РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Связь на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Теория телетрафика"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Решетникова Ирина Витальевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Теория телетрафика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Связь на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сараев Сергей Игоревич, Главный инженер, Ростовская дирекция связи ЦСС-филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Теория т_С_23.05.05_во_5_Связь_п608_и48257.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория телетрафика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10, от 29.03.2019 № 1-.

Целью дисциплины "Теория телетрафика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Основы теории надежности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: основы высшей математики

Умеет: представить математическое описание процессов

Имеет навыки: математического описания моделируемого процесса (объекта) для решения инженерных задач

Индикатор:
ОПК-1.4 - знает основы высшей математики, способен представить математическое описание процессов, использует навыки математического описания моделируемого процесса (объекта) для решения инженерных задач

Знает: методы математического анализа и моделирования

Умеет: решать инженерные задачи в профессиональной деятельности

Имеет навыки: использует методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Индикатор:
ОПК-1.6 - использует методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности

Место дисциплины 1Б.Ф "Теория телетрафика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 132   32 100
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 120   32 88
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 8 36 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Введение. Цели и задачи дисциплины. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Цели и задачи теории телетрафика. Основные элементы математических моделей систем телетрафика.Потоки вызовов Краткая историческая справка.

1.2. Способы определения и задания потоков вызовов. Основные свойства и характеристики потоков вызовов. Простейший поток вызовов и его свойства. Длительность обслуживания. Поток освобождений.

1.3. Определение нагрузки, её основные параметры.Концентрация нагрузки, час наибольшей нагрузки. Методы измерения и прогнозирования нагрузки, рекомендованные МСЭ-Т. Обработка результатов измерения нагрузки. Методы распределения нагрузки.

2. Обслуживание простейшего потока вызовов с отказами. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Постановка задачи, первое распределение Эрланга. Потери по вызовам, по времени, по нагрузки. Рекуррентная формула Эрланга. Графические зависимости между параметрами первой формулы Эрланга. Условия применения первой формулы Эрланга.

2.2. Постановка задачи, распределение Энгсета. Потери по вызовам, по времени, по нагрузки. Рекуррентная формула Энгсета. Условия применения формулы Энгсета.

2.3. Постановка задачи, второе распределение Эрланга. Показатели качества обслуживания в системах с ожиданием при случайной и постоянной длительности обслуживания. Комбинированные системы обслуживания.

3. Обслуживание потока с повторными вызовами. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Постановка задачи, диаграмма состояний и переходов процесса обслуживания. Основные характеристики качества обслуживания в системах с повторными вызовами. Порядок работы с таблицами вероятностных характеристик полнодоступного пучка при повторных вызовах.

3.2. Основные характеристики однозвенных НПД включений. Ступенчатые и равномерные НПД включения. Распределение Эрланга для идеально-симметричных НПД включений. Приближенные методы расчета пропускной способности однозвенных НПД включений.

3.3. Методы расчета пропускной способности двухзвенных полнодоступных и неполнодоступных включений. Метод вероятностных графов для оценки пропускной способности многозвенных систем коммутации.

4. Основы компьютерного моделирования систем телетрафика. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Основы имитационного моделирования. Моделирование непрерывных и дискретных случайных величин. Точность и достоверность процедур моделирования. Основные этапы имитационного моделирования. Языки моделирования. Область использования результатов имитационного моделирования.

4.2. Постановка задачи, мультипликативные формулы Эрланга и Энгсета. Показатели пропускной способности и качества обслуживания. Рекурсивный расчетный алгоритм. Основные зависимости показателей качества обслуживания от значений входных параметров. Алгоритм оценки объема канального ресурса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   20
2 8 4   27
3 8 4   20
4 8 4   20
Итого 32 16   87
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет основных   характеристик   потоков   вызовов 4
2 Расчет   однозвенных  неполнодоступных   включений 4
3 Расчет потока   от   конечного   числа   источников 4
4 Расчет   пропускной   способности мультисервисных   систем   4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Потоки вызовов и потоки освобождения 20
2 Второе распределение Эрланга. 20
Распределение Энгсета. 7
3 Расчет пропускной способности сетей с обходными направлениями. 20
4 Методы расчета пропускной способности многопотоковых (мультисервисных) систем коммутации. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 120 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Потоки вызовов
2)Нагрузка, её измерение, прогнозирование, распределение
3)Обслуживание простейшего потока вызовов с отказами. Первое распределение Эрланга.
4)Обслуживание потока от конечного числа источников. Распределение Энгсета.
5)Обслуживание простейшего потока вызовов с ожиданием. Второе распределение Эрланга.
6)Обслуживание потока с повторными вызовами
7)Методы расчета однозвенных неполнодоступных (НПД) включений.
8)Методы расчета пропускной способности многозвенных систем коммутации
9)Расчет пропускной способности сетей с обходными направлениями.
10)Методы расчета пропускной способности многопотоковых (мультисервисных) систем коммутации.
11)Основы компьютерного моделирования систем телетрафика
12)Основные элементы математических моделей систем телетрафика
13)Потоки вызовов
14) Способы определения и задания потоков вызовов.
15) Основные свойства и характеристики потоков вызовов
16) Простейший поток вызовов и его свойства.
17) Длительность обслуживания. Поток освобождений.
18) Определение нагрузки, её основные параметры.Концентрация нагрузки, час наибольшей нагрузки
19) Методы измерения и прогнозирования нагрузки, рекомендованные МСЭ-Т.
20) Обработка результатов измерения нагрузки.
21) Методы распределения нагрузки.
22) Постановка задачи, первое распределение Эрланга
23) Потери по вызовам, по времени, по нагрузки.
24) Рекуррентная формула Эрланга
25) Графические зависимости между параметрами первой формулы Эрланга
26) Условия применения первой формулы Эрланга
27)Постановка задачи, распределение Энгсета
28) Потери по вызовам, по времени, по нагрузки
29) Рекуррентная формула Энгсета. Условия применения формулы Энгсета
30) Постановка задачи, второе распределение Эрланга.
31) Показатели качества обслуживания в системах с ожиданием при случайной и постоянной длительности обслуживания.
32) Комбинированные системы обслуживания.
33) Основы имитационного моделирования
34) Моделирование непрерывных и дискретных случайных величин
35) Точность и достоверность процедур моделирования
36) Основные этапы имитационного моделирования
37) Языки моделирования
38) Область использования результатов имитационного моделирования

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) применять методы обработки результатов измерений основных характеристик потоков сообщений
2) применять методы обработки результатов прогнозирования нагрузки
3) применять методы расчета пропускной способности однозвенных коммутационных систем при полнодоступном и неполнодоступном включении приборов
4) применять методы расчета пропускной способности многозвенных однопотоковых коммутационных систем при полнодоступном и неполнодоступном включении приборов
5) применять методы расчета пропускной способности различных дисциплинах обслуживания потоков сообщений
и различных дисциплинах обслуживания потоков сообщений
6) применять методы расчета пропускной способности многопотоковых (мультисервисных) коммутационных систем в сетях связи следующего поколения.
7) проводить расчеты по проектированию сетей связи с использованием стандартных приемов
8) проводить расчеты по проектированию сетей связи с использованием стандартных методов и средств проектирования
9) проводить расчеты по проектированию сетей связи с использованием стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) способностью самостоятельной работы на компьютере при проведении расчетов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ.

2) способностью использовать нормативные документы при решении практических задач расчета пропускной способности коммутационных систем.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Вестник связи. Научно-технический журнал. Два раза в месяц. ЭБ public.ru
2 ИНФОРМКУРЬЕР - СВЯЗЬ. Научно-технический журнал. Два раза в месяц. ЭБ public.ru
3 И.В.Решетникова "Теория телетрафика" : учебное пособие. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. - 90 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
4 Нерсесянц, А. А. Теория телетрафика [Электронный ресурс] : учебное пособие по дисциплине Теория телетрафика. Направления: бакалавриат - инфокоммуникационные технологии (210700.62) и специалитет - сети связи и системы коммутации (210406.65) / А. А. Нерсесянц. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону : Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики, 2013. — 92 c. ЭБС PRBooks ЭБС IPRBooks
5 Лебединский, А. К. Автоматическая телефонная связь на железнодорожном транспорте [Текст] : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / А.К. Лебединский, А.А. Павловский, Ю.В. Юркин ; УМЦ по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Транспортная книга, 2008. - 530 с ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Решетникова И.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория телетрафика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 И.В.Решетникова "Теория телетрафика" : учебное пособие. - Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2019. - 90 с. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Система имитационного моделирования GPSS. О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48257.