РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Управление эксплуатационной работой"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Ф.ДВ "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Профильная направленность

Магистральный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Колобов Игорь Анатольевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Управление эксплуатационной работой".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сарапулов Игорь Анатольевич, начальник технического отдела Северо-Кавказской Дирекции управления движением, ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БФДВ_Основы э ж т_С_23.05.04_во_2_УЭР_п47078_и47726.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Магистральный транспорт".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Взаимодействие видов транспорта", "Управление эксплуатационной работой";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-3 - Способен принимать решения в области профессиональной деятельности, применяя нормативную правовую базу, теоретические основы и опыт производства и эксплуатации транспорта

Знает: Основные характеристики различных видов транспорта

Умеет: Определять основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем

Имеет навыки: Поиска и анализа информации по объектам исследования

Индикатор:
ОПК-3.1 - Применяет организационные и методические основы метрологического обеспечения при выработке требований по обеспечению безопасности движения поездов и выполнении работ по техническому регулированию на транспорте

Знает: Основные виды техники и технологии

Умеет: Определять показатели технического оснащения, развития сети

Имеет навыки: Поиска и анализа информации по объектам исследования

Индикатор:
ОПК-3.2 - Выбирает формы и схемы сертификации продукции (услуг) и процессов, решает задачи планирования и проведения работ по стандартизации, сертификации и метрологии, используя нормативно-правовую базу, современные методы и информационные технологии

Знает: Организацию работы, инженерные сооружения, системы управления

Умеет: Определять показатели перевозочной, технической и эксплуатационной работы

Имеет навыки: Поиска и анализа информации по объектам исследования

Индикатор:
ОПК-3.3 - Применяет знание теоретических основ, опыта производства и эксплуатации железнодорожного транспорта для анализа работы железных дорог

Место дисциплины 1Б.Ф.ДВ "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав элективной части, формируемой участниками образовательных отношений (Ф.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История транспорта России", "Общий курс железных дорог".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМВ, ДМС, ДМэ, Дэ, ЗМС.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 6 6 4 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   32 52
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Основы эксплуатации железнодорожногол транспорта. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Предистория возникновения железных дорог: 1) Возникновение и развитие железных дорог в мире. 2) Появление железных дорог в России. 3) Развитие железнодорожной сети. 4) Ширина рельсовой колеи.

1.2. Этапы в истории развития железнодорожной отрасли: 1) Становление и развитие железных дорог России до 1917 года. 2) Развитие железных дорог при Советской власти. 3) Состояние железнодорожного транспорта в период перестройки. 4) Железные дороги России в настоящее время.

1.3. Организационная структура отечественных железных дорог: 1) Организационная структура железных дорог до 2003 года. 2) Реформирование железных дорог России в 2003 году. 3) Структура управления железных дорог России в настоящее время.

1.4. Эксплуатация железных дорог: 1) Задачи эксплуатации железных дорог. 2) Техническая эксплуатация железных дорог. 3) Коммерческая эксплуатация железных дорог.

1.5. Основные документы, регламентирующие работу железнодорожного транспорта: 1) ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". 2) Правила технической эксплуатации; Инструкция по сигнализации на железных дорогах; Инструкция по движению поездов и маневовой работе на железных дорогах Российской Федерации; Правила перевозок грузов и тарифные руководства; План формирования поездов; График движения поездов; Технологический процесс; ТРА; инструкции. 3) Виды информационных систем хозяйства перевозок.

2. Железнодорожные станции. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Исторический аспект развития железнодорожных станций: 1) Работа железнодорожной станции. 2) Классификация железнодорожной станции. 3) Технические средства железнодорожной станции.

2.2. Маневровая работа на железнодорожной станции: 1) Понятие о маневровой работе. 2) Руководство маневровой работой.

3. Организация движения поездов. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Принципы организации движения поездов: 1) Цели и задачи управления движением поездов. 2) Основные устройства управления движением поездов.

3.2. Система управления движением поездов на железных дорогах России: 1) Управление движением поездов на станциях. 2) Управление движением поездов на участках железных дорог. 3) Развитие системы диспетчерского руководства движением поездов.

4. Грузовая и коммерческая работа. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Понятие о грузовой работе на железных дорогах: 1) Прием и оформление груза к перевозке. 2) Система поездообразования на железных дорогах. 3) Основные операции, выполняемые с грузом, при погрузке в подвижной состав.

4.2. Планирование и организация грузовых перевозок.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   11
2 4 4   18
3 4 4   18
4 4 4   20
Итого 16 16   67
В т.ч. по интерактивным формам 16 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Основные нормативные документы регламентирующие работу транспорта 4
2 Маневровая работа на железнодорожной станции 4
3 Пропускная способность железных дорог 2
Показатели эксплуатационной работы 2
4 Подача-уборка вагонов на грузовые пункты.Документальное оформление грузоперевозок. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Известные ученые и руководители в области эксплуатационной деятельности на транспорте Основные способы организации движения поездов на участках железных дорог. 11
2 Основы маневровой работы. Основы безопасности при выполнении маневровой работы на станции. Нормирование маневровой работы. Маневровые средства. Маневры со сборными поездами на промежуточных станциях. Технологический график обработки сборного поезда. Техническо-распорядительный акт станции. 18
3 Управление движением поездов на станциях. Управление движением поездов на ж-д участках. График движения поездов. 18
4 Повышение уровня сервисного обслуживания грузополучателей и грузоотправителей. Маневровая работа на подъездных путях станции.Совершенствование сервисного обслуживания грузовладельцев на путях необщего пользования. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 84 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

влияние технического оснащения станций и перегонов на организацию движения поездов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Зарождение и возникновение транспортного сообщения
2) Первые рельсовые пути. Как появилась рельсовая колея.
3) Развитие транспорта на паровой тяге.
4) Унификация колеи в середине 19 века в развитых странах Европы.
5) Основные преимущества железных дорог перед остальными видами транспорта.
6) Вклад Стефенсона в железнодорожную транспортную индустрию.
7) Предпосылки развития железнодорожного транспорта в России.
8) Утверждение проекта и строительство Царскосельской жд.
9) Общественные деятели и строительство железной дороги в России.
10) Электрификация железных дорог России.
11) История отраслевого образования на железнодорожном транспорте в России и за рубежом.
12) Появление и развитие эксплуатационной науки.
13) Основные способы организации движения поездов на участках железных дорог в конце 19 и вначале 20 веков.
14) Сигнализация блокировка как средства обеспечения бесперебойности и безопасности движения поездов.
15) От диспетчерского контроля к управлению.
16) Истоки грузовой и коммерческой работы
17) Диспетчерское руководство эксплуатационной работой. Зарождение, развитие и структура
18) Структура управления оперативной работой.
19) Устав железных дорог, ПТЭ.
20) График движения поездов. Планы работы железнодорожных подразделений.
21) Сравнительная характеристика систем высшего профессионального образования в России и за рубежом.
22) Краткая характеристика рынка транспортных услуг
23) Общая характеристика компании ОАО «РЖД»
24) Технический комплекс железнодорожной транспортной системы
25) Объективные проблемы, в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации
26) Преимущества и недостатки работы железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг
27) Основные предпосылки, цели и задачи развития реформы Российских железных дорог
28) Цели стратегии развития железнодорожного транспорта
29) Государственные и социальные функции, выполняемые железнодорожным транспортом
30) Этапы реструктуризации структуры управления перевозками
31) Предмет и содержание курса «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок»
32) Основные принципы организации эксплуатационной работы
33) Технологические основы организации перевозок
34) Основные понятия и определения
35) Анализ технических средств и необходимость информатизации железнодорожного транспорта
36) Предпосылки развития информационных технологий
37) Роль автоматизированных систем управления перевозками и внедрение информационных технологий

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять силы, действующие на поезд.
2) Определять массу (вес) поезда.
3) Определять длину поезда.
4) Разрабатывать элементы графика движения поездов.
5) Разрабатывать планы и профиль железных дорог.
6) Определять показатели работы железнодорожного транспорта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.

пониманием социальной значимости своей будущей профессии.

культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению и анализу.

2) Методами планирования и организации перевозок.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Ресурс ЭИОС РГУПС "Образовательный портал". Личный кабинет обучающегося (режим доступа - персонифицированный).Ресурс ЦМКО РГУПС (режим доступа - открытый).

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-3 2 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Левин Д.Ю.Развитие сети железных дорог России в ХIХ веке:уч. пособие.-М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2014.-398 с., ЭБ УМЦ ЖДТ УМЦ ЖДТ
2 Ковалев В.И. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте: учебник: в 2 т./ — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. ISBN 978-5-89035-694-9 Т. 1: Технология работы станций. — 264 с. ISBN 978-5-89035-810-3. УМЦ ЖДТ. УМЦ ЖДТ

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колобов И.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы эксплуатации железнодорожного транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Чеботарев В.В., Ермаченко Е.В.Организация работы сортировочной станции. РГУПС.-Ростов н/Д, 2014. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Мусиенко Н.Н., Ермаченко Е.В., Чеботарева Е.А. Разработка суточного плана-графика. РГУПС.-Ростов н/Д, 2014. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС
4 Солоп И.А.Технология и организация эксплуатационной деятельности: учебно-методическое пособие для выполнения расчетно-графической и контрольной работы. РГУПС.-Ростов н/Д, 2011 г. ЭБС РГУПС ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47726.