РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Чавычалов Максим Вячеславович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова..





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Аппараты и с э т ж д_С_23.05.03_во_9_ТПС_п47615_и48500.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электрический транспорт железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Методология проектирования перспективного подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-4 - Владеет принципами автоматизации и автоматики на электрическом подвижном составе, умеет различать типы электрического подвижного состава и его узлы, определять требования к конструкции, конструктивные параметры экипажной части, выбирать основное и вспомогательное оборудование электрического подвижного состава, владеет основами правового регулирования деятельности железных дорог, владеет методами расчета организационно-технологической надежности производства, расчета продолжительности производственного цикла, методами оптимизации структуры управления производством, методами повышения эффективности организации производства, обеспечения безопасности и экологичности производственных процессов

Знает: Аппараты и схемы электрического подвижного состава и особенности их эксплуатации навыками определения неисправностей аппаратов и схем электрического подвижного состава

Умеет: Применять методы моделирования и расчета аппаратов и схем электрического подвижного состава,

Имеет навыки: Разработки аппаратов электрического подвижного состава, Определения неисправностей аппаратов и схем электрического подвижного состава

Индикатор:
ПК-4.6 - Способен демонстрировать знания аппаратов и схем электрического подвижного состава и особенности их эксплуатации, применять методы моделирования и расчета аппаратов и схем электрического подвижного состава, электрических схем силовых цепей и цепей регулирования энергетической передачи, владеть навыками чтения и разработки схем электрического подвижного состава, навыками разработки аппаратов электрического подвижного состава, навыками определения неисправностей аппаратов и схем электрического подвижного состава

Место дисциплины 1Б.О "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Тяговый подвижной состав железных дорог", "Тяговый привод электрического транспорта железных дорог", "Электроника", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 44   44
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 9   9
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 64 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
16 17
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   68 55
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 88   68 20
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Основы теории тяговых электрических аппаратов. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Условия работы и требования, предъявляемых к электрическим аппаратам.

1.2. Основы теории электрического контакта.

1.3. Электрическая дуга и дугогасительные устройства.

2. Приводы тяговых электрических аппаратов. (Компетенция/и ПК-4)

2.1. Электромагнитный привод и его характеристики.

2.2. Электропневматический и групповой привод аппаратов ЭПС.

3. Электрооборудование силовых цепей ЭПС. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Аппараты цепей высшего напряжения и силовых цепей.

3.2. Аппараты защиты.

3.3. Аппараты и источники питания цепей управления.

3.4. Аппараты цепей вспомогательного оборудования.

4. Регулирование скорости и методы торможения ЭПС. (Компетенция/и ПК-4)

4.1. Непосредственное и косвенное управление ЭПС.

4.2. Пуск и торможение тяговых двигателей.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   2
2 8 8   2
3 8 8   2
4 8 8   3
Итого 32 32   9
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Аппараты цепей высшего напряжения и силовых цепей 8
2 Аппараты защиты 8
3 Силовые цепи и электрооборудование силовых цепей. 8
4 Аппараты управления 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Физические процессы при коммутации электрического контакта 2
2 Кинематическая схема электропневматичесого привода 2
3 Силовые электрические цепи перспективного подвижного состава 2
4 Особенности пуска тягового электродвигателя 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 88 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет характеристик контактора;

расчет магнитного пускателя.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет характеристик магнитного пускателя;

расчет характеристик контактора.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Общие сведения об электрических и тяговых аппаратах переменного и постоянного тока. Конструктивные особенности ТА. Конструктивное исполнение ТА. Общие технические требования.
2) Сравнительная оценка ТА общепромышленного и транспортного исполнения требования по ГОСТ-9219. Номинальные режимы работы ТА. Климатическое исполнение ТА. Класс изоляции.
3) Аппараты цепей высшего напряжения и силовых цепей.
4) Аппараты защиты
5) Аппараты и источники питания цепей управления.
6) Аппараты цепей вспомогательного оборудования
7) Назначение и классификация электрических контактов.
8) Требования, предъявляемые к контактам ТА. Материалы контакт-деталей, их характеристики.
9) Тепловые характеристики контактных соединений в установившемся режиме.
10) Нестационарные тепловые процессы в контактных соединениях.
11) Кинематика подвижных контактных систем
12) Вибрация контактов и способы ее снижения. Физические процессы на размыкающихся контактах .
13) Определение и классификация приводов ТА.
14) Электромагнитный привод и его характеристики.
15) Силы, действующие в электромагнитом приводе клапанного типа.
16) Принцип действия и конструкция электропневматического привода.
17) Кинематическая схема электропневматического привода.
18) Групповой привод.
19) Общие сведения о электрической дуге.
20) Характеристики электрической дуги.
21) Способы гашения электрической дуги и элементы дугогасительных систем.
22) Токоприемники.
23) Общие сведения о контакторах.
24) Контакторы пневматические ПК.
25) Контакторы электромагнитные типа МК.
26) Общие сведения об автоматических выключателях.
27) Разъединители и быстродействующие выключатели.
28) Разъединители и главные выключатели ЭПС.
29) Общие сведения о реле.
30) Дифференциальное реле.
31) Токовое реле.
32) Реле боксования.
33) Непосредственное и косвенное управление ЭПС.
34) Контроллер машиниста, главный контроллер,
35) Групповой переключатель.
36) Пуск тяговых двигателей , пусковые реостаты.
37) Группировки тяговых двигателей.
38) Режим ослабленного возбуждения тяговых двигателей.
39) Способы регулирования асинхронных тяговых двигателей
40) Методы торможения ЭПС.
41) Электрическое торможение ЭПС=Т.
42) Электрическое торможение ЭПС~Т.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание тяговых электрических аппаратов
2) Проводить анализ причин отказов элементов силовой схемы и схем управления электроподвижным составом
3) Проводить различные виды испытаний силовой схемы и схем управления
4) Применять устройства преобразования электрической энергии на подвижном составе железных дорог, включая методы и средства диагностирования, технического обслуживания и ремонта статических преобразователей
5) Применять полупроводниковые приборы в тяговых преобразователях различного назначения
6) Организовывать эксплуатацию и техническое обслуживание тяговых электрических аппаратов
7) Быстродействующие выключатели.
8) Быстродействующие выключатели с электромагнитным удержанием.
9) Быстродействующие выключатели с механическим удержанием.
10) Быстродействующий контактор.
11) Разрядники и ограничители напряжений.
12) Предохранители.
13) Электромагнитные реле
14) Дифференциальные реле
15) Реле боксования
16) Токовое реле
17) Электромеханический регулятор напряжения.
18) Статический регулятор напряжения.
19) Регулятор давления.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами выбора и расчета тяговых электрических аппаратов.

2) Методами расчета и проектирования электрических схем, а также методами их диагностики.

3) Методами анализа электромагнитных процессов в статических преобразователях тяговых электроприводов в нормальных и аварийных режимах.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-4 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специальности «Подвижной состав железных дорог»: учеб. пособие. Ч. 4 /под ред. В.Г. Рубана; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019 ЭБС РГУПС
2 Асинхронный тяговый привод локомотивов: учеб. пособие / А.А. Андрющенко, Ю.В. Бабков, А.А. Зарифьян и др.; под ред.А.А. Зарифьяна. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2013. - 413 с. УМЦ ЖДТ
3 Автоматизированные системы управления электроподвижным составом. Ч.1 / Баранов Л.А., Савоськин А.Н. М. УМЦ ЖДТ , 2014. 400 с. УМЦ ЖДТ
4 Периодическое издание "Железнодорожный транспорт" (ежемесячно) ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Чавычалов М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Аппараты и схемы электрического транспорта железных дорог". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Электрооборудование электрического подвижного состава: учебно-методическое пособие / А.Б. Балиоз, Д.В. Глазунов, Ю.П. Смачный. - РГУПС, 2008 ЭБС РГУПС
3 Тяговые аппараты и электрическое оборудование: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / Резниченко А.А., Хачкинаян С.А. - РГУПС, 2017. ЭБС РГУПС
4 Расчет электромагнитного контактора: учебно-методическое пособие к курсовой работе / А.А. Резниченко, С.А. Хачкинаян. - РГУПС, 2017 ЭБС РГУПС
5 Учебно-методический комплекс специальности «Подвижной состав железных дорог»: учеб. пособие. Ч. 4 /под ред. В.Г. Рубана; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48500.