РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Конструирование и расчет вагонов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Пассажирские вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Булавин Юрий Павлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Конструирование и расчет вагонов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шведов Алексей Александрович, первый заместитель начальника, служба вагонного хозяйства СКДИ ЦДИ–филиала ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Конструирование и р в_С_23.05.03_во_78_ВВХ_п43865_и48273.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Конструирование и расчет вагонов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Конструирование и расчет вагонов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Пассажирские вагоны".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Методология проектирования перспективного подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-4 - Способен организовывать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов различного типа и назначения, тормозного и оборудования, поддерживающего их жизнеобеспечение, производственную деятельность подразделений вагонного хозяйства, способен проектировать пассажирские вагоны, их тормозное и электрооборудование, средства автоматизации производственных процессов, оценивать показатели качества, надежности, технического уровня и безопасности вагонов, качества продукции (услуг) и технического уровня производства с использованием современных информационных технологий, диагностических комплексов и систем менеджмента качества

Знает: устройство вагонов и взаимодействие их узлов и деталей

Умеет: различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках, определять требования к конструкциям вагонов, определять параметры вагонов, показатели качества и безопасности конструкций кузовов и узлов пассажирских вагонов при действии основных нагрузок с использованием компьютерных технологий

Имеет навыки: владения основными характеристиками эксплуатируемого и нового вагонного парка, методами расчета и нормирования сил, действующих на вагон, методами расчета напряжений и запасов прочности, методами анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов, основными положениями конструкторской и технологической подготовки производства вагонов

Индикатор:
ПК-4.2 - Способен демонстрировать знания устройства вагонов и взаимодействие их узлов и деталей, умением различать типы вагонов, ориентироваться в их технических характеристиках, определять требования к конструкциям вагонов, определять параметры вагонов, показатели качества и безопасности конструкций кузовов и узлов пассажирских вагонов при действии основных нагрузок с использованием компьютерных технологий, владением основными характеристиками эксплуатируемого и нового вагонного парка, методами расчета и нормирования сил, действующих на вагон, методами расчета напряжений и запасов прочности, методами анализа конструкций, прочности и надежности вагонов и их узлов, основными положениями конструкторской и технологической подготовки производства вагонов

Место дисциплины 1Б.О "Конструирование и расчет вагонов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Нетяговый подвижной состав железных дорог", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗВПС, МПС.

Дисциплина реализуется в 7, 8 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 112 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 64 48
Лекции (Лек) 56 56 32 24
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 40 40 16 24
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 167   71 96
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15  
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 112   56 56
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 112 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 20 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14 15
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 4 8 8
Лекции (Лек) 12 12 4 4 4
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2  
Практические, семинары (Пр) 6 6   2 4
           
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 291   104 96 91
Контрольная работа (К)          
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15  
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП) 40       40
Самоподготовка 236   104 81 51
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 324 20 108 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Структура вагонного парка и узлы вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

1.1. Развитие и структура вагонного парка: 1) Развитие вагонного парка отечественных железных дорог; 2) Структура вагонного парка и ее влияние на развитие технических решений в области вагоностроения.

1.2. Основные узлы пассажирских и грузовых вагонов: 1) Функциональное назначение основных узлов современных вагонов, условия работы; 2) Требования к узлам вагонов с учетом безопасности движения.

2. Показатели качества деталей и узлов вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

2.1. Нормативные акты, регламентирующие показатели качества деталей и узлов вагонов: 1) Технические требования к пассажирским и грузовым вагонам; 2) Основное содержание и направленность технических требований и государственных стандартов, пожарной безопасности, санитарных нормативов и экологической безопасности.

2.2. Материалы, используемые в конструкциях вагонов: 1) Материалы, применяемые для изготовления вагонов; 2) Материалы, применяемые для изготовления несущих конструкций и узлов вагонов; 3) Основные требования к материалам.

3. Конструкции кузовов вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Архитектурная компоновка кузовов вагонов: 1) Схемы конструкции кузовов различных типов грузовых вагонов. Компоновка несущих элементов в кузовах различных типов вагонов; 2) Схемы конструкций кузовов различных типов пассажирских вагонов. Компоновка несущих элементов в кузовах пассажирских вагонов. Планировки различных типов пассажирских вагонов.

3.2. Выбор оптимальных линейных размеров кузовов вагонов: 1) Основные технико-экономические параметры вагонов. Выбор типов грузовых вагонов, структура вагонного парка. Удельный объем и удельная площадь пола; 2) Грузоподъемность и тара грузовых вагонов. Факторы, определяющие величину грузоподъемности вагона. Тара вагона и пути ее снижения. Методы выбора линейных размеров вагона.

4. Проектирование, постройка и испытания вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

4.1. Проектирование и изготовление вагонов: 1) Стадии проектирования вагонов; 2) Изготовление вагонов.

4.2. Испытания вагонов: 1) Задачи испытаний вагонов и методика их проведения; 2) Приборы и аппаратура, используемые при испытаниях вагонов.

Семестр № 8

5. Моделирование нагруженности кузовов вагонов и оценка показателей их качества. (Компетенция/и ПК-4)

5.1. Нагрузки, действующие на вагон: 1) Нагрузки, действующие на кузов вагона и основные узлы; 2) Расчетные режимы, допускаемые напряжения, запасы прочности.

5.2. Конструктивные схемы кузовов: 1) Расчетные схемы приложения нагрузок на кузов вагона; 2) Общие методы исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.

5.3. Расчет элементов кузовов: 1) Расчет элементов кузовов полувагонов на прочность и устойчивость; 2) Расчет рам железнодорожных платформ; 3) Расчет котлов железнодорожных цистерн на прочность и устойчивость; 4) Расчет цельнонесущих кузовов на прочность.

6. Колесные пары. (Компетенция/и ПК-4)

6.1. Вагонные оси: 1) Требования к конструкции осей; 2) Методы расчета осей на прочность; 3) Проверочные методы расчета, уточненный метод расчета осей; 4) Расчет оси на усталостную прочность.

6.2. Колеса: 1) Требования к конструкции колес; 2) Методы расчета колес на прочность.

6.3. Методы расчета колесных пар: 1) Требования к конструктивным схемам колесных пар; 2) Нагрузки на элементы колесных пар.

7. Ходовые части вагонов. (Компетенция/и ПК-4)

7.1. Конструкция тележек грузовых и пассажирских вагонов: 1) Классификация тележек; 2) Анализ основных конструктивных особенностей.

7.2. Моделирование работы элементов ходовых частей: 1) Силы, действующие на рамы, надрессорные балки, рессорное подвешивание, буксовые узлы; 2) Требования к параметрам упругих элементов и гасителей колебаний. Расчет элементов рессорного подвешивания; 3) Расчет литых деталей тележек грузовых вагонов. Расчет надрессорной балки на прочность; 4) Расчет боковой рамы тележки грузового вагона на прочность.

8. Ударно-тяговые приборы. (Компетенция/и ПК-4)

8.1. Конструкция автосцепных устройств: 1) Анализ развития автосцепных устройств; 2) Расчет элементов автосцепного устройства.

8.2. Поглощающие аппараты автосцепных устройств: 1) Основные характеристики поглощающих аппаратов; 2) Расчет элементов поглощающих аппаратов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2 4 14
2 6 2 4 14
3 10 6 4 14
4 10 6 4 14
5 8 6   12
6 6 8   14
7 6 6   15
8 4 4   15
Итого 56 40 16 112
В т.ч. по интерактивным формам 56 24 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные части и узлы вагона 4
2 Анализ качества деталей вагона 4
3 Рама вагона 4
4 Виды испытаний вагона 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение конструкции основных узлов вагонов и требований к ним 2
2 Материалы, применяемых в вагоностроении. 2
3 Определение техническо-экономических параметров вагонов. 6
4 Обработка результатов испытаний вагонов. 6
Семестр № 8
5 Расчет элементов конструкций кузовов грузовых вагонов. 4
Определение напряжений в оболочках цилиндрических частей и днищ котлов цистерн. 2
6 Расчет колесной пары на прочность. 8
7 Расчет рессорного подвешивания вагонов. 6
8 Расчет поглощающих аппаратов автосцепки. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Вагоны повышенной грузоподъемности. Исследования в области продольной динамики. Исследования в области взаимодействия вагона и железнодорожного пути. Исследования в области колебаний вагонов. Исследования в области прочности вагонов. Исследования по выбору типов и параметров грузовых вагонов. Исследования в области сварных конструкций вагонов. Порядок проверки автоматической сцепляемости, прохода кривых в сцепе, горок и аппарелей паромных переправ для вагонов с учетом выбранных линейных размеров. Проверка обеспечения автоматической сцепляемости вагона на участке сопряжения кривой и прямой. Проверка обеспечения прохода сцепленных вагонов по криволинейным участкам пути. Проверка обеспечения прохода вагонов без саморасцепа по сортировочной горке и аппарельному съезду парома. Определение понижений кузова и укрепленных на нем частей при проходе вагоном горбов сортировочных горок. 14
2 Технические требования к специализированным вагонам. Требования экологической безопасности при эксплуатации вагонов 8
Применение полимерных материалов в конструкциях вагонов. Материалы для окраски вагонов 6
3 Конструкции кузовов специализированных вагонов, вагонов промышленного транспорта, рефрижераторного подвижного состава, цистерн для перевозки опасных грузов 8
Планировки пассажирских вагонов специального назначения 6
4 Тензодатчики, применяемые при испытаниях вагонов. Прогибомеры. Ускорениемеры. Динамометрическая колесная пара. Динамометры, применяемые при динамических испытаниях вагонов. 14
Семестр № 8
5 Определение статических сил, действующих на вагон. Приведение нагрузок, действующих на вагон, к нормативным значениям. Оценка надежности вагонов Показатели безотказности работы вагона. Определение параметров потока отказов вагонов. Показатели долговечности и ремонтопригодности вагонов. 12
6 Соединение колеса с осью. Колесные пары для вагонов нового поколения. Силы, действующие на колесную пару вагона. Нагруженность расчетных сечений оси. Оценка надежности вагонной оси. 14
7 Анализ конструкций и надежности букс. Рекомендации по проектированию тележек. Тележки грузовых вагонов нового поколения. 15
8 Размещение деталей механизма в корпусе автосцепки. Последовательность сборки и разборки деталей механизма автосцепки. Взаимодействие деталей механизма автосцепки СА-3. Особенности автосцепного устройства восьмиосных вагонов. Автосцепное устройство вагонов скоростного электропоезда ЭР200. Перспективные конструкции автосцепки полужесткого типа. Конструкции иностранных автосцепок. Пути совершенствования автосцепного устройства. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 236 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7 8
ПК-4 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет элементов конструкции полувагона;

расчет элементов конструкции крытого вагона;

расчет элементов конструкции цистерны;

расчет элементов конструкции крытого вагона;

расчет элементов конструкции вагона-хоппера;

расчет элементов конструкции платформы;

расчет элементов конструкции пассажирского вагона;

расчет элементов конструкции пассажирского вагона с безлюлечными тележками;

расчет элементов конструкции пассажирского двухэтажного вагона.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

определение технических параметров крытого грузового вагона;

определение технических параметров универсального полувагона;

определение технических параметров четырехосной платформы;

определение технических параметров цистерны для нефтепродуктов;

определение технических параметров цистерны для высоковязких грузов;

определение технических параметров восьмиосной цистерны для нефтепродуктов;

определение технических параметров цистерны для серной кислоты;

определение технических параметров цистерны для азотной кислоты;

определение технических параметров цистерны для соляной кислоты;

определение технических параметров цистерны для сжиженных газов;

определение технических параметров безрамной цистерны для бензина;

определение технических параметров восьмиосного полувагона;

определение параметров платформы для перевозки контейнеров;

определение параметров вагона с кузовом из алюминиевых сплавов;

определение технических параметров полувагона габарита Т;

определение технических параметров платформы с удлиненной рамой;

определение параметров вагона межобластного сообщения;

определение параметров некупейного пассажирского вагона;

определение технических параметров пассажирского купейного вагона;

определение технических параметров вагона для перевозки почты;

определение технических параметров багажного вагона;

расчет и выбор подшипников для буксового узла грузовой тележки;

оценка долговечности подшипников буксового узла грузовой тележки;

долговечность подшипников буксового узла пассажирской тележки;

оценка прочности подшипников буксы тележки для высокоскоростного движения;

оценка надежности буксового узла тележки грузового вагона;

оценка прочности пружин рессорного подвешивания грузовой тележки;

выбор параметров рессорного подвешивания грузовой тележки;

расчет параметров рессорного подвешивания пассажирской тележки;

расчет и выбор параметров гасителя колебаний грузовой тележки;

расчет и выбор параметров гасителя колебаний пассажирской тележки;

оценка прочности надрессорной балки тележки грузового вагона;

оценка прочности надрессорной балки тележки пассажирского вагона;

анализ методов повышения прочности литых деталей грузовых тележек;

оценка прочности и устойчивости котла железнодорожной цистерны;

оценка прочности котла безрамной железнодорожной цистерны;

расчет на прочность элементов рамы железнодорожной цистерны;

расчет на прочность элементов рамы четырехосной платформы;

расчет и выбор конструкции оси колесной пары тележки грузового вагона;

расчет и выбор конструкции полой оси колесной пары вагона;

расчет и выбор конструкции оси колесной пары для вагонов повышенной грузоподъемности;

расчет и выбор поглощающего аппарата автосцепного устройства вагона;

оценка прочности корпуса поглощающего аппарата грузового вагона;

оценка прочности корпуса автосцепки при эксплуатационных нагрузках;

оценка обеспечения прохода сцепленных вагонов по кривым участкам пути;

расчет характеристик поглощающих аппаратов грузовых вагонов.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Структуру вагонного парка отечественных железных дорог.
2) Конструкцию основных узлов грузовых вагонов.
3) Конструкцию основных узлов пассажирских и рефрижераторных вагонов.
4) Зарубежные современные конструкции вагонов.
5) Обобщенную схему вагона.
6) Функциональное назначение основных узлов современных вагонов.
7) Требования к основным узлам вагонов с учетом безопасности движения.
8) Условия работы вагонов и их частей.
9) Технические требования к грузовым и пассажирским вагонам.
10) Материалы, применяемые для изготовления вагонов.
11) Основные требования к материалам, применяемым в вагоностроении.
12) Схемы конструкций различных типов грузовых вагонов.
13) Схемы конструкций различных типов пассажирских вагонов.
14) Планировки различных типов пассажирских вагонов.
15) Основные технико-экономические параметры вагонов.
16) Факторы, определяющие величину грузоподъемности грузового вагона.
17) Способы снижения тары вагона.
18) Методы выбора линейных размеров вагонов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составлять обобщенную схему грузового, пассажирского и рефрижераторного вагонов.
2) Проектировать основные узлы вагонов с учетом безопасности движения.
3) Применять технические требования к грузовым и пассажирским вагонам при их проектировании.
4) Применять прогрессивные материалы при проектировании вагонов.
5) Составлять схемы конструкций грузовых и пассажирских вагонов.
6) Составлять планировки различных типов пассажирских вагонов.
7) Определять основные технико-экономические параметры вагонов.
8) Определять линейные размеры проектируемых вагонов.
9) Применять способы снижения тары вагона при проектировании.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Критериями при выборе материалов при изготовлении вагонов.
2) Методикой определения основных технико-экономических параметров вагонов.
3) Методами снижения тары вагонов на этапе проектирования.
4) Методикой определения линейных размеров вагонов.

Экзамен. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Нагрузки, действующие на кузов вагона.
2) Расчетные режимы.
3) Методы исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.
4) Методы расчета элементов кузовов.
5) Методы расчета котлов железнодорожных цистерн на прочность и устойчивость.
6) Последовательность расчета котла безрамной цистерны.
7) Методы расчета цельнонесущих кузовов.
8) Классификацию тележек.
9) Функциональное назначение узлов тележек в обеспечении безопасных условий движения.
10) Устройство тележек грузовых вагонов.
11) Устройство тележек пассажирских и рефрижераторных вагонов.
12) Перспективные конструкции тележек вагонов.
13) Тележки вагонов зарубежных железных дорог.
14) Силы, действующие на основные части тележек.
15) Методы расчетной оценки элементов тележки.
16) Конструктивные схемы колесных пар.
17) Нагрузки на элементы колесных пар
18) Методы расчета колесных пар на прочность и долговечность.
19) Последовательность расчета оси колесной пары на прочность условным методом.
20) Методику расчета оси колесной пары на усталостную прочность.
21) Требования к буксовым узлам вагонов.
22) Методику расчета роликовых подшипников на прочность и долговечность.
23) Силовые характеристики упругих элементов рессорного подвешивания тележек.
24) Последовательность расчета элементов рессорного подвешивания тележек.
25) Методы оценки прочности литых деталей тележек грузовых вагонов.
26) Конструкцию ударно-тяговых приборов вагонов.
27) Основные технические характеристики поглощающих аппаратов.
28) Методику расчета основных частей автосцепного устройства на прочность.
29) Методы экспериментальной оценки качества конструкции вагона и его узлов
30) Приборы и аппаратура, используемая при испытаниях вагонов.
31) Этапы проектирования вагонов.
32) Порядок приемки вагонов в эксплуатацию.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять нагрузки, действующие на вагон.
2) Выбирать методы исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.
3) Выбирать методы расчета на прочность элементов кузовов вагонов.
4) Рассчитывать на прочность котлы железнодорожных цистерн.
5) Рассчитывать на прочность кузова пассажирских вагонов.
6) Определять силы, действующие на тележку.
7) Рассчитывать ось колесной пары на прочность.
8) Рассчитывать ось колесной пары на усталостную прочность.
9) Рассчитывать подшипники буксового узла на прочность и долговечность.
10) Выполнять анализ силовых характеристик упругих элементов рессорного подвешивания тележек вагонов.
11) Рассчитывать элементы рессорного подвешивания тележек.
12) Выполнять оценку прочности литых деталей тележек грузовых вагонов.
13) Выполнять анализ основных технических характеристик поглощающих аппаратов.
14) Рассчитывать на прочность основные частей автосцепного устройства вагонов.
15) Выполнять оценку качества конструкций вагона и его узлов в процессе испытаний.
16) Устанавливать порядок приемки вагонов в эксплуатацию.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами исследования напряженно-деформированного состояния и прочности кузовов вагонов.

2) Методикой расчета элементов кузовов вагонов на прочность и устойчивость.

3) Методами расчета оси колесной пары на прочность и выносливость.

4) Методикой расчета буксовых подшипников на прочность и долговечность.

5) Основами расчета рессорного подвешивания тележек.

6) Методикой оценки прочности литых деталей тележки.

7) Основами проектирования поглощающих аппаратов автосцепного устройства.

8) Методами экспериментальной оценки качества конструкции вагона и его узлов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Методические рекомендации по составлению и апробации фондов оценочных средств по дисциплинам направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования в рамках проведения компьютерного тестирования [Текст] : методические рекомендации / М. С. Тимофеева, В. Н. Семенов, Л. М. Кирсанова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 78 с.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-4 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
8 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Конструирование и расчет вагонов: учебник/В.В. Лукин, П.С. Анисимов, В.Н. Котуранов и др.; под ред. П.С. Анисимова. — 2 е изд., перераб. и доп. — М.: ФГОУ «Учебно методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 688 c. УМЦ ЖДТ
2 Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны. Общий курс: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Под ред. В.В. Лукина. — М.: Маршрут, 2004. - 424 с. УМЦ ЖДТ
3 Вагоны. Основы конструирования и экспертизы технических решений: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / А.П. Азовский, Е.В. Александров, В.В. Кобищанов, В.Н. Котуранов, В.П. Лобзинев, М.Н. Овечников, Б.Н. Покровский, В.И. Светлов, А.А. Юхневский; Под ред. В.Н. Котуранова - М.: Маршрут, 2005. - 490 с. УМЦ ЖДТ
4 Быков Б.В., Куликов В.Ф. Конструкция механической части вагонов: учеб. Пособи. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. – 247 с. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Булавин Ю.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Конструирование и расчет вагонов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бутенко, Ю. Я. Расчет элементов конструкций вагонов на прочность [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к практ. занятиям / Ю. Я. Бутенко, Ю. П. Булавин ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 36 с. ЭБС РГУПС
3 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к лабораторным работам) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 18 с. ЭБС РГУПС
4 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к лабораторным работам) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с ЭБС РГУПС
5 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие (к практическим занятиям) / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 98 с. ЭБС РГУПС
6 Ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование пассажирских вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / Л.В. Балон, А.В. Челохьян, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 290 с ЭБС РГУПС
7 Особенности конструкции современных грузовых вагонов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.В. Челохьян, В.Ф. Криворудченко, О.А. Ворон и др.; ред. В.Ф. Криворудченко ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 403 с ЭБС РГУПС
8 Копотун, Е. А. Пассажирские вагоны [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Копотун, Ю. П. Булавин, Е. Е. Александрова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 75 с. ЭБС РГУПС
9 Булавин, Ю. П. Конструирование и расчет вагонов [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю. П. Булавин, Ю. Я. Бутенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 43 с ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"
7 http://www.tvz.ru/. Открытое акционерное общество «Тверской вагоностроительный завод»
8 http://www.uvz.ru/. Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
9 http://www.tvsz.ru/. Акционерное общество «Тихвинский вагоностроительный завод» (АО «ТВСЗ»)

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48273.