) Сущность и предмет экономической географии как науки.
13) География отраслей, определяющих индустрию туризма и связанных с ней
14)Современные тенденции развития мирового процесса урбанизации.
15) Туристские ресурсы: классификация и специфика размещения
16) География туризма различной видовой и программной специализации.
17) Особенности экономического развития крупнейших городских агломераций мира.
18) Мегаполисы и мегалополисы как высшее звено мирового процесса урбанизации.
19) Субурбанизация и ее воздействие на современную географию мирового хозяйства и туризм.
20) Минеральные ресурсы мира: понятие, классификация, методы оценки.
21) Земельные ресурсы и их роль в развитии туризма
22) Структура, распределение мировых водных ресурсов и их роль в развитии туризма.
23) Роль лесных ресурсов мира в размещении производства.
24) Рекреационные ресурсы: понятие, структура, способы оценки. Роль рекреационных ресурсов в развитии туризма.
25) Основные понятия и принципы туристского районирования.
26) Классификации отраслей мировой промышленности.
27) Динамика, структура и основные факторы размещения предприятий мировой топливно-энергетической промышленности.
28) Факторы размещения мировой металлургии в развитых и развивающихся странах.
29) Специфика географии старых, новых и новейших отраслей мирового машиностроения.
30) Особенности географии мирового машиностроения для межотраслевых производств и туризма.
31) Наукоемкость как один из ключевых факторов развития мирового машиностроения.
32) Структура и факторы размещения мировой легкой промышленности.
33) Оценка показателей развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса разных стран мира.
34) Особенности географии средств размещения
35) Особенности географии индустрии развлечений.
36) География горнолыжного туризма
37) География ресурсов экологического туризма
38) География мировой курортной отрасли
39) География памятников природного наследия ЮНЕСКО
40) География памятников культурного наследия ЮНЕСКО
41) Структура и размещение мирового земледелия.
42) Структура и размещение мирового животноводства.
43) Особенности географии транспортных предприятий в условиях глобализации.
44) Оценка показателей работы транспорта в развитых и развивающихся странах.
45) Структура и динамика мирового грузо- и пассажирооборота.
46) Мировая география познавательного туризма
47) Роль железнодорожного транспорта в размещении промышленного производства и развитии туризма в мире.
48) Автомобильный транспорт и его влияние на мобильность факторов производства и туризм на европейском континенте.
49) Мировой морской транспорт и его роль в развитии трансконтинентальных экономических и туристских связей.
50) Туристские макрорегионы мира: характеристика и специфика.



Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Оценить специфику экономико-географического положения европейского континента.
2) Оценить специфику географии населения Европы.
3) Оценить специфику
изменений на политической карте Европы и их влияние на динамику развития экономики континента.
4) Оценить специфику
субрегионов Европы: сравнительно-сопоставительный экономико-географический анализ.
5) Оценить специфику природно-ресурсного потенциала Европы.
6) Оценить специфику отраслевой структуры и размещения промышленности Европы.
7) Оценить специфику отраслевой структуры и размещения сельского хозяйства Европы.
8) Оценить специфику единой региональной транспортной системы Европы.
9) Оценить специфику экономико-географического положения «Большой четверки» западноевропейских стран.
10) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения малых стран Европы.
11) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения стран Скандинавского полуострова.
12) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения стран Южной Европы
13) Оценить специфику экономико-географической характеристики субрегиона Азии (на примере одного из субрегионов).
14) Оценить специфику и особенности обеспеченности природными ресурсами азиатского региона.
15) Оценить специфику экономико-географического положения Японии.
16) Оценить специфику и провести сравнительный анализ экономико-географического положения Индии и Китая.
17) Оценить специфику новых индустриальных стран: географические характеристики и основные черты хозяйствования.
18) Оценить специфику нефтеэкспортирующих стран Азии: географические характеристики и основные черты хозяйствования.
19) Оценить специфику и провести сравнение восточноазиатской, китайской и турецкой модели социально-экономического развития.
20) Оценить специфику, преимущества и недостатки экономико-географического положения Новой Зеландии.
21) Оценить специфику и провести экономико-географическую характеристику сельского хозяйства Австралии.
22) Оценить специфику и составить сравнительную характеристику экономико-географического положения Австралии и Новой Зеландии.
23) Оценить специфику и влияние природно-климатических условий на экономико-географическое положение США.
24) Оценить специфику географии населения США, охарактеризовать внешние трудовые миграции.
25) Оценить специфику и роль крупнейших городских агломераций в экономике США.
26) Оценить специфику топливно-энергетического комплекса США, составить экономико-географическую характеристику.
27) Оценить специфику и провести сравнительный анализ факторов размещения отраслей промышленности США.
28) Оценить специфику географии сельского хозяйства США.
29) Оценить специфику и составить сравнительную характеристику экономических и туристских районов США.
30) Охарактеризовать минерально-сырьевую базу Канады.
31) Оценить специфику географии населения и этнического состава Латинской Америки.
32) Оценить специфику природных ресурсов Латинской Америки.
33) Составить сравнительную экономико-географическую характеристику субрегионов Латинской Америки.
34) Оценить специфику географии населения Бразилии.
35) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения Бразилии.
36) Оценить специфику минерально-сырьевая базы Аргентины и стран .Южной Америки.
37) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения стран Африки к югу от Сахары.
38) Оценить специфику и особенности экономико-географического положения Северной Африки.
39) Оценить специфику влияния природно-климатических условий Африки на экономико-географическое положение континента.
40) Оценить специфику и особенности минерально-сырьевой базы Африки.
41) Оценить специфику современного состояния демографической ситуации в Африке.
42) Оценить специфику структуру размещения туристского хозяйства в странах Африки.
43) Провести сравнительный анализ развития субрегионов Африки.
44) Провести сравнительный анализ экономико-географического положения ЮАР и других стран Африки.
45) Оценить специфику африканской цивилизации и ее влияние на экономико-географическое положение континента.
46) Оценить специфику и роль Программы ООН по окружающей среде в решении экологических проблем на региональном уровне.
47) Оценить специфику развития национальных парков как элемента деятельности международных организаций.
48) Оценить специфику, место и роль Всемирного совета по водным ресурсам в решении проблем управления водными ресурсами.
49) Оценить специфику деятельности Всемирной туристской организации в сфере прогнозирования развития мирового туризма.
50) Оценить специфику и экологические аспекты в деятельности Организации стран ѕ экспортеров нефти.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей.

Российской Федерации (ФО, субъекты).

2) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей ЮФО И СКФО.

3) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей СЗФО, ЦФО.

4) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей УФО, СФО, ДВФО.

5) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Материка Евразия (европейская часть).

6) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Крупнейших и крупных островов.

7) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Горные системы и процессы вулканизма.

8) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Моря мирового океана.

9) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Крупные реки и озера мира.

10) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Средней Азии.

11) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Южной Азии.

12) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей.

государств Кавказа.

13) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Украины и Молдовы.

14) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Белоруссии.

15) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей стран Балтии.

16) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Северной Америки.

17) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей стран Центральной Америки.

18)Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей стран Южной Америки.

19) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей островных государств Карибского бассейна.

20) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств, расположенных на Скандинавском полуострове.

21) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Восточной Европы.

22) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Юго-Восточной Европы.

23) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Центральной Европы.

24) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Западной Европы.

25) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Северной Европы.

26) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Центральной Европы.

27) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Южной Европы.

28) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Турции, Греции, Кипра.

29) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Франции и государств «Бенилюкс».

30) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Испании и Португалии.

31) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Италии и Швейцарии.

32) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Германии, Австрии и Дании.

33 Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Великобритании, Исландии и Ирландии.

34)Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств ближнего Востока.

35) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Китая и Монголии.

36) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Индии.

37) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Юго-Восточной Азии.

38) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Японии.

39) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Южной Кореи, Северной Кореи.

40) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Австралии.

41) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств и островных территорий Микронезии (Океании).

42) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств и островных территорий Меланезии (Океании).

43) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств и островных территорий Полинезии (Океании).

44) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Северной Африки.

45) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Центральной Африки.

46) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Южной Африки.

47) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Восточной Африки.

48) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Западной Африки.

49) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей государств Африки, геополитически относящихся к Ближнему Востоку.

50) Навыком работы с политической и физической картами, определяя на контурной карте местоположение природных объектов, стран, столиц, туристских центров, курортов, туристских ресурсов и достопримечательностей Островных территорий Индийского Океана.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Горбанёв, В. А. Общественная география зарубежного мира и России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика», «Социально-экономическая география» и «Природопользование» / В. А. Горбанёв. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Дыжина Н.Н. География туризма : учеб. пособие/ Н. Н. Дыжина. -М.: Дашков и К°; Саратов: Фоссет-М, 2013. -255 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Андреева Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "География". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Фонд оценочных средств по дисциплине "География": учебно-методическое пособие. И.К. Логвинова 2016г. ФГБОУ ВО РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40770.