РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретическая механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.О "Теоретическая механика"

по Учебному плану

подготовки специалистов по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Профильная направленность

Управление техническим состоянием железнодорожного пути

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения ", ФГОС ВО 3++

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ф-м.н., доц. Шехов Владимир Павлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.О "Теоретическая механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретическая механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Чебаков Михаил Иванович, заведующий отделом, ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БО_Теоретическая м_С_23.05.06_во_3_Термех_и47581.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретическая механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 29.03.2019 № 10.

Целью дисциплины "Теоретическая механика" является подготовка в составе других дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с типом задач профессиональной деятельности, предусмотренным учебным планом и профильной направленностью "Управление техническим состоянием железнодорожного пути".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Взаимодействие пути и подвижного состава", "Сопротивление материалов", "Строительная механика";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине Установленные ОП компетенции и индикаторы их достижения
ОПК-4 - Способен выполнять проектирование и расчет транспортных объектов в соответствии с требованиями нормативных документов

Знает: законы теоретической механики, плоское движение твердого тела, вращение твердого тела вокруг неподвижной оси и неподвижной точки, основные законы, положения и задачи статики и динамики; постановку и методы решения задач о движении и равновесии механических систем

Умеет: - применять теоремы и законы теоретической механики при расчетах механических систем; определять силы реакций при равновесии механических систем; определять кинематические характеристики твердого тела и его точек при различных видах движения; определять силы, возникающие при движении механических систем

Имеет навыки: - навыками расчетов механических систем методами теоретической механики

Индикатор:
ОПК-4.3 - определяет силы реакций, действующих на тело, скорости ускорения точек тела в различных видах движений, анализирует кинематические схемы механических систем

Знает: - основные уравнения и методы решения задач теоретической механики; условия равновесия механических систем; основные виды движения твердого тела; основные законы динамики механических систем

Умеет: - применять теоремы и законы теоретической механики при расчетах механических систем

Имеет навыки: - навыками расчета механических систем

Индикатор:
ОПК-4.4 - применяет законы механики для выполнения проектирования и расчета транспортных объектов

Место дисциплины 1Б.О "Теоретическая механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав обязательной части (О).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗУС, СУВ, СУС, Сэ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 80 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 48 48 48
       
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 28   28
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 13   13
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 80 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
         
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   68 55
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 108   68 40
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Статика. (Компетенция/и ОПК-4)

1.1. Основные понятия и аксиомы статики: 1) Понятие силы. 2) Момент силы относительно точки 3) Система сил. Уравновешенные и эквивалентные системы. Равнодействующая 4) Главный вектор и момент системы 5) Аксиомы статики.

1.2. Простейшие системы сил. Виды связей. Порядок решения задач: 1) Система сходящихся сил Силовой многоугольник Равнодействующая системы сходящихся сил 2) Пара сил. Момент пары сил Теоремы о парах сил и операциях с ними 3) Виды связей и их реакции. Принцип освобождаемости от связей 4) Порядок решения задач 5) Аналитические условия равновесия систем сил. 6) Ферма. Методы расчета.

1.3. Основные теоремы статики. Условия равновесия различных систем сил: 1) Простейшие теоремы статики 2) Метод Пуансо (теорема о параллельном переносе силы) 3) Основная теорема статики. 4) Условия равновесия произвольной пространственной системы сил. 5) Частные случаи равновесия произвольной системы сил. 6) Теорема Вариньона.

1.4. Система параллельных сил: 1) Центр системы параллельных сил. 2) Методы определения центра тяжести твердого тела. 3) Определение центра тяжести простейших тел.

1.5. Теория трения: 1) Законы Кулона. 2) Коэффициент сцепления. 3) Коэффициент трения скольжения. 4) Угол и конус трения. 5) Трение скольжения. 6) Трение качения.

2. Кинематика. (Компетенция/и ОПК-4)

2.1. Кинематика точки: 1) Основные понятия кинематики. Кинематические характеристики точки 2) Способы задания движения точки. Траектория 3) Определение вектора, проекций и алгебраической величины скорости точки. 4) Определение вектора и проекций ускорения точки 5) Разложение ускорения точки на касательное и нормальное ускорение. 6) Классификация движения точки 7) Равнопеременное движение точки.

2.2. Простейшие движения твердого тела: 1) Теорема о скоростях и ускорениях при поступательном движении твердого тела. 2) Уравнения и кинематические характеристики поступательного движения тела. 3) Уравнения и кинематические характеристики вращения твердого тела вокруг неподвижной оси. 4) Скорость и ускорение точки твердого тела 5).Формула Эйлера, формула Ривальса.

2.3. Плоскопараллельное движение твердого тела: 1) Основное свойство плоскопараллельного движения твердого тела 2) Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс. 3) Уравнения и кинематические характеристики плоского движения тела. 4) Теорема об определении скоростей точек плоской фигуры. Следствие о проекциях скоростей 5) Понятие мгновенного центра скоростей (МЦС). Способы нахождения положения МЦС 6) Теорема об определении ускорений точек плоской фигуры. 7) Понятие мгновенного центра ускорений (МЦУ). Способы определения МЦУ.

2.4. Сферическое и свободное движение твердого тела: 1) Движение твердого тела вокруг неподвижной точки. Углы Эйлера 2) Уравнения и кинематические характеристики сферического движения тела 3) Определение скоростей и ускорений точек тела при сферическом движении. 4) Свободное движение твердого тела 5) Уравнения и кинематические характеристики свободного движения тела 6) Определение скоростей и ускорений точек тела при свободном движении.

2.5. Сложное движение точки: 1) Основные определения (абсолютное, относительное и переносное движения). 2) Скорость и ускорение точки при относительном движении точки. 3) Скорость и ускорение точки при переносном движении точки. 4) Теорема о сложении скоростей при сложном движении 5) Теорема Кориолиса. 6) Ускорение Кориолиса.

2.6. Сложное движение твердого тела: 1) Сложение поступательных движений твердого тела 2) Сложение вращательных движений твердого тела 3) Пара вращений 4) Сложение поступательного и вращательного движений твердого тела 5) Винтовое движение твердого тела.

3. Динамика материальной точки. (Компетенция/и ОПК-4)

3.1. Динамика материальной точки: 1) Аксиомы динамики. 2) Две основные задачи динамики свободной материальной точки. 3) Дифференциальные уравнения движения точки в векторной, координатной форме и в проекциях на оси естественного трехгранника. 4) Способы интегрирования дифференциальных уравнений движения материальной точки.

3.2. Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы: 1) Свободные колебания материальной точки. 2) Амплитуда, период и частота свободных колебаний. 3) Затухающие колебания материальной точки. 4) Логарифмический декремент затухания. Период и частота затухающих колебанийю 5) Апериодическое движение. 6) Вынужденные колебания материальной точки.7) Явление резонанса. 8) Влияние сопротивления на вынужденные колебания точки.

4. Динамика механической системы. (Компетенция/и ОПК-4)

4.1. Механическая система: 1) Понятие механической системы 2) Классификация сил на внешние и внутренние силы. 3) Основные свойства внутренних сил. 4) Дифференциальные уравнения движения механической системы 5) Инерциальные характеристики механической системы (масса, центр масс и моменты инерции относительно точек и осей) 6) Моменты инерции некоторых тел: стержня, диска, кольца, однородного цилиндра, пластины. 7) Теорема Гюйгенса – Штейнера.

4.2. Общие теоремы динамики: 1) Теорема о движении центра масс механической системы. Следствие 2) Закон сохранения движения центра масс. Следствие 3) Теорема импульсов. Следствие 4) Элементарный и полный импульс силы. 5) Закон сохранения количества движения. Следствие 6) Теорема об изменении кинетического момента механической системы. 7) Закон сохранения момента количества движения механической системы. 8) Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела. 9) О теореме об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы.

4.3. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы: 1) Кинетическая энергия твердых тел при различных видах движения. 2) Работа сил. Примеры определения работ различных сил 3) Теорема Кенига. 4.4. Потенциальная энергия: 1) Потенциальное силовое поле. 2) Силовая функция. 3) Работа сил, действующих на точку в потенциальном силовом поле. 4) Поверхности уровня. 5) Потенциальная энергия. 6) Закон сохранения механической энергии.

5. Аналитическая механика. (Компетенция/и ОПК-4)

5.1. Принципы механики: 1) Сила инерции. 2) Принцип Даламбера для материальной точки и для системы. 3) Связи и их классификации. 4) Возможные перемещения. 5) Элементарная работа на возможном перемещении. 6) Принцип Лагранжа (принцип возможных перемещений). 7) Число степеней свободы механической системы. 9) Принцип Лагранжа–Даламбера (общее уравнение динамики).

5.2. Уравнения Лагранжа второго рода: 1) Обобщенные координаты и обобщенные скорости. 2) Обобщенные силы и способы их определения. 3) Принцип возможных перемещений в обобщенных силах. 4) Общее уравнение динамики в обобщенных силах. 5) Структура уравнений Лагранжа.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 14   2
2 10 14   3
3 4 6   2
4 6 8   3
5 4 6   3
Итого 32 48   13
В т.ч. по интерактивным формам 16 24    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Равновесие сходящейся и плоской систем сил 4
Расчет ферм 2
Равновесие пространственной системы сил 4
Определение центра тяжести плоской фигуры 2
Условия равновесия системы сил с учетом сил трения скольжения и сил трения качения 2
2 Кинематика точки 2
Вращательное движение твердого тела 2
Плоскопараллельное движение твердого тела. МЦС 4
Плоскопараллельное движение тела. МЦУ 2
Сложное движение точки 4
3 Дифференциальные уравнения движения точки. Решение прямых и обратных задач динамики. 2
Свободные, затухающие и вынужденные колебания материальной точки. 4
4 Применение теорем о движении центра масс и изменении количества движения к исследованию движения механической системы 2
Применение теоремы об изменении кинетического момента механической системы 2
Вычисление работ различных сил 2
Применение теоремы об изменении кинетической энергии к исследованию движения механической системы 2
5 Применение принципа Даламбера и принципа возможных перемещений к исследованию состояния механической системы 2
Использование общего уравнения динамики при решении задач 2
Применение уравнения Лагранжа второго рода к исследованию движения механической системы с одной степенью свободы 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Равновесие сочлененных конструкций 1
Трение качения при скольжении 1
2 План скоростей 1
План ускорений 2
3 Динамика точки переменной массы 2
4 Элементарная теория удара 3
5 Приближенная теория гироскопа 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 108 час.


Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-4 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

-РГР С-3 Расчет ферм;;

-РГР К-3 Определение скоростей и ускорений многозвенного механизма;;

-РГР Д-1 Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки;;

-РГР Д-3 Применение теоремы об изменении кинетической энергии к движению системы.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные понятия статики: сила, система сил, равнодействующая, Аксиомы статики. Простейшие теоремы статики (о переносе силы, о трех силах).
2) Момент силы относительно точки как вектор. Главный вектор и момент системы сил.
3) Пара сил. Основные виды внешних сил. Связи и реакции связей. Основные виды связей. Порядок решения задач статики. Расчет ферм.
4) Метод Пуансо. Теорема о приведении системы сил к заданному центру. Возможные случаи приведения произвольной системы сил.
5) Момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю. Аналитические условия равновесия различных систем сил.
6) Теорема Вариньона. Формула центра системы коллинеарных сил. Центр тяжести однородных тел, методы определения центра тяжести.
7) Силы сцепления. Трение скольжения, коэффициент трения скольжения. Законы Амонтона - Кулона. Трение качения.
8) Способы задания движения точки. Определение скорости (вектора, модуля, алгебраической величины). Траектория движения точки. Естественные оси.
9) Способы задания движения точки. Определение ускорения (вектора, модуля, касательного и нормального). Классификация движения точки.
10) Поступательное движение твердого тела. Теорема о траекториях, скоростях и ускорениях точек тела при поступательном движении. Законы равнопеременного движения.
11) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. Уравнение вращательного движения. Угловая скорость и угловое ускорение. Скорость и ускорение точек вращающегося тела.
12) Плоскопараллельное движение твердого тела. Теорема о скоростях точек плоской фигуры и ее следствия. Мгновенный центр скоростей.
13) Плоскопараллельное движение твердого тела. Теорема об ускорениях точек плоской фигуры и ее следствия. Мгновенный центр ускорений.
14) Сферическое движение твердого тела. Углы Эйлера. Свободное движение твердого тела. Уравнения сферического и свободного движения твердого тела.
15) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения). Теоремы о скоростях и ускорениях при сложном движении точки. Ускорение Кориолиса.
16) Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Две основные задачи динамики. Дифференциальные уравнения движения материальной точки.
17) Свободные гармонические колебания материальной точки под действием восстанавливающей силы. Амплитуда, частота, период.
18) Затухающие гармонические колебания материальной точки под действием силы, пропорциональной скорости. Декремент затухания. Апериодическое движение.
19) Вынужденные гармонические колебания материальной точки под действием силы, периодически изменяющейся во времени. Явление резонанса.
20) Механическая система. Внешние и внутренние силы. Инерциальные характеристики механической системы. Дифференциальные уравнения движения механической системы.
21) Теорема о движении центра масс механической системы. Закон сохранения движения центра масс механической системы. Следствия из теоремы и закона.
22) Теорема об изменение количества движения механической системы. Закон сохранения количества движения механической системы. Следствия из теоремы и закона.
23) Теорема об изменение кинетического момента механической системы. Закон сохранения кинетического момента механической системы. Следствия из теоремы и закона.
24) Теорема об изменение кинетической энергии механической системы. Работа силы на конечном перемещении. Вычисление работы некоторых сил.
25) Закон сохранения механической энергии системы. Потенциальная энергия механической системы. Примеры консервативных сил.
26) Сила инерции. Принцип Д/Аламбера для материальной точки. Принцип Д/Аламбера для механической системы. Главный вектор и главный момент сил инерции.
27) Классификация видов связей. Возможные (виртуальные) перемещения системы. Число степеней свободы. Принцип (Лагранжа) возможных перемещений.
28) Общее уравнение динамики (принцип Д/Аламбера – Лагранжа). Число степеней свободы. Голономные и стационарные связи. Главный вектор и главный момент сил инерции.
29) Обобщенные координаты механической системы. Обобщенные силы и способы их вычисления. Принципы механики в обобщенных координатах.
30) Дифференциальные уравнения движения системы в обобщенных координатах. Уравнения Лагранжа 2-го рода.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Уравнения Лагранжа 2-го рода. Порядок решения задач динамики с использованием этих уравнений.
2) Общие уравнения динамики в обобщенных силах. Порядок решения задач динамики с использованием этих уравнений.
3) Общие уравнения динамики. Порядок решения задач динамики с использованием принципа Д/Аламбера - Лагранжа.
4) Принцип (Лагранжа) возможных перемещений в обобщенных силах. Порядок решения задач динамики с использованием этих уравнений.
5) Число степеней свободы. Принцип (Лагранжа) возможных перемещений. Порядок решения задач динамики с использованием принципа Лагранжа.
6) Принцип Д/Аламбера для механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием принципа Д/Аламбера.
7) Теорема об изменение кинетической энергии механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этой теоремы.
8) Теорема об изменение кинетического момента механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этой теоремы.
9) Теорема об изменение количества движения механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этой теоремы.
10) Теорема о движении центра масс механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этой теоремы.
11) Закон сохранения количества движения механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этого закона.
12) Закон сохранения движения центра масс механической системы. Порядок решения задач динамики с использованием этого закона.
13)Порядок решения задач о вынужденных колебаниях материальной точки. Определение параметров этих колебаний из начальных условий.
14) Порядок решения задач о затухающих колебаниях материальной точки. Определение параметров этих колебаний из начальных условий.
15) Порядок решения задач о свободных колебаниях материальной точки. Определение параметров этих колебаний из начальных условий.
16) Определение ускорения Кориолиса при сложном движении точки, когда её переносное движение – вращательное. Случаи равенства нулю.
17) Определение ускорения при сложном движении точки, когда её переносное движение – вращательное.
18) Определение скорости при сложном движении точки, когда её переносное движение – вращательное, а траектория её относительного движения – окружность.
19) Определение ускорений точек тела при его плоском движении с использованием теоремы об определении ускорений точек плоской фигуры.
20) Определение ускорений точек тела при его плоском движении с помощью МЦУ. Способы определения положения МЦУ.
21) Определение скоростей точек тела при его плоском движении с использованием теоремы об определении скоростей точек плоской фигуры.
22) Определение скоростей точек тела при его плоском движении с помощью МЦС. Способы определения положения МЦС.
23) Определение скоростей и ускорений точек тела при его вращательном движении вокруг неподвижной оси.
24) Три способа определения величины момента силы относительно точки. Случаи, когда этот момент равен нулю.
25) Три способа определения величины момента силы относительно оси. Случаи, когда этот момент равен нулю.
26) Порядок решения задач статики. Составление аналитических условий равновесия при действии на объект исследования различных систем сил.
27) Какие жесткие конструкции называются фермами. Использование метода вырезания узлов и метода Риттера при расчете ферм.
28) Использование метода разбиения (симметрии, эксперимента и интегрирования) при определении и центра тяжести однородных тел.
29) Использование метода дополнения (симметрии, эксперимента и интегрирования) при определении и центра тяжести однородных тел.
30) Сила трения скольжения. Момент трения качения. Порядок решения задач статики с учетом сил и моментов трения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при координатном способе задания ее движения.

2) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при естественном способе задания ее движения.

3) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при вращательном движения тела.

4) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при плоскопараллельном движения тела.

5) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движения точки (переносное движение – поступательное).

6) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движения точки (переносное движение – вращательное.

7) Задача на применение уравнений Лагранжа 2-го рода.

8) Задача на определение центра тяжести плоских тел.

9) Задача на определение центра тяжести объемных тел.

10) Задача на определение центра тяжести сложных тел.

11) Задача на определение коэффициента трения скольжения.

12) Задача на определение коэффициента трения качения.

13) Задача на равновесие сочлененных тел.

14) Задача на определение реакций связей для плоской системы сходящихся сил.

15) Задача на определение реакций связей для плоской системы параллельных сил.

16) Задача на определение реакций связей для произвольной плоской системы сил.

17) Задача на определение реакций связей для пространственной системы сходящихся сил.

18). Задача на определение реакций связей для пространственной системы параллельных сил.

19) Задача на определение реакций связей для произвольной пространственной системы сил.

20) Задача на определение центра тяжести линейных тел.

21) Прямая задача динамики материальной точки.

22) Обратная задача динамики материальной точки.

23) Задача на исследование свободных гармонических колебаний материальной точки под действием восстанавливающей силы.

24) Задача на исследование затухающих колебаний материальной точки.

25) Задача на исследование вынужденных колебаний.

26) Задача на вычисление осевых моментов инерции однородных тел относительно произвольных осей.

27) Задача на применение теоремы о движении центра масс.

28) Задача на применение закона сохранения движения центра масс.

29) Задача на применение теоремы об изменении количества движения.

30) Задача на применение закона сохранения количества движения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
  ОПК-4 3 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень учебной литературы для освоения дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сидашов, А.В. Теоретическая механика: учеб. пособие / А.В. Сидашов, В.П. Шехов, Е.А. Василькова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 118 с.: 95 ил.– Библиогр.: с. 114. ЭБС РГУПС
2 Козинцева С.В. Теоретическая механика: учебное пособие / С.В.Козинцева, М.Н. Сусин. - 2-е изд.- Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 153с. ЭБС РГУПС
3 Горбач, Н. И. Теоретическая механика. Динамика : учебное пособие / Н. И. Горбач. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 320 c. ЭБС РГУПС

Перечень учебно-методического обеспечения

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шехов В.П. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретическая механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Иванова, И. В. Теоретическая механика : учеб.-метод. пособие к расчетно-графическим, контрольным, практическим, самостоятельным работам для студентов очной и заочной форм обучения / И. В. Иванова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 103 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС
3 Иванова, И. В. Теоретическая механика : методические указания для самостоятельной работы и выполнения практических и расчетно-графических работ : в 3 ч. Ч. 1 / И. В. Иванова, В. П. Шехов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС
4 Иванова, И. В. Теоретическая механика : методические указания для самостоятельной работы и выполнения практических и расчетно-графических работ : в 3 ч. Ч. 2 / И. В. Иванова, В. П. Шехов ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 51 с. - Библиогр. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 47581.