РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф "Общая энергетика"

по Учебному плану

бакалавриата по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Профильная направленность

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Шайхиев Алексей Рифкатович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф "Общая энергетика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФ_Общая э_Б_13.03.02_во_4_ЭМА_п40921_и47787.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Общая энергетика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Общая энергетика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Теоретические основы электротехники", "Электрические машины";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен осуществлять поиск, обработку и анализ информации из различных источников и представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Знает: Способы примения средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, анализа и представления информации

Умеет: Применять способы обработки и анализа информации из различных источников и представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

Имеет навыки: Применения на практике средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, анализа и представления информации

Индикатор:
ОПК-1.2 - Применяет средства информационных технологий для поиска, хранения, обработки, анализа и представления информации

Место дисциплины 1Б.Ф "Общая энергетика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 48 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 87   87
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 87   87
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 48 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Общие положения.

1.2. Тепловые электрические станции.

1.3. Газотурбинные и парогазовые силовые установки.

1.4. Гидравлические электрические станции.

1.5. Атомные электростанции.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Режимы работы нейтралей в электроустановках.

2.2. Графики электрических нагрузок.

2.3. Короткие замыкания в электроустановках.

2.4. Способы регулирования напряжения.

3. ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Синхронные генераторы.

3.2. Силовые трансформаторы.

3.3. . Выключатели высокого напряжения.

3.4. . Измерительные трансформаторы тока.

3.5. Измерительные трансформаторы напряжения.

4. ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Приемники электрической энергии.

4.2. Схемы цеховых электрических сетей.

4.3. Защитно-коммутационная аппаратура до 1 кВ.

4.4. Предохранители и автоматические выключатели.

4.5. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   26
2 4 8   17
3 4 8   26
4 4 8   18
Итого 16 32   87
В т.ч. по интерактивным формам   12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Расчет теплоты сгорания топлива 8
2 Расчет параметров состояния пара и параметров теплообменных процессов 8
3 Расчет параметров линии электропередачи 8
4 Расчет параметров работы гидравлической турбины 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Распределение электрических нагрузок между электрическими станциями различных типов. 14
Перспективы динамики развития электрических станций 12
2 Компенсация реактивной мощности. 8
Качество электроэнергии. 9
3 Открытые распределительные устройства. 10
Закрытые распределительные устройства. 10
Комплектные трансформаторные подстанции. 6
4 Аккумуляция электроэнергии. 6
Топливные элементы. 7
Электростанции на топливных элементах 5

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет параметров элементов системы энергоснабжения. По вариантам.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Роль топливо-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии экономики России.
2)Первичные виды энергии.
3)Вторичные виды энергии.
4)Классификацию энергетических ресурсов.
5)Назовите основные направления рационального энергоиспользования (энергосбережения).
6)Первый Закон термодинамики.
7)Второй Закон термодинамики.
8)Классификацию тепловых электрических станций.
9)Условия, которые являются основополагающими при выборе типа электростанции.
10)Простейшие (принципиальные) схемы КЭС и ТЭЦ.
11)Тепловые потери и электрический КПД тепловых электростанций.
12)Показатели тепловой экономичности ТЭЦ.
13)Как определить мощность гидростанции?
14)Принципиальные тепловые схемы АЭС.
15)Классификацию гидротурбин. В чем отличие гидротурбин для ГЭС и ГАЭС?
16)Особенности конструкции приливных электростанций (ПЭС).
17)Принципиальные схемы ГэоТЭС.
18)Основные способы использования геотермальной энергии.
19)Принципы преобразования ветровой энергии в электрическую.
20)Классификацию вторичных энергоресурсов (ВЭР).
21)Конструкцию ветровых турбин и основные узлы ветроэнергетических установок.
22)Примеры использования ВЭР в утилизационных энергетических установках.
23)Условия и возможность работы ВЭУ и СЭС в современных энергосистемах?
24)Виды вторичных энергетических ресурсов избыточного давления.
25)Методы производства водорода.
26)Методы прямого преобразования энергии.
27)Принцип действия водородно-кислородного топливного элемента.
28)Конструкцию электрогидродинамических генераторов (ЭГД).
29)Cпособы энергосбережения в энергетических установках.
30)Способы аккумуляции электроэнергии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определять тепловые потери и электрический КПД тепловых электростанций.
2)Определить мощность гидростанции.
3)Рассчитать электрические нагрузки промышленных предприятий.
4)Рассчитать токовые нагрузки на провода, шины и кабели.
5)Проектировать системы электроснабжения.
6)Проектировать внутрицеховые электрические сети.
7)Рассчитывать электрические нагрузки по электроемкости продукции.
8)Рассчитывать электрические нагрузки по общегодовому электропотреблению.
9)Рассчитывать электрические нагрузки по удельным мощностям нагрузок.
10)Рассчитывать электрические нагрузки по среднегодовому коэффициенту спроса.
11)Определять расчетные нагрузки на различных уровнях систем электроснабжения объектов.
12)Выбрать тип электростанции для автономного энергоснабжения объекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой расчета тепловых потерь и электрического КПД тепловых электростанций.

2)Методикой расчета мощности гидростанции.

3)Методикой расчета электрической нагрузки промышленных предприятий.

4)Методикой расчета токовых нагрузок на провода, шины и кабели.

5)Методами проектирования систем электроснабжения.

6)Методами проектирования внутрицеховых электрических сетей.

7)Методикой расчета электрических нагрузок по электроемкости продукции.

8)Методикой расчета электрических нагрузок по общегодовому электропотреблению.

9)Методикой расчета электрических нагрузок по удельным мощностям нагрузок.

10)Методикой расчета электрических нагрузок по среднегодовому коэффициенту спроса.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Удалов С.Н. Возобновляемые источники энергии: учеб. пособие / С.Н. Удалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. – 459 с. ЭБС "IPRBooks" Наличие в ЭБС: ЭБС "IPRBooks" ЭБС IPRBooks
2 Малоземов В. Н. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.Н. Малоземов, И.А. Эстрин, Е.А. Малоземова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 53 с. - Библиогр. : 5 назв. - Заказ № 5692, 131 экз. - 17.43 р. Наличие в НТБ: 20 шт. Наличие в ЭБС: ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шайхиев А.Р. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Общая энергетика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Шайхиев А.Р., Кочин А. Е. Общая энергетика/ метод. указания к практическим занятиям. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015г. ЭБС РГУПС
3 Баранов Н. Н. Нетрадиционные источники и методы преобразования энергии [Текст] / Баранов Н. Н. - 2012. - 384 с. - ISBN 978-5-383-00651-1 : Б. ц. Книга не входит в базовую версию ЭБС IPRbooks. «+Э.Р.НТБ» ЭБС IPRBooks
4 А.Р. Шайхиев, А.Е Кочин. Методические указания к Расчетно-графической работе по дисциплине «Общая энергетика». – 2016.- 19с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47787.