РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретические основы электротехники"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Теоретические основы электротехники"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Профильная направленность

Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Воронова Наталья Павловна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Теоретические основы электротехники" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретические основы электротехники".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., проф. Семко Игорь Александрович, профессор кафедры "Автоматизация производственных процессов", ФГБОУВО "Донской государственный технический университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Теоретические о э_С_23.05.05_во_34_ТОЭ_п47287_и47714.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретические основы электротехники".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10, от 29.03.2019 № 1-.

Целью дисциплины "Теоретические основы электротехники" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Теория дискретных устройств", "Электроника";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-1 - Способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования

Знает: основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока

Умеет: определять параметры передачи линий связи и параметры взаимных влияний между ними

Имеет навыки: методами анализа и синтеза линейных электрических цепей

Индикатор:
ОПК-1.2 - применяет методы теоретического и экспериментального исследования объектов, процессов, явлений, проводит эксперименты по заданной методике и анализирует их результаты

Знает: основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока

Умеет: определять параметры передачи линий связи и параметры взаимных влияний между ними

Имеет навыки: методами анализа и синтеза линейных электрических цепей

Индикатор:
ОПК-1.8 - применяет для решения экологических проблем инженерные методы и современные научные знания о проектах и конструкциях технических устройств, предусматривающих сохранение экологического равновесия и обеспечивающих безопасность жизнедеятельности

Место дисциплины 1Б.О "Теоретические основы электротехники" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика", "Физика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 128 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 88   44 44
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 73   44 29
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 288 128 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 26 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 26 26 4 8 14
Лекции (Лек) 14 14 4 4 6
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   2 2
Практические, семинары (Пр) 8 8   2 6
           
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 244   32 91 121
Контрольная работа (К) 12     12  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР) 15       15
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 217   32 79 106
Контроль, всего и в т.ч. 18     9 9
Экзамен (Экз) 18     9 9
Зачет (За)          
Общая трудоемкость, часы 288 26 36 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Расчет цепей постоянного тока. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Общая характеристика задач, относящихся к теории электрических и магнитных цепей и к теории электромагнитного поля: 1) Источник тока, источники ЭДС. 2) Электрическая цепь и ее параметры.

1.2. Расчет сложных цепей постоянного тока: 1)Метод уравнений Кирхгофа. 2)Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. 3)Теорема об эквивалентном генераторе. Метод наложения. Обоснование метода. 4)Теорема об активном двухполюснике. 5)Расчет сложных схем методом узловых потенциалов. Вывод уравнений, решение уравнений, определение токов по потенциалам. 6)Следствие из метода узловых потенциалов.

2. Свойства и методы расчета линейных цепей с источниками гармонического напряжения и тока. (Компетенция/и ОПК-1)

2.1. Свойства и методы расчета линейных цепей с источниками гармонического напряжения и тока: 1)Основные характеристики переменного тока. Электрическая цепь и ее параметры. 2)Действующие значения периодических синусоидальных ЭДС и токов. 3)Получение синусоидального напряжения. Векторная и топографическая диаграммы на комплексной плоскости. 4)Закон Ома для цепи, содержащей только активное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления). 5)Закон Ома для цепи, содержащей только индуктивное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления). 6)Закон Ома для цепи, содержащей только емкостное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления). 7)Классический метод расчета цепей переменного тока. 8)Комплекс сопротивления (закон Ома, векторная диаграмма) 9)Комплекс проводимости (закон Ома, векторная диаграмма) 10)Пассивный двухполюсник 11)I, II законы Кирхгофа в комплексной форме записи 12)Согласование знака еМ и di/dt. 13)Колебательные процессы в электрических цепях. 14)Комплекс сопротивления взаимоиндукции. Понятие потока сцепления. Самоиндукция. Сопротивление самоиндукции. 15) Взаимоиндукция. Согласное и встречное включение катушек взаимоиндукции. Трансформатор без ферромагнитного сердечника.

2.2. Активная, реактивная и полная мощности: 1) Выражение мощности в комплексной форме записи. 2) Баланс мощности.

2.3. Явление резонанса в электрических цепях: 1)Основные характеристики резонансного контура при резонансе напряжений. Векторная диаграмма. 2)Резонансные кривые при резонансе напряжений. Колебания энергии при резонансе. 3)Частотные характеристики цепи с последовательным соединением участков активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. 4)Резонанс токов. Условия возникновения. Векторная диаграмма. 5)Частотные характеристики цепи с параллельным соединением участков активной, индуктивной и емкостной проводимостей. 6)Резонанс в сложной схеме. Резонансная частота. Условия возникновения резонанса.

3. Теория пассивных четырехполюсников. (Компетенция/и ОПК-1)

3.1. Четырехполюсник и его основные уравнения: 1)Пассивный четырехполюсник. Основные уравнения четырехполюсника. 2)Свойства коэффициентов четырехполюсника. 3)Обращение четырехполюсника. 4)Опыт ХХ и КЗ четырехполюсника. 5)Т-образная схема замещения четырехполюсника. 6)П-образная схема замещения четырехполюсника. 7)Повторное сопротивление. 8)Коэффициент распространения симметричного четырехполюсника. 9)Характеристические сопротивления четырехполюсника. Постоянная передачи четырехполюсника.Цепные схемы..

4. Несинусоидальные периодические напряжения и токи. (Компетенция/и ОПК-1)

4.1. Несинусоидальные периодические ЭДС и токи: 1)Действующие значения несинусоидальных ЭДС и токов. 2)Мощность в цепи несинусоидального тока. 3)Эквивалентные синусоиды. Условия эквивалентности. 4)Расчет цепей с несинусоидальными ЭДС и токами. 5)Частотные электрические фильтры. 6)Коэффициенты, характеризующие форму несинусоидальных периодических кривых. 7)Резонанс при несинусоидальных ЭДС.

Семестр № 4

5. Многофазные системы. (Компетенция/и ОПК-1)

5.1. Соединение звездой, соединение треугольником: 1)Расчет симметричной, несимметричной звезды 2)Расчет симметричного, несимметричного треугольника 3)Мощности трехфазных систем 4)Смешанные схемы соединения трехфазных систем. Несимметрия в трехфазных системах и ее практическое значение.

6. Нелинейные электрические цепи постоянного и переменного тока. (Компетенция/и ОПК-1)

6.1. Нелинейные электрические цепи постоянного тока: 1)Основная классификация нелинейных элементов. 2)Расчет сложной цепи с нелинейными элементами. 3)Триггерный эффект последовательной феррорезонансной цепи. 4)Феррорезонанс напряжений. 5)Магнитная цепь. основные законы.

6.2. Нелинейные электрические цепи переменного тока: 1) Расчет неразветвленных и разветвленных магнитных цепей. 2)Катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником. Явление феррорезонанса. 3) Феррорезонанс токов, феррорезонанс напряжений.

7. Переходные процессы в цепях с сосредоточенными параметрами. (Компетенция/и ОПК-1)

7.1. Переходные процессы в цепях с сосредоточенными параметрами: 1)Законы коммутации. Их обоснование. 2)Общие вопросы анализа переходных процессов. 3)Переходные процессы в цепи RL (короткое замыкание). 4)Включение цепи RL под постоянное напряжение. 5)Включение цепи RL под синусоидальное напряжение. 6)Два предельных случая переходного процесса в цепи RL. 7)Разряд конденсатора на активное сопротивление. 8)Включение цепи RC под постоянное напряжение. 9)Включение цепи RС под синусоидальное напряжение. 10)Два предельных случая переходных процессов в цепи RC. 11)Разряд конденсатора на цепь RL. 12)Критический случай апериодического разряда конденсатора. 13)Закон Ома в операторной форме. 14)I закон Кирхгофа в операторной форме. 15)П закон Кирхгофа в операторной форме. 16)Теорема разложения. 17)Формула включения под экспоненциальное напряжение. 18)Формула включения под постоянное напряжение. 19)Формула включения под синусоидальное напряжение.

7.2. Операторный метод расчета: 1)Закон Ома в операторной форме. 2)I закон Кирхгофа в операторной форме. 3)П закон Кирхгофа в операторной форме. 4)Теорема разложения. 5)Формула включения под экспоненциальное напряжение. 6)Формула включения под постоянное напряжение. 7)Формула включения под синусоидальное напряжение. 8)Интеграл Дюамеля. 9) Включение электрической цепи к источнику произвольно изменяющегося напряжения. 10)Изображение некоторых функций в операторной форме.

8. Цепи с распределенными параметрами в установившемся режиме. (Компетенция/и ОПК-1)

8.1. Цепи с распределенными параметрами в установившемся режиме: 1)Дифференциальные уравнения однородной линии 2)Повторное сопротивление однородной линии. 3)Коэффициент распространения однородной линии. 4)Однородная линия как четырехполюсник. 5)Линия без потерь. 6)Xолостой ход в линии без потерь. 7)Короткое замыкание в линии без потерь. 8)Линия без искажения. 9)Прямая и встречная волна в однородной линии. 10)Отражение волн от конца линии.

8.2. Переходные процессы в линиях без потерь: 1)Переходные процессы при включении разомкнутой линии без потерь при постоянном напряжении. 2)Переходные процессы при включении короткозамкнутой линии без потерь при постоянном напряжении. 3)Схема замещения длинной линии в переходном режиме. 4)Общий метод расчета переходных процессов в однородных линиях. 5)Преломление волны в узловых точках. 6)Коэффициенты преломления по току и напряжению. 7)Порядок расчета однородной линии в переходном режиме. 8)Однородная линия замкнутая на характеристическое сопротивление. Бегущие волны. Происхождение и характер волн в линиях. Подключение разомкнутой на конце линии и закороченной линии к источнику питания.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 4 4 12
2 12 4 6 14
3 6 4 4 8
4 4 4 2 10
5 6 4 4 5
6 6 4 4 6
7 12 4 4 12
8 8 4 4 6
Итого 64 32 32 73
В т.ч. по интерактивным формам 18 6 8  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Исследование регулировочных реостатов. 4
2 Исследование цепи переменного тока с активным и реактивным сопротивлениями(последовательное соединение). 2
Исследование цепи переменного тока с активным и реактивным сопротивлениями(параллельное соединение). 2
Резонанс напряжений. 2
3 Исследование пассивного четырехполюсника 4
4 Исследование несинусоидальных периодических ЭДС . 2
Семестр № 4
5 Исследование соединения трехфазной системы звездой.Исследование соединения трехфазной системы треугольником. 4
6 Феррорезонанс напряжений 4
7 Разряд конденсатора на активное сопротивление. 2
Разряд конденсатора с последовательным соединением активного сопротивления и индуктивности 2
8 Эксперементальное определение вторичных и первичных параметров однородных линий 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Линейные электрические цепи постоянного тока.Метод эквивалентных преобразований. Метод непосредственного применения правил Кирхгофа.Построение потенциальной диаграммы.Расчет сложных цепей постоянного тока методом контурных токов,узловых потенциалов,методом эквивалентного генератора.Составление баланса мощностей. 4
2 Расчет неразветвленных цепей переменного синусоидального тока классическим методом.Построение топографической и векторной диаграммы.Расчет цепей со взаимоиндуктивными связями. 4
3 Расчет пассивных четырехполюсников 4
4 Расчет линыйных цепей при действующих в них несинусойдальных токах и напряжениях. 4
Семестр № 4
5 Расчет трехфазных цепи при соединении приемника "звездой". Расчет трехфазной цепи пи соединении приемника "треугольником". 4
6 Расчет нелинейных магнитных цепей постоянного и переменного тока.Решение прямой и обратной задачи. 4
7 Расчет цепей в переходном режиме классическим методом.Расчет цепи в переходном режиме операторным методом. 4
8 Расчет цепи с распределенными параметрами в установившемся режиме.Расчет цепи с распределенными параметрами в переходном режиме 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Метод уравнений Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Теорема об эквивалентном генераторе. 12
2 Получение синусоидального напряжения. Векторная и топографическая диаграммы на комплексной плоскости. Колебательные процессы в электрических цепях. Понятие потока сцепления. Самоиндукция. Взаимоиндукция. Согласное и встречное включение катушек взаимоиндукции. Трансформатор без ферромагнитного сердечника. 14
3 Характеристические сопротивления четырехполюсника. Постоянная передачи четырехполюсника. 8
4 Эквивалентные синусоиды. Биения. 10
Семестр № 4
5 Смешанные схемы соединения трехфазных систем. Мощность трехфазных систем. Несимметрия в трехфазных системах и ее практическое значение. 5
6 Катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником. Явление феррорезонанса. 6
7 Интеграл Дюамеля. Включение электрической цепи к источнику произвольно изменяющегося напряжения. Изображение некоторых функций в операторной форме. 12
8 Однородная линия замкнутая на характеристическое сопротивление. Бегущие волны. Происхождение и характер волн в линиях. Подключение разомкнутой на конце линии и закороченной линии к источнику питания. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 217 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-1 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1)Расчет линейной цепи при воздействии несинусоидальных ЭДС. 2)Расчет переходных процессов в линейных цепях с сосредоточенными параметрами. 3)Расчет длинной линии в установившемся режиме. 4)Расчет длинной линии в переходном режиме.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Электрическая цепь постоянного тока. Законы электрических цепей.
2)Источники заданной ЭДС и заданного тока.
3)Расчет сложных схем непосредственным применением законов Кирхгофа.
4)Метод наложения. Обоснование метода.
5)Расчет сложных схем методом контурных токов. Вывод уравнений и их решение.
6)Теорема об активном двухполюснике.
7)Расчет сложных схем методом узловых потенциалов. Вывод уравнений, решение уравнений, определение токов по потенциалам.
8)Следствие из метода узловых потенциалов.
9)Основные характеристики переменного тока. Электрическая цепь и ее параметры.
10)Действующие значения периодических синусоидальных ЭДС и токов.
11)Изображение синусоидальных функций вращающимися векторами и комплексными числами.
12)Закон Ома для цепи, содержащей только активное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления).
13)Закон Ома для цепи, содержащей только индуктивное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления).
14)Закон Ома для цепи, содержащей только емкостное сопротивление (векторная диаграмма, физика явления).
15)Классический метод расчета цепей переменного тока.
16)Комплекс сопротивления (закон Ома, векторная диаграмма)
17)Комплекс проводимости (закон Ома, векторная диаграмма)
18)Пассивный двухполюсник
19)Полная мощность в цепи синусоидального тока.
20)Составляющие мощности, треугольник мощности.
21)Закон Ома в комплексной форме записи.
22)I, закон Кирхгофа в комплексной форме записи.
23)II закон Кирхгофа в комплексной форме записи.
24)Основные характеристики резонансного контура при резонансе напряжений. Векторная диаграмма.
25)Резонансные кривые при резонансе напряжений. Колебания энергии при резонансе.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Частотные характеристики цепи с последовательным соединением участков R, XL, XC.
2)Резонанс токов. Условия возникновения. Векторная диаграмма.
3)Частотные характеристики цепи с параллельным соединением участков g, bL, bC.
4)Резонанс в сложной схеме. Резонансная частота. Условия возникновения резонанса.
5)Пассивный четырехполюсник. Основные уравнения четырехполюсника.
6)Свойства коэффициентов четырехполюсника.
7)Обращение четырехполюсника.
8)Опыт холостого хода и короткого замыкания четырехполюсника.
9)Т-образная схема замещения четырехполюсника.
10)П-образная схема замещения четырехполюсника.
11)Повторное сопротивление.
12)Коэффициент распространения симметричного четырехполюсника.
13)Цепные схемы.
14)Методы гармонического анализа.
15)Действующие значения несинусоидальных ЭДС и токов.
16)Мощность в цепи несинусоидального тока.
17)Эквивалентные синусоиды. Условия эквивалентности.
18)Расчет цепей с несинусоидальными ЭДС и токами.
19)Частотные электрические фильтры.
20)Резонанс при несинусоидальных ЭДС.
21)Опытное определение одноименных зажимов.
22)Согласование знака еМ и di/dt.
23)Комплекс сопротивления взаимоиндукции. Сопротивление самоиндукции.
24)Простейшая схема 2-х обмоточного воздушного трансформатора.
25)Векторная диаграмма воздушного трансформатора.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.5
2)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.6
3)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.7
4)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.8
5)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1,задача № 2.9
6)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.10
7)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.12
8)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.16
9)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.17
10)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.18
11)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 2.19
12)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 3.1
13)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 3.2
14)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 3.4
15)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 3.5
16)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 3.6
17)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 4.1
18)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 4.3
19)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.1
20)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.2
21)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.3
22)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.4
23)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.5
24)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.6
25)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 1, задача № 5.7

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Законы коммутации. Их обоснование.
2)Общие вопросы анализа переходных процессов.
3)Переходные процессы в цепи RL (короткое замыкание).
4)Включение цепи RL под постоянное напряжение.
5)Включение цепи RL под синусоидальное напряжение.
6)Два предельных случая переходного процесса в цепи RL.
7)Разряд конденсатора на активное сопротивление.
8)Включение цепи RC под постоянное напряжение.
9)Включение цепи RС под синусоидальное напряжение.
10)Два предельных случая переходных процессов в цепи RC.
11)Разряд конденсатора на цепь RL.
12)Критический случай апериодического разряда конденсатора.
13)Закон Ома в операторной форме.
14)I закон Кирхгофа в операторной форме.
15)П закон Кирхгофа в операторной форме.
16)Теорема разложения (пояснить на примере).
17)Формула включения под экспоненциальное напряжение.
18)Формула включения под постоянное напряжение (пояснить на примере).
19)Формула включения под синусоидальное напряжение (пояснить на примере).
20)Расчет цепей с нелинейными элементами.
21)Основная классификация нелинейных элементов.
22)Расчет сложной цепи с нелинейными элементами.
23)Триггерный эффект последовательной феррорезонансной цепи.
24)Феррорезонанс напряжений.
25)Магнитная цепь. Основные законы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Дифференциальные уравнения однородной линии
2)Повторное сопротивление однородной линии.
3)Коэффициент распространения однородной линии.
4)Однородная линия как четырехполюсник.
5)Линия без потерь.
6)Xолостой ход в линии без потерь.
7)Короткое замыкание в линии без потерь.
8)Линия без искажения.
9)Прямая и встречная волна в однородной линии.
10)Отражение волн от конца линии.
11)Переходные процессы при включении разомкнутой линии без потерь при постоянном напряжении.
12)Переходные процессы при включении короткозамкнутой линии без потерь при постоянном напряжении.
13)Схема замещения длинной линии а переходном режиме.
14)Общий метод расчета переходных процессов в однородных линиях.
15)Преломление волны в узловых точках.
16)Коэффициенты преломления по току и напряжению.
17)Порядок расчета однородной линии в переходном режиме.
18)Закон полного тока.
19)Закон электромагнитной индукции.
20)I уравнение Максвелла в дифференциальной форме.
21)II уравнения Максвелла в дифференциальной форме.
22)Теорема Гаусса в дифференциальной форме.
23)Постулат Максвелла в дифференциальной форме.
24)Выражение в дифференциальной форме принципа непрерывности линий магнитного потока и электрического тока.
25)Полная система уравнений электромагнитного поля.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.51.

2)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.52.

3)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.53.

4)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.54.

5)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.55.

6)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.56.

7)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.57.

8)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.58.

9)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.59.

10)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.60.

11)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.61.

12)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.62.

13)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.63.

14)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.64.

15)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.65.

16)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.66.

17)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.67.

18)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.68.

19)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.69.

20)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.70.

21)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.71.

22)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.72.

23)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.73.

24)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.74.

25)Сборник экзаменационных задач по курсу "Теоретические основы электротехники", Ч 2, задача № 1.75.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-1 3 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Бессонов, Л. А.Теоретические основы электротехники. Электрические цепи в 2 ч. Часть 1. : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Бессонов. — 12-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 364 с. — (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02622-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт ЭБС Юрайт
2 Бессонов, Л. А.Теоретические основы электротехники. Электрические цепи в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Бессонов. — 12-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 346 с. — (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02624-5. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт ЭБС Юрайт
3 С.А. Сильвашко Основы электротехники / Электронный ресурс : учебное пособие / Сильвашко С.А. – Оренбург: Оренбургский гос. ун-т., 2009 – 209 с. (ЭБС "IPRbooks") ЭБС IPRBooks

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Воронова Н.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретические основы электротехники". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Воронова Н.П. Расчет сложной цепи постоянного тока. Учебно-методическое пособие по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, В.А. Осипов, М.А. Трубицин. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017.Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
3 Воронова Н.П. Расчет разветвленных цепей переменного однофазного тока. Учебно- методическое пособие по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, В.А. Осипов, А.И. Осипова. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
4 Воронова Н.П. Расчет цепей с несинусоидальными источниками питания. Учебно- методическое пособие по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, М.А. Трубицин. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
5 Воронова Н.П. Расчет линии с распределенными параметрами в стационарном и переходном режимах работы. Учебно-методическое пособие к РГР по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, М.А. Трубицин и др. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
6 Осипов В.А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине "Теоретические основы электротехники":учебно-методическое пособие для обучающихся на технических специальностях/В.А.Осипов,Н.П.Воронова,М.А.Трубицин,П.А.Логунова;ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов н/Д,2017.:ил.Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
7 Воронова Н.П. Расчет линии с сосредоточенными параметрами в переходном режиме работы. Учебно- методическое пособие к РГР по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, М.А. Трубицин. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017.Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
8 Воронова Н.П. Сборник экзаменационных задач по курсу "ТОЭ". Ч.I. Учебно-методическое пособие по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, В.А. Осипов, ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС
9 Воронова Н.П. Сборник экзаменационных задач по курсу "ТОЭ". Ч.II. Учебно-методическое пособие по курсу "ТОЭ". Н.П. Воронова, В.А. Осипов, П.А. Логунова. ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов н/Д, 2017. Электронный ресурс ЭБС РГУПС. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Операционная система ОС Microsoft Windows. (и). Офисное програмное обеспечение Microsoft Office. (и) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47714.