РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Основы сервисного обслуживания подвижного состава"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Бобриков Юрий Викторович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Основы сервисного обслуживания подвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Основы с о п с_С_23.05.03_во_2_ТМ_п48443_и48447.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы сервисного обслуживания подвижного состава".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Основы сервисного обслуживания подвижного состава" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Локомотивы".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Правила технической эксплуатации", "Технология производства и ремонта подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-5 - Способен разрабатывать отдельные этапы технологических процессов производства, ремонта, эксплуатации и обслуживания транспортных систем и сетей, анализировать, планировать и контролировать технологические процессы

Знает: теоретические основы сервисного обслуживания подвижного состава, особенности технологического оснащения предприятий по производству и ремонту подвижного состава

Умеет: разрабатывать отдельные этапы технологических процессов сервисного обслуживания и ремонта подвижного состава

Имеет навыки: выполнения технологических операций по сервисному обслуживанию и ремонту подвижного состава, в том числе, выполнения слесарных операций

Индикатор:
ОПК-5.2 - умеет разрабатывать отдельные этапы технологических процессов производства ремонта, эксплуатации и обслуживания транспортных систем и сетей, анализировать, планировать и контролировать технологические процессы, осуществлять контроль соблюдения требований, действующих технических регламентов, стандартов, норм и правил в области организации, техники и технологии транспортных систем и сетей

Место дисциплины 1Б.О "Основы сервисного обслуживания подвижного состава" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение", "Общий курс железных дорог".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 96   96
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 48 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 159   68 91
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 147   68 79
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 12 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Теоретические основы сервисного обслуживания подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Сервисное обслуживание вагонов: 1) Методы диагностики технического состояния сборочных единиц и деталей вагонов 2) Особенности технологического оснащения предприятий по производству и ремонту вагонов.

1.2. Сервисное обслуживание локомотивов: 1) Методы диагностики технического состояния сборочных единиц и деталей локомотивов 2) Особенности технологического оснащения предприятий по производству и ремонту локомотивов.

2. Слесарные работы при сервисном обслуживании подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-5)

2.1. Научная организация труда слесаря: 1) Общие требования к организации рабочего места слесаря 2) Санитарно-гигиенические условия труда.

2.2. Основные виды слесарных операций при сервисном обслуживании подвижного состава: 1) Основные виды слесарных операций 2) Слесарное оборудование.

3. Технологический процесс ремонта нетягового подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-5)

3.1. Техническое состояние и ремонт колесных пар: 1) Техническое обслуживание колесных пар под вагонами 2) Текущий ремонт колесных пар 3) Средний ремонт колесных пар 4) Капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов).

3.2. Техническое состояние и ремонт основных узлов вагонов: 1) Техническое состояние и ремонт буксовых узлов с роликовыми подшипниками 2) Техническое состояние и ремонт элементов упругого подвешивания 3) Техническое состояние и ремонт автосцепного устройства 4) Техническое состояние и ремонт кузовов подвижного состава.

4. Технологический процесс ремонта тягового подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Технологический процесс ремонта приборов безопасности: 1) Ремонт устройств автоматической локомотивной сигнализации 2) Периодичность проверки устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста в контрольно-ремонтных, контрольных пунктах АЛСН и в цехах автостопов и электроники локомотивных депо.

4.2. Техническое состояние и ремонт основных узлов тягового подвижного состава: 1) Техническое состояние и ремонт дизелей 2) Техническое состояние и ремонт электрического оборудования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     16
2 2   32 16
3 6     32
4 6     32
Итого 16   32 96
В т.ч. по интерактивным формам     16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
2 Плоскостная и пространственная разметка 2
Рубка металла 2
Правка, рихтовка и гибка металла (холодным способом) 2
Резка металла 2
Опиливание металла 2
Сверление 2
Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий 2
Нарезание резьбы 2
Шабрение 2
Притирка и доводка 2
Пайка и лужение 2
Сборка, разборка и регулировка 10

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Методы дефектоскопии деталей подвижного состава 16
2 Инструментальные материалы, используемые при ремонте подвижного состава 16
3 Мероприятия по охране труда и технике безопасности при ремонте основных узлов нетягового подвижного состава 32
4 Мероприятия по охране труда и технике безопасности при ремонте основных узлов тягового подвижного состава 32

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 147 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Научную организацию труда слесаря;
2) Элементы научной организации труда;
3) Общие требования к организации рабочего места слесаря;
4) Санитарно-гигиенические условия труда;
5) Основные дефекты осей, колёс, деталей буксовых узлов;
6) Систему диагностирования колесных пар;
7) Техническое обслуживание колесных пар под вагонами;
8) Текущий ремонт колесных пар;
9) Клейма и знаки маркировки, относящиеся к проведению текущего ремонта колесной пары и восстановлению профиля поверхности катания колес;
10) Средний ремонт колесных пар;
11) Методы восстановления профиля поверхности катания колес;
12) Технологический процесс механической обработки поверхности катания колеса;
13) Клейма и знаки маркировки, относящиеся к проведению среднего ремонта колесной пары;
14) Техническую характеристику стендов диагностирования буксовых подшипников;
15) Диагностические установки, используемые при входном и выходном контроле колесных пар;
16) Схему полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар;
17) Технологические процессы входного и выходного контроля буксовых узлов;
18) Капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов);
19) Схему обработки колеса на токарно-карусельном станке с применением специальной расточной борштанги;
20) Клейма и знаки маркировки, относящиеся к изготовлению колеса;
21) Клейма и знаки маркировки, относящиеся к изготовлению оси;
22) Клейма и знаки маркировки, относящиеся к новому формированию или проведению капитального ремонта колесной пары;
23) Порядок технического обслуживания и текущий ремонт рамы тепловоза;
24) Дефекты элементов кузова тепловоза;
25) Неисправности и ремонт рессорного подвешивания;
26) Ревизию и осмотр букс при техническом обслуживании ТО-2, ТО-3 и текущем ремонте ТР-1;
27) Назначение и принцип действия системы автоматического управления торможением;
28) Назначение и принцип действия системы КЛУБ и ее модификации;
29) Назначение и принцип действия системы автоматической локомотивной сигнализации (АЛС);
30) Технологический процесс ремонта приборов безопасности;
31) Ремонт устройств автоматической локомотивной сигнализации;
32) Вероятные отказы устройств автоматической локомотивной сигнализации;
33) Периодичность проверки устройств АЛСН и контроля бдительности машиниста в контрольно-ремонтных, контрольных пунктах АЛСН и в цехах автостопов и электроники локомотивных депо.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять основные дефекты осей, колёс, деталей буксовых узлов;
2) Разрабатывать технологический процесс диагностирования колесных пар;
3) Определять объем работ при текущем ремонте колесных пар;
4) Определять объем работ при среднем ремонте колесных пар;
5) Выбирать методы восстановления профиля поверхности катания колес;
6) Разрабатывать технологический процесс механической обработки поверхности катания колеса;
7) Составить схему полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар;
8) Разрабатывать технологические процессы входного и выходного контроля буксовых узлов;
9) Определять объем работ при капитальном ремонте колесных пар (ремонт со сменой элементов);
10) Определить порядок технического обслуживания и текущий ремонт рамы тепловоза;
11) Определить основные дефекты элементов кузова тепловоза;
12) Выявлять неисправности рессорного подвешивания.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения основных дефектов осей, колёс, деталей буксовых узлов.

2) Разработки технологического процесса диагностирования колесных пар.

3) Определения объема работ при текущем ремонте колесных пар.

4) Определения объема работ при среднем ремонте колесных пар.

5) Выбора метода восстановления профиля поверхности катания колес.

6) Разработки технологического процесса механической обработки поверхности катания колеса.

7) Составления схемы полного и обыкновенного освидетельствования колесных пар.

8) Разработки технологического процесса входного и выходного контроля буксовых узлов.

9) Определения объема работ при капитальном ремонте колесных пар (ремонт со сменой элементов).

10) Определения порядка технического обслуживания и текущий ремонт рамы тепловоза.

11) Определения основных дефектов элементов кузова тепловоза.

12) Выявления неисправностей рессорного подвешивания.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-5 2 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Иньков, Ю. М. Эксплуатация и ремонт электроподвижного состава магистральных железных дорог [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов / Ю. М. Иньков, В. П. Феоктистов, Н. Г. Шабалин ; под ред. Ю. М. Иньков. — Электрон. текстовые данные. — М. : Издательский дом МЭИ, 2011. — 384 c. ЭБС IPRBooks
2 Мукушев, Т.Ш. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда). Тема 1.3. Энергетические установки тепловозов и дизель-поездов: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 240 с. УМЦ ЖДТ
3 Кошелева, Н.Ю. Разработка технологических процессов ремонта в условиях вагонного комплекса : учебник / Н.Ю. Кошелева, Е.В. Княжеченко, И.Н. Моисеенко, А.С. Шишлова. — М.: ФБГУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 262 с. УМЦ ЖДТ
4 Быков, Б.В. Технология ремонта вагонов : Учебник для средних специальных учебных заведений ж.-д. трансп. / Б.В. Быков, В.Е. Пигарев. — М.: Желдориздат, 2001. — 559 с. УМЦ ЖДТ
5 Гордиенко, А.В. Выполнение технического обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда): учебник / А.В. Гордиенко и др. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 832 с. УМЦ ЖДТ
6 В.Т. Данковцев, В.И. Киселев, В.А. Четвергов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В.А. Четвергова, В.И. Киселева. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. — 558 с. УМЦ ЖДТ
7 Лапицкий, В.Н. Основы технического обслуживания и ремонта тепловозов и дизель-поездов: учеб, пособие: в 7 ч. Ч. 1. Принципы технологии ремонта тягового подвижного состава. Понятие о надежности. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». 2017. — 170 с. ЭБС Юрайт

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бобриков Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы сервисного обслуживания подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Кармазина, Л.А. Учебная практика на слесарном участке : учеб. пособие / Л.А. Кармазина, В.Н. Кротов, С.В. Полежаем; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2013. - 180 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48447.