РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Правила технической эксплуатации"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н. Кубкина Ольга Владимировна, к.т.н., доц. Бодров Павел Александрович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Правила технической эксплуатации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Правила т э_С_23.05.05_во_6_АСЭЛ_п40750_и47943.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Правила технической эксплуатации".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Правила технической эксплуатации" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Системы электроснабжения электрического транспорта", "Техническая диагностика систем электроснабжения", "Электроснабжение и электропитание транспортных и промышленных потребителей";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-6 - Способен организовывать проведение мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, повышению эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов, применению инструментов бережливого производства, соблюдению охраны труда и техники безопасности

Знает: порядок разработки и организации мероприятий по повышению уровня транспортной безопасности и эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов

Умеет: разрабатывать мероприятия по повышению уровня транспортной безопасности и эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов

Имеет навыки: организации проведения мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, повышению эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов, применению инструментов бережливого производства, соблюдению охраны труда и техники безопасности

Индикатор:
ОПК-6.2 - разрабатывает мероприятия по повышению уровня транспортной безопасности и эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов

Место дисциплины 1Б.О "Правила технической эксплуатации" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теоретические основы электротехники", "Электроэнергетика транспорта", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 75   75
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 75   75
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз) 9   9
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 24 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 91   32 59
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 79   32 47
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Организация эксплуатации электроустановок по обеспечению движения поездов. (Компетенция/и ОПК-6)

1.1. Общие требования: 1) Организационная структура хозяйства электрификации и электроснабжения 2) Организация управления эксплуатацией дистанции электро-снабжения (ЭЧ) 3), функциональная структура. 3) Термины и определения для элек-троустановок 4) Техническая документация и отчетность.

1.2. Обязанности и ответственность потребителей электроэнергии: 1) Содержание электроустановок в работоспособном состоянии. 2) Ответственность за нормы экс-плуатации электроустановок.

1.3. Подготовка к эксплуатации электроустановок: 1) Наладка оборудования, разработка инструкций по эксплуатации. 2) Приёмосдаточные и пусковые испытания обо-рудования. 3) Включение в работу.

1.4. Требования к персоналу и его обучение: 1) Требования к персоналу, принимаемого на работу. 2) Обучение персонала. 3) Организация работы с персоналом. 4) Проверка знаний и допуск к работе в электроустановках.

2. Техническое обслуживание и ремонт электроустановок. (Компетенция/и ОПК-6)

2.1. Виды и причины повреждения электрооборудования. Виды износа: 1) Механический износ 2) Электрический износ 3) Моральный износ.

2.2. Система технического обслуживания и ремонта электроустановок: 1) Изменение технического состояния электроустановок 2) Техническое обслуживание электрообо-рудования 3) Виды и методы ремонта электроустановок.

2.3. Место и роль технического диагностирования: 1) Функциональное (рабочее) диаг-ностирование. 2) Тестовое диагностирование.

2.4. Стратегии технического обслуживания и ремонта: 1) Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта 2) Система технического обслуживания и ремонта электрооборудования по техническому состоянию.

3. Профилактические испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потре-бителей. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Общие методы выявления дефектов: 1) Методы определения состояния механической части электрооборудования 2) Методы определения состояния токоведущих частей и контактных соединений электрооборудования 3) Методы определения состояния изоляции электрооборудования 4) Методы испытания электрооборудования в искусственно утяжелен-ных условиях 5) Методы определения состояния магнитной системы электрооборудова-ния 6) Методы проверки схем электрических соединений 7) Методы проверки, настройки и испытаний устройств релейной защиты и автоматики. 8) Методы опробования оборудования.

3.2. Методические указания по испытаниям электрооборудования: 1) Осмотр и подготовка оборудования перед испытанием. 2) Температурные требования при проведении испытания изоляции. 3) Методика сравнения результатов испытаний с базисными за-мерами. 4) Особенности испытание повышенным напряжением электрооборудования до 35 кВ включительно и выше.

4. Безопасные дистанционные методы контроля. (Компетенция/и ОПК-6)

4.1. Оптические методы контроля состояния элементов электрооборудования: 1) Контроль с применением тепловизоров. 2) Контроль нагрева элементов с использованием инфракрасных термометров.

4.2. Методы на основе контроля частичных разрядов: 1) Ультразвуковые приборы для измерения интенсивности частичных разрядов. 2) Контроль с использованием оптиче-ских приборов видимого и ультрафиолетового диапазонов.

4.3. Цифровая экономика. Управление ресурсом оборудования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     19
2 4 4   14
3 4 4   28
4 2 4   14
Итого 12 12   75
В т.ч. по интерактивным формам 12 12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
2 Расчет времени, требуемого для обслуживания электрооборудования 4
3 Расчет срока службы различных электроаппаратов. 2
Расчет температуры нагрева изоляции. 2
4 Хроматографический контроль при обслуживании трансформатора 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Изучение взаимосвязей в системе управления электроснабжением. 19
2 Проведение оперативных переключений в электроустановках. 14
3 Изучение технических характеристик электроаппаратов и сроков их службы. 14
Изучение методов автоматизированного контроля состояния электрооборудования. 14
4 Изучение приборов для измерения интенсивности частичных разрядов. 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 79 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет срока службы трансформатора;

расчет срока службы конденсатора компенсирующего устройства;

расчет срока службы выключателей.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Предмет изучения. Основные понятия
2)Общее руководство системой электроснабжения
3)Правила устройства электроустановок
4)Правила технической эксплуатации электроустановок
5)Термины и определения для электроустановок
6)Управление электроснабжением
7)Расследование и учет нарушений при эксплуатации электроустановок
8)Наладку оборудования
9)Инструкции по эксплуатации
10)Приёмосдаточные и пусковые испытания оборудования
11)Включение электроустановки в работу
12)Техническую документацию
13)Причины разрушения опорных конструкций электроустановок
14)Причины разрушения токоведущих частей и изоляции электроустановок
15)Монтажные средства
16)Защитные средства
17)Диагностическое и испытательное оборудование и приборы
18)Техническое оснащение подразделений

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Основы техническое обслуживание объектов электроснабжения
2)Методы и аппаратура для измерения характеристик изоляции
3)Оценка старения изоляции
4)Определение износа оборудования
5)Мероприятия по снижению износа оборудования
6)Способы улучшения качества изоляции
7)Методы тестирования выключателей
8)Тестирование аккумуляторных батарей
9)Обеспечение безопасного выполнения работ

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методами контроля электрооборудования с применением тепловизоров.

2)Методом определения нагрева элементов с использованием инфракрасных термометров.

3)Методикой применения ультразвуковых приборов для измерения интенсивности частич-ных разрядов.

4)Использованием оптических приборов видимого и ультрафиолетового диапазонов.

5)Хроматографическим анализом газов, растворенных в масле.

6)Проверкой характеристик силового трансформатора.

7)Методами испытания трансформаторного масла.

8)Методами измерения сопротивления обмоток постоянному току.

9)Методами измерения вибрации трансформатора.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-6 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Техническая эксплуатация и ремонт технологического оборудования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Р.С. Фаскиев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 261 c. ЭБС IPRBooks
2 Жарков, Ю.И. Техническое обслуживание устройств электроснабжения: Учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным работам/ Ю.И.Жарков, С.Д. Мрыхин; Рост. гос. ун-т путей сообщения. - Ростов н/Д, 2009.- 50 с.: ил. Библиогр. 3 назв. НТБ РГУПС
3 Эксплуатация электрооборудования: учеб. пособие для вузов/В.Я. Хорольский, М.А. Таранов, Ю.А. Медведько. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 175 с.: схемы, табл. Библиогр. : 10 назв. ЭБС РГУПС
4 Эксплуатация систем электроснабжения: учеб. пособие для вузов/В.Я. Хорольский, М.А. Таранов.-М.: Форум: ИНФРА-М, 2013. - 287 с.: граф., ил., схемы, табл. ЭБС РГУПС
5 Устройство и техническое обслуживание контактной сети[Текст]: учебное пособие/В.Е. Чекулаев и [др.]. – М. : Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. – 436 с. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кубкина О.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Правила технической эксплуатации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Коптев А.А. Устойчивость систем электроснабжения в аварийных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов ж.д. транспорта.–М.6 Маршрут. 2006.–400 с. НТБ РГУПС
3 Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов: учебно-методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям/ О.В. Кубкина, С.Д. Мрыхин; Рост.гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
4 Мрыхин С.Д., Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов и техническое обслуживание устройств электроснабжения.: тексты лекций; Рост. гос ун-т путей сообщения, - Ростов н/Д, 2011.- 151 с. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И
3 Acrobat Reader при подготовке материалов для представления информации на лекционных и практических занятиях И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47943.