РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Связь на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Информационная безопасность"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., доц. Кульбикаян Хачерес Шагенович, к.ф-м.н., доц. Кульбикаян Баграт Хачересович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Информационная безопасность" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Связь на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сараев Сергей Игоревич, Главный инженер, Ростовская дирекция связи ЦСС-филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Информационная б_С_23.05.05_во_6_Связь_и48303.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационная безопасность".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10, от 29.03.2019 № 1-.

Целью дисциплины "Информационная безопасность" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Многоканальная связь", "Оперативно-технологическая связь на железнодорожном транспорте", "Современные технологии беспроводной связи";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов

Умеет: использовать методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов

Имеет навыки: применения методов теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов

Индикатор:
ОПК-1.2 - применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов, явлений, проводит эксперименты по заданной методике и анализирует их результаты
ОПК-2 - Способен применять при решении профессиональных задач основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, в том числе с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения

Знает: методы представления и алгоритмы обработки данных, использует цифровые технологии для решения профессиональных задач

Умеет: использовать методы представления и алгоритмы обработки данных, использует цифровые технологии для решения профессиональных задач

Имеет навыки: применения методов представления и алгоритмов обработки данных

Индикатор:
ОПК-2.1 - Применяет основные методы представления и алгоритмы обработки данных, использует цифровые технологии для решения профессиональных задач

Знает: принципы информационного обслуживания и обработки данных

Умеет: использовать принципы информационного обслуживания и обработки данных

Имеет навыки: применения принципов информационного обслуживания и обработки данных

Индикатор:
ОПК-2.2 - Имеет навыки по информационному обслуживанию и обработке данных в области производственной деятельности

Знает: основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации

Умеет: использовать основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации

Имеет навыки: применения основных методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации

Индикатор:
ОПК-2.3 - Применяет при решении профессиональных задач основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Информационная безопасность" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб) 12 12 12
Практические, семинары (Пр)      
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 75   75
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 75   75
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 24 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр)        
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Информационная безопасность. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Научная терминология.

1.2. Базовые понятия.

1.3. Базовые архитектуры.

1.4. Базовые услуги.

2. Требования к безопасности сетей связи. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Обшие задачи безопасности сетей связи.

2.2. Конфиденциальность данных.

2.3. Организация реагирования на инциденты.

2.4. Инцидент безопасности.

3. Методы и средства защиты информации. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Программные методы защиты.

3.2. Многоуровневая структура системы защиты.

3.3. Показатели защищенности информации.

3.4. Функции системы защиты.

3.5. Классификация способов и средств комплексной защиты.

3.6. Защита линий связи.

3.7. Спектральные, временные и комбинированные защитные преобразования сигналов.

3.8. Средства подавления электромагнитных излучений и наводок.

3.9. Экранирование и симметрирование линий связи.

3.10. Средства защиты оптических линий связи.

4. Инфраструктуры и управления полномочиями. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2)

4.1. Инфраструктура открытых сетей.

4.2. Вопросы безопасности мультимедиа.

4.3. Безопасность факсимильной связи.

4.4. Безопасность сквозной передачи данных по подвижной связи.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     15
2 2   4 20
3 4   4 20
4 4   4 20
Итого 12   12 75
В т.ч. по интерактивным формам     12  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
2 Реализация политики безопасности в защищенных версиях Windows 4
3 Система защищенной электронной почты 4
4 Изучение способов и средств съема акустической информации 4

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Базовые услуги. 15
2 Обшие задачи безопасности сетей связи. 20
3 Классификация способов и средств комплексной защиты. 20
4 Безопасность сквозной передачи данных по подвижной связи. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 84 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-1 +
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-2 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Научная терминология
2)Базовые понятия
3)Базовые архитектуры
4)Базовые услуги
5)Общие задачи безопасности сетей связи
6)Конфиденциальность данных
7)Организация реагирования на инциденты
8)Инцидент безопасности
9)Программные методы защиты
10)Многоуровневая структура системы защиты
11)Показатели защищенности информации
12)Функции системы защиты
13)Классификация способов и средств комплексной защиты
14)Защита линий связи
15)Спектральные, временные и комбинированные защитные преобразования сигналов
16)Средства подавления электромагнитных излучений и наводок
17)Экранирование и симметрирование линий связи
18)Средства защиты оптических линий связи
19)Инфраструктура открытых сетей
20)Вопросы безопасности мультимедиа
21)Безопасность факсимильной связи
22)Безопасность сквозной передачи данных по подвижной связи

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Использовать научную терминологию
2)Использовать базовые понятия
3)Использовать базовые архитектуры
4)Использовать базовые услуги
5)Использовать общие задачи безопасности сетей связи
6)Использовать конфиденциальность данных
7)Использовать организацию реагирования на инциденты
8)Использовать инцидент безопасности
9)Использовать программные методы защиты
10)Использовать многоуровневая структура системы защиты
11)Использовать показатели защищенности информации
12)Использовать функции системы защиты
13)Использовать классификацию способов и средств комплексной защиты
14)Использовать защиту линий связи
15)Использовать спектральные, временные и комбинированные защитные преобразования сигналов
16)Использовать средства подавления электромагнитных излучений и наводок
17)Использовать экранирование и симметрирование линий связи
18)Использовать средства защиты оптических линий связи
19)Использовать инфраструктуру открытых сетей
20)Использовать вопросы безопасности мультимедиа
21)Использовать безопасность факсимильной связи
22)Использовать безопасность сквозной передачи данных по подвижной связи

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Применять научную терминологию.

2)Применять базовые понятия.

3)Применять базовые архитектуры.

4)Применять базовые услуги.

5)Применять общие задачи безопасности сетей связи.

6)Применять конфиденциальность данных.

7)Применять организацию реагирования на инциденты.

8)Применять инцидент безопасности.

9)Применять программные методы защиты.

10)Применять многоуровневая структура системы защиты.

11)Применять показатели защищенности информации.

12)Применять функции системы защиты.

13)Применять классификацию способов и средств комплексной защиты.

14)Применять защиту линий связи.

15)Применять спектральные, временные и комбинированные защитные преобразования сигналов.

16)Применять средства подавления электромагнитных излучений и наводок.

17)Применять экранирование и симметрирование линий связи.

18)Применять средства защиты оптических линий связи.

19)Применять инфраструктуру открытых сетей.

20)Применять вопросы безопасности мультимедиа.

21)Применять безопасность факсимильной связи.

22)Применять безопасность сквозной передачи данных по подвижной связи.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 6 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
  ОПК-2 6 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Яковлев, В. В. Информационная безопасность и защита информации в корпоративных сетях железнодорожного транспорта [Текст] : учеб. для вузов ж.-д.трансп. / В.В. Яковлев, А.А. Корниенко. - М. : УМК МПС РФ, 2002. - 327 с. НТБ РГУПС НТБ РГУПС
2 Доманский, В. В. Компьютерные сети. Интернет. Защита информации : учеб. пособие / В.В. Доманский ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2004. - 71 с. ЭБС РГУПС
3 Информационная безопасность и защита информации на железнодорожном транспорте [Текст] : учеб. для вузов : в 2 ч . Ч. 1. Методология и система обеспечения информационной безопасности на железнодорожном транспорте / Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. ; ред. А. А. Корниенко. - М. : [б. и.], 2014. - 435 с. НТБ РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кульбикаян Х.Ш. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационная безопасность". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Доманский, В. В. Компьютерные сети. Интернет. Защита информации : учеб. пособие / В.В. Доманский ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2004. - 71 с ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48303.