РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Связь на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., проф. Таран Владимир Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Связь на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сараев Сергей Игоревич, Главный инженер, Ростовская дирекция связи ЦСС-филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Математическое м с и п_С_23.05.05_во_5_Связь_п42777_48434.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Математическое моделирование систем и процессов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10, от 29.03.2019 № 1-.

Целью дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Научно-технические задачи в области профессиональной деятельности";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Умеет: использовать физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Имеет навыки: использования физико-математического аппарата для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Индикатор:
ОПК-1.5 - использует физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Знает: методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Умеет: использовать методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Имеет навыки: использования методов математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-1.6 - использует методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности
ОПК-10 - Способен формулировать и решать научно-технические задачи в области своей профессиональной деятельности

Знает: принципы построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Умеет: использовать принципы построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Имеет навыки: использования принципов построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-10.1 - знает основные направления научно-исследовательской деятельности в эксплуатации объектов транспорта; принципы построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Знает: принципы самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации

Умеет: использовать навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации

Имеет навыки: самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации

Индикатор:
ОПК-10.2 - владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации, математического и имитационного моделирования транспортных объектов

Место дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 116   116
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 116   116
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 64 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 195   32 163
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 183   32 151
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 12 36 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общие понятия математического моделирования систем и процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

1.1. 1 Общие понятия математического моделирования систем и процессов: 1) Основные понятия и определения 2) Формализация процесса функционирования сложных систем 3) Классификация математических моделей 4) Требования, предъявляемые к математическим моделям 5) Задачи моделирования телекоммуникационных систем на железнодорожном транспорте.

2. Статистическое моделирование случайных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

2.1. Ценность информации целеустремленных систем. Генерация ценного информационного процесса. Регрессионный анализ: 1) Линейная парная регрессия. 2) Нелинейная парная регрессия. 3) Множественная линейная и нелинейная регрессия.

2.2. Факторный анализ: 1) Идея факторного анализа 2) Практическое применение факторного анализа в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте 3) Выбор модели и оценивание ее параметров.

3. Моделирование информационных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

3.1. Моделирование информационных систем: 1) Моделирование дискретных систем 2) Моделирование дискретных систем автоматики, телемеханики и связи с использованием теории графов и элементов дискретной математики 3) Моделирование стационарного максимального потока в транспортной сети.

3.2. Численные методы моделирования динамических систем: 1) Явные и неявные методы решения стохастических дифференциальных уравнений. 2) Стохастические уравнения в форме ИТО и Стратановича. 3) Моделирование динамических систем с использованием теории нечетких множеств.

3.3. Моделирование иерархических систем: 1) Задача определения кратчайшего пути на графе. 2) Задача размещения оборудования в сети 3) Задача минимальной стоимости транспортировки. 4)Динамический поток в транспортной сети. 5) Задача коммивояжера 6) Постановка и решение модельных задач теории графов в системах электроснабжения, автоматики и телемеханики, телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте.

4. Основы теории массового обслуживания и теории расписаний. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

4.1. Основные понятия и классификация систем массового обслуживания: : 1) Задачи теории массового обслуживания 2) Классификация систем массового обслуживания 3) Понятие случайного процесса. Марковские процессы. Потоки событий. Время обслуживания требований 4) Показатели эффективности обслуживающих систем.

4.2. Показатели эффективности различных систем массового обслуживания: 1) Системы с отказами. Приближенная оценка пропускной способности 2) Системы массового обслуживания с ожиданием. 3) Системы с ограниченным средним временем ожидания в очереди и с ограниченной длиной очереди 4) Постановка и решение задач теории массового обслуживания в телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте.

4.3. Основы теории расписаний: 1) Основные понятия теории расписаний. Классификация задач теории расписаний. Общая задача составления расписаний. 2) Криерии оценки расписаний. 3) Упорядочение конечного числа работ для одной машины. 4) Расписание для системы конвейерного типа.

5. Интеллектуальные и гибридные технологии в системном анализе и моделировании. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

5.1. Понятие об управлении информационными системами. Управление системами массового обслуживания и составлением расписания. Оценка качества управления: 1) Основные определения и понятия. 2) Нечеткие методы управления и наблюдения.

5.2. Интеллектуальные и гибридные технологии: 1) Общее представление о гибридных системах и технологиях. 2) Искусственные нейронные сети и эволюционное моделирование. 3) Гибридные нейронечеткие системы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 12   28
2 6     20
3 6 20   30
4 6     18
5 8     20
Итого 32 32   116
В т.ч. по интерактивным формам   32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Нахождение производной функции. Нахождение производной сложной функции. Нахождение частных производных первого и второго порядка 4
Решение нелинейных уравнений. Решение систем линейных уравнений. Решение систем нелинейных уравнений 8
3 Решение задач линейного программирования графо-аналитическим методом. Решение задач линейного программирования симплекс-методом 8
Численное интегрирование уравнений состояния математической модели 4
Решение оптимизационных задач теории графов 4
Решение транспортной задачи 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Общие понятия математического моделирования систем и процессов. Задачи моделирования телекоммуционных систем на железнодорожном транспорте 28
2 Практическое применение факторного анализа в телекоммуникационных системах на железнодорожном транспорте 20
3 Решение практических задач моделирования в системах автоматики и телемеханики, телекоммунационных системах на железнодорожном транспорте методами линейного программирования 30
4 Постановка и решение задач массового обслуживания в системах автоматики и телемеханики, телекоммунационных системах на железнодорожном транспорте. 18
5 Интеллектуальные технологии. Гибридные технологии. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 183 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-10 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-10 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Общие понятия математического моделирования – система, переменные состояния, пространство состояний, фазовая траектория, математическая модель. Общий вид модели динамического процесса на языке дифференциальных уравнений.
2)Этапы построения математической модели.
3)Классификация математических моделей.
4)Требования, предъявляемые к математическим моделям.
5)Модели линейной парной регрессии. Оценка тесноты связи.
6)Модели множественной линейной регрессии. Оценка тесноты связи.
7)Модели нелинейной регрессии. Оценка тесноты связи.
8)Факторный анализ: выбор моделей и оценивание параметров.
9)Формулировка и классификация задач математического программирования.
10)Задачи линейного программирования.
11)Основные принципы определения целевых функций. Наиболее распространенные виды целевых функций.
12)Основные понятия теории графов.
13)Модели теории массового обслуживания. Основные определения и формулировка задачи. Классификация задач массового обслуживания.
14)Входящий поток требований в задачах теории массового обслуживания. Основные понятия.
15)Показатели качества работы системы массового обслуживания.
16)Оценка качества работы систем массового обслуживания с отказами.
17)Оценка качества работы систем массового обслуживания с неограниченным временем ожидания.
18)Оценка качества работы смешанных систем массового обслуживания.
19)Системы массового обслуживания с ненадежными каналами.
20)Современные технологии имитационного моделирования – моделирование на основе нейронных сетей.
21)Интелектуальные технологии в моделировании: основные определения и понятия
22)Методы моделирования с использованием продукционных схем вывода
23)Нечеткие продукционные модели и схемы вывода
24)Общее представление о гибридных системах и технологиях
25)Искусственные нейронные сети и эволюционное моделирование
26)Гибридные нейронечеткие системы
27)Методы и алгоритмы оптимизации

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выполнить простейшие вычисления и матричные операции.
2)Вычислить коэффициенты нелинейной регрессии. Выполнить подгонку кривых. Оценить точность модели.
3)Выполнить факторный анализ в программной среде.
4)Сформулировать и решить задачу линейного программирования графо-аналитическим методом.
5)Решить задачу линейного программирования симплекс-методом.
6)Привести задачу линейного программирования к канонической форме.
7)Использовать приложения линейного программирования. Решить транспортную задачу. Составить опорный план.
8)Решить транспортную задачу, используя метод потенциалов.
9)Разработать математическую модель по имеющимся статистическим данным. Обработать статистические данные.
10)Использовать статистические критерии для проверки соответствия выбранной модели статистическим данным.
11)Составить алгоритм поиска максимального потока в транспортной сети.
12)Составить алгоритм поиска кратчайшего пути в транспортной сети.
13)Разработать математическую модель одноканальной бесприоритетной системы массового обслуживания.
14)Разработать математическую модель многоканальной системы массового обслуживания, системы с приоритетами.
15)Исследовать свойства имитационной модели. Выполнить планирование имитационного эксперимента.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполнить простейшие вычисления и матричные операции (на ПК)(проверяется в ходе выполнения практической работы).

2)Определить коэффициенты линейной регрессионной функции одной переменной (на ПК) и оценить качество модели (проверяется в ходе выполнения практической работы).

3)Выполнить факторный анализ (на ПК)(проверяется в ходе выполнения практической работы).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ОПК-10 5 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Долгий И.Д. Новые информационные технологии на железнодорожном транспорте: математическое и программное моделирование информационно-управляющих систем: учеб. пособие / И.Д. Долгий; РГУПС. – 2007; 2010 (НТБ "РГУПС" - 100 экз.)+ ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
2 Аверченков В.И. Основы математического моделирования технических систем. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверченков В.И., Федоров В.П., Хейфец М.Л.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012.— 271 c.— (ЭБС «IPRbooks») ЭБС IPRBooks
3 Солоп, С. А. Математическое моделирование систем и процессов [Текст] : учеб. пособие / С. А. Солоп, А. Г. Кулькин ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 172 с. ЭБС РГУПС
4 Лебединская Е.Н. Математическое моделирование систем и процессов: учеб. пособие / Е.Н. Лебединская; РГУПС. - 2008 (НТБ "РГУПС" - 20 экз.)+ эбс РГУПС ЭБС РГУПС
5 Ивницкий В.А. Моделирование информационных систем железнодорожного транспорта: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. — 276 с. - (ЭБС "УМЦ ЖДТ") УМЦ ЖДТ
6 Суворова Т.В. Элементы вариационного исчисления : учеб.-метод. пособие/ Т.В. Суворова, О.А. Беляк; РГУПС. -Ростов н/Д, 2011. -28 с.(НТБ "РГУПС" - 110 экз.)+ ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
7 Наумов О.Л. Элементы теории массового обслуживания : учеб.-метод. пособие/ О. Л. Наумов; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -31 с.(НТБ "РГУПС" - 100 экз.) ЭБС РГУПС
8 Ильичева, В. В. Математическое моделирование динамических процессов в транспортных системах [Текст, Электронный ресурс] : монография / В. В. Ильичева ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 143 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Таран В.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Зубарев, А. В. Решение математических и статистических задач средствами программ Excel и Mathcad [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Зубарев ; ФГБОУ ВПО РГУПС (фил. в г. Краснодаре). - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 72 с ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MATHCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48434.