РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Профильная направленность

Пассажирские вагоны

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Зарифьян Александр Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова..





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Математическое м с и п_С_23.05.03_во_5_ТПС_п47713_и47717.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Математическое моделирование систем и процессов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Математическое моделирование систем и процессов" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Пассажирские вагоны".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Методология проектирования перспективного подвижного состава", "Цифровые технологии в профессиональной деятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Умеет: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты на основе использования современных информационных технологий

Имеет навыки: применения современных образовательных и информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов

Индикатор:
ОПК-1.5 - использует физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Умеет: применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: применения современных образовательных и информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов

Индикатор:
ОПК-1.6 - использует методы математического анализа и моделирования для обоснования принятия решений в профессиональной деятельности
ОПК-10 - Способен формулировать и решать научно-технические задачи в области своей профессиональной деятельности

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Умеет: изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты на основе использования современных информационных технологий

Имеет навыки: применения современных информационных технологий для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов

Индикатор:
ОПК-10.1 - знает основные направления научно-исследовательской деятельности в эксплуатации объектов транспорта; принципы построения алгоритмов решения научно-технических задач в профессиональной деятельности

Знает: методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Умеет: применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов в области профессиональной деятельности

Имеет навыки: применения прикладных программных средств для решения задач математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования систем и процессов

Индикатор:
ОПК-10.2 - владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области проведения поиска и отбора информации, математического и имитационного моделирования транспортных объектов

Место дисциплины 1Б.О "Математическое моделирование систем и процессов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Механика подвижного состава", "Общий курс железных дорог".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗВПС, МПС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 64 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 116   116
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 101   101
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 64 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 195   32 163
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 180   32 148
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 216 12 36 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Математическое моделирование динамики подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

1.1. Современные методы компьютерного моделирования подвижного состава.

1.2. Решение задач динамики подвижного состава методами компьютерного моделирования: 1) Формальный метод Ньютона-Эйлера 2) Выбор расчетной схемы. Описание топологии, кинематики, массо-инерционных характеристик, силового взаимодействия 3) Вывод дифференциальных уравнений движения в матричной форме.

2. Построение компьютерной модели механической части подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

2.1. Построение компьютерной модели мехчасти электровоза с осевой формулой 2о-2о: 1) Выбор расчетной схемы мехчасти электровоза с осевой формулой 2о-2о 2) Работа с пакетом «Универсальный механизм» 3) Основные режимы движения.

2.2. Построение компьютерной модели мехчасти тепловоза с осевой формулой 3о-3о: 1) Выбор расчетной схемы мехчасти тепловоза с осевой формулой 3о-3о 2) Работа с пакетом «Универсальный механизм» 3) Основные режимы движения.

2.3. Построение компьютерной модели мехчасти пассажирского вагона: 1) Выбор расчетной схемы мехчасти пассажирского вагона 2) Работа с пакетом «Универсальный механизм» 3) Основные режимы движения.

3. Математическое моделирование электрической части подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

3.1. Математические методы моделирования электрических цепей подвижного состава: 1) Дифференциальные уравнения переходных процессов в электрических цепях.

3.2. Современные методы компьютерного моделирования процессов в электрических цепях: 1) Основные задачи компьютерного моделирования.

4. Построение компьютерной модели силовых цепей подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-10)

4.1. Построение компьютерной модели силовых цепей электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями: 1) Составление схемы силовых цепей электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями 2) Работа с пакетом «Матлаб-Симулинк» 3) Основные режимы.

4.2. Построение компьютерной модели силовых цепей электрической передачи постоянного тока грузового тепловоза: 1) Составление схемы силовых цепей электрической передачи постоянного тока грузового тепловоза 2) Работа с пакетом «Матлаб-Симулинк» 3) Основные режимы.

4.3. Построение компьютерной модели силовых цепей пассажирского вагона с подвагонным ВИГ: 1) Составление схемы силовых цепей пассажирского вагона с подвагонным ВИГ 2) Работа с пакетом «Матлаб-Симулинк» 3) Основные режимы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   26
2 8 8   25
3 8 8   25
4 8 8   25
Итого 32 32   101
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Принципы моделирования систем твердых тел. 4
Принципы моделирования процессов в электрических цепях. 4
2 Моделирование механической части электровоза с осевой формулой 2о-2о 4
Моделирование механической части тепловоза с осевой формулой 3о-3о 4
3 Моделирование электрической части локомотива с асинхронными тяговыми двигателями 8
4 Моделирование силовых цепей электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями 4
Моделирование силовых цепей электрической передачи постоянного тока грузового тепловоза 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Механика контакта “колесо-рельс” 13
Динамические процессы при движении на выбеге 13
2 Особенности моделирования механической части пассажирских локомотивов 9
Особенности моделирования механической части грузовых локомотивов 8
Особенности моделирования механической части маневровых локомотивов 8
3 Моделирование тягового трансформатора 9
Моделирование импульсного регулятора напряжения 8
Моделирование автономного инвертора напряжения 8
4 Моделирование компонентов системы преобразования энергии 9
Моделирование системы преобразования энергии на переменном токе 8
Моделирование системы преобразования энергии на постоянном токе 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 180 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-10 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-10 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

математическое моделирование узлов пассажирских локомотивов (по сериям);

математическое моделирование узлов грузовых локомотивов (по сериям);

математическое моделирование узлов маневровых локомотивов (по сериям);

математическое моделирование узлов пассажирских электровозов (по сериям);

математическое моделирование узлов грузовых электровозов (по сериям);

математическое моделирование узлов рельсовых автобусов (по сериям).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Параметризация оси пути. Дуговая координата S.
2) Закон движения вдоль оси пути. Кривизна оси пути.
3) Параметризация рабочих поверхностей колес.
4) Параметризация рабочих поверхностей рельсов.
5) Уравнения связей в контакте «колесо-рельс». Примеры расчета.
6) Геометрические характеристики контакта «колесо-рельс». Примеры расчета.
7) Кинематические характеристики контакта «колесо-рельс».
8) Форма и размеры контактной площадки. Примеры расчета.
9) Терминология, относящаяся к определению касательных усилий в контакте.
10) Качение упругого колеса по упругому рельсу (плоский случай).
11) Касательные усилия в контакте «колесо-рельс» в режиме тяги.
12) Зоны сцепления и скольжения в пределах пятна контакта.
13) Причина появления боксования и способы его подавления
14) Качение одиночной колесной пары по рельсовой колее (прямолинейный горизонтальный участок пути, в центральной установке).
15) Качение одиночной колесной пары по рельсовой колее (прямолинейный горизонтальный участок пути, при наличии начального отклонения).
16) Неустойчивость качения одиночной колесной пары в рельсовой колее
17) Качение колесной пары в круговой кривой.
18) Вписывание двухосной тележки в кривую
19) Направляющая сила, ее зависимость от радиуса кривой и скорости движения
20) Меры по уменьшению износа в боковом контакте (гребне- и рельсосмазывание, радиальная установка колесных пар)
21) Основные задачи компьютерного моделирования
22) Нормативы изменения ширины рельсовой колеи в кривых малого радиуса.
23) 27) Расчетная схема мехчасти электровоза с осевой формулой 2о-2о.
24) Расчетная схема мехчасти тепловоза с осевой формулой 3о-3о.
25) Расчетная схема мехчасти пассажирского вагона.
26) Дифференциальные уравнения переходных процессов в электрических цепях.
27) Схема силовых цепей электровоза постоянного тока с коллекторными тяговыми двигателями.
28) Схема силовых цепей электрической передачи постоянного тока грузового тепловоза.
29) Схема силовых цепей пассажирского вагона с подвагонным ВИГ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Описывать изменения уровней внутреннего и наружного рельсов в криволинейных участках пути.
2) Учитывать вертикальный профиль пути. Электронная карта пути.
3) Рассчитывать алгоритм FastSim.
4) Определять нормальные усилия в контакте.
5) Выводить дифференциальные уравнения движения в матричной форме
6) Строить оси входной переходной кривой. Пример.
7) Строить оси выходной переходной кривой. Пример.
8) Описывать топологии расчетной схемы исследуемой единицы подвижного состава.
9) Описывать кинематику систем подвижного состава.
10) Описывать массо-инерционные характеристики единиц подвижного состава.
11) Описывать силовые взаимодействия единиц подвижного состава.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения оси прямолинейного участка пути. Пример.

2) Построения оси круговой кривой постоянного радиуса. Пример.

3) Выбора координатных систем при моделировании рельсовой колеи.

6) Формального метода Ньютона-Эйлера.

7) Выбора расчетной схемы механической части подвижного состава.

8) Работы с пакетом «Матлаб-Симулинк».

6) Работы с пакетом «Универсальный механизм».


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
  ОПК-10 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 3 / М. Н. Жулькин, А. А. Зарифьян, Т. З. Талахадзе [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 142 с. : ил. ЭБС РГУПС
2 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБС РГУПС
4 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru
5 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. III / А. С. Шапшал, М. Н. Жулькин, А. А. Зарифьян [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 171 с. : ил., табл. - Библиогр. : 6 назв. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Зарифьян А.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Математическое моделирование систем и процессов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 ПК «МВТУ» 3.7 О
3 ПО MathCad И
4 ПО AutoDesk И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Тренажёрный комплекс.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47717.