РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Высшая математика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Эконометрика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

38.03.01 Экономика

Программа прикладного бакалавриата

Экономика и управление на предприятии транспорта

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Морозова Анна Викторовна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Эконометрика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Высшая математика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ф-м.н., доц. Полтинников Виктор Иванович, Доцент, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Эконометрика_Б_38.03.01_во_34_ВМ_п35260_40729.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Эконометрика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Эконометрика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микро- и макроэкономика", "Транспортная логистика";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач.

Умеет: обрабатывать данные, необходимые для решения профессиональных задач.

Имеет навыки: анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач.

ОПК-2 - способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

Знает: основные инструментальные средства обработки экономических данных для построения эконометрических моделей

Умеет: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы

Имеет навыки: построения, анализа и применения эконометрических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

Комментарии кафедры:

Компетенция ОПК-2 раскрывается в части - способностью осуществлять анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач.


Место дисциплины 1Б.Б "Эконометрика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Высшая математика", "Микро- и макроэкономика", "Статистика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПЭБ, РЭБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 99 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 2 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 72   49 23
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 72   49 23
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 99 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2    
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2  
Практические, семинары (Пр) 2 2     2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7   3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 190   34 63 93
Контрольная работа (К) 6       6
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 184   34 63 87
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 13 36 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Исходные теоретико-вероятностные понятия. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

1.1. Случайные события: 1) Классификация случайных событий. 2) Действия над событиями. 3) Классическое и статистическое определение вероятности. 4) Свойства вероятностей. 5) Условные вероятности. 6) Вероятность произведения событий, независимость событий. 7) Вероятность суммы событий.

1.2. Случайные величины: 1) Основные определения. 2) Числовые характеристики. 3) Функция распределения. 4) Законы распределения непрерывных случайных величин.

2. Инструментальные средства обработки экономических данных. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

2.1. Элементы математической статистики, используемые в эконометрике: 1) Генеральная и выборочная совокупности. 2) Статистическое распределение выборки. 3) Эмпирическая функция распределения. 4) Полигон и гистограмма. 5) Статистические оценки параметров распределения.

2.2. Проверка статистических гипотез: 1) Виды статистических гипотез. 2) Общая схема проверки статистических гипотез. 3) Типы статистических критериев проверки гипотез.

3. Основные аспекты эконометрики. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

3.1. Цели, предмет и задачи эконометрики: 1) Понятие эконометрики как науки. 2) Связь эконометрики с экономическими дисциплинами. 3) Эконометрические методы анализа. 4) Основные задачи эконометрики.

3.2. Процесс эконометрического моделирования: 1) Инструментарий эконометрики. 2) Основные этапы моделирования.

4. Парная линейная регрессия и корреляция. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

4.1. Построение модели парной линейной регрессии: 1) Постановка задачи регрессии: ошибки спецификации, допущения модели (условия Гаусса-Маркова). 2) МНК для оценки параметров парной линейной регрессии.

4.2. Анализ модели парной линейной регрессии: 1) Выборочный коэффициент корреляции. 2) Дисперсионный анализ. 3) Прогноз по уравнению регрессии. 4) Экономическая интерпретация результатов построенной эконометрической модели.

Семестр № 4

5. Нелинейные модели регрессии. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

5.1. Нелинейные зависимости в эконометрике: 1) Виды нелинейных моделей регрессии. 2) Обзор нелинейных регрессионных моделей. 3) Обоснование выбора вида нелинейного уравнения регрессии.

6. Модели множественной регрессии. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

6.1. Классическая линейная модель множественной регрессии: 1) Предположения модели. 2) Применение МНК для оценивания коэффициентов регрессии. 3) Уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе. 4) Оценка значимости коэффициентов множественной регрессии.

6.2. Анализ факторов при построении модели множественной регрессии: 1) Парные и частные коэффициенты корреляции. 2) Мультиколлинеарность и методы её устранения. 3) Оценка целесообразности включения факторов в модель с помощью частного F-критерия Фишера.

6.3. Показатели качества множественной регрессии: 1) Индекс множественной корреляции и коэффициент детерминации. 2) Скорректированный коэффициент детерминации. 3) Проверка статистической значимости в множественной линейной регрессии. 4) Интерпретация полученных по модели результатов.

7. Моделирование одномерного временного ряда. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

7.1. Анализ взаимосвязей экономических данных, представленных в виде временных рядов: 1) Временной ряд и его модели: основные понятия. 2) Обоснование выбора компонентов временного ряда с помощью автокорреляционной функции. 3) Построение коррелограммы. 4) Критерий Дарбина-Уотсона.

7.2. Прогнозирование экономических процессов, представленных одномерными временными рядами: 1) Построение эконометрических моделей временных рядов. 2) Прогнозирование по моделям временных рядов.

8. Системы одновременных уравнений. (Компетенция/и ОПК-2, ОПК-3)

8.1. Общие понятия о системах уравнений, используемых в эконометрике: 1) Классификация систем уравнений. 2) Идентификация систем линейных уравнений.

8.2. Основные направления использования систем эконометрических уравнений: 1) Построение статических моделей функционирования экономики страны. 2) Построение динамических моделей функционирования экономики страны. 3) Построение производственных функций.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6 4 10
2 4 6 6 20
3 4     8
4 4 4 6 11
5 2 2 2 8
6 6 6 8 8
7 4 6 4 3
8 4 2 2 4
Итого 32 32 32 72
В т.ч. по интерактивным формам 8      

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Моделирование вероятностей случайных событий. 2
Законы распределения непрерывных случайных величин. 2
2 Элементы математической статистики, применяемые в эконометрике. 2
Проверка статистических гипотез. 4
4 Метод наименьших квадратов. 2
Построение и анализ модели парной линейной регрессии. 4
Семестр № 4
5 Нелинейные регрессионные модели. 2
6 Построение и исследование уравнения множественной линейной регрессии. 4
Анализ мультиколлинеарности и авторегрессии в модели множественной регрессии. 2
Обобщённая линейная модель множественной регрессии с гетероскедастичными остатками. 2
7 Анализ временных рядов. 2
Моделирование одномерных временных рядов. 2
8 Системы одновременных уравнений. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Классическое определение вероятности. 2
Основные теоремы теории вероятностей. 2
Нормальный закон распределения вероятностей. 2
2 Статистические оценки параметров распределения. 2
Проверка статистических гипотез о законах распределения генеральной совокупности. 2
Проверка статистических гипотез о параметрах известных распределений. 2
4 Применение МНК для оценки параметров парной линейной регрессии. 2
Анализ модели парной линейной регрессии и интерпретация полученных результатов. 2
Семестр № 4
5 Методы линеаризации для наиболее практически важных нелинейных зависимостей. 2
6 Регрессионный анализ многофакторных эконометических моделей. 4
Показатели качества множественной регрессии. 2
7 Аналитическое выравнивание временных рядов. 2
Построение эконометрических моделей временных рядов. 4
8 Изучение структурных форм моделей. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Сочетания, размещения, перестановки (с повторением, без повторения). Законы распределения непрерывных случайных величин. 10
2 Виды статистических гипотез. Общая схема проверки статистических гипотез. Типы статистических критериев проверки гипотез. 20
3 Эконометрические методы анализа. 8
4 Условия Гаусса-Маркова. Свойства МНК-оценок. Дисперсионный анализ. 11
Семестр № 4
5 Обзор нелинейных регрессионных моделей и их последующего использования при решении профессиональных задач. 8
6 Регрессионный анализ для модели с фиктивными переменными. Методы выявления и устранения мультиколлинеарности в модели множественной регрессии. Обобщённый метод наименьших квадратов. 8
7 Прогнозирование по моделям временных рядов. 3
8 Основные направления использования систем эконометрических уравнений. 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 184 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Подкорытова, О. А. Анализ временных рядов : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / О. А. Подкорытова, М. В. Соколов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-02556-9. ЭБС Юрайт
2 Галочкин, В. Т. Эконометрика : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Т. Галочкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10751-7. ЭБС Юрайт

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-2 + +
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

парная регрессия и корреляция;

множественная регрессия и корреляция;

прогнозирование экономических процессов;

прикладной статистический анализ.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определения случайного, достоверного, невозможного событий. Примеры.
2) Относительная частота события. Статистическое определение вероятности.
3) Определения суммы и произведения двух событий.
4) Аксиомы вероятностей.
5) Определения противоположного события, полной группы событий. Примеры.
6) Классическое определение вероятности.
7) Условная вероятность.
8) Вероятность произведения событий. Независимость событий.
9) Вероятность суммы событий.
10) Теорема о полной вероятности.
11) Формулы Байеса.
12) Последовательность независимых испытаний, схема Бернулли.
13) Понятие случайной величины. Закон распределения случайной величины.
14) Определение дискретной случайной величины. Примеры.
15) Функция распределения дискретной случайной величины и её свойства.
16) Определение непрерывной случайной величины. Примеры.
17) Плотность распределения вероятностей, ее свойства.
18) Математическое ожидание случайной величины, его свойства.
19) Дисперсия случайной величины, её свойства.
20) Среднее квадратическое отклонение, понятие стандартной случайной величины.
21) Равномерный закон распределения.
22) Показательный закон распределения.
23) Нормальный закон распределения.
24) Числовые характеристики статистического распределения.
25) Понятие статистической гипотезы и статистического критерия.
26) Эконометрические методы анализа.
27) Основные задачи эконометрики.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать статистическую вероятность события.
2) Рассчитать вероятность случайного события, используя классическое определение вероятности и формулы комбинаторики.
3) Определить вероятность произведения двух событий.
4) Определить вероятность суммы событий.
5) Рассчитать полную вероятность наступления события.
6) Переоценить априорные вероятности гипотез.
7) Определить вероятность того, что в n независимых испытаниях искомое событие наступит m раз.
8) Найти закон распределения дискретной случайной величины.
9) Рассчитать числовые характеристики дискретной случайной величины.
10) Рассчитать числовые характеристики непрерывной случайной величины.
11) Найти функцию распределения случайной величины.
12) Найти плотность распределения случайной величины.
13) Найти длину частичного интервала и построить интервальный статистический ряд.
14) Записать статистическое распределение выборки.
15) Построить гистограмму частот и частостей.
16) Построить полигон частот.
17) Применить МНК для оценки параметров парной линейной регрессии.
18) Рассчитать выборочный коэффициент корреляции.
19) Провести дисперсионный анализ.
20) Прогнозировать по уравнению регрессии.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Классического и статистического определения вероятности.
2) Применения теорем умножения и сложения вероятностей независимых событий.
3) Нахождения условной вероятности событий.
4) Составления полной группы событий и нахождения вероятности противоположного события.
5) Применения теоремы о полной вероятности события.
6) Построения статистическое распределения выборки и нахождения эмпирическая функция распределения.
7) Нахождения числовых характеристик дискретных случайных величин.
8) Нахождения числовых характеристик непрерывных случайных величин.
9) Статистической оценки параметров распределения.
10) Построения эконометрической модели.
11) Оценки параметров парной линейной регрессии методом наименьших квадратов.
12) Анализа построенной эконометрической модели.
13) Экономической интерпретации результатов построенной эконометрической модели.
14) Прогноза по линейной модели парной регрессии.
15) Дисперсионного анализа модели парной линейной регрессии.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Обзор нелинейных регрессионных моделей и их последующего использования при решении профессиональных задач.
2) Виды нелинейных моделей регрессии.
3) Методы линеаризации для наиболее практически важных нелинейных зависимостей.
4) Обоснование выбора вида нелинейного уравнения регрессии.
5) Спецификация модели множественной регрессии. Последствия неправильной спецификации.
6) Регрессионный анализ для модели с фиктивными переменными.
7) Фиктивные переменные в экономических моделях: функции заработка, производственные функции.
8) Оценивание с помощью МНК и свойства оценок коэффициентов модели ЛР с двумя объясняющими переменными.
9) Оценка значимости коэффициентов множественной регрессии.
10) Уравнение множественной регрессии в стандартизованном масштабе.
11) Обоснование выбора компонентов временного ряда с помощью автокорреляционной функции.
12) Регрессионные методы выделения трендовой составляющей.
13) Временной ряд и его модели: основные понятия.
14) Обоснование выбора компонентов временного ряда с помощью автокорреляционной функции.
15) Методы выявления сезонных и циклических колебаний.
16) Классификацию систем уравнений, используемых в эконометрике.
17) Идентификацию систем линейных уравнений, используемую в эконометрике.
18) Построение статических моделей функционирования экономики страны.
19) Построение динамических моделей функционирования экономики страны.
20) Построение производственных функций.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать парные и частные коэффициенты корреляции.
2) Определять мультиколлинеарность, обнаруживать её последствия, применять меры по устранению.
3) Оценить целесообразность включения факторов в модель с помощью частного F-критерия Фишера.
4) Рассчитать показатели качества множественной регрессии.
5) Проверять статистическую значимость в модели множественной линейной регрессии.
6) применять обобщённый метод наименьших квадратов.
7) Обнаруживать гетероскедастичность и устранять её из модели.
8) Определять ЛММР с гетероскедастичными остатками.
9) Определять ЛММР с автокорреляцией остатков.
10) Строить модели временных рядов.
11) Обосновывать выбор компонентов временного ряда с помощью автокорреляционной функции.
12) Применять регрессионные методы выделения трендовой составляющей.
13) Выявлять сезонные и циклические колебания.
14) Проверять статистические гипотезы о свойствах временного ряда.
15) Строить аддитивную модель временного ряда.
16) Строить мультипликативную модели временного ряда.
17) Прогнозировать по моделям временных рядов.
18) Применять временные ряды в экономике (примеры).
19) Применять метод скользящей средней.
20) Использовать средства пакета MS EXCEL для построения и анализа парной линейной регрессионной модели.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Использования средств пакета MS EXCEL для построения и анализа модели множественной регрессии.

2) Проверки предпосылок теоремы Гаусса-Маркова.

3) Проведения корреляционного анализа множественной регрессионной модели (частные коэффициенты корреляции, множественный коэффициент корреляции).

4) Анализа коэффициентов эластичности, полученных на основе регрессионной модели (точечные, средние, частные).

5) Формирования стандартизированного уравнения регрессии.

6) Преобразования данных (централизация)и анализа централизованных данных.

7) Преобразования данных (нормирование) и анализа нормированных данных.

8) Выбора аналитической формы тренда на основе графического представления ряда динамики.

9) Выбора аналитической формы тренда на основе анализа первых и вторых разностей (темпов роста и прироста).

10) Линеаризации нелинейных эконометрических моделей.

11) Формирования точечного и интервального прогноза с заданной надёжностью.

12) Диагностирования гетероскедастичности остатков с помощью критерия Голдфелда-Квандта.

13) Анализа полной, объяснённой и остаточной суммы квадратов отклонений.

14) Проверки статистической значимости параметров парной линейной регрессии.

15) Проверки статистической значимости парного уравнения регрессии в целом.

16) Построения аддитивной модели одномерного временного ряда.

17) Построения мультипликативной модели одномерного временного ряда.

18) Использования средств пакета MS EXCEL для проведения простейшего анализа временных рядов.

19) Моделирования системы одновременных уравнений.

20) Прогнозирования по моделям временных рядов.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Демидова, О. А. Эконометрика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. А. Демидова, Д. И. Малахов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-00625-4. ЭБС Юрайт
2 Костюнин, В. И. Эконометрика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. И. Костюнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 285 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02660-3. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Эконометрика: учеб. пособие / Н.С. Задорожная, Т.В. Клодина; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 88с.: ил. - Библиогр.: с. 85. ЭБС РГУПС
2 Балдин, К. В. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс] : учебник / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, А. В. Рукосуев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 472 c. — 978-5-394-02108-4. ЭБС IPRBooks
3 Эконометрика [Электронный ресурс] : учебник / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, Н. А. Брызгалов [и др.] ; под ред. В. Б. Уткин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 562 c. — 978-5-394-02145-9. ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Морозова А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Эконометрика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Морозова, А.В. Эконометрика для экономистов: учебно-методическое пособие для практических, лабораторных и самостоятельных работ./ А.В. Морозова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. — Ростов н/Д, 2017. — 160с. ЭБС РГУПС
3 Лабораторный практикум по эконометрике c применением MS Excel / Н.С. Задорожная, А.В. Морозова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. - 85с. ЭБС РГУПС
4 Зеленина А.А. и д.р. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Часть 1. Учебно-методическое пособие / А.А. Зеленина, Е.О. Лагунова, И.С. Стасюк - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2015. – 39 с. ЭБС РГУПС
5 Зеленина А.А. и д.р. Элементы теории вероятностей и математической статистики. Часть 2. Учебно-методическое пособие / А.А. Зеленина, Е.О. Лагунова, И.С. Стасюк - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2015. – 39 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40729.