РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Тяговый электропривод"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Профильная направленность

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Кочин Александр Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Тяговый электропривод" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Тяговый э_Б_13.03.02_во_8_ЭМА_п41054_и47876.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Тяговый электропривод".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Тяговый электропривод" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Проектирование электрических машин";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ПК-2 - Способен оформлять техническую документацию на различных стадиях разработки проекта системы электропривода

Знает: Современную элементную базу автоматизированных систем электропривода и пакета прикладных программ для расчета отдельных деталей и узлов систем электропривода на различных стадиях разработки проекта

Умеет: Использовать пакет прикладных программ для расчета отдельных деталей и узлов систем электропривода на различных стадиях разработки проекта

Имеет навыки: Применять на практике пакеты прикладных программ для расчета отдельных деталей и узлов систем электропривода на различных стадиях разработки проекта

Индикатор:
ПК-2.2 - Применяет современную элементную базу автоматизированных систем электропривода и пакета прикладных программ для расчета отдельных деталей и узлов систем электропривода на различных стадиях разработки проекта

Знает: Конструкционные и электротехнические материалы энергетических объектов для составления технического задания на разработку проекта системы электропривода

Умеет: Использовать конструкционные и электротехнические материалы энергетических объектов для составления технического задания на разработку проекта системы электропривода

Имеет навыки: Применять на практике конструкционные и электротехнические материалы энергетических объектов для составления технического задания на разработку проекта системы электропривода

Индикатор:
ПК-2.5 - Использует свойства конструкционных и электротехнических материалов энергетических объектов для составления технического задания на разработку проекта системы электропривода
ПК-3 - Способен разрабатывать отдельные разделы проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Знает: Пакет прикладных программ для проектирования системы электропривода

Умеет: Использовать пакеты прикладных программ для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Имеет навыки: Применять на практике разрабатку комплекта конструкторской документации при помощи пакета прикладных программ для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Индикатор:
ПК-3.1 - Разрабатывает комплект конструкторской документации при помощи пакета прикладных программ для отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Знает: Электротехническое оборудование для определения характеристик проектирования системы электропривода

Умеет: Применять различные способы и методы обоснованного выбора электротехнического оборудования для определения их характеристик при разработке отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Имеет навыки: Применять на практике различные способы и методы обоснованного выбора электротехнического оборудования для определения их характеристик при разработке отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Индикатор:
ПК-3.2 - Использует различные способы и методы обоснованного выбора электротехнического оборудования для определения их характеристик при разработке отдельных разделов проекта на различных стадиях проектирования системы электропривода

Место дисциплины 1Б.Ф "Тяговый электропривод" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Силовая электроника", "Электрические машины".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 111   111
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 111   111
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 24 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ. (Компетенция/и ПК-2)

1.1. Классификация электроприводов.

1.2. Структуры электроприводов.

2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СИЛОВОЙ ЧАСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ. (Компетенция/и ПК-3)

2.1. Коммутационные электрические аппараты.

2.2. Преобразователи электрической энергии.

2.3. Контактные устройства и элементы управления.

3. МЕХАНИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА. (Компетенция/и ПК-2)

3.1. Уравнение движения электропривода.

3.2. Нагрузочные диаграммы и выбор мощности двигателей приводов.

4. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА. (Компетенция/и ПК-3)

4.1. Электромеханические свойства электроприводов постоянного тока.

4.2. Естественные и искусственные характеристики.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   30
2 2 2   28
3 4 4   23
4 2 2   30
Итого 12 12   111
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Механика электропривода 4
2 Регулирование координат электропривода 2
3 Нагрев и расчет мощности двигателя электропривода 2
Переходные процессы электропривода 2
4 Автоматизация электропривода 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 30
2 МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 28
3 ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 23
4 Преобразователи постоянно-постоянного тока 16
Преобразователи постоянно-переменного тока 14

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-2 +
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Основные понятия и определения в электроприводе.
2)Краткую историю развития электропривода.
3)Структурную схему электропривода, его назначение и элементную базу.
4)Механические характеристики исполнительных механизмов.
5)Механические характеристики электродвигателей постоянного и пе-ременного тока.
6)Динамическое торможение.
7)Торможение противовключением.
8)Рекуперативное торможение.
9)Уравнения движения электропривода.
10)Оценку устойчивости работы электропривода.
11)Переходные режимы в электроприводах.
12)Общие положения по управлению электроприводами.
13)Принципы автоматизации управления электроприводами.
14)Регулировочные свойства электроприводов с двигателями постоянного тока.
15)Регулировочные свойства электроприводов с двигателями постоянного тока.
16)Типовые схемы управления электроприводами постоянного тока в функции частоты вращения.
17)Типовые схемы управления электроприводами постоянного тока в функции тока.
18)Типовые схемы управления электроприводами постоянного тока в функции времени.
19)Схему управления асинхронным двигателем с нереверсивным магнитным пус-кателем.
20)Схему управления асинхронным двигателем с реверсивным магнитным пуска-телем.
21)Схему управления двухскоростным асинхронным двигателем.
22)Типовые схемы разомкнутых систем управления.
23)Типовые схемы замкнутого управления электроприводами.
24)Кривые нагрева и охлаждения электродвигателя.
25)Номинальные режимы работы электродвигателя.
26)Способы пуска в ход электроприводов постоянного и переменного тока.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Рассчитать статический момент на валу электродвигателя и момент сопротивления.
2)Рассчитать момент инерции системы, приведенной к валу двигателя.
3)Рассчитать и построить естественную механическую характеристику электродвигателя постоянного тока.
3)Рассчитать и построить естественную механическую характеристику асинхронного электродвигателя.
4)Рассчитать сопротивления секций пускового реостата при реостатном пуске асинхронного двигателя с фазным ротором.
5)Рассчитать сопротивления секций пускового реостата при реостатном пуске дви-гателя постоянного тока.
6)Рассчитать и построить реостатные механические характеристики двигателя по-стоянного тока.
7)Рассчитать и построить реостатные механические характеристики асинхронного электродвигателя.
8)Рассчитать потери электрической энергии при реостатном и прямом пуске дви-гателей постоянного и переменного тока.
9)Рассчитать параметры системы управления двигателя постоянного тока.
10)Рассчитать параметры системы управления двигателя переменного тока.
11)Произвести выбор электродвигателя для режима продолжительной нагрузки.
12)Произвести выбор электродвигателя для режима кратковременной нагрузки.
13)Произвести выбор электродвигателя для режима повторно-кратковременной нагрузки.
14)Применять, эксплуатировать и производить выбор электрического привода

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Способами регулирования угловой скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения.

2)Реостатным и импульсным параметрическим регулированием угловой скоро-сти двигателя постоянного тока независимого возбуждения.

3)Способами регулирования угловой скорости двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.

4)Реостатным и импульсным параметрическим регулированием угловой скоро-сти асинхронного электропривода.

5)Регулированием угловой скорости асинхронного электропривода пе-реключением числа пар полюсов.

6)Частотным регулированием асинхронных электроприводов.

7)Частотным регулированием угловой скорости синхронного электропривода.

8)Методами управления электроприводами.

9)Регулированием и стабилизацией частоты вращения электроприводов.

10)Типовыми схемами управления электроприводами постоянного тока.

11)Типовыми схемами управления электроприводами переменного тока.

12)Методами анализа режимов работы электротехнического оборудования и сис-тем.

13)Методикой проведения стандартных испытаний электротехнического оборудо-вания и систем.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ПК-2 8 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
  ПК-3 8 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шичков, Л. П. Электрический привод : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. П. Шичков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9755-2. ЭБС Юрайт
2 Понкратов Ю.И. Электропривод и преобразователи подвижного состава : учеб. для техникумов и колледжей ж.-д. трансп./ Ю.И. Понкратов; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп.. -М.: Маршрут, 2007. -189 с.:a-табл УМЦ ЖДТ
3 Трубицина Н.А. Исследование электропривода переменного тока : учеб.-метод. пособие к лаб. и практическим работам/ Н. А. Трубицина, А. Р. Шайхиев, М. А. Трубицин; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -15 с.:a-ил. Заказ № 7199, 126 экз. +ЭР НТБ ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Кочин А.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Тяговый электропривод". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Трубицина Н.А. Исследование электропривода постоянного тока : Учеб.-метод. пособие к лаб. и практическим работам/ Н. А. Трубицина, А. Р. Шайхиев, М. А. Трубицин; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -20 с.:a-граф. Заказ № 7198, 126 экз. +ЭР НТБ ЭБС РГУПС
3 Колпахчьян, П.Г.Электропривод: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / А.Е.Кочин, П.Г. Колпахчьян, М.С. Подберезная; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2015. – 50 с.: ил. ЭБС РГУПС
4 Колпахчьян, П.Г.Электропривод: учебно-методическое пособие по расчетно графической работе / П.Г. Колпахчьян, А.Е. Кочин; ФГБОУ ВО РГУПС. – Рос-тов н/Д, 2015. – 36 с.: ил. – Библиогр.: с.34. ЭБС РГУПС
5 Бирюков, В. В. Тяговый электрический привод : учебное пособие для вузов / В. В. Бирюков, Е. Г. Порсев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-04376-1. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Office standart И
3 MathCad И
4 Программный комплекс "Моделирование в технических устройствах"("МВТУ") О
5 Elcut О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47876.