РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Химия"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Физико-химические основы перевозки грузов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Профильная направленность

Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.х.н., с.н.с. Февралева Валентина Александровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Физико-химические основы перевозки грузов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Химия".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.х.н., проф. Бережная Александра Григорьевна, зав. кафедрой "Электрохимия", ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Физико-химические о п г_С_23.05.04_во_5_Химия_п48029_и48035.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Физико-химические основы перевозки грузов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Физико-химические основы перевозки грузов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Перевозки специальных грузов", "Управление грузовой и коммерческой работой";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: Основные понятия и законы естественнонаучных дисциплин; основы термодинамики, кинетики и строения вещества; фазовые равновесия и фазовые превращения

Умеет: Использовать современные методы расчета и анализа физико-химических параметров и характеристик; анализировать физические закономерности; применять полученные знания при изучении других дисциплин; анализировать результаты эксперимента с привлечением методов математической статистики и информационных технологий

Имеет навыки: Владения инструментарием для решения практических задач в своей предметной области; методами расчета основных физико-химических характеристик веществ.

Индикатор:
ОПК-1.1 - демонстрирует знания основных понятий и фундаментальных законов физики, применяет методы теоретического и экспериментального исследования физических явлений, процессов и объектов

Знает: Основные химические системы; основы химической термодинамики и кинетики, катализаторы и каталитические системы, цепные и сопряженные реакции; реакционную способность веществ; основы коррозионных процессов; основные классы органических соединений

Умеет: Использовать современные методы расчета и анализа физико-химических параметров и характеристик; определять кинетические параметры химических реакций и основные физические характеристики веществ; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами.

Имеет навыки: Термодинамического расчета возможности протекания химического процесса; регулирования скорости протекания реакции; определения коррозионной стойкости металлов; проведения химического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений.

Индикатор:
ОПК-1.3 - знает основные понятия и законы химии, способен объяснять сущность химических явлений и процессов
ОПК-6 - Способен организовывать проведение мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, повышению эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов, применению инструментов бережливого производства, соблюдению охраны труда и техники безопасности

Знает: Физико-химические принципы классификации грузов; механизм и кинетику физико-химических процессов, лежащих в основе процессов горения, самовоспламенения, взрыва, коррозии, порчи, смерзания.

Умеет: Проводить расчеты основных показателей пожаро-взрывоопасности веществ; определять степень токсичности вещества; совместимость грузов при перевозке и хранении; использовать основные способы защиты металлов от коррозии.

Имеет навыки: Термодинамического расчета возможности протекания процесса; способа подбора защитных средств от коррозии, самовоспламенения, взрыва; владения знаниями для ликвидации аварийных ситуаций

Индикатор:
ОПК-6.4 - планирует и организует мероприятия с учетом требований по обеспечению безопасности движения поездов

Место дисциплины 1Б.Ф "Физико-химические основы перевозки грузов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Химия".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДПС, ЗПС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 6 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   30 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 82   30 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Классификация грузов. Опасные и смерзающиеся грузы. (Компетенция/и ОПК-6)

1.1. : Физико-химические принципы классификации грузов. Опасные грузы: 1) Экологические проблемы процесса перевозок. 2) Транспортная опасность перевозимых грузов. 3) Классификация опасных грузов. 4) Термодинамические критерии возможности совместного хранения и транспортировки грузов.

1.2. Смерзающиеся грузы: 1) Влияние влажности материалов на их физико-химические свойства. 2) Виды связи влаги с материалом. 3) Способы борьбы с влагой.

2. Пожароопасные и самовозгорающиеся грузы. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-6)

2.1. Пожароопасные грузы: 1) Понятие процесса горения. Условие и виды горения. 2) Физико-химические основы теории горения. 3) Концентрационные пределы воспламенения. 4) Нефть и продукты ее переработки. 5) Флегматизаторы. Пожароопасные смеси.

2.2. Самовозгорающиеся грузы: 1) Тепловая и кинетическая теория самовозгорания веществ. 2) Температура самовоспламенения и ее зависимость от внешних факторов. 3) Самовозгорание в присутствии окислителей. 4) Самовозгорающиеся грузы. 5) Транспортировка дисперсных материалов. 6) Основные принципы пожаротушения.

3. Взрывоопаные и токсичные грузы. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-6)

3.1. Взрывоопасные грузы: 1) Понятие взрыва, ударной волны, детонации. 2) Взрывоопасные и взрывчатые вещества. 3) Классификация взрывчатых и взрывоопасных веществ.

3.2. Токсичные грузы: 1) Классификация токсичных веществ. 2) Показатели токсичности веществ. 3) Токсичность перевозимых грузов. 4) Перевозка на особых условиях. 5) Удобрения и пестициды. Особенности их хранения и перевозки 6) Определение кратности воздухообмена при хранении и транспортировке токсичных веществ.

4. Коррозионноопасные и скоропортящиеся грузы. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-6)

4.1. Коррозионноопасные грузы: 1) Коррозия металлов, виды коррозии, механизмы протекания коррозионных процессов. 2) Пассивация металлов. 3) Способы защиты от коррозии. 4) Ингибирование. Механизм действия ингибиторов. 5) Перевозка кислот, щелочей и перекисных соединений. 6) Коррозия под действием микроорганизмов. 7) Коррозия под действием блуждающих токов.

4.2. Скоропортящиеся грузы: 1) Кинетика микробиологических процессов. 2) Ферментативный катализ. 3) Физико-химические принципы сохранения скоропортящихся грузов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 2   12
2 6 6   15
3 4 4   15
4 4 4   25
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Расчет термодинамических критериев самовозгорания, совместного хранения и перевозки грузов 2
2 Расчет концентрационных пределов воспламенения Расчет температур воспламенения, воспламенения и вспышки 6
3 Расчет основных параметров взрывоопасности Определение кратности воздухообмена при хранении и транспортировке токсичных веществ 4
4 Количественная оценка коррозионной стойкости металлов и возможность их перевода в пассивное состояние.Решение задач по кинетике микробиологических процессов 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Транспортная опасность перевозимых грузов. Влияние влажности материалов на их физико-химические свойства. Термодинамические критерии возможности совместного хранения и транспортировки грузов. 12
2 Нефть и продукты ее переработки. Очистка нефтепродуктов. Флегматизаторы. Пожароопасные смеси. Самовозгорание в присутствии окислителей. Транспортировка дисперсных материалов. Основные принципы пожаротушения. 15
3 Удобрения и пестициды. Особенности их хранения и перевозки. Определение кратности воздухообмена при хранении и транспортировке токсичных веществ. Классификация взрывоопасных веществ. 15
4 Перевозка кислот, щелочей и перекисных соединений. Коррозия под действием микроорганизмов. Коррозия под действием блуждающих токов. Ингибирование. Механизм действия ингибиторов. Ферментативный катализ. 25

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 82 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Виды опасных грузов. Транспортная опасность грузов
2) Смерзающиеся грузы. Влияние влажности материалов на их физико-химические свойства.
3) Виды связи влаги с материалом.
4) Способы борьбы с влагой.
5) Свойства нефти и продуктов ее переработки. Светлые нефтепродукты
6) Коррозионная опасность сырой нефти
7) Понятие о процессе горения. Необходимые условия горения. Полное и неполное горение. Воспламенение и самовоспламенение
8) Цепные и сопряженные реакции. Радикально-цепной механизм.
9) Кинетика и механизм реакции горения
10) Основные параметры пожароопасности: температуры воспламенения, самовоспламенения и вспышки. Их зависимость от химического состава, строения и физических параметров вещества.
11) Концентрационные пределы воспламенения. Объяснение с точки зрения механизма горения. Их зависимость от природы вещества. Флегматизаторы.
12) Самовоспламенение. Тепловая и кинетическая теории самовозгорания веществ.
13) Самовозгорание в присутствии окислителей
14) Взрыв. Механизм и кинетика распространения взрыва. Ударная волна. Детонация.
15) Взрывоопасные и взрывчатые вещества. Концентрационные пределы взрывоопасности.
16) Классификация взрывчатых веществ. Инициирующие и бризантные вещества. Пороха.
17) Токсичные вещества. Классификация токсичных веществ. Показатели токсичности веществ.
18) Токсичность перевозимых грузов. Классификация токсичных грузов
19) Перевозка токсичных грузов на особых условиях
20) Пестициды. Классификация, химический состав способы хранения и перевозки.
21) Понятие о коррозии металлов. Виды коррозии. Коррозия под действием блуждающих токов.
22) Химическая и электрохимическая коррозия
23) Способы борьбы с коррозией. Пассивация и ингибирование
24) Способы борьбы с коррозией. Защитные покрытия.
25) Электрохимические способы защиты.
26) Перевозка кислот, щелочей и перекисных соединений.
27) Количественная оценка и методы определения коррозионной стойкости металлов.
28) Кинетика микробиологических процессов
29) Ферментативный катализ
30) Основные классы органических веществ

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать термодинамические критерии совместного хранения и транспортировки веществ.
2) Рассчитать термодинамические критерии определения возможности самовозгорания вещества
3) Рассчитать скорость протекания процесса в широком диапазоне внешних условий.
4) Определить коррозионную стойкость оборудования на основании различных параметров
5) Подобрать способы защиты от коррозии различного оборудования в зависимости от природы металлов и окружающей среды.
6) Классифицировать токсичные вещества на основании значений ПДК, ССК
7) Рассчитать основные параметры пожароопасности вещества: температуру вспышки, воспламенения, самовоспламенения
8) Рассчитать концентрационные пределы воспламенения и взрыва
9) Рассчитать эффективность действия ингибиторов коррозии
10) Прогнозировать последствия нарушения технологических режимов производства и хранения неустойчивых веществ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Подбора способов защиты коррозионного оборудования.

2) Выбора температурного режима перевозки скоропортящихся веществ.

3) Регулирования скорости протекания реакции.

4) Применения правил безопасного проведения работ с использованием различных добавок и реактивов.

5) Определения вида опасности груза на основании значений основных физико-химических характеристик веществ.

6) Составления и анализа химических уравнений.

7)Расчета возможности протекания процесса на основании термодинамических параметров.

8) Составления аварийных карточек.

9) Выбора мер предупреждения смерзаемости грузов.

10) Выбора мер для предотвращения самовозгорания грузов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ОПК-6 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Медведев В.И.,Тесленко И.О.Перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом (Электронный ресурс):учебное пособие- М.ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте,2015, 151 с. УМЦ ЖДТ
2 Клименко Е.Н.Обеспечение грузовых перевозок на железнодорожном транспорте (Электронный ресурс):учебное пособие- М.ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте,2017, 125 с. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Февралева В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Физико-химические основы перевозки грузов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Февралева, В.А. Физико-химические основы перевозки грузов : учебное пособие / В.А. Февралева, Г.П. Камышанская, С.Н. Мижирицкая, В.Н. Доронькин ; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 48 с. : табл., прил. НТБ РГУПС
3 Февралева, В.А. Физико-химические основы перевозки грузов : учебное пособие / В.А. Февралева, В.Н. Доронькин , Д.Н. Шишияну; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2019. – 68 с. : табл., прил. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система ОС Microsoft Windows И
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 48035.