РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Химия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Горюче-смазочные материалы подвижного состава"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.х.н., доц. Савенкова Мария Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Горюче-смазочные материалы подвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.х.н., проф. Таланов Валерий Михайлович, зав. кафедрой общей и неорганической химии, ЮРГУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Горюче-смазочные м п с_С_23.05.03_во_7_Химия_п48386_и48389.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Горюче-смазочные материалы подвижного состава".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Горюче-смазочные материалы подвижного состава" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Локомотивы".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Инженерная экология";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: Классификацию ГСМ; Структурно-групповой состав основных видов топлив. Законы химической кинетики и термодинамики применительно к окислению, хранению, транспортировке и эксплуатации ГСМ. Механизмы окисления углеводородов топлив. Химические и физико-химические свойства ГСМ

Умеет: Проводить исследования состава, строения, химических и физико-химических свойств ГСМ, присадок к различным видам ГСМ с использованием современных методов химии; интерпретировать результаты исследований свойств ГСМ в процессе эксплуатации и предлагать способы повышения эффективности использования ГСМ и присадок к ним.

Имеет навыки: Навыками подбора ГСМ по критериям термо-и противоокислительной устойчивости, надёжности и работоспособности (долговечности) с использованием химических, физико-химических методов, математического анализа и компьютерного моделирования; основными принципами выбора ТСМ и антифрикционных покрытий с учётом данных по строению и структуре веществ.

Индикатор:
ОПК-1.3 - знает основные понятия и законы химии, способен объяснять сущность химических явлений и процессов

Место дисциплины 1Б.Ф "Горюче-смазочные материалы подвижного состава" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Материаловедение", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 4 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 4  
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2  
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 100   100  
Контрольная работа (К)       +
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 100   100  
Контроль, всего и в т.ч. 4   4  
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4   4  
Общая трудоемкость, часы 108 4 108  
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. ГСМ и их классификация. Виды топлив. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Понятие о ГСМ. Основы получения топлив: Виды топлив по составу: Углеродистые вещества – от чистого углерода, до сложных органических соединений, Экологичность топлив, не содержащих углерода.. Энергетический баланс мирового потребления топлив и структура потребления ГСМ. Физико-химические основы получения топлив. Газификация твёрдых топлив. Коксование. Каталитический крекинг. Каталитический риформинг. Пиролиз нефтяного сырья. Газификация нефтяных остатков, Гидроочистка и гидрокрекинг газов нефтепереработки.

1.2. Теории окисления углеводородов: Окисление углеводородов топлив - цепной процесс; определение скорости процесса : наиболее медленной стадией (генерирование активных центров) и методом стационарных концентраций. Молекулярные механизмы цепных процессов – образование активированных комплексов и гармонических осцилляторов; энергия их образования и активации.

1.3. Улучшение качества топлив и присадки к ним: Зависимость свойств топлив от их химического состава. Характеристики практической ценности. Экологические характеристики топлив и продуктов их окисления при эксплуатации и хранении. Присадки к топливам органической и неорганической природы.

2. Классификация смазочных материалов. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. назначение, деление, состав смазосных материалов (СМ): Понятие о СМ. Жидкие, пластичные, твёрдые, газообразные. Основные виды 6 смазочные масла, металлоплакирующие СМ, пластичные смазки, технологические смазочные материалы, твёрдые смазки (включая ТЭСПы – твёрдые смазочные покрытия), смазочно-охлаждающие жидкости.

2.2. Жидкие смазочные материалы - масла: Использование, условия работы, деление на ряд групп в зависимости от конструкции , вязкости и специфики эксплуатации; универсальные смазочные масла; функциональные присадки - серо-, фосфор- и хлорсодержащие соединения различного состава и строения.

3. Пластичные смазочные материалы (ПСМ). Твердые смазочные материалы (ТСМ). (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Пластичные смазочные материалы: Состав ПС – синтетические, минеральные или растительные масла; органические и неорганические соединения, образующие с маслом коллоидные системы с необходимыми адгезионными свойствами; дисперсная фаза и дисперсная среда ПС; загустители (консистентные углеводороды, мыла), образующие пространственные каркас ПС; функциональные присадки (антифрикционные, противозадирные, противокоррозионные и др.) неорганической и органической природы. Неорганические полимерные присадки, разрабатываемые в РГУПС – полифосфаты, полифосфоромолибдаты и полифосфоровольфраматы одно- и двухвалентных металлов.

3.2. Твердые смазочные материалы. Антификционные покрытия: Классификация и основные физико-химические и физико-механические свойства ТСМ. Особенности структуры неорганических ТСМ. Органические полимерные материалы. Зависимость свойств ТСП от природы ТСМ, природы связующего, температуры, условий нагружения и концентрации трибосопряжений.

4. Подбор смазочных материалов. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Физико-химические основы подбора СМ: Принципы подбора СМ с целью минимизации трения и изнашивания. Экологические аспекты применения топлив и смазочных материалов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6   6 15
2 2   2 22
3 6   6 20
4 2   2 10
Итого 16   16 67
В т.ч. по интерактивным формам 8   8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Определение структурно-группового состава нефти или нефтепродуктов.Определение плотности нефти или нефтепродуктов.Метод анилиновых точек, определение цетанового числа и дизельного индекса топлива. 6
2 Определение температуры вспышки нефтепродуктов.Количественное определение содержания воды в нефтепродуктах 2
3 Определение кислотного числа нефтепродуктов. Определение температуры каплепадения СМ. Определение пенетрации пластичных смазок. 6
4 Определение коллоидной стабильности пластичных смазок. Определение коррозионного воздействия масел на металлы и сплавы. 2

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Структурно- групповой состав основ видов. топливГомогенный и гетерогенный механизмы образования возбуждённых молекул, свободных радикалов и ион-радикалов в цепных процессах окисления углеводородов. Теоретическая оценка противоокислительной стабильности жидких углеводородов. Расчёт значений энергии межмолекулярного взаимодействия, а также энтальпии и энтропии по эмпирическим уравнениям для различных углеводородов жидких топлив; расчёт констант скоростей реакций зарождения цепей при окислении углеводородов. 15
2 Теории происхождения нефти. Основные способы переработки нефти – термический и каталитический крекинг; Методы очистки нефтепродуктов. Платформинг; новое направление в науке и технике – химмотология. Типы современных смазочных материалов. Альтернативные виды топлив. Основные способы регенерации топлив и СМ. Окисление дизельных топлив. Окисление смесей топлив. Основные факторы ускоряющие окисление топлив. Смеси противоокислителей и синергизм их действия. Механизм действия ингибиторов коррозии в топливах С.М. Коррозия металлов и сплавов в нефтепродуктах. 22
3 Реология С.М. Реологические свойства ПС. и их влияние на эксплуатационные характеристики СМ. Механизмы образования граничных плёнок на поверхности трибосопряжений в граничном режиме смазки. Механизм действия противоизносных и противозадирных присадок. Адсорбионная способность присадок в зависимости от строения и физико-химических свойств молекул (присадок). Реакционная способность присадок и её роль в механизме противоизносного действия. 20
4 Виды твердых смазочных материалов. Влияние строении, структуры, и физико-химических свойств твердых смазочных материалов на их триботехнические характеристики. Твердые смазочные материалы с участием неорганических полимеров. Процессы самоорганизации в твердых смазках. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 100 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Классификация, состав, свойства топлив.
2) Физико-химические основы получения топлив.
3) Кинетические закономерности термических и каталитических процессов переработки нефти.
4) Молекулярные механизмы, термических и каталитических процессов переработки нефти.
5) Термодинамические закономерности, термических и каталитических процессов переработки нефти.
6) Основы теории окисления углеводородов.
7) Цепной механизм процессов окисления углеводородов.
8) Окисление котельных топлив при эксплуатации и хранении.
9) Улучшение качества топлив.
10) Окисление дизельных топлив при хранении.
11) Механизм смазочного действия.
12) Физико-химические свойства смазочных материалов.
13) Трибологические свойства смазочных материалов.
14) Физико-химические основы подбора смазочных материалов с целью минимизации трения и изнашивания.
15) Экологические аспекты применения топлив.
16) Экологические аспекты применения смазочных материалов.
17) Углеводородный состав нефти.
18) Твердые смазки и самосмазывающие материалы.
19) Физико -химические основы различных видов крекинга.
20) Альтернативные виды топлив.
21) Пластичные смазки: классификация, структура, свойства.
22) Процессы самоорганизации в пластичных и твердых смазках.
23) Физико-химия сгорания твердых топлив в дизельных двигателях.
24) Процессы воспламенения и самовоспламенения.
25) Присадки к смазочным материалам. Классификация, свойства.
26) Физико-химические основы подбора смазочных материалов.
27) Основные способы регенерации топлив.
28) Основные способы регенерации смазочных материалов.
29) Влияние качества нефтепродукта на работоспособность техники.
30) Смазочные материалы с участием неорганических полимеров.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять структурно-групповой состав нефти или нефтепродуктов.
2) Определять плотность нефти или нефтепродуктов.
3) Определять температуру вспышки нефтепродуктов.
4) Определять количественное содержания воды в нефтепродуктах.
5) Определять температуру каплепадения СМ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Объяснения термодинамических и кинетических закономерностей молекулярных механизмов, термокаталетических процессов окисления топлив.

2) Улучшения качества топлив.

3) Выбора присадок к топливам и смазочным материалам.

4) Совместимости смазок по эксплуатационным свойствам.

5) Выбора твертых СМ и антифрикционных покрытий.

6) Физико-химических основ подбора смазочных материалов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Алексаньян, И.М. Физикохимия горюче-смазочных материалов : учеб. пособие / И.М. Алексаньян, К.С. Фисенко ; РГУПС. - Ростов н/Д : РГУПС, 2012. - 65 с. : ил. - Библиогр.: 7 ЭБС РГУПС
2 Зиновьев, В.Е. Эксплуатационные материалы : учеб. пособие / В. Е. Зиновьев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 122 с. : ил., табл. - Библиогр.: 17 назв. НТБ РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Савенкова М.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Горюче-смазочные материалы подвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Физикохимия горюче-смазочных материалов : лаб. практикум / М.А. Савенкова, В.А. Февралева, В.Н. Доронькин, С.А. Воляник ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 53 с. : прил., табл. - Библиогр. - Слов. терминов ЭБС РГУПС
3 Алексаньян, И.М. Основные показатели качества смазочных масел : учеб. пособие / И.М. Алексаньян ; РГУПС. - Ростов н/Д : РГУПС, 2009. - 60 с. : табл., ил., прил. - Библиогр НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48389.