РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Валеология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

43.03.02 Туризм

Программа академического бакалавриата

Технология и организация туроператорских и турагентских услуг

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.псх.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Валеология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Валеология_Б_43.03.02_во_1_СТ_п37241_40754.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Валеология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Валеология" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Экология";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, методы организации и обеспечения безопасности туристов и туристской деятельности

Умеет: организовывать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную безопасность деятельности предприятий туристской индустрии, оказывать первую медицинскую помощь

Имеет навыки: навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в производственных,бытовых условиях и в чрезвычайных ситуациях, навыками оказания первой медицинской помощи

ОК-8 - готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Знает: инновационные технологии в туристской деятельности и новые формы обслуживания потребителей и (или) туристов

Умеет: применять инновационные технологии в туристской деятельности и новые формы обслуживания потребителей и (или) туристов

Имеет навыки: работы с инновационными технологиями в туристской деятельности и технологиями внедрения новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов

ПК-9 - готовностью к применению инновационных технологий в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и (или) туристов

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Валеология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат, 4 года заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГТБ, КТБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 21   21
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 21   21
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 51 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   30 58
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 76   30 46
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 11 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   30 57
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 75   30 45
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Теоретические основы курса валеологии в обеспечении комплексного анализа. Старение населения и его социальные последствия. (Компетенция/и ОК-8)

1.1. Социальная валеология:: понятие, содержание, категорично-понятийный инструментарий. Социальные и психологические теории старения и старости: Основные понятия и категории: старение, старость, долголетие, коротколетие, бессмертие, смерть. Место старости в онтогенезе человека и общества. Социальный аспект преждевременного, болезненного старения. Календарный, биологический и социальный возраст. Продолжительность жизни: видовая, нормальная (функциональная), максимальная в аспекте социальных проблем старшего поколения).

1.2. Старение населения как социально-демографический процесс: основные характеристики и методы изучения. Старение населения в Российской Федерации: своеобразие, последствия и прогнозирование: Мировая демографическая ситуация второй половины 20 века и основные принципы геронтологической политики ОНН, отраженные в декларациях, конвенциях и резолюциях. Основные тенденции в постарении населения на Земле и короткосрочные (2006 г.) и долгосрочные (2030 г.) прогнозы процесса глобального постарения населения в возрасте 60 лет и старше и особенно в возрастной группы 80 лет и старше; преобладающие большинство среди пожилых будут составлять женщины; неуклонное уменьшение населения до 15-летнего возраста. Понятия: «демографическая старость». Три уровня демографической структуры населения, определенные ООН: «молодое население»; «старое население», «зрелое население». Характеристики моделей «молодого» и «старого» населения в различных районах Земли. Показатели «демографического старения» по Э. Россету и Дж. Сандбергу. Основные показатели демографического старения нации (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

2. Медико - социальные проблемы здоровья населения различных возрастных и социальных групп населения и их социальная значимость. (Компетенция/и ОК-8)

2.1. Роль валеологии в формировании концепции сохранения и укрепления здоровья населения различных возрастов и социальных групп: методы изучения потребностей в медико-социальном обеспечении различных категорий населения. Определение здоровья Всемирной Организацией Здравоохранения: многомерность концепции здоровья населения в зависимости от пола, возраста и социального статуса. Современное состояние и тенденции в изменении здоровья населения различных социальных групп населения. Роль валеологии в профилактике, лечении и реабилитации социально значимых заболеваний. Основные показатели здоровья населения старших возрастов: повседневная деятельность и независимость в самообслуживании. Определение ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности пожилых и старых людей. Классификации пожилого и старческого возраста. Особенности физического здоровья в различные периоды старения и при различных формах старения. Участие валеологов в изучения потребностей в медицинском обслуживании пожилых и старых людей, социальная и финансово-экономическая эффективность страховой медицины в профилактике преждевременного старения. Взаимосвязи и взаимозависимости медицинского и социального обслуживания различных категорий населения старших возрастов в РО.

2.2. Социальные аспекты валеологического воспитания с учетом возраста, социального положения: Гериатрия – область медицины, изучающая здоровье населения пожилого и старческого возраста. Взаимосвязь гериатрии, социальной геронтологии и валеологии в профилактике социально значимых заболеваний населения различных возрастных и социальных групп. Роль валеологии в профилактике заболеваемости и болезненности населения различных возрастных и социальных групп.

3. 3. Психология и психопатология у граждан в контексте социальной принадлежности.. Роль и место валеологии в профилактике профессионально-трудового старения. (Компетенция/и ОК-8)

3.1. Сравнительный анализ психической деятельности на ранних и поздних этапах: Социальные аспекты психических нарушений в пожилом и старческом возрасте и лечение психических заболеваний: Геронтологическая психология как одна из составляющих социальной геронтологии. Психология функционального и благоприятного старения: интериндивидульной своеобразие, особенности психической деятельности (когнитивного и не когнитивного) в период ранней старости (до 65 лет), и поздней – после 65 лет и глубокой старости 75 лет. Понятие и содержание «счастливой старости», «старческой мудрости», «психический» упадок. Взаимосвязи и взаимозависимости между уровнем психической деятельности и социальными характеристиками (образование, прежний статус, семейное положение, образ жизни, одинокие или в семье, в социальных учреждениях, место проживания, город или село).

3.2. Профессионально-трудовое старение: формы и характеристики: Работоспособность и трудоспособность в пожилом и старческом возрасте. Понятия «продолжительность предстоящей трудовой жизни», «индивидуальное», «коллективное» профессиональное старение. Профессиональное старение различных категорий трудящихся, индивидуальные формы приспособленности к снижению или потери трудоспособности в пожилом и старческом возрасте. Медико-социальные аспекты профессионально-трудовой реабилитации в предпенсионном и пенсионном возрасте; показатели эффективности реаби-литации: физиологическая, соматическая, профессиональная, социальная.

4. Государственная медико-социальная политика охраны здоровья населения в РФ и комплексного анализа технологий обслуживания туристов. (Компетенция/и ОК-8, ПК-9)

4.1. Принципы, формы и законодательно-правовая основа социальной защиты населения различных возрастов и социальных групп населения: Современное состояние и перспективы развития медико-социальной защиты населения различных социальных и возрастов в формировании здорового образа жизни. Исторический аспект медико-социальной защиты граждан различных социальных и возрастных групп населения на разных стадиях становления российской государственности. Анализ зарубежного опыта медико-социальной защиты населения различных возрастных и социальных групп в части формирования здорового образа жизни и сравнение с концептуальными подходами к медико-социальной защите населения в период социально-экономических реформ в РФ.

4.2. Нравственно-этические проблемы медико-социальной работы с населением различных возрастных и социальных групп: Нравственно-этические проблемы медико-социальной работы с населением различных возрастных и социальных групп.

4.3. Особенности медико-социальной политики охраны здоровья населения РФ в процессе внедрения инновационных технологий в туристкой деятельности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   6
2 4 8   6
3 4 8   5
4 4 8   4
Итого 16 32   21
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Социально-психологические теории старения как выражение общественного понимания общебиологических процессов старения и старости во вторую половину 20 века. Критический анализ социальных теорий старости: «отчуждения и ос-вобождения»; «активности», «структурной зависимости» «субкультуры», «девиантности и маргинальности», «возрастной стратификации», «гражданства нескольких поколений» и др. Психологические парадигмы старения и старости: «модернизация»; «постфигуративная, конфигуративная и префи-гуративная культуры» М. Мид; «эйджизм» Р. Батлера; «психологическая амбивалентность» О. В. Красновой и др. Взгляды на старость Ж. Ж. Руссо, З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона и др. Социальные аспекты старости в произведениях русских классиков и других писателей. Религиозные аспекты старения и старости. Мировая демографическая ситуация второй половины 20 века и основные принципы геронтологической политики ОНН, отраженные в декларациях, конвенциях и резолюциях. Основные тенденции в постарении населения на Земле и короткосрочные (2006 г.) и долгосрочные (2030 г.) прогнозы процесса глобального постарения населения в возрасте 60 лет и старше и особенно в возрастной группы 80 лет и старше; преобладающие большинство среди пожилых будут составлять женщины; неуклонное уменьшение населения до 15-летнего возраста. Понятия: «демографическая старость». Три уровня демографической структуры населения, определенные ООН: «молодое население»; «старое население», «зрелое население». 8
2 Определение здоровья Всемирной Организацией Здравоохранения при ООН многомерность концепции здоровья в пожилом и старческом возрасте. Основные показатели здоровья населения старших возрастов: повседневная деятельность и независимость в самообслуживании. Определение ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности пожилых и старых людей. Классификации пожилого и старческого возраста. Особенности физического здоровья в различные периоды старения и при различных формах старения. Методы изучения потребностей в медицинском обслуживании пожи-лых и старых людей, социальная и финансово-экономическая эффективность страховой медицины в профилактике преждевременного старения. Взаимосвязи и взаимозависимости медицинского и социального обслуживания различных категорий населения старших возрастов в РО.Гериатрия – область медицины, изучающая болезни пожилого и старческого возраста. Взаимосвязи гериатрии и социальной геронтологии и в профилактике социально значимых заболеваний пожилого и старческого возраста. Заболеваемость и болезненность населения пожилого и старческого возраста и возможности страхования медицины в лечении и профилактике различных заболеваний пожилого и старческого возраста. 8
3 Геронтологическая психология как одна из составляющих социальной геронтологии. Психология функционального и благоприятного старения: ин-териндивидульной своеобразие, особенности психической деятельности (когнитивного и не когнитивного) в период ранней старости (до 65 лет), и поздней – после 65 лет и глубокой старости 75 лет. Понятие и содержание «счастливой старости», «старческой мудрости», «психический» упадок. Взаимосвязи и взаимозависимости между уровнем психической деятельности и социальными характеристиками (образование, прежний статус, семейное положение, образ жизни, одинокие или в семье, в социальных учреждениях, место проживания, город или село).Работоспособность и трудоспособность в пожилом и старческом возрасте. Понятия «продолжительность предстоящей трудовой жизни», «индивидуальное», «коллективное» профессиональное старение. Профессиональное старение различных категорий трудящихся, индивидуальные формы при-способленности к снижению или потери трудоспособности в пожилом и старческом возрасте. Медико-социальные аспекты профессионально-трудовой реабилитации в предпенсионном и пенсионном возрасте; показатели эффективности реаби-литации: физиологическая, соматическая, профессиональная, социальная. 8
4 Современное состояние и перспективы развития социальной защиты населения старших возрастов. Исторический аспект социальной защиты граждан пожилого и старческого возраста на разных стадиях становления российской государственности. Анализ зарубежного опыта социальной защиты пожилых и старых людей и сравнение с концептуальными подходами к социальной защите старшего поколения в период социально-экономических реформ в РФ. Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми. Критерии подбора для социальной работы с пожилыми и старыми людьми. Пути преодоления психологической и возрастной не совместимости между социальным работником и населения старших возрастов. Психологическая подготовка специалистов по социальной работе с по-жилыми и старыми людьми в преодоление появления геронтофобии и проявлений эйджима. Эффективность социальной работы с пожилыми и старыми людьми и способы её определения. Особенности государственной медико-социальной политики охраны здоровья населения РФ в процессе внедрения инновационных туристких технологий 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Особенности организации формирования установок на здоровый образ жизни и медико-социальной помощи населению различных возрастных групп, как актуальная социально-медицинская и экономическая проблема охраны здоровья .населения 6
2 Социальные аспекты формирования здорового образа жизни населения, занятого в малом и среднем бизнесе 6
3 Социальные и психологические модели формирования здорового образа жизни в социально неблагополучных семьях 5
4 Социальное обеспечение и формирование установок на здоровый образ жизни инвалидов: исторический аспект, современное состояние и перспективы, практика внедрения инновационных туристских технологий 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4 года заочное бакалавриат составляет 75 час., по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 76 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методические рекомнедации для самостоятельной и практической работы студентов по дисциплине "Валеология" / Рубаник А.Н. / Электронныс ресурс, 2016. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-8 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-9 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Современное состояние и тенденции в изменении здоровья населения;

2. Правовое и организационные основы охраны здоровья и социально- медицинского обеспечения населения Конституция РФ, ФЗ от21 ноября 3011 года№ 323 «Об основах охраны здоловья граждан в Росси.";

3. Медико-социальная помощь населения, занятых в сфере туризма, правовое, организационное, медико-социальные и финансово – экономическое обеспечение реализации;

4. Управление охраной здоровья населения в Российской Федерации, современное правовое и организационное обеспечение;

5. Современная структура оказания медико-социальной помощи населению различных возрастных групп населения Российской Федерации;

6. Инвалидность населения различных возрастных и социальных групп, как медико-социальная проблема, правовые и организационные аспекты;

7. Медико-социальная экспертиза, современное правовое и организационное обеспечение;

8. Реабилитация инвалидов, понятия, виды, организация и оценка эффективности, правовое и организационное обеспечение;

9. Здоровый образ жизни – основа здоровья населения отдельны возрастных групп;

10. Важнейшие медико-социальные проблемы здоровья населения различных возрастных групп (сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, травматизм, инфекционные заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм, долголетие, экологические факторы), правовые, организационные, социальные и экономические аспекты;

11. Опыт зарубежных стран в оказании медико-социальной помощи населению различных возрастных и социальных групп;

12. Здоровье для всех в 21-ом веке – стратегия ВОЗ;

13. Санитарно – эпидемиологическое благополучие населения различных социальныхстарших возрастных групп в Российской Федерации: правовое и организационное обеспечение;

14. Конституционные права на охрану здоровья и медико-социальную помощь населению различнвх социльг возрастных групп в Российской федерации;

15. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, основные положения по обеспечению охраны здоровья и медико-социального обеспечения населения старших возрастных групп;

16. Медицинская экспертиза, виды, правовые и организационные основы проведения;

17. Современное состояние здравоохранения Российской Федерации и пути модернизации;

18. Государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению старших возрастных групп в Российской Федерации: правовые, организационные, экономические основы реализации;

19. Контроль качества социально- медицинского обеспечения населения старших возрастных групп, правовое и организационное обеспечение;

20. Оздоровительный туризм, правовое, организационное обеспечение ;

21. Бесплатное лекарственное обеспечение населения старших возрастных групп, правовые, организационные основы;

22. Народная медицина в сохранении здоровья населения, история, современное, правовое и организационное обеспечение.;

23. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, правовые, организационное обеспечение охраны здоровья населения.;

24. Модернизация здравоохранения, цели, задачи, правовое, организационное и финансово-экономическое обеспечение;

25. Обязательное медицинское страхование, правовое, организационное, финансово-экономическое обеспечение реализации ФЗ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

26. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», правовое, организационное , финансово-экономическое обеспечение.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Высказывания мыслителей Древности о проблемах здоровья (Гиппократ, Гален, Авиценна, Цицерон).
2) Идеи омоложения и бессмертия у алхимиков, у врачей Салермской медицины и у философов средневековья (Роджер Бэкон).
3) Развитие медицины и рассмотрение проблем долголетия европейскими учеными в ХУII-ХIХ в.в.
4) Развитие валеологии в России.
5) Предмет, задачи и цели курса «Валеология и Здоровый образ жизни».
6) Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»- совершенствование системы формирования здорового образа жизни.
7) Инновационные туристские технологии и новые формы обслуживания потребителей с ограниченными возможностями

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассказать о роли ВОЗ в совершенствовании системы охраны здоровья и формировании здорового образа жизни.
2) Давать определение понятию старение общества. «Седые общества». Шкала оценки демографической возрастной структуры населения.
3) Давать определение понятию старение общества и рынок труда. Показатель демографической нагрузки.
4) Охарактеризовать возрастную структуру населения развитых и развивающихся стран, их характеристика.
5) Давать определение понятиям Демографическая и этнодемографическая структура российского общества.
6) Оценить среднюю ожидаемую продолжительность предстоящей жизни для мужчин и для женщин в России и в других странах.
7) Внедрять инновационные туристские технологии и новые формы обслуживания потребителей с ограниченными возможностями

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Понятием видовая продолжительность жизни. Максимальная продолжительность жизни. Долгожители. Социальное и инди -видуальное долголетие.

2) Понятием предмет валеологии– особой отрасли медицины и социологии. Три основные направления исследований.

3) Теорией разъединения. Теория активности. Теория субкультуры. Их роль в формировании у населения установок на здоровый образ жизни.

4) Теория развития и непрерывности жизненного пути в сохранении здоровья.

5) Теорией возрастной стратификации. Эйджеизм. Возрастная сегрегация.

6) Спецификой характерологических изменений у граждан в различных возрастных группах.

7) Спецификой интеллектуальных и эмоциональных изменений в в различных возрастных группах.

8) Внедрения и оценки эффективности инновационных туристских технологий и новых форм обслуживания потребителей с ограниченными возможностями.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-8 1 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 1 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата Айзман Р.И., Мельникова М.М., Косованова Л.В., 2017 ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса» НТБ РГУПС
2 Ляшко, Г. И. Практикум по валеологии для студентов РГУПС [Текст] : учеб. - метод. пособие / Г.И. Ляшко, С.А. Григан, Т.А. Зенкова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 106 с. : табл. - Библиогр. : 21 назв. НТБ РГУПС
3 Прохорова, Э. М. Валеология : учеб. пособие / Э. М. Прохорова ; Рос. гос. ун-т туризма и сервиса . - М. : Инфра-М, 2011. - 254 с НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Валеология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Методические рекомнедации для самостоятельной и практической работы студентов по дисциплине "Валеология" / Рубаник А.Н. / Электронныс ресурс, 2016. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40754.