РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Правила технической эксплуатации"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Жулькин Михаил Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Правила технической эксплуатации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова..





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Правила т э_С_23.05.03_во_6_ТПС_п47769_и47771.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Правила технической эксплуатации".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Правила технической эксплуатации" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Технология производства и ремонта подвижного состава".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Теория тяги поездов", "Транспортная безопасность";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-6 - Способен организовывать проведение мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов, повышению эффективности использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых ресурсов, применению инструментов бережливого производства, соблюдению охраны труда и техники безопасности

Знает: теорию движения поезда

Умеет: организовывать эксплуатацию подвижного состава

Имеет навыки: управления эксплуатацией подвижного состава и системы его технического обслуживания

Индикатор:
ОПК-6.4 - планирует и организует мероприятия с учетом требований по обеспечению безопасности движения поездов

Комментарии кафедры:

Выбрано частично.


Место дисциплины 1Б.О "Правила технической эксплуатации" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Безопасность жизнедеятельности", "Общий курс железных дорог".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 48   48
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 108 24 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Общие положения Правил технической эксплуатации подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-6)

1.1. Назначение Правил технической эксплуатации: 1) Необходимость выполнения правил ПТЭ 2) Роль ПТЭ в обеспечении перевозок на железнодорожном транспорте 3) Роль ПТЭ в обеспечении безопасности движения.

1.2. Основные определения и понятия: 1) АЛСН, блок участок, боковой путь 2) Терминология подвижного состава 3) Знаки, стрелки, тормозной путь.

1.3. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта: 1) Должностные обязанности 2) Требования к рабочим местам 3) Право доступа на локомотив.

1.4. Обслуживание сооружений и устройств железнодорожного транспорта: 1) Инфраструктура железнодорожного транспорта 2) Установленные скорости движения 3) Габариты строения 4) Станционные посты и переходы.

2. Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте. (Компетенция/и ОПК-6)

2.1. Общие положения и понятия: 1) Сферы влияния инструкции по сигнализации 2) Порядок применения и изменения инструкции по сигнализации.

2.2. Сигналы и светофоры: 1) Сигналы (видимые и звуковые) 2) Светофоры (типы, значения сигналов) 3) Входные и выходные сигналы.

2.3. Маршрутные светофоры: 1) Сигналы маршрутных светофоров 2) Проходные светофоры 3) Светофоры на участках, необорудованных автоблокировкой.

2.4. Сигналы ограждений и ручные сигналы: 1) Переносные сигналы 2) Ограждение и мест препятствий движения 3) Ручные сигналы (дневные и ночные).

3. Организация движения железнодорожного транспорта. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Сооружения и устройства, обеспечивающие движение подвижного состава: 1) План и профиль пути 2) Верхнее строение пути 3) Станции.

3.2. Магистральный и специальный подвижной состав: 1) Общие требования 2) Колесные пары 3) Тормозное оборудование 4) Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.

3.3. Организация движения поездов: 1) График движения поездов 2) Раздельные пункты 3) Организация технической работы станции.

4. Приборы безопасности, применяемые на подвижном составе. (Компетенция/и ОПК-6)

4.1. Назначение и роль приборов безопасности: 1) Анализ информации, поступающей от приборов безопасности 2) Назначение приборов безопасности 3) Основные приборы и устройства безопасности.

4.2. Общие принципы работы приборов безопасности: 1) Основные каналы поступления параметров движения на локомотив 2) Блок участки 3) Радиосвязь.

4.3. Локомотивные скоростемеры: 1) Механические скоростемеры 2) Электронные скоростемеры 3) Блок схема и принцип действия КПД.

4.4. Системы САУТ и ТСКБМ: 1) Приборы, входящие в состав САУТ 2) Назначение блоков САУТ 3) Работа САУТ 4) Работа ТСКБМ.

4.5. Системы КЛУБ: 1) Функции КЛУБ-У 2) Структурная схема КЛУБ-У 3) Взаимодействие КЛУБ-У с САУТ и ТСКБМ 4) Перспективы применения КЛУБ-У.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   12
2 4 4   12
3 2 2   12
4 2 2   12
Итого 12 12   48
В т.ч. по интерактивным формам 12 12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Габариты подвижного состава и габариты приближения строения 4
2 Основные цветовые сигналы 1
Требования к местам установки сигналов в прямых и кривых участков пути 1
Устройство электрической сигнализации 1
Путевые устройства АЛСН 1
3 Обслуживание сооружений железнодорожного транспорта 1
Организация и обслуживание стационарных и переносных устройств и сигналов 1
4 Общие положения о приборах безопасности 1
Организация и работа АЛСН 1

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Терминология и основные определения 4
Организация функционирования сооружений и устройств железнодорожного транспорта 4
Безопасность перевозочного процесса 4
2 Техническая эксплуатация радио и электросвязи 4
Техническая эксплуатация сооружений и устройств энергоснабжения железнодорожного транспорта 4
Станционная связь (Парковая, маневровая, горочная) 4
3 Организация технической эксплуатации транспорта на участках движения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч 4
Организация технической эксплуатации транспорта на участках движения грузовых поездов со скоростями до 120 км/ч 4
Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава 4
4 Устройство, назначение и принцип работы САУТ. 3
Устройство, назначение и принцип работы ТСКБМ. 3
Устройство, назначение и принцип работы системы ПОНАБ 3
Устройство, назначение и принцип работы системы ГЛОНАСС 3

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

эксплуатация приборов безопасности при выполнении маневрового движения (по сериям);

эксплуатация приборов безопасности при выполнении пассажирского движения (по сериям);

эксплуатация приборов безопасности при выполнении грузового движения (по сериям).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Термины, применяемые в ПТЭ.
2)Общие требования к сооружениям и устройствам железных дорог.
3) Назначение сигналов.
4) Общие требования к подвижному составу.
5) Общие требования, предъявляемые к колёсным парам.
6) Общие требования, предъявляемые к тормозным устройствам.
7) Порядок отцепки локомотива от состава и прицепки к составу.
8) Требования по содержанию, обслуживанию и ремонту подвижного состава.
9) Обязанности локомотивной бригады при производстве манёвров.
10) Порядок постановки локомотивов в поезда.
11) Перечислить, что должен выполнять машинист при ведении поезда.
12) Классификация сигналов.
13) Как и чем подаются звуковые сигналы.
14) Назначение светофоров - входного, выходного, проходного, маршрутного прикрытия, предупредительного, маневрового, горочного, заградительного, повторительного, локомотивного.
15) Нормально горящий и нормально не горящий светофоры.
16) Пригласительный сигнал и случаи его применения.
17) Ручные сигналы (днём и ночью).
18) Ручные сигналы работников пути на перегонах.
19) Поездные сигналы.
20) Сигналы общей тревоги, пожарной тревоги, воздушной тревоги, химического и радиоактивного заражения.
21) Средства сигнализации и связи. Автоматическая блокировка.
22) Полуавтоматическая блокировка.
23) Электрожезловая система.
24) Диспетчерская централизация. Телефонная связь.
25) Документы и разрешения на занятие перегона.
26) Скорости, допускаемые при маневровой работе.
27) Управление локомотивом при манёврах.
28) Обязанности локомотивной бригады при манёврах.
29) Станции, на которых выдаются предупреждения.
30) Действия машинистов при наличии предупреждений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Расшифровывать ленты скоростемера, КПД
2) Контролировать правильность выполнения локомотивной бригадой действий по управлению поездом
3) Применять навыки при возникновении нештатной ситуации.
4) Применять навыки при приемке и сдачи локомотива
5) Оформлять техническую документацию на рабочем месте

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Навыками проведения регламента переговоров локомотивных бригад.

2) Навыками порядка взаимодействия локомотивной бригады и диспетчера.

3) Навыками организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасного движения поезда.

4) Навыками действия локомотивной бригады в случае отказа приборов безопасности.

5) Навыками включения КЛУБ-У.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-6 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : в 3 ч. Ч. II / В. М. Коротков, А. В. Донченко, А. А. Зарифьян [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 249 с. : граф., ил., схемы, табл. - Библиогр. : 4 назв. ЭБС РГУПС
2 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru
5 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 2 / А. Е. Богославский, А. В. Донченко, А. А. Зарифьян [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 159 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жулькин М.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Правила технической эксплуатации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Тренажёрный комплекс.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47771.